Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 сентября 2020
Когда Ангел-хранитель плачет

Когда Ангел-хранитель плачет

Может, оттого, что мы все молчим, мат теперь везде?
Матвей Славко
30.08.2019
Когда Ангел-хранитель плачет

Это драма нашей молодежи. Стараюсь обходить курящую группку, боясь услышать матерные слова и разочароваться в тех, кого люблю. Но порой «настигает», и когда просто проходишь мимо трех-четырех беседующих подростков. И нередко на бульваре слышу, как родители «общаются» с детьми...

Иногда у своего подъезда слышу двенадцатилетних девчонок, изрядно матерящихся. Все жду, когда же схлынет это поветрие. Дискомфорт страшный, иногда не выдержишь и сделаешь замечание. Замолкают, некоторые извиняются.

Это не поветрие. Это культура насилия, которая цветет и разрастается. Когда люди поймут, что мат — это такое же насилие, как и физическое применение силы, тогда что-то, может, начнет меняться.

Православные старцы учат: мат — молитва сатане и оскорбление Господа и Богородицы! Потому не удивляйся бедам в своей жизни.

Это одна из скверных привычек — ругательство матерным словом. Ангел Хранитель такого человека плачет, а диавол радуется. От такого человека Матерь Божия молитвенный покров Свой отнимает и Сама отступает от него. За срамословие Бог попускает на человека беды, болезни и многие напасти. И чем больше зла в человке, чем человек матершиннее в речи, тем дальше от нас отходит наш Покровитель...

Широко известен эпизод, когда в одной из чеченских кампаний наши окруженные спецназовцы пошли в прорыв с молитвой, а не с отчаянным матом, как водилось обычно. И все (!) уцелели в атаке.

Бывают и случаи прямого вразумления. «Боженька иголкой язык наколет», — говаривали нам бабушки в детстве по сквернословному случаю. Так вот, мой сосед, лет 70-ти, всю жизнь невыносимо матерился, буквально через два-три слова вставлял «связки», причем запальчиво, если не сказать вдохновенно. И что же? Лет десять назад его шибануло молнией. Как он выжил, непонятно, но придя в себя и нося в себе эту контузию, сразу пришел к выводу, что это было небесное вразумление именно за сквернословие. Ни минуты, говорит, не сомневался, что получил удар за свой «грязный рот». Теперь — никогда не матерится, стал улыбчив.

Академик Д.С. Лихачев писал: «У меня очень много писем по поводу мата или, как осторожнее говорили до революции, “трехэтажных выражений”. Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело. Существует природа. Природа не терпит бесстыдства».

И такое высказывание академика не оставим без внимания: «Тот, кто чувствует себя свободным, не будет отвечать матом… В лагере на Соловках расстреливали чаще всего тех, кто НЕ РУГАЛСЯ <матом>. Они были “чужие”».

Нашествие матерщины академик Лихачев считал симметричным явлением исключению из школьного образования церковно-славянского языка. Он утверждал:

«До сих пор остается бедой русского языка то, что отменили преподавание церковно-славянского языка. Это был второй язык, близкий к русскому. Нарядный язык… Да-да, этот язык поднимает значение того, о чем идет речь в слове. Это другое, совершенно высокое эмоциональное окружение. В старой гимназии древнерусской литературе уделяли больше места, больше внимания, чем на современных филологических факультетах...»

Редактор саратовского журнала «Православие и современность» Марина Бирюкова разместила на своей странице Фейсбука взволнованную реплику, которую републиковал на своем сайте православный молодежный журнал «Фома». «Мне бесконечно страшно слышать на улицах матерящихся детей — подчас десяти-одиннадцати лет, — пишет М. Бирюкова. — Это жуткое зрелище оскверненного детства, поруганной чистоты. Это не просто озорство или даже хулиганство, нет. Хулиганство — это то, что ребенок сам не воспринимает как норму: озоруя, хулиганя, он понимает, что переступает черту, получает удовольствие от запретного. Дети, которые общаются с помощью срамословия (именно так на Руси называли то, что мы сегодня называем ненормативной или обсценной лексикой) воспринимают его как норму общения. А что ж им не воспринимать мат как норму, этим детям, если их родители матерятся — даже не просто при них, а именно в общении с ними?..»

Сделав замечание тридцатилетней женщине, сквернословящей в адрес своей маленькой дочери, публицист отмечает, что та не отреагировала никак: «Она меня просто не воспринимает — я для нее не в кадре. Скажите, какой педагог или какой священник объяснит девочке, что произносить подобные слова нехорошо, некрасиво и т.д.? Вряд ли кто-либо сумеет ей это внушить — после такого маминого воспитания. Этому ребенку нанесена уже страшная черная рана, и если я не называю здесь эту рану безнадежной, неисцелимой, то лишь потому, что невозможное человекам возможно Богу, и значит, в Нем человеку тоже возможно всё: из каких только бездн люди к Нему не выбираются, историй много…»

Взволнованный человек задается вопросом, а что же “мастера культуры”, борющиеся за “свободу русского языка” и “естественность русской речи на сцене и в литературе…” И утверждает: «Если человек сам, сразу, сходу не понимает, не чувствует, что мат есть смрадное дыхание адской бездны, что к русской культуре мат имеет такое же отношение, как рак к человеческому организму — то объяснять и доказывать это человеку бесполезно. Что же произошло с этими писателями, режиссерами и прочими творческими личностями, что они перестали это чувствовать?

У апостола Павла в первой главе его Послания к Римлянам трижды повторяется выражение “предал их Бог”: чему же? — “в похотях сердец их нечистоте” (24); “постыдным страстям” (26); “превратному уму”(28). Людей, которые не помнят о Нем, Бог предает тому внутреннему аду, который на самом деле существует в каждом из нас. А вера или — подчас при ее отсутствии — воспитанная нравственная норма, культура есть мостик над этой бездной.

Ведь, если Бога нет, то все позволено. Скажем иначе — если нет Нормы, то всё нормально. Моя знакомая, интеллигентная женщина, преподаватель гуманитарной дисциплины, пользуясь материнским правом, заглянула в переписку свое дочери с неким мальчиком. “Настя, почему ты позволяешь ему разговаривать с тобой на таком языке?..” “Мама, ты отстала от жизни — сейчас иначе уже никто не общается”. Самое страшное — уверенность девочки, что иначе сейчас уже нельзя, и тот, для кого это ненормально — отстал от жизни.

Даже хорошей, крепкой семье очень трудно противопоставить что-то давлению среды. Девочка боится прослыть несовременной, наивной, невзрослой, неполноценной… она боится оказаться непринятой, если откажется общаться на скверном языке, если покажет, что ей это неприятно. И это судьба миллионов девочек сегодня, и миллионов мальчиков.

И кто-то за них ответит, конечно, на Страшном суде…»

Александр Ткаченко в реплике «Язык бесов», опубликованной на том же сайте, рассказывает: «На подходе к эскалатору в метро меня обогнала тройка весело болтающих молодых ребят. Симпатичные, худощавые, хорошо одетые. Один — в очках. В общем — ребята как ребята. И проехали мы с ними по соседству на ступеньках самодвижущейся лестницы — всего ничего, минуту, наверное, не больше. Но за эту минуту я услышал столько матерщины, сколько не слышал, наверное, за несколько последних лет. Потому что на эскалаторе ведь в сторонку не отойдешь. Вот и пришлось поприсутствовать на этом “пире духа”. И не особо громко ведь матерились, так — лишь друг друга слышали, ну и я за компанию случайно…

А, надо сказать, у меня трое сыновей, чуть младше их. И каждый раз когда на улице я слышу от молодняка бранные слова, у меня срабатывает какой-то рефлекс: подойти, сделать внушение, а ежели не послушают, то… А что, собственно “то”? По шее дам? Ага, щас. С какого перепугу? Ну, вот предположим, сказал я им нечто строгое мужчинское, вроде “ребята, прекратите немедленно, как вам не стыдно”. А они тем же лексиконом посылают меня по известному адресу. После чего из всех вариантов продолжения этой увлекательной беседы у меня их останется только два: либо я оставляю их в покое, метафизически отправившись в указанном направлении. Либо — перевожу дискуссию в плоскость невербальных аргументов с элементами мордобоя. Третьего не дано, увы. И тот, и другой варианты меня как-то не устраивают. Поэтому, обычно, в таких ситуациях я молчу. Смолчал и тут. Хотя сейчас ребята были вполне себе с виду приличные, и поговорить с ними спокойно можно было бы без проблем. Но… в том и беда, наверное, что на спокойный разговор я сам тогда был не настроен. В ответ же на агрессию что можно получить, кроме агрессии? Ее родимую и получишь, ничего более. Ну а если бы, к примеру, спокойно с ними поговорил, с сочувствием и любовью? Честно сказать, думаю, и тут бы мало что изменилось. Ну, может, придержали бы языки на время, увидав, что мне это не нравится. Может даже извинились бы. А после продолжили со спокойной душой. У них ведь есть уже такой опыт — не материться в определенных обстоятельствах — дома при родителях, в школе при учителях, в институте при преподавателях… Но как только табуирующая мат обстановка меняется, “разговаривать на нём” начинают с удвоенной энергией».

Есть и еще одна причина, по которой Александру представляются бессмысленными увещевания, обращенные к незнакомым людям на улице: «И не в том даже дело, что матерщина пропитывает жизнь современного человека еще со школьной скамьи, что матерятся сейчас очень многие взрослые, и странно было бы ждать от их детей иного отношения к этой словесной заразе. Нет, это все, конечно же, имеет место, и конечно же — очень печально.

Но я вспоминаю свои детство и юность. Вспоминаю, как матерился через каждое слово куда как смачнее моих давешних случайных попутчиков. И очень хорошо понимаю сейчас, что это была не просто вредная привычка. Это была самая настоящая одержимость.

Звучит очень категорично, но я помню, что когда взрослые пытались увещевать меня и моих друзей, их слова не имели абсолютно никакого воздействия на мою душу. Ни грубые и агрессивные, ни ласковые и участливые — никакие вообще. Я их просто не слышал. Не понимал, почему мат — это плохо. И лишь придя в Церковь осознал — нельзя одними и теми же устами молиться Божьей Матери, и говорить матерную похабщину. Тут нужно выбирать что-то одно. И единственный путь эффективной борьбы с этим всепроникающим злом — в христианской проповеди, в миссионерской работе с молодежью. Матерщину ведь не зря называют языком бесов. А изгонять бесовское слово можно только словом Божьим. И не на улице надо одергивать между делом незнакомых ребят, а, ну для примера — постараться наладить дружеские отношения хотя бы с теми парнями и девчонками, которые каждый день здороваются с тобою у твоего подъезда. Познакомиться, подружиться, и уже потом — рассказывать о Боге, о Христе, о Евангелии. В надежде на то, что в юных сердцах потихоньку начнет гореть искра любви Божьей. Которая, возгоревшись, способна попалить не только матерщину, но и все другие наши грехи. Звучит, быть может, наивно. Но других способов я здесь действительно не вижу».

Татьяна Набатникова, известный писатель и переводчик с немецкого, в том числе детской литературы, неожиданно высказалась в соцсетях так: «У меня трое внуков: девятилетний Игнат, шести-с-половиной-летняя Ариадна и шестилетний Тихон, уже “просвещённые” настолько, что хорошо знают, какие слова нельзя тащить в дом. Чтобы в доме не завелась какая-нибудь зараза. В этом отношении я придерживаюсь вековых предрассудков моей крестьянской семьи, хотя меня — как переводчицу с немецкого — очаровывает полное отсутствие у немцев разделения на цензурную и нецензурную лексику, у них весь язык допустимый. Возможно, и нам не помешало бы сдвинуть окно Овертона в сторону уменьшения поля сакральных слов. А вы как думаете, коллеги?»

Коллеги отвечают. «Сдвинуть...? Сдвинули. И представьте: к вам приходит девятилетний Игнат и говорит: “Бабуля, (три слова, последнее из которых мать), что-то картошку долго жаришь, есть хочется”. Вы только вдумайтесь! Вам плохо не стало? Мне стало. У людей должна быть моральная ответственность за употребление мата, иначе в кого мы превратимся? Только в быдло».

«Легализовать мат? Я против, против, против! В борьбе с матом я проиграла уже по всем фронтам, легализация — потеря моего последнего бастиона», — вторит другая оппонентка.

Поэтесса Марина Кулакова тоже отвечает Т. Набатниковой: «Нельзя уменьшать и сдвигать поля сакральных слов. На то они и сакральные, то есть скрытые, со своим целеполаганием. Культура — система запретов. И русская культура имеет на этот счет свои древнейшие каноны. Она очень целомудренна, и этим сама себя, и нас, — хранит. Дети — “зеркало” семьи и общества, среды, в которой растут. Что же на “зеркало” пенять? И выправляются многие быстро, если спокойно им делать замечание. Главное — самим не беситься»!

В любом случае, мы обязаны говорить и друг с другом, с новыми поколениями. И, конечно же, не на матерном языке. И в прорыв, как те бойцы, и в повседневную текущую жизнь хорошо бы нам идти не с матом на устах и в сердце, а с молитвой.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 53 найденных.
Виктор
26.11.2019 3:18
А что ж вы боитесь, идите и донёсите до них, что хорошо, а что плохо. Вера она в сердце, духе. Я это им говорю, хоть и сам грешник.
Ксения
25.11.2019 19:05
Всегда на улице делаю замечание, если слышу бранные слова.У меня эти слова вызывают физическую боль, буквально становится тяжело дышать.Ни разу не слышала в ответ агрессивных реплик! Чаще всего извиняются, отходят в сторону, стараются не говорить больше этих слов.Были и подростки с пивом, и второклассники у школы, и подвыпившие мужчины на пляже.Все они понимали, что ругаться плохо, им становилось стыдно.Не бойтесь призывать ругающихся матом людей остановиться, не произносить эту гадость вслух.Чаще всего, они и сами рады не говорить этого.Но нужно произносить просьбу спокойно, без агрессии, с любовью к людям . Мира всем и добра!
Фотиния
25.11.2019 13:52
Как детям не материться,если отовсюду сквернословие.Шнуров,например,уже в телевизоре
ева
24.11.2019 20:31
Когда я была маленькая и бегала около взрослых, слышала как мужики да и женщины разговаривали между собою матерными словами. Находились среди них взрослые, которые шикали на собеседников, чтобы они не ругались матом, т.к. бегают и слышат дети. Я завидовала детям этих взрослых, которые не ругаются матом. Дала себе клятву, что вырасту большая и ни когда не буду ругаться матом.
Екатерина
05.11.2019 16:21
Согласна, что в наше время многие подростки и взрослые страдают недугом сквернословия. Многие, но, ведь очивидно, что эта болезнь появилась не в настоящем. И раньше такое общение было "в норме" в определенных кругах, и раньше уже из детского сада дети приносили неожиданные слова. Так было и с моим сыном. Объясняли, показывали своим примером, что это неправильно и некрасиво. Считаю, что насильственные, одномоментные преобразования стиля и образа общения, мысли, внутреннего видения красоты и уродства у отдельного человека, не говоря об группе общества в целом, невозможны. Только терпеливые, добрые объяснения при встрече с подобным, могут принести свои плоды. Хочу поделиться одним таким объяснением моего замечательного знакомого. Он как-то сказал, что суффикс -ся в конце слова имеет направленность на говорящего человека. Например, обидеть-ся - обидеть себя, материть-ся материть себя. Вот, например, такое полу-шуточное объяснение вполне можно применить при разговоре с подростком. Я верю, что наши дети лучше нас, надо просто им иногда по доброму помогать.
Ада
05.11.2019 5:01
В детстве и юности не материлась - в семье таких слов не использовали, а в школе не научили. Придя на завод, по-началу дичилась: там все, как будто бы вместо запятых, слова матершинные вставляют. И сказала им: "Знаете, раньше в языке для связки было много слов, вроде ИЖЕ, ОЖЕ, ЕСИ, и всего такого... Но их убрали, а мы, будто чувствуем эту пустоту, и как бы подсознательно стремимся её заполнить". Выслушали меня заводчане, и тут - заходит к ним в курилку начальник смены, да как давай орать на киповцев: "Вы, такие сякие, декорбанизатор стоит, а вы тут сидите!" А один из киповцев ему - возьми да ответь: "Ты дебил, еси? Оже он перегрелся!"... Все грянули таким хохотом, аж оконные стёкла в цеху задрожали.
Сергей
04.11.2019 15:30
В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. 6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Сергей
04.11.2019 9:49
В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. 6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Сергей
28.09.2019 10:09
Помоги нам Создатель
Мария
20.09.2019 13:01
Как-то встретила на улице города стайку подростков. Их было человек семь, и один мальчик очень матерился, громко, а другие смеялись, и девочки- тоже. Я подозвала этого паренька и на ушко ему сказала, что когда он ругается матом, он глупеет. Он замолчал, покраснел. Все переглянулись , и дальше пошли молча. Надеюсь, кто-то что-то понял или поймет
Отображены комментарии с 1 по 10 из 53 найденных.

Эксклюзив
14.09.2020
Владимир Малышев
Странные произведения выставляются нынче в государственных музеях России.
Фоторепортаж
15.09.2020
Подготовила Мария Максимова
В Российской Академии художеств проходит выставка живописца Григория Чайникова.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».