Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

22 сентября 2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Минздрав пригрозил семьям, отказывающимся от вакцинации детей.
21.09

В стране принята программа, предполагающая тотальный контроль за гражданами и их жизнью.
14.09

О председателе сельхозкооператива Надежде Ясниковой слагают легенды.
06.09

О том, чем отличается набор студентов в этом году, рассказывает доктор исторических наук, ректор Московского педагогического государственного университета.
01.09

Итоги III Международного военно-технического форума «Армия-2017» впечатляют.
30.08

Слово из Оптиной пустыни в праздник Успения Пресвятой Богородицы.
28.08

Бывший замминистра и организатор дефолта оказался банальным контрабандистом.
25.08

Оппозиционеры возмущены задержанием режиссера К. Серебренникова.
23.08

Один за другим «Первый канал» покидают популярные ведущие.
16.08

Министерство культуры РФ выдало разрешительный документ на прокат кинофильма.
15.08

О выступлении российских спортсменов без флага России.
15.08

На чьи деньги «борец с коррупцией» отдыхает с семьей за бугром.
09.08

Беседа с одним из самых известных священников Москвы, педагогом, автором многих книг.
07.08

Устюжна – город, не покорившийся врагу в самые смутные времена, празднует свое 765-летие.
03.08

«Если бы мы не встали на блокпосты, бои шли бы сегодня не в Донбассе, а в Крыму», – уверен ополченец Николай Качин.
27.07


Общество

«Кирики» в Лысцеве

Как городские жители возрождают деревенские праздники и традиции
Александр Калинин
14.08.2015
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
«Кирики» в Лысцеве

Видели ли вы когда-либо, как служат литургию на скошенном лугу под открытым небом? Когда вместо купола – натянутый на жерди брезент, а вместо алтаря – обычная туристическая палатка? Я видел. Это происходит каждый год 28 июля в, казалось бы, умирающей и умершей даже тверской деревне Лысцево. А праздник называется «Кирики». И народу на него собирается уйма.

Откуда он только взялся? Неужто появилась новая поросль и вспомнила традиции отцов и дедов?

Поросль действительно новая. Только сеяли ее не здесь, и выросла она не на деревенских полях, а на городском асфальте.

Впрочем, все по порядку.

Я люблю ездить по деревенским проселкам. Незнакомая, едва просматриваемая дорога петляет, петляет среди лесов и болот, и вдруг – раз! – выведет тебя к какому-то поселению. Чаще уже оставленному жителями. В разваливающихся домах в беспорядке разбросана утварь, в углу свалены рамочки с семейными фотографиями. Такое ощущение, что хозяева в спешке убегали под натиском каких-то орд. И уже без них орды вынимали и уносили из оставленного дома рамы, половицы, потолочины – все, что можно увезти или унести с собой.

В других деревнях тоже разор, но уже не такой, а к некоторым домам притулились легковушки – это горожане, дачники.

И вдруг – Лысцево. Кирики. Праздник. Служба на свежескошенном лугу. Кто скосил луг? Кто заварил праздник? И почему Кирики?

Вообще-то, не Кирики, а Кирик, терпеливо объясняли мне новые деревенские жители. Это младенец. Его мать Иулитта жила в Малой Азии, происходила из знатного рода и была христианкой. Рано овдовев, она воспитывала своего трехлетнего сына, но во время гонения на христиан оставила дом и под видом нищенки скрывалась в разных местах, пока не была узнана, задержана и представлена на суд правителя Александра. Ее били палками, а младенец Кирик, глядя на мучения матери, плакал и рвался к ней. Правитель пробовал его ласкать, ну, прямо как чиновник ювенальной юстиции, но мальчик вырывался и кричал: «Пустите меня к матери, я тоже христианин!». И тогда язычник Александр с высоты помоста, на котором восседал, со злостью швырнул ребенка на каменные ступени. Мальчик покатился вниз, ударяясь об острые углы, и умер. А святую Иулитту после жестоких пыток усекли мечом – обезглавили.

Но это Малая Азия. А причем здесь тверская глубинка?

– «Кирики» в Лысцеве – это заветный праздник, – говорит главный организатор и вдохновитель праздника Николай Кириллович Головкин, географ из Питера.

– Как это – заветный?

– По преданиям когда-то пожар спалил здесь треть деревни, остановить его удалось лишь после молитвенного обращения к святым Кирику и Иулитте, с тех пор и завещано было каждый год праздновать день памяти этих святых. В прежние времена в домах к этому дню варили пиво, приглашали гостей из окрестных деревень.

Со временем традиция эта выродилась, как и сама деревня. Коренных жителей теперь – по пальцам пересчитать. Минины, Бойцовы… Вот, пожалуй, и все. Зимуют здесь всего две семьи. И умерло бы Лысцево, как 20 тысяч других сел и деревень России, если бы не эти питерские жители.

Да, возродили заветный праздник люди пришлые, или, как их называют, дачники. Первыми открыл эти места ученый из Москвы Андрей Суховской и его жена Елена. Андрей впоследствии стал священником. Теперь оба уже ушли в мир иной. Друзья Андрея, помогавшие будущему батюшке найти для жизни это уединенное место, вскоре стали селиться по соседству. Они и создали здесь православную общину, и возродили утраченную было традицию почитания святых Кирика и Иулитты.

Они – это, главным образом, семейство Головкиных. Николай с женой Катериной и сыном Арсением, студентом, будущим гидрографом. А также его мать Мария Николаевна, сестры Ксения и София, многочисленные друзья, которые либо приезжают сюда на время погостить, либо купили дома и живут тут лето. Все они люди православные, воцерковленные. Ксения Кирилловна, к примеру, служит регентом в одном из питерских храмов, организовала при храме большой детский, а затем взрослый хоры. Постепенно к ним примкнули и другие семьи, живущие летом в Лысцеве и ближайших деревнях.

Здесь, в российской глуши, они сеют по старинке хлеб и убирают его серпами, молотят снопы цепами, топят бани, варят чай в самоварах, трудятся в огороде, в поле, в лесу, собирая грибы и ягоды, а каждый вечер вместе с малыми детьми ходят за несколько километров к лесному озеру купаться. Да не просто купаться, а по пути убирают мусор, оставленный в лесу ягодниками и грибниками. Им это просто в удовольствие... Причем, баня, серп и самовар – не главное. Главное – это общинная жизнь в деревне. Костяк этой общины и составили люди, поющие с Ксенией Кирилловной в питерском храме. Вслед за ней, как когда-то Головкины за отцом Андреем Суховским, потянулись они в Лысцево.

Вот и нынче приехали Галина и Валентина. Живут пока на съемной квартире, но хотят купить здесь дом. Поначалу думалось, что сделать это при нынешнем-то деревенском неустройстве легко. Оказалось, проблемно. Пустующих домов окрест много, заходи и живи, как в популярном мультфильме про Простоквашино. Но в большинстве своем они не зарегистрированы в БТИ и не значатся в регистрационной палате, а значит, оформить на них купчую, даже если найдутся наследники и согласятся продать дом, совершенно невозможно.

– А очень хотелось бы сохранить все эти умирающие деревни, – говорит Галина, – создать здесь православную общину.

Спрашиваю:

– В деревне общинно легче жить, чем в городе?

– Ну, мы и там живем активной жизнью.

Но деревня летом очень хороша. Здесь можно и трудиться, и вместе с детьми находиться, и общаться со всеми своими. И дети в этой общине только хорошее впитывают.

– Нам в свое время некуда было выехать на лето из Питера, вывезти на свежий воздух детей. – рассказывает Валентина. – Так вот, Ксения Кирилловна брала наших ребятишек сюда. С девяти лет. И это запало. До такой степени запало, что они уже выросли, в институтах учатся, некоторые работают, а все равно стремятся приехать в Лысцево хотя бы на два-три дня.

Но вернемся на луг, в храм под открытым небом. Последние восемь лет здесь стараниями семьи Головкиных совершались лишь молебны с водосвятием святому равноапостольному князю Владимиру, почитание которого тоже приходится на этот день, и мученикам Кирику и Иулитте. В прошлом году впервые было решено провести уже не просто молебен, а литургию. Николай с соседями и сыном Арсением выкосили луг, натянули брезентовый тент, из подручных материалов смастерили необходимую для службы утварь. Знакомые из райцентра привезли палатку под алтарь, сообща поставили ее – и вот она, церковь под открытым небом. Походная церковь. В такой церкви, быть может, в свое время молились воины на Куликовом поле или под деревней Бородино.

Ну, а в остальном все, как в настоящем храме. По чину. По церковным правилам и канонам. Молитвы, проповедь, благовония. Нынче службу вел настоятель храма в честь иконы Божией Матери Казанская поселка Сандово, протоиерей о. Федор Лищенюк. Молились и старые, и молодые. Иные пришли с младенцами. А иные специально приехали из райцентра. Поминали живых и мертвых, здоровых и больных, Величали святого равноапостольного князя Владимира и святых мучеников Кирику и Иулитту. Молились за православных братьев Украины и за многострадальное Отечество наше, за себя и други своя.

А после службы питерцы – опять же под открытым небом – накрыли столы и пригласили всех разделить с ними праздничную трапезу. Но уже без пива, как в прежние времена, и вообще без спиртного. Вместо горячительного – квас домашнего приготовления и соки, а вместо отбивных котлет и селедки под шубой – чай из самовара и домашняя выпечка.

Кстати, по народному верованию, святым Кирику и Иулитте молятся о семейном счастье и выздоровлении больных детей.

Специально для Столетия



Комментарии


Лесник
15.08.2015 8:57

      Вдохнул чистый воздух русского бытия!
   Вот, вот из таких ядрышек жизни по правде, русской жизни и воссоздастся Русь!

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Доигрались в агрессоров…

Каким же самолетом управлял разбившийся в Неваде один из лучших пилотов ВВС США?

Урал. Революция. Судьбы.

В Екатеринбурге проходит выставка, посвященная 100-летию Октябрьской революции.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Всемирный Русский Народный Собор Аналитический портал о Балтийском регионе Научное Общество Кавказоведов Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта