Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 октября 2020
«Как жизнь забывчива, как памятлива смерть…»

«Как жизнь забывчива, как памятлива смерть…»

На отпевании священника Александра Шумского храм был полон людьми
Александр Ефремов
12.10.2020
«Как жизнь забывчива, как памятлива смерть…»

В конце 70-х годов прошлого века, когда во главе государства стоял, светлой памяти, Леонид Ильич Брежнев, я учился в спортивной московской школе №704. Всё, не считая спорта, шло как в сотнях таких же учебных заведений, и также буднично протекала жизнь. Впрочем, у нашей школы был гимн, написанный по просьбе учителя музыки Олега Борисовича Хренникова его дядей, известным советским композитором. К педагогам относились с положенным (но не больше), уважением, пока не появился новый преподаватель истории Александр Владиславович Шумский.

Приход нового учителя в школу дело обычное и, конечно, редко кто из молодых педагогов сразу становится значимым членом коллектива. Однако только что закончивший институт молодой историк уже в первые месяцы преподавания сумел поставить себя в центр школьной жизни. О нём заговорили ученики, учителя, родители и, как я слышал, даже начальство из РОНО. И это в спортивной школе с её специфическими, часто далёкими от обычного школьного знания, интересами.

Редкое сочетание эрудиции, исключительного педагогического таланта, энергии, удивительная честность и цельность личности произвели сильнейшее (без всякого преувеличения), впечатление на окружающих.

Кроме того, вопреки доминирующей в конце 1970-х официальной тенденции на полуреабилитацию И.В. Сталина, молодой преподаватель выступал резким, бескомпромиссным критиком советских социальных практик того периода. Для тех, кто знал о. Александра позже, это, возможно, покажется удивительным. Тут, пожалуй, можно вспомнить Наполеона, который в эпоху своего возвышения, будучи свирепым гонителем якобинства, высказался в том смысле, что были времена, когда каждый порядочный человек должен был быть якобинцем...

Для меня, тогда школьника, Александр Владиславович Шумский сразу стал и навсегда остался УЧИТЕЛЕМ. Сколько книг, в том числе недоступных для большинства граждан СССР, давал он мне! Сколько огромных, привезённых из Германии, альбомов живописи я просматривал в квартире его родителей на Зубовском бульваре, под рокочущий голос старшего из Шумских – Владислава Станиславовича. Там же мне посчастливилось повстречаться и познакомиться с гениальным художником Анатолием Тимофеевичем Зверевым.

В тяжёлое для меня время я всегда, неизменно получал от своего УЧИТЕЛЯ помощь и поддержку. И главное – ещё до того, как стать клириком, он привёл к Православию многих людей, в том числе и меня.

Конечно, невозможно не сказать о прекрасной, большой семье о. Александра. Мудрая, терпеливая и обаятельная супруга Ольга, восемь замечательных детей, да ещё рождённых в смутные времена конца 80-х и лихих 90-х годов, когда страна погрузилась в хаос и нищету!

Увы, но в октябре 2002 года в дом Шумских пришла беда. В захваченном боевиками здании на Дубровке погиб зять о. Александра – Антон. Говорю с полной искренностью – этот, ещё очень молодой, человек был одним из самых прекрасных людей, которых мне довелось встречать... Осталась вдова, старшая дочь о. Александра, Лиза и маленький сын. Сказать, что семья тяжело переживала случившееся, значит – ничего не сказать.

А через три месяца о. Александр крестил моего старшего сына.

****

В тёплом гостеприимном доме Шумских всегда было много друзей, шли интереснейшие дискуссии, обсуждалось множество самых разных тем. Я видел в его доме актёра Владимира Заманского, архитектора Никиту Шангина, известного по передаче «Что, где, когда?», художников Анатолия Зверева, о котором я уже сказал, и Игоря Кислицына.

Признаюсь, мне УЧИТЕЛЬ внушал уважение, граничащее с благоговением. Общение с ним сочетало прелесть дружеской беседы с интеллектуальной насыщенностью академического семинара. «…Такие люди тем уж служат ближним, что они живут», как-то сказал Шеллинг о Станкевиче. Это же вполне можно было сказать про о. Александра. Впрочем, он служил в самом прямом и высоком значении этого слова.

Александр Шумский стал клириком в храме святителя Николая в Хамовниках, где его наставником был выдающийся московский батюшка протоиерей Димитрий Акинфиев. По рассказам прихожан, о. Димитрий относился к о. Александру, как к сыну. В свою очередь, все знавшие о. Александра отмечают присущую ему ревностность служения и талант проповедника.

Кроме того, с начала нового тысячелетия отец Александр выступает в качестве яркого, очень оригинального и темпераментного публициста. При всей спорности некоторых идей и мнений, одна из основных тем его творчества – отрицание сугубо негативной оценки советского наследства, на мой взгляд, абсолютно верна.

Как священник и как историк, о. Александр старался преодолеть важнейшую линию раскола нашего общества – деления на «красных» и «белых».

Тексты о. Александра прямо противоположны резонёрству и плоскому морализму, которые делают невозможным понимание самого содержания исторического процесса. А как точно в его публицистике определён феномен т.н. «православного нигилизма», – раньше нигилисты говорили: «если Бога нет, всё позволено», а ныне стало возможно утверждение, – «если Бог есть, то всё позволено»! Отдельно стоит упомянуть прекрасные, полные теплоты, эссе об отце – историке и политологе Владиславе Станиславовиче Шумском, художнике А.Т. Звереве и Юрии Алексеевиче Гагарине. К сожалению, в свою книгу: «За Христа до конца» (М.: «Алгоритм», 2013), он не включил несколько ранних, очень талантливых, на мой взгляд, публикаций. Возможно, они не совсем подходили по жанру и стилю, определённому о. Александром для своей книги. Однако, думаю, что, например, статья «Моё поколение» – одна из самых исторически и психологически интересных и эмоционально сильных его работ. Кстати, насколько мне известно, режиссёр известного фильма «Остров» Павел Лунгин считал статью о. Александра «Уголь и снег» лучшей рецензией на свою картину.

****

Одна из наших с ним последних встреч произошла в храме. После службы я подошёл к УЧИТЕЛЮ, и он сказал: «Извини, тороплюсь в больницу к Валентину Семёновичу Непомнящему». Разве можно было представить, что они отойдут к Господу с разницей в один день! Так жаль, что я не нашёл времени поинтересоваться подробностями общения этих выдающихся личностей! Думаю, кроме сугубо приватных духовных тем, они говорили и о многом другом. Увы.

Ныне, после гибели о. Александра, я по-новому, особенно остро осознаю, как много он значил для меня, как будет мне его не хватать, впрочем, как и множеству других людей, у каждого из которых своя история отношений с этим незаурядным человеком.

Люди уходят, но мы христиане, знаем – ХРИСТОС ВОСКРЕС, а значит «ПОСЛЕДНИЙ ЖЕ ВРАГ ИСТРЕБИТСЯ – СМЕРТЬ» (1-е Кор. 15:26.). 


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Варвара
13.10.2020 15:44
"Редкое сочетание эрудиции, исключительного педагогического таланта, энергии, удивительная честность и цельность личности произвели сильнейшее (без всякого преувеличения), впечатление на окружающих."
Больше ничего и не нужно.
Марина_
13.10.2020 9:39
Александр 12.10.2020 15:45 ".....кого мы сейчас воспитываем......огромная проблема."

Согласна в Вами.
Сейчас - кто во что горазд. Но у нас же было заявлено, что школа не воспитывает, а предоставляет образовательные услуги, потом правда добавили - надо воспитать грамотного потребителя материальных благ. Лучше бы и не добавляли. И это всё министры образования, которые в свое время получили образование и воспитание в советской школе. Я же согласна с Григорием Ивановичем Суворовым, директором школы, который цитировал своего учителя, университетского профессора: «Все хотят построить идеальное общество. Я вам скажу путь к этому идеальному обществу – дайте мне воспитанную мать, и я вам такое общество построю!». Слава Богу, такие ещё остались, хоть и мало.

@...следующее поколение снова впало в блуд....@

Да - они такой народ (не только они), который постоянно предавал Господа, но и периодически к нему возвращался. Ведь после судей, они запросили ЦАРЯ, чтобы господствовал над ними. Если человек отпадает от своего Творца, то как бы не пытался себя реализовать - конец один - прах и пепел, дело времени. И по сию пору люди ищут-рыщут хотя всё рядом - только протяни руку или сделай шаг навстречу, но..."Во что вас бить ещё, продолжающие своё упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло." Исаия 1:5.
Николай П.Т. — Александр
12.10.2020 20:47
Да Александр, согласен с Вами. Главная, истинная ценностная система, на чём и
зиждется и утверждается тысячелетняя Русь - Россия, это Её Вера.
«Русь Святая, храни веру Православную, в нейже тебе утверждение.»
- - -
Две остальные, ложные и насквозь протухшие ценностные системы, идеологии —
коммунистическая и либерально-демократическая, пришли с запада. А запад, как
известно всегда для Руси-России являлся врагом. «И мы их обе культивируем и взращиваем. И это на самом деле огромная проблема.» И сколько бы лет мы по
"по пустыне" не ходили, это не поможет. Старые носители умрут, но народятся
новые. Нужен операционный метод лечения болезни. Тяжело говорить, но это
война. Почему старцы последнего времени и предвещали — не будет войны,
погибнут все. Говоря о погибели, они указывали на духовное состояние человека.
Александр
12.10.2020 15:45
Марина_12.10.2020 13:31 Марина, добрый день, но это не лечится. Вот Вы упомянули, что евреев 40 лет по пустыне водили, чтобы в новую землю вошли люди, не отягощенные старыми грехами. А что произошло дальше? А дальше, открыв "Книгу судей" мы узнаем, что уже следующее поколение снова впало в блуд, нахватавшись от местных язычников всяких-разных нехороших привычек. Это в самом начале Книги судей. И оттуда же мы узнаем, что причиной этому стало то, что евреи проявили толерантность
и мультикультурализм, позволив сосуществовать на одной земле двум ценностным системам. Так, что вопрос не совсем в нашем прошлом. На него накладывается вопрос кого мы сейчас воспитываем. Ибо, у нас сейчас также сосуществует две ценностных системы. И мы их обе культивируем и взращиваем. И это на самом деле огромная проблема.
Николай П.Т.
12.10.2020 14:16
Сложный человек. Во многом я был с отцом Александром не согласен.
Но теперь настало время молитвы и поминовения —
Помолимся о упокоении души новопреставленного раба Божия
иерея Александра. Прости Господи, все его согрешения вольные
и невольные. и даруй ему Царствие Небесное.
Марина_
12.10.2020 13:31
"Они такие же по своей сути козлы"

Да потому, что все возрастные вышли из СССР. Раньше врали и сейчас врут. И будут врать. Это быстро не лечиться, если лечится вообще. Евреев 40 лет по пустыне водили только для того, чтобы в новую землю вошли новые люди, не отягощенные грехами и пропитанные старыми пристрастиями. А у нас и 50 лет не прошло. Поэтому многие всё те же и всё там же. Остальные глотки рвут - кто лучше.

Жаль, что уходят священники от нас так рано.
Александр
12.10.2020 9:01
Мы читаем Евангелие и все как-то думаем, что это где-то там, далеко и давно и нас это не касается. И не касается нас фраза об отделении зерен от плевел, что заниматься этим должен только Господь. А на деле, человек на протяжении всей своей жизни вынужден отделять зерна от плевел, определяя, что хорошо, а что плохо. И нужно просто понимать, что в советский период времени точно также были зерна, а были и плевелы, были козлы и козлищи, а были и агнцы. Впрочем как и сейчас. Сейчас также есть козлы и козлищи и они ничем не лучше, чем советские козлы. Они такие же по своей сути козлы. Но когда мы окрашиваем исключительно в негативные тона все и вся, мы черной краской мажем и то хорошее, что было и плохое. И отец Александр Шумский это прекрасно понимал. ....... С большим огорчением узнал о случившемся. Мир ему, и да дарует ему Господь место у престола своего. Ибо, нет милости выше этой.

Эксклюзив
15.10.2020
Николай Черкашин
О священниках, прошедших горнило Великой Отечественной, рассказывает новая выставка.
Фоторепортаж
19.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В России открыт новый туристический маршрут.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».