Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

28 мая 2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Кого злит нескончаемый людской поток к мощам Николая Чудотворца.
25.05

Слово из Оптиной пустыни.
25.05

К десятилетию объединения РПЦ и РПЦЗ.
17.05

Беседа с известным кинорежиссером, народным артистом России.
15.05

Почему либералам так ненавистны святые для нас символы Победы.
11.05

Беседа с президентом Международного форума искусств «Золотой Витязь».
11.05

«Бессмертный полк» как символ возрождения России.
08.05

Заметки военного обозревателя о реформе российских Вооруженных сил.
05.05

Памяти нашего замечательного друга и автора.
05.05

К чему призывают оппозиционеры.
02.05

Бесплатная медицина, воплощенная советская мечта, похоже, навсегда канула в Лету.
28.04

Как чиновники решают «государственные проблемы» за счет бедных.
25.04

Правительство утвердило новый прожиточный минимум, понизив его на 200 рублей.
18.04

Беседа с доктором филологических наук, профессором.
12.04

В Твери состоялся траурный митинг, посвященный памяти жертв теракта в Санкт-Петербурге.
11.04


Общество

«Кирики» в Лысцеве

Как городские жители возрождают деревенские праздники и традиции
Александр Калинин
14.08.2015
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
«Кирики» в Лысцеве

Видели ли вы когда-либо, как служат литургию на скошенном лугу под открытым небом? Когда вместо купола – натянутый на жерди брезент, а вместо алтаря – обычная туристическая палатка? Я видел. Это происходит каждый год 28 июля в, казалось бы, умирающей и умершей даже тверской деревне Лысцево. А праздник называется «Кирики». И народу на него собирается уйма.

Откуда он только взялся? Неужто появилась новая поросль и вспомнила традиции отцов и дедов?

Поросль действительно новая. Только сеяли ее не здесь, и выросла она не на деревенских полях, а на городском асфальте.

Впрочем, все по порядку.

Я люблю ездить по деревенским проселкам. Незнакомая, едва просматриваемая дорога петляет, петляет среди лесов и болот, и вдруг – раз! – выведет тебя к какому-то поселению. Чаще уже оставленному жителями. В разваливающихся домах в беспорядке разбросана утварь, в углу свалены рамочки с семейными фотографиями. Такое ощущение, что хозяева в спешке убегали под натиском каких-то орд. И уже без них орды вынимали и уносили из оставленного дома рамы, половицы, потолочины – все, что можно увезти или унести с собой.

В других деревнях тоже разор, но уже не такой, а к некоторым домам притулились легковушки – это горожане, дачники.

И вдруг – Лысцево. Кирики. Праздник. Служба на свежескошенном лугу. Кто скосил луг? Кто заварил праздник? И почему Кирики?

Вообще-то, не Кирики, а Кирик, терпеливо объясняли мне новые деревенские жители. Это младенец. Его мать Иулитта жила в Малой Азии, происходила из знатного рода и была христианкой. Рано овдовев, она воспитывала своего трехлетнего сына, но во время гонения на христиан оставила дом и под видом нищенки скрывалась в разных местах, пока не была узнана, задержана и представлена на суд правителя Александра. Ее били палками, а младенец Кирик, глядя на мучения матери, плакал и рвался к ней. Правитель пробовал его ласкать, ну, прямо как чиновник ювенальной юстиции, но мальчик вырывался и кричал: «Пустите меня к матери, я тоже христианин!». И тогда язычник Александр с высоты помоста, на котором восседал, со злостью швырнул ребенка на каменные ступени. Мальчик покатился вниз, ударяясь об острые углы, и умер. А святую Иулитту после жестоких пыток усекли мечом – обезглавили.

Но это Малая Азия. А причем здесь тверская глубинка?

– «Кирики» в Лысцеве – это заветный праздник, – говорит главный организатор и вдохновитель праздника Николай Кириллович Головкин, географ из Питера.

– Как это – заветный?

– По преданиям когда-то пожар спалил здесь треть деревни, остановить его удалось лишь после молитвенного обращения к святым Кирику и Иулитте, с тех пор и завещано было каждый год праздновать день памяти этих святых. В прежние времена в домах к этому дню варили пиво, приглашали гостей из окрестных деревень.

Со временем традиция эта выродилась, как и сама деревня. Коренных жителей теперь – по пальцам пересчитать. Минины, Бойцовы… Вот, пожалуй, и все. Зимуют здесь всего две семьи. И умерло бы Лысцево, как 20 тысяч других сел и деревень России, если бы не эти питерские жители.

Да, возродили заветный праздник люди пришлые, или, как их называют, дачники. Первыми открыл эти места ученый из Москвы Андрей Суховской и его жена Елена. Андрей впоследствии стал священником. Теперь оба уже ушли в мир иной. Друзья Андрея, помогавшие будущему батюшке найти для жизни это уединенное место, вскоре стали селиться по соседству. Они и создали здесь православную общину, и возродили утраченную было традицию почитания святых Кирика и Иулитты.

Они – это, главным образом, семейство Головкиных. Николай с женой Катериной и сыном Арсением, студентом, будущим гидрографом. А также его мать Мария Николаевна, сестры Ксения и София, многочисленные друзья, которые либо приезжают сюда на время погостить, либо купили дома и живут тут лето. Все они люди православные, воцерковленные. Ксения Кирилловна, к примеру, служит регентом в одном из питерских храмов, организовала при храме большой детский, а затем взрослый хоры. Постепенно к ним примкнули и другие семьи, живущие летом в Лысцеве и ближайших деревнях.

Здесь, в российской глуши, они сеют по старинке хлеб и убирают его серпами, молотят снопы цепами, топят бани, варят чай в самоварах, трудятся в огороде, в поле, в лесу, собирая грибы и ягоды, а каждый вечер вместе с малыми детьми ходят за несколько километров к лесному озеру купаться. Да не просто купаться, а по пути убирают мусор, оставленный в лесу ягодниками и грибниками. Им это просто в удовольствие... Причем, баня, серп и самовар – не главное. Главное – это общинная жизнь в деревне. Костяк этой общины и составили люди, поющие с Ксенией Кирилловной в питерском храме. Вслед за ней, как когда-то Головкины за отцом Андреем Суховским, потянулись они в Лысцево.

Вот и нынче приехали Галина и Валентина. Живут пока на съемной квартире, но хотят купить здесь дом. Поначалу думалось, что сделать это при нынешнем-то деревенском неустройстве легко. Оказалось, проблемно. Пустующих домов окрест много, заходи и живи, как в популярном мультфильме про Простоквашино. Но в большинстве своем они не зарегистрированы в БТИ и не значатся в регистрационной палате, а значит, оформить на них купчую, даже если найдутся наследники и согласятся продать дом, совершенно невозможно.

– А очень хотелось бы сохранить все эти умирающие деревни, – говорит Галина, – создать здесь православную общину.

Спрашиваю:

– В деревне общинно легче жить, чем в городе?

– Ну, мы и там живем активной жизнью.

Но деревня летом очень хороша. Здесь можно и трудиться, и вместе с детьми находиться, и общаться со всеми своими. И дети в этой общине только хорошее впитывают.

– Нам в свое время некуда было выехать на лето из Питера, вывезти на свежий воздух детей. – рассказывает Валентина. – Так вот, Ксения Кирилловна брала наших ребятишек сюда. С девяти лет. И это запало. До такой степени запало, что они уже выросли, в институтах учатся, некоторые работают, а все равно стремятся приехать в Лысцево хотя бы на два-три дня.

Но вернемся на луг, в храм под открытым небом. Последние восемь лет здесь стараниями семьи Головкиных совершались лишь молебны с водосвятием святому равноапостольному князю Владимиру, почитание которого тоже приходится на этот день, и мученикам Кирику и Иулитте. В прошлом году впервые было решено провести уже не просто молебен, а литургию. Николай с соседями и сыном Арсением выкосили луг, натянули брезентовый тент, из подручных материалов смастерили необходимую для службы утварь. Знакомые из райцентра привезли палатку под алтарь, сообща поставили ее – и вот она, церковь под открытым небом. Походная церковь. В такой церкви, быть может, в свое время молились воины на Куликовом поле или под деревней Бородино.

Ну, а в остальном все, как в настоящем храме. По чину. По церковным правилам и канонам. Молитвы, проповедь, благовония. Нынче службу вел настоятель храма в честь иконы Божией Матери Казанская поселка Сандово, протоиерей о. Федор Лищенюк. Молились и старые, и молодые. Иные пришли с младенцами. А иные специально приехали из райцентра. Поминали живых и мертвых, здоровых и больных, Величали святого равноапостольного князя Владимира и святых мучеников Кирику и Иулитту. Молились за православных братьев Украины и за многострадальное Отечество наше, за себя и други своя.

А после службы питерцы – опять же под открытым небом – накрыли столы и пригласили всех разделить с ними праздничную трапезу. Но уже без пива, как в прежние времена, и вообще без спиртного. Вместо горячительного – квас домашнего приготовления и соки, а вместо отбивных котлет и селедки под шубой – чай из самовара и домашняя выпечка.

Кстати, по народному верованию, святым Кирику и Иулитте молятся о семейном счастье и выздоровлении больных детей.

Специально для Столетия



Комментарии


Лесник
15.08.2015 8:57

      Вдохнул чистый воздух русского бытия!
   Вот, вот из таких ядрышек жизни по правде, русской жизни и воссоздастся Русь!

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Александр Михайлов: «Выживет тот, кто живет по совести»

Беседа с народным артистом России о современном искусстве и не только.

А снимки остались…

Сморгонь – город-герой Первой мировой войны.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Аналитический портал о Балтийском регионе Всемирный Русский Народный Собор Научное Общество Кавказоведов Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта