Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 января 2018
Ирина Бубнова: «Проблема русского языка – проблема безопасности России»

Ирина Бубнова: «Проблема русского языка – проблема безопасности России»

Беседа с доктором филологических наук, профессором
12.04.2017
Ирина Бубнова: «Проблема русского языка – проблема безопасности России»

На одном из круглых столов ученых-филологов меня взволновало страстное выступление   доктора филологических наук, профессора, заведующей кафедрой зарубежной филологии Московского городского педагогического университета (МГПУ) Ирины Бубновой. «Прямым следствием замены слов русского языка на иностранные, смены модели чтения, визуализации текстов, изъятия из школьной программы классических произведений, «погружения» ребенка в мир иной культуры и чужого языка практически с рождения будет исчезновение русской культуры и русской языковой личности, как ее носителя..... Да, останутся люди, которые скажут про себя: я – русский. Но этноса не будет. Культуры не будет». По окончании мероприятия я подошел к ученому:

- Ирина Александровна, на самом деле все так запущено? Русский язык - в окопах?

- Вопрос преподавания литературы и русского языка в школе и в вузе – это по большому счету вопрос нашего будущего. Мы сохраним в себе национальные черты или переориентируемся на некие универсальные ценности «свободного» мира? Растворимся в нем? Станем «как все»? Чья точка зрения победит, таким и будет наше будущее. Как-то я смотрела выступление Германа Грефа – не последнего человека в нашей экономике. Он говорит, что прекрасно понимает, каким должно быть образование в России. Должен быть разрыв между «хозяином» и «исполнителем». Да такой, сказал Греф, чтобы «низы» не понимали, чем живут «верхи». Иначе разве они будут безоговорочно выполнять то, что мы им внушаем?

А как же предостережение президента России Владимира Путина, с тревогой высказанное на одном из заседаний президентских советов по межнациональным отношениям и по русскому языку: «…не будет преувеличением сказать, что проблема русского языка — это проблема безопасности нашей великой Родины».

Правильная речь перестала быть престижной. Более того, поощряется речь, засоренная иностранными словами. Никто этого не замечает. Почитайте уставные документы, там половина заимствованных слов, англицизмов… «В рамках аудита мы проводим мониторинг…». И так далее…

- Тут как-то я увидел комикс на тему «Преступления и наказания». Он преподносился, как вполне серьезное пособие по литературе. Неужели мы так и не поняли за четверть века перестройки, что подражать западным образцам – не наш путь?

- Комиксы появились в Штатах, как чтиво для неграмотных и малограмотных. Ведь что происходит? Когда училось читать наше поколение, у нас не было визуальной опоры. Мы читали обычный книжный текст. Мысленно прорисовывали его в деталях. Прочувствовали каждого героя. Сопереживали ему. Придумывали ему какую-то жизнь. Наделяли своими чертами...

И никто меня не убедит, что «Преступление и наказание», «Война и мир» в комиксах – это здорово!  

Вот несколько примеров из нашего популярного задачника «Ненаглядное пособие по математике» для второго, третьего и четвертого классов Григория Остера.

На шее артиста цирка Худещенко сидят его жена Эльвира, Ася и Тася и трое малолетних сыновей Миша, Гриша и Тиша. Сколько человек сидит на шее артиста цирка?

Или. У иностранного диверсанта было задание: темной ночью взорвать 20 общеобразовательных школ. Диверсант перевыполнил задание на одну пятую его часть. Сколько счастливых детей смогут отдохнуть от общего образования, если известно, что в каждой взорванной школе томилось по 756 учеников?

Еще задачка. Из каждых 2575 двоечников один становится директором школы. Из скольких двоечников получится 14 директоров школ?

Заведомо очевидно, что ребенок, размышляя над 299 задачами и одновременно познавая мир, запоминает, что школа – это скучное и, возможно, страшное учреждение, руководит которым с высокой долей вероятности бывший двоечник, а учителя делят классы на любимчиков и не любимчиков. (Но им можно отомстить, подпилив, например, ножки стула (задача 292). Семья – это когда один сидит на шее у другого, а папа в целях воспитания бьет сыновей, изнашивая по два ремня в год (задача 165). Однако папа справедлив, так как раздает подзатыльники своим сыновьям поровну (задача 286).

Здесь же закладываются и закрепляются понятия дружбы и справедливости. Причем последняя торжествует тогда, когда ты сможешь дать другу по шее поровну (задача 289). Формируется и представление об армии, где служат пилоты, которые, увлекаясь самим процессом убийства (бомбежкой), наносят смертельный удар по своим. Школьнику надо лишь рассчитать возможные потери в таких атаках (задача 211). А еще ребенок углубляет свое понимание «основ» человеческих отношений и поведения, подсчитывая количество малышей, которые, вместо того, чтобы лепить куличи в песочнице, лупят друг друга совочками (задача 185), не успевших утонуть во время обучения плаванию детей (задача 215). Или делая математические расчеты для размещения на заборе неприличного слова (задача 212).

Учебник – один из важнейших «личностнообразующих» элементов. Образ реальности в сознании школьника создается не только в процессе изучения гуманитарных предметов. Например, литературы, где закладываются модели поведения, формируются ключевые понятия: совесть, честь, дружба, любовь, предательство, подвиг, мужество, патриотизм, Отечество… И когда содержание, например, слова «предательство» иллюстрируется только судьбой Павлика Морозова, а образ страны складывается только по произведениям Александра Солженицина и Андрея Платонова (при безусловной их важности для формирования каждой личности), но при этом из школьной программы исключаются романы Николая Островского, Бориса Полевого, Александра Фадеева, то нет ничего удивительного, что в сознании современного школьника вся история ХХ века нашей страны заключается в одном слове ГУЛАГ. Или Соловки. И дети просто не способны понять мотивацию героев повестей, скажем, Бориса Васильева «А зори здесь тихие» или «В списках не значился». Даже многие студенты-филологи не слышали ни о Павке Корчагине, ни об Алексее Маресьеве, ни о молодогвардейцах, ни о Хатыни…

- Ирина Александровна, а есть в русском языке самое главное слово? Понимаю, что мой вопрос звучит не совсем научно, но думаю, смысл его понятен…

- Почему же?! Очень правильный вопрос – и по содержанию и по форме. У русского народа самое главное слово – «человек». Он и добрый, и злой, и беспомощный, и наивный, и подлый, и застенчивый… Слово, которое имеет наибольшее количество связей в языке. «Человек» – на первом месте. Потом идут «дом», «друг», «жизнь», «дело», «любовь»… В последнее время появилось и слово «деньги». Где-то во втором десятке. Сравним с англичанами. Слово «друг» у них на 73-м месте, а у нас - в первом десятке. И в Италии друг не так важен. Понимаете? Мы совершенно по-разному видим мир. В нашем языковом сознании слово «работа» находится на периферии, не входит в ядро, состоящее из 30 слов. У нас важно «дело».

Даже, исходя из своего географического положения, мы были обречены поддерживать друг друга, были коллективистами. Если ты прошел триста верст по тайге и тебе не оставили в «шалаше» спички и воду, ты не выживешь.

Мы знали, что нас не бросят. Община поддержит. У нас друг – закадычный. Один на всю жизнь. А они скажут: друг по университету, друг по игре в гольф, друг по покер клубу, друг по игре на губной гармошке… То есть, в лучшем случае, приятель.

Для нас друг – святое. Мы до сих пор дружим с одноклассниками. Успешный ты или не очень – не важно. Дружим со школы. А у них, если ты не поднялся до моего уровня по социальной лестнице, то для меня уже не существуешь. И это разделение заложено в семантике языка. Как только язык начинает семантику изменять, заменять те или иные слова («толерантность» вместо «терпения», например). Происходит семантический сдвиг…

Из нашего языка исчезает слово «честь». Его уже стали путать со словом «достоинство», которое тоже, увы, звучит все реже. Хотя честь и достоинство не одно и то же.

- Исчезают потому, что общество не чувствует в них потребность…

- Вот и я о том же…


Беседовал Сергей Рыков

Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого «Союзом пенсионеров России».



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 37 найденных.
Олег Фишер
07.05.2017 16:32
  В бытность мою школьником (50-е годы) каждый успевающий семиклассник умел склонять числительные, не говоря уж о старшеклассниках. Ныне умеют это делать лишь немногие высоколобые интеллектуалы. В устной речи (телевизор, радио, интернет) медийных персон такого рода ошибки встречаются постоянно. Приблизительно 8 из 10 телевещателей вместо правильной формы родительного падежа числительных 200, 300, 400, ... 900 - двухсот, трёхсот, четырёхсот, ... девятисот - скажут "двухста", "трёхста", "четырёхста", ..., "девятиста", а слово 850-летие озвучат в лучшем случае как "восемьсотпятидесятилетие" (в худшем - как "восемьсотпятьдесятлетие").
Москвичка
26.04.2017 11:05
Хочу затронуть еще один вопрос, касающийся русского языка. Посмотрите на учебники русского языка для младших классов. Люди, писавшие их, не представляют детей, которым  эти учебники  предназначены. Скучно, наукообразно, малопонятно. Впечатление такое, что авторам была поставлена задача внушить отвращение к  русскому языку. Посмотрела содержание проверочных работ по русскому и литературе. Их составляли люди с извращенным сознанием. Что они хотели проверить? налицо лишь стремление ребенка запутать, расстроить и поставить в тупик.Детям нужны интересные учебники  увлекательно написанные.
Светлана
25.04.2017 14:20
В диалог вступать не буду, т.к. я не филолог, а музыкант ( по советским временам очень неплохо образованный) из семьи самой обычной. Среди любимых людей, правда, была тётушка не родная по крови, но очень любимая. Я обожала слушать её ответы на то, что меня интересовало,а интересовало многое, как того любопытного слонёнка, который всё хотел узнать "что кушает за обедом крокодил"
Тётушка была "не обычная": мама из древнего графского польского рода, отец - русский дворянин и Директор гимназии в Варшаве. Родилась она где-то на стыке Х1Х и ХХ веков. Звали её Мария Митрофановна Островская и своим воспитанием, доброжелательностью, деликатностью, добротой и бескорыстием она явно выделялась даже среди моих интеллигентных и образованных друзей. Познакомилась я с ней в начале 70-х и сразу мы почувствовали взаимную симпатию. Она уже овдовела, сын единственный погиб во время ВОВ, была одинока, а я работала пианисткой и музыковедом-просветителем в Заполярной филармонии, в Москве бывала довольно часто, благодаря свободному концертному графику и стала у неё останавливаться по её просьбе, видя, что ей мои приезды в радость. Знала, что муж и она сама работали в Министерстве морского флота (она - переводчиком), окончив только Варшавскую гимназию до революции) Во мне к тому времени уже "умерли по невостребованности" два иностранных языка (немецкий, английский) и меня очень интересовало её свободное владение немецким и французским... Кстати, её сын ушёл добровольцем на войну переводчиком... И я её расспросила как её учили в детстве и вот что она рассказала...
С рождения с ней разговаривали родители на двух языках: отец по-русски, мама по польски. Плюс была няня-полька, которая ей рассказывала на польском разные истории.
В три года няню уволили и взяли бонну-немку, которая говорила только по-немецки.
В семь лет её сменила гувернантка-француженка, которая знала только французский. И с детства ей казалось, что "у каждого человека - свой язык".
В девять лет она поступила в гимназию и стала учить латынь.на языках она уже свободно говорила и грамматики учила уже в гимназии... Кстати, у неё был товарищ детства, русский профессор-географ, отец которого был инспектором той самой Варшавской гимназии; и он  свободно владел 14-ю языками. Когда он должен был прийти в гости, я откладывала все дела и оставалась наблюдать как они общаются. Звали его "Толик". Он всегда приносил Мусе цветы и бутылку хорошего лёгкого вина, которое выпивалось по 2-3 рюмочками и у Муси в кухонном столе всегда стояли эти недопитые несколько бутылок... а я получала дополнительное удовольствие не только наблюдать как они общаются, но и как Муся готовилась к встрече: укладывала волосы плойкой, пудрилась и слегка красила губы... Судя по старым фотографиям, она была невероятной красавмцей в молодости...
Написала я это специально для тех, кто озабочен нашим просвещением, ибо считаю, что самое пристальное внимание нужно обращать на детей с самого раннего возраста и "если бы директором была я":))) я бы отделила преподавание и выращивание прежде всего воспитателей детсадов и учителей начальных спецшкол на факультетах по специальной программе и с соответствующим распределением со спец оплатой в будущей работе...:)
https://vk.com/lanka37
Анатолий Лавритов
25.04.2017 10:54
Русский язык действительно в окопах!По крайней мере на постсоветском пространстве, где националисты у власти
больше озабочены функционированием своего "государственного языка", получившего от русского в период Советской власти такую материальную, научную и культурно-нравственную составляющую, что уже ГЛУПО ВЫГЛЯДЯТ их комиссии по охране государственного функционирования эстонского,латышского,литовского и прочих языков союзных республик с малым населением.
К примеру, в Латвии стали преследовать мэра Риги Нила Ушакова (из староверов), который разговаривал на русском языке.Итог - штраф.То же случилось и с мэром Вентспилса, посмевшего со своими русско-язычными избирателями говорить по-русски.Скажете - идиотизм - и будете правы, так как в европейских странах подобного просто нет.
Вот и получается, что там,где русский язык был распространён, на него гонения по-государственному.А у нас в России свои "резистенты" тихой сапой гнобят русский язык.
Петр Петрович - Лесник
20.04.2017 16:52
Вы, так и не поняли, что главная цель коммунистов есть освобождение трудящихся от эксплуатации. Лесник, вам нянька нужна, чтобы кто-то за вас боролся за экологию, науку, образование, защиту родного языка?
Лесник-Петру Петровичу
20.04.2017 11:25
   Тщательно просматриваю все доступные материалы КПРФ. Экономическая тематика есть и достаточно тщательно обсуждается. Наука, образование, защита родного языка, экология - тишина. Можно сказать, что мёртвая тишина. А тут ещё ваши бредовые сентенции, скорее вскрикивания, которые наносят ущерб партии призванной освобождать народ от угнетения.
Петр Петрович - Лесник
19.04.2017 20:31
\\Надеюсь, что это не является линией КПРФ, что можно подумать читая сентенции П.П.\\

Весна, не попить ли витамины, как вы считаете, Лесник? Может и КПРФ перестанет мерещиться за каждым углом...

Петр Петрович - Александр из Од.
19.04.2017 18:35
\\В отличии от вас я внес довольно много конкретных предложений по развитию и защите русского языка.\\

Это какие, отменить изучение иностранных языков в школе? Вы бредите или так шутите? И не надо забалтывать тему, образование - вопрос социальный и классовый. Вам неясно, что "кухаркиных детей" будут отлучать качественного образования? Вы не на Грефа, случаем, трудитесь?
Лесник
18.04.2017 15:49
   Пушкин, Лермонтов, Крылов, Гончаров, Тургенев et cetera могли изъясняться на французском и других европейских, но все были против неоправданного внедрения в русский язык иностранщины. Культура сохранялась, несмотря ни на что. Сейчас цель - разрушение нашей культуры. Надеюсь, что это не является линией КПРФ, что можно подумать читая сентенции П.П.
Александр из Од.
17.04.2017 18:41
Петру Петровичу.
В отличии от вас я внес довольно много конкретных предложений по развитию и защите русского языка.
А вы все плачете о возможном разрыве в образовании между элитой и простым народом.
Не волнуйтесь. Моя жена преподает английский язык в частной школе в Подмосковье. Как раз для богатеньких.
И что же? А то, что способности у детишек ниже среднего и они, мягко говоря. не тянут... Вы можете поставить им самых мудрых преподавателей, а толку не будет!
А ребята из простых трудовых семей, с которыми она раньше имела дело, с блеском получали медали и поступали в престижные вузы...
Вот вы не признаете господа Бога и Его благой промысел над Россией и делаете стратегическую ошибку.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 37 найденных.

Эксклюзив
12.01.2018
Владимир Малышев
Похоже, скоро весь мир будет зависеть от природных ресурсов нашей страны
Фоторепортаж
18.01.2018
Подготовила Мария Максимова
В храме Христа Спасителя представлена экспозиция Рождественских вертепов.