Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 сентября 2019
Как на грозный Терек…

Как на грозный Терек…

Заметки о поездке в казачий край
Ирина Ушакова
20.08.2019
Как на грозный Терек…

Тему казачества, скажем прямо, сегодня затрепали и обесценили. Отчасти потому что во многом обесценены такие понятия, как честь, слава, достоинство, культура. Но как остро не хватает этих понятий нам в современной жизни! А ещё – не даёт покоя трагедия уничтожения целого сословия, составлявшего цвет русской жизни на протяжении многих веков...

Хочется отойти и от высокопарных слов о казаках, и от уничижительного к ним отношения. А просто вглядеться в судьбы конкретных людей, прислушаться к тем, кто хранит память о них, для кого казачья доля – это до смерти их собственная судьба.

А ещё разговор о казачестве – это неизбежно разговор о трагедии революции и братоубийственной войны, плоды которых мы пожинаем и сегодня.


Казачка Лобова

«Казаки создали Россию», – писал Лев Толстой. И верно, три четверти России прирастили казаки благодаря своей отваге, дерзновению открывать неизведанные пространства; благодаря воинской организации (почти каждые два года война – это вам не шутки).

Много, много было в казачьей среде мудрости, которой щемяще не хватает нам сегодня: семейное домостроительство, воспитание детей, самоорганизация, а главное – самосознание себя православными людьми и соответствие этому призванию. А сплочённость казаков! К примеру, казачья сотня вся состояла из родственников, чья отвага диктовалась ещё и тем, что каждый старался закрыть собой племянника, сына, брата, тестя… Разве помешал бы современной армии такой принцип – направлять на срочную службу ребят из одного села, района, области?

Одной из первых, кто занялся историей казачества в России после семидесяти лет забвения этой темы, была Тамара Михайловна Лобова. Потомственная казачка родилась в 1940 г. в семье сосланных в Таджикистан казаков станицы Суворовская, что близ Кисловодска. В 1945 г. семья вернулась на родину. В 1957 г. Тамара Лобова окончила среднюю школу в Кисловодске и аэроклуб в Ессентуках. Пилот-планерист, инструктор парашютного спорта. В 1968-м – филологическое отделение Пятигорского пединститута. Работала экскурсоводом в Кисловодском бюро путешествий и экскурсий.

Тогда, в конце 90-х, на развалинах советской страны, возрождение былой России, восстановление памяти, в том числе о казачестве, стало едва ли не единственным смыслом жизни для русских людей, в очередной раз подло обманутых и виртуозно обокраденных.

Наша заочная дружба с Тамарой Лобовой завязалась с тех пор, когда она прислала воспоминания о своих предках в редакцию «Исторической газеты», где мне довелось трудиться со студенческих лет. Позже нас – главного редактора газеты Анатолия Парпару, Тамару Лобову и меня – свела судьба, точнее сказать, Лермонтов, на кавказской казачьей земле. А спустя ещё несколько лет мы держали в руках добротно изданную книгу Т. Лобовой по истории её рода «Крик подстреленной птицы» (2007).

В каждый свой приезд к Тамаре Михайловне, в её просторный светлый казачий дом на окраине Кисловодска, подолгу стою у портретов её деда в черкеске и папахе, её бабушки. Взгляд не отвести от этих красивых, строгих лиц!

Иван Михайлович Лобов служил в Хопёрском полку, участвовавшем во многих войнах и не знавшем поражений. В 21 год был награждён Георгиевским крестом IV степени и серебряной медалью «За храбрость». Новая власть в 1918–1919 гг. георгиевских кавалеров уничтожала в первую очередь. Выбивала самых крепких воинов и отцов семейств.

А без отца кто защитит? Семьи высылали на непригодные для жизни земли в Сибирь, где дети до трёх лет умирали от голода и болезней в первые месяцы, или в Среднюю Азию.

– Да. Нет теперь таких лиц! Истребили инициативу и трудолюбие. Страх изменил наш генетический код. Мы стали страной сирот, – говорит Тамара Михайловна.

В Таджикистане сосланные казаки работали на хлопкоочистительном заводе. Жили впроголодь, за колючей проволокой. В Кисловодске, когда семья вернулась из ссылки, как и везде, был послевоенный голод. «Травы не было, потому что мы её съедали», – говорит сквозь слёзы моя собеседница. В 1990-е она не приняла реабилитацию, как и её отец. «Верните мне моих детей!», – были его слова.


Шурка

Как ни страшно заглядывать в бездну Гражданской войны, но придётся. Ибо мы не осмыслили произошедшего, раз снова стало возможным так легко стравить друг на друга один народ, что и происходит сегодня в Донбассе.

Держу в руках икону Спасителя, прострелянную в двух местах навылет. «Это наша, семейная», – говорит Тамара Михайловна. В их семье все – до маленьких правнуков – знают историю, случившуюся с одной из родственниц.

В 1919 г. А.Г. Шкуро, генерал-лейтенант Белой армии, приехал в станицу Суворовская и организовал смотр войскам.

И тут казачка Александра Григорьевна Никитина, одевшись по-мужски, показала и рубку, и джигитовку. Заткнула за пояс всех станичных казаков. Шкуро наградил её наганом. Отец девушки – человек горячий – высек её дома до полусмерти. А она под стать отцу – вскочила на коня, только её и видели!

Вернулась в станицу Шурка уже в кожаной куртке, в фуражке, с папиросой. В Гражданскую войну воевала в дивизии Будённого, сражалась с басмачами в Средней Азии.

Дома отец не принял дочь. Приютила сердобольная тётушка. В один из запоев, случавшихся с Шуркой, она вынула наган и стала палить в икону Спасителя. Стреляла метко – в лицо и в самое сердце. Как замолить этот грех? Всей семьёй, всем миром… Сколько нужно для этого сил и веры!

Что это было? Помрачение, как пишут святые отцы? Влияние солнечной радиации, которая порождает войны и эпидемии, как объясняет физик Чижевский?


Терек

Во время Первой мировой войны Терское войско выставило в действующую армию всё мужское население. Полковник А. Зайцев в книге «1918 год» писал: «В то время, когда вся масса Империи давала на военную службу 29% ежегодно мужчин призывного возраста, казачество выставляло 72%. Во время войны 1914 г. на фронт выступили 159 казачьих конных полка и 18 кубанских пластунских батальонов. В 1915 г. отправилась ещё одна сводная конная дивизия, 4 батальона пластунов».

А ведь была ещё Кавказская конная или Туземная дивизия. В неё входили полки: Черкесский, Кабардинский, Татарский, 2-й Дагестанский, Ингушский, Чеченский. Все считали за честь послужить русскому царю. И в состав Терского казачьего войска входили осетины, ногайцы, черкесы, грузины, кабардинцы. Теперь, спустя столетие, приходится признать, что самыми страшными были интернационалисты вроде Маркса, с их ядовитой славянофобией.

Казаки создали Россию. И Русская армия победила в Первой мировой войне. Только иезуитская хитрость могла свести на нет эту победу и посеять раздор между братьями. На войне погибли лучшие, и остановить раздор и беззаконие было уже некому.


Боргустан

Бесконечные обыски, требования от казаков сдать оружие, насилие, передел земли, расстрелы не могли не вызвать протеста в казачьих станицах.
29 июля 1920 года был издан приказ за № 1247 Реввоенсовета Кавказского фронта, за подписью В.А. Трифонова и В.М. Гиттиса. В приказе говорилось: «<…>Всякий, поднявший оружие против Советской власти… будет рассматриваться как сознательный, закоренелый и неисправимый враг трудящихся и беспощадно будет уничтожаться…».

Казаки, крестьяне, горцы создали отряды «зеленых» (те, кто скрывался в лесах) для борьбы с «красными». Как пишет историк Эдуард Бурда, «все эти отряды уже начинали балансировать на той грани, которая отделяла идейных противников коммунистического режима от бандитов, воюющих против всех и вся. Их трагедия заключалась в невозможности возврата к мирной жизни – дорогу назад преграждали и обоюдное нежелание идти на компромиссы, и уже пролитая кровь». И это правда, как и то, что восставшие воевали за свою землю, за тот строй жизни, который был им понятен и соприроден.

Во второй половине 1920 года под Майкопом,на Кубани, на Тереке в районе станиц Александровской, близ станицы Щедринской, между Алагиром и Гизелем, в районе города Кизляра, в Чечне – в районе Шатой и Ведено-Шали, вокруг станиц Ассиновской, Ермоловской и Закан-Юрт действовали отряды повстанцев по 200 – 300 человек в каждом.

Кавказскому бюро пришлось обратиться к Ленину. Он-то знал, как поступить с казачеством.

11 сентября был создан Южный фронт и Управление по формированию запасных войск Кавказского фронта. Терское ЧК стало брать заложников в станицах.

Во все районы Терской области были отправлены бронепоезда. По станице Суворовской палили 76-миллиметровыми пушками. Всё мужское население, кого не расстреляли, отправили в Кавтрудармию в город Грозный. Так же и в других станицах расстреливали офицеров, стариков, защищавших всю жизнь своё Отечество.

Воевать против восставших казаков станиц Бекешевская, Боргустанская, Суворовская в Ессентуки прибыла 2-я Южно-Осетинская добровольческая бригада. Красные осетины «добровольно» мародерствовали и жгли станицы. Казаки безо всякой помощи извне, сражаясь своим оружием, смогли окружить и разгромить бригаду.

Но красным всё шло и шло вооружённое подкрепление. Исход борьбы был предрешён.
Уже в мирное советское время в станице Боргустанской в память этих событий поставили обелиск 545-ти бойцам и командирам 2-й Южно-Осетинской бригады, почему-то от «благодарных жителей Боргустана».


Ряженые?

Историю рода казаков Лобовых Тамара Михайловна восстановила с 1750 года. Лобовы участвовали в сражении под станицей Бекешевской во время Кавказской войны в 1843 г., в битве при Курюк-даре 24 июля 1854 г., в осаде Баязета, где дрались с турками один против десяти… Эта великая история была костью в горле у красных комиссаров, не имевших роду-племени.

Некоторые из рода Лобовых воевали и в Великую Отечественную войну. Из фронтовых писем своих родственников и друзей Т.М. Лобова составила книгу «Письма под образами», вышедшую в 2014 г. в Пятигорске.

Говорят, что сегодня казаки остались только ряженые.

– А раньше, до революции, могли казаков назвать ряжеными? – спрашивает Тамара Михайловна.

В 1990 гг. возникшие из небытия «атаманы» стали топить в водке едва возродившееся казачество, компрометируя саму идею возрождения. Тамара Лобова не раз писала, о том, как «пили» казаки до революции, зная об этом от своего отца. Выпивали только по великим церковным праздникам. А на захмелевшего казака, который поднимал руку на женщину, имелся народный суд. Секли прилюдно. Если поднимал руку на мать, могли отрубить руку.

Какой казак без земли?! А главное – без веры.

Один из участников войны на Балканах в 1992 г. как-то заметил: «Этот парень лез в самое пекло, держался в таких тяжёлых условиях! Я только потом узнал, что он из казачьего рода». Подобное доводилось мне слышать и от участников войны в Приднестровье, в Чечне. Природа своё берёт. Её не обманешь.


Школа

В 1995 г. Тамара Лобова с директором школы, кубанским казаком Владимиром Ивановичем Пискуновым и соратниками создали в кисловодской гимназии № 19 музей, где отразилась история казачества и всей Российской империи. Финансовой помощи не было, всё создавалось руками подвижников, в том числе детей. Преподаватель мировой художественной культуры Л.В. Холодная написала портреты великих князей и государей российских, собирателей Земли Русской.

Ученики в этой школе изначально были почти все из уцелевших казачьих семей.

О многом, чего не узнаешь из книг, рассказывает школьный музей. Есть здесь и кавалерийские пики – 3 метра 40 сантиметров. Нашли и кузнеца в городе, который изготовил металлические наконечники на пики. Посетители музея могут, к примеру, узнать: когда в казачьей семье рождался мальчик, ему дарили шашку, плётку, пулю. К трём годам мальчишке покупали жеребёнка и начинали обучать верховой езде.

Воспитанием детей в станицах занималось старшее поколение. К восьми годам малолетка казачок полностью мог управляться с лошадью. Каждое событие жизни сопровождалось обрядом из поколения в поколение, и тем самым человек укоренялся в своей традиции.

Сами школьники изготовили копию первого знамени Хопёрского полка за 1738 год. Сами провели городской праздник, посвящённый 300-летию Кубанского войска и 420-летию Терского войска.

С великим трудом удалось найти в архивах Исповедные росписи станицы Суворовской за 1830 и 1861 гг. Это составленные священниками списки имён всех, кто в эти годы исповедовался. Теперь есть имена для поминовения. Ведь наши предки за нас молятся на Небесах.

Архив документов по казачеству, который собирает Тамара Лобова, аккуратно разложен по папкам и занимает целую комнату в её доме. Найдутся ли ещё достойные преемники и хранители истории казачества в России?


Воздух чист и свеж

«Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка», – не устаём цитировать то я, то Тамара Михайловна, учитель литературы. Лермонтов подметил это совершенно точно. Воздух здесь – целительный, особенно вечерами, когда тянет прохладой от снегов Эльбруса. Здесь – рукой подать – «Лермонтовская скала» – красивейший горный выступ, где, согласно роману, состоялась дуэль Печорина и Грушницкого. В городском парке Кисловодска бывал Лермонтов, принимал нарзанные ванны.

Неотвязно чувствуешь себя здесь в царской России, потому что эти дивные липовые аллеи, нарзанные ванны и чистенькие улочки города устроены были солдатами и казаками. А каких специалистов в медицине готовили дореволюционные вузы! О практике десятков врачей, лечивших минеральными водами, можно узнать в Кисловодском краеведческом музее.

…Передо мной лежит потёртая перемётная сума, в которой возил воин съестное да самое необходимое в походе. Где ты, казак, что перекидывал эту суму через седло?..

Делом своей жизни Тамара Лобова считает сохранение казачьей истории. Её стараниями в станице Суворовская открыт памятник «казакам, ковавшим вековую славу России» – георгиевским кавалерам. На нём выбито 192 имени. В этом списке, собранном Тамарой Михайловной, девять георгиевских кавалеров Лобовых.

Это первый памятник подвигу её предков казаков, которые спасали народы: греков, армян, грузин.

В прежние времена памятные доски с именами погибших воинов устанавливали в церквах для поминания их на литургии. Великое дело воскресить эту традицию. При активном участии потомственных казаков Феликса Сергеевича Киреева, Т.М. Лобовой, Сергея Анатольевича Крупинича, Виктора Ивановича Хмары в церкви святого Георгия Победоносца в станице Боргустанской установлена такая памятная доска.

Установлен памятник и в станице Бекешевской. Казаки готовят памятные доски для станицы Кисловодской. Памятник полным георгиевским кавалерам поставлен в центре города Кисловодска. Поминают погибших казаков и в женском монастыре святого Георгия Победоносца в Ессентуках.

Мы все ранены той Гражданской войной. И как не признать, что нацию вымотало это столетие, прошедшее под лозунгами классовой вражды.

Но жизнь продолжается. Тамара Михайловна уверена, что основа существования нашего народа – это вера, Родина, семья. А смысл жизни и казака, и любого русского человека: охранение православия до Страшного суда.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Тамара Лобова.
04.09.2019 1:13
Шолохов иногородний. Мои предки присягу не нарушили, воевали и погибали за Веру, Царя и Отечество. Служили в Хопёрском казачьем полку.
Александр
26.08.2019 19:54
Алексей 20.08.19 г. "Необходимо поднимать свою историю для воспитания молодёжи. Другого пути нет, если хотим сохранить страну".
"Поднимать свою историю для воспитания молодёжи" - это безусловно необходимо, но недостаточно для воссоздания казачества. Статья это тем и хороша, что она показывает историю без прикрас: как даже казачьи семьи оказались расколоты на "белых" и "красных". Это нонсенс, но он имел место быть. Молодёжи надо объяснять причины и следствия этого раскола, тогда они научатся правильно понимать и делать правильные выводы для построения своего будущего.
Александр
26.08.2019 19:18
Статья хорошая, затрагивает одну из важнейших и больных тем - уничтожения казачества России после 1917 года. В статье затронуто много важных нравственных и социальных аспектов этой темы. Но в ней не названы главные идеологи, развернувшие кровавую бойню с казаками, уничтожавшие не только взрослое мужское население - защитников границ России, но и женщин, малых детей и стариков. В статье также не освещено преступление союзников СССР после ВОВ, предавших казаков и русских эмигрантов, покинувших родину ещё до образования СССР. Сегодня, помятуя значимость казаков для России, власть позволила как бы возродить казачество. Оно, пытаясь сегодня восстановить свои традиции, культуру, обычаи, самоуправление, мечтает исполнять ту основную роль, которую им отводило государство до 1917 г. - охраны границ, охраны правопорядка совместно с городовыми, превращено во многих случаях в камуфляж, в "ряженных". Но самое главное, он лишён того,что делает казака казаком: ему не возвращена ни земля, ни лошадь (как минимум 3 или автомобиль, мотоцикл, вертолёт, может быть), ни оружие, ни храм и православие. Кроме того, нет того законного русского царя, которому они присягали. Поэтому они не могут органически возродиться, воскресить свой дух, свою нравственность, мораль, стойкость служения России, народу. Поэтому они волей-не волей превращаются в "ряженных". У них нет тех прежних прав и прежней собственности (прежде всего, своей законной земли), которые и делали казака казаком. А слова и политпросвет с призывами к возрождению, джигитовка по праздникам не способны восстановить казачество.
ort
26.08.2019 13:10
"Некоторые из рода Лобовых воевали и в Великую Отечественную войну. ". Хотелось бы спросить автора:" На чьей стороне?".
В статье нарочито не отражён вклад нашего казачества в общее дело победы СССР над Германией. Уже тошнит от мерзости подобных политических игр либерал- патриотов, в которых казачеству уделяется стандартная роль статистов, "пострадавших от Советов". Почитайте истинного казака- Шолохова ! Он-то знал , сколько крови и своей и вражеской казаки пролили , защищая Советскую власть.
Панджшер
21.08.2019 5:33
Без собственной истории и вековых традиций - никуда. Другое дело, как сохранить и, главное, превратить эти родники в полноводную реку? Вот вопрос вопросов. Пока все будет сводиться к штанам с лампасами, нагайкам и "любо", дальше этнографии и обещаний, мол, "если жареным запахнет", дело не пойдет. Нужны поступки, а их совершают лидеры, с которыми, если быть честными, дело пока обстоит плоховато. Тем ярче пример Тамары Михайловны Лобовой, дай ей Бог здоровья и долгих лет жизни. И низкий поклон.
С.М.
20.08.2019 14:41
Любо! Любо-прелюбо!
Осколок Империи
20.08.2019 12:50
Спасибо на добром слове, прекрасная статья.
Но только не надо печалиться, братцы и сестры, "полно вам казаченьки горе горевать", понятное дело, никакое доброе, богоугодное, славное дело не останется безнаказанным. Надо это принять. С бесом мира быть не может по-любому. И на земле царство Божие не построить. Троцкий же сказал -- "казаки подлежат полному уничтожению поскольку способны к самоорганизации". В наше мутное, смутное "мирное" время пусть хоть ряженые будут и на том спасибо. Свои они все равно, хоть большинство пороха не нюхали. И историки нужны казачьи и журналисты. Пусть будут.
А когда жареным запахнет, когда по-настоящему страшно станет куда-то возникают всплывают, прорастают русские действующие и боевые, способные рискнуть собой ради правого дела ради Христа. На Донбассе самые пер все и самые упорные боевые подразделили, возникшие на пустом месте, вдруг оказалось все казаки. Почти все родовые с корнями, а те кто нет ,в бою кровь казачью обрели, по-другому не бывает. Подтверждать надо звание. Иначе "дед был казак, отец сын казачий, а я хвост собачий". А сейчас уже на Донбассе полки есть полнокровные казачьи. с артиллерией, танками и "Градами".
Самая северо-восточная точка страны -- мыс Дежнева, по имени казака, в 1600 каком-то году он все прошел поткрыо, провоевал присоединил, примирил. Западная Сибири Ермак -- донской казак. кавказская граница -- казаки.
Их ведь немного было, не тысячи а сотни. И сейчас примерно столько же.





Алексей
20.08.2019 12:34
Необходимо поднимать свою историю для воспитания молодёжи. Другого пути нет, если хотим сохранить страну.

Эксклюзив
12.09.2019
Славенко Терзич
Слово посла Сербии в Российской Федерации.
Фоторепортаж
12.09.2019
Подготовила Мария Максимова
В Москве проходит выставка, посвященная реставрации в Музеях Московского Кремля.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».