Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

23 октября 2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Сегодня день памяти одного из величайших русских святых.
23.10

Об очередной скандальной инициативе Минздрава.
12.10

Действительно ли ситуация на дорогах столь ужасна, как нам представляется?
10.10

Беседа со знаменитой спортсменкой и общественным деятелем.
10.10

Что мешает России преодолеть последствия катастрофы 1990-х.
06.10

Депутаты приняли в первом чтении законопроект, который наделяет банки правом на создание единой базы биометрических данных россиян.
04.10

Заметки с международной научно-практической конференции «Революция в России и мир».
26.09

Минздрав пригрозил семьям, отказывающимся от вакцинации детей.
21.09

В стране принята программа, предполагающая тотальный контроль за гражданами и их жизнью.
14.09

О председателе сельхозкооператива Надежде Ясниковой слагают легенды.
06.09

О том, чем отличается набор студентов в этом году, рассказывает доктор исторических наук, ректор Московского педагогического государственного университета.
01.09

Итоги III Международного военно-технического форума «Армия-2017» впечатляют.
30.08

Слово из Оптиной пустыни в праздник Успения Пресвятой Богородицы.
28.08

Бывший замминистра и организатор дефолта оказался банальным контрабандистом.
25.08

Оппозиционеры возмущены задержанием режиссера К. Серебренникова.
23.08


Общество

Ирина Бубнова: «Проблема русского языка – проблема безопасности России»

Беседа с доктором филологических наук, профессором
12.04.2017
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Ирина Бубнова: «Проблема русского языка – проблема безопасности России»

На одном из круглых столов ученых-филологов меня взволновало страстное выступление   доктора филологических наук, профессора, заведующей кафедрой зарубежной филологии Московского городского педагогического университета (МГПУ) Ирины Бубновой. «Прямым следствием замены слов русского языка на иностранные, смены модели чтения, визуализации текстов, изъятия из школьной программы классических произведений, «погружения» ребенка в мир иной культуры и чужого языка практически с рождения будет исчезновение русской культуры и русской языковой личности, как ее носителя..... Да, останутся люди, которые скажут про себя: я – русский. Но этноса не будет. Культуры не будет». По окончании мероприятия я подошел к ученому:

- Ирина Александровна, на самом деле все так запущено? Русский язык - в окопах?

- Вопрос преподавания литературы и русского языка в школе и в вузе – это по большому счету вопрос нашего будущего. Мы сохраним в себе национальные черты или переориентируемся на некие универсальные ценности «свободного» мира? Растворимся в нем? Станем «как все»? Чья точка зрения победит, таким и будет наше будущее. Как-то я смотрела выступление Германа Грефа – не последнего человека в нашей экономике. Он говорит, что прекрасно понимает, каким должно быть образование в России. Должен быть разрыв между «хозяином» и «исполнителем». Да такой, сказал Греф, чтобы «низы» не понимали, чем живут «верхи». Иначе разве они будут безоговорочно выполнять то, что мы им внушаем?

А как же предостережение президента России Владимира Путина, с тревогой высказанное на одном из заседаний президентских советов по межнациональным отношениям и по русскому языку: «…не будет преувеличением сказать, что проблема русского языка — это проблема безопасности нашей великой Родины».

Правильная речь перестала быть престижной. Более того, поощряется речь, засоренная иностранными словами. Никто этого не замечает. Почитайте уставные документы, там половина заимствованных слов, англицизмов… «В рамках аудита мы проводим мониторинг…». И так далее…

- Тут как-то я увидел комикс на тему «Преступления и наказания». Он преподносился, как вполне серьезное пособие по литературе. Неужели мы так и не поняли за четверть века перестройки, что подражать западным образцам – не наш путь?

- Комиксы появились в Штатах, как чтиво для неграмотных и малограмотных. Ведь что происходит? Когда училось читать наше поколение, у нас не было визуальной опоры. Мы читали обычный книжный текст. Мысленно прорисовывали его в деталях. Прочувствовали каждого героя. Сопереживали ему. Придумывали ему какую-то жизнь. Наделяли своими чертами...

И никто меня не убедит, что «Преступление и наказание», «Война и мир» в комиксах – это здорово!  

Вот несколько примеров из нашего популярного задачника «Ненаглядное пособие по математике» для второго, третьего и четвертого классов Григория Остера.

На шее артиста цирка Худещенко сидят его жена Эльвира, Ася и Тася и трое малолетних сыновей Миша, Гриша и Тиша. Сколько человек сидит на шее артиста цирка?

Или. У иностранного диверсанта было задание: темной ночью взорвать 20 общеобразовательных школ. Диверсант перевыполнил задание на одну пятую его часть. Сколько счастливых детей смогут отдохнуть от общего образования, если известно, что в каждой взорванной школе томилось по 756 учеников?

Еще задачка. Из каждых 2575 двоечников один становится директором школы. Из скольких двоечников получится 14 директоров школ?

Заведомо очевидно, что ребенок, размышляя над 299 задачами и одновременно познавая мир, запоминает, что школа – это скучное и, возможно, страшное учреждение, руководит которым с высокой долей вероятности бывший двоечник, а учителя делят классы на любимчиков и не любимчиков. (Но им можно отомстить, подпилив, например, ножки стула (задача 292). Семья – это когда один сидит на шее у другого, а папа в целях воспитания бьет сыновей, изнашивая по два ремня в год (задача 165). Однако папа справедлив, так как раздает подзатыльники своим сыновьям поровну (задача 286).

Здесь же закладываются и закрепляются понятия дружбы и справедливости. Причем последняя торжествует тогда, когда ты сможешь дать другу по шее поровну (задача 289). Формируется и представление об армии, где служат пилоты, которые, увлекаясь самим процессом убийства (бомбежкой), наносят смертельный удар по своим. Школьнику надо лишь рассчитать возможные потери в таких атаках (задача 211). А еще ребенок углубляет свое понимание «основ» человеческих отношений и поведения, подсчитывая количество малышей, которые, вместо того, чтобы лепить куличи в песочнице, лупят друг друга совочками (задача 185), не успевших утонуть во время обучения плаванию детей (задача 215). Или делая математические расчеты для размещения на заборе неприличного слова (задача 212).

Учебник – один из важнейших «личностнообразующих» элементов. Образ реальности в сознании школьника создается не только в процессе изучения гуманитарных предметов. Например, литературы, где закладываются модели поведения, формируются ключевые понятия: совесть, честь, дружба, любовь, предательство, подвиг, мужество, патриотизм, Отечество… И когда содержание, например, слова «предательство» иллюстрируется только судьбой Павлика Морозова, а образ страны складывается только по произведениям Александра Солженицина и Андрея Платонова (при безусловной их важности для формирования каждой личности), но при этом из школьной программы исключаются романы Николая Островского, Бориса Полевого, Александра Фадеева, то нет ничего удивительного, что в сознании современного школьника вся история ХХ века нашей страны заключается в одном слове ГУЛАГ. Или Соловки. И дети просто не способны понять мотивацию героев повестей, скажем, Бориса Васильева «А зори здесь тихие» или «В списках не значился». Даже многие студенты-филологи не слышали ни о Павке Корчагине, ни об Алексее Маресьеве, ни о молодогвардейцах, ни о Хатыни…

- Ирина Александровна, а есть в русском языке самое главное слово? Понимаю, что мой вопрос звучит не совсем научно, но думаю, смысл его понятен…

- Почему же?! Очень правильный вопрос – и по содержанию и по форме. У русского народа самое главное слово – «человек». Он и добрый, и злой, и беспомощный, и наивный, и подлый, и застенчивый… Слово, которое имеет наибольшее количество связей в языке. «Человек» – на первом месте. Потом идут «дом», «друг», «жизнь», «дело», «любовь»… В последнее время появилось и слово «деньги». Где-то во втором десятке. Сравним с англичанами. Слово «друг» у них на 73-м месте, а у нас - в первом десятке. И в Италии друг не так важен. Понимаете? Мы совершенно по-разному видим мир. В нашем языковом сознании слово «работа» находится на периферии, не входит в ядро, состоящее из 30 слов. У нас важно «дело».

Даже, исходя из своего географического положения, мы были обречены поддерживать друг друга, были коллективистами. Если ты прошел триста верст по тайге и тебе не оставили в «шалаше» спички и воду, ты не выживешь.

Мы знали, что нас не бросят. Община поддержит. У нас друг – закадычный. Один на всю жизнь. А они скажут: друг по университету, друг по игре в гольф, друг по покер клубу, друг по игре на губной гармошке… То есть, в лучшем случае, приятель.

Для нас друг – святое. Мы до сих пор дружим с одноклассниками. Успешный ты или не очень – не важно. Дружим со школы. А у них, если ты не поднялся до моего уровня по социальной лестнице, то для меня уже не существуешь. И это разделение заложено в семантике языка. Как только язык начинает семантику изменять, заменять те или иные слова («толерантность» вместо «терпения», например). Происходит семантический сдвиг…

Из нашего языка исчезает слово «честь». Его уже стали путать со словом «достоинство», которое тоже, увы, звучит все реже. Хотя честь и достоинство не одно и то же.

- Исчезают потому, что общество не чувствует в них потребность…

- Вот и я о том же…


Беседовал Сергей Рыков

Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого «Союзом пенсионеров России».




Комментарии


Олег Фишер
07.05.2017 16:32

  В бытность мою школьником (50-е годы) каждый успевающий семиклассник умел склонять числительные, не говоря уж о старшеклассниках. Ныне умеют это делать лишь немногие высоколобые интеллектуалы. В устной речи (телевизор, радио, интернет) медийных персон такого рода ошибки встречаются постоянно. Приблизительно 8 из 10 телевещателей вместо правильной формы родительного падежа числительных 200, 300, 400, ... 900 - двухсот, трёхсот, четырёхсот, ... девятисот - скажут "двухста", "трёхста", "четырёхста", ..., "девятиста", а слово 850-летие озвучат в лучшем случае как "восемьсотпятидесятилетие" (в худшем - как "восемьсотпятьдесятлетие").

Москвичка
26.04.2017 11:05

Хочу затронуть еще один вопрос, касающийся русского языка. Посмотрите на учебники русского языка для младших классов. Люди, писавшие их, не представляют детей, которым  эти учебники  предназначены. Скучно, наукообразно, малопонятно. Впечатление такое, что авторам была поставлена задача внушить отвращение к  русскому языку. Посмотрела содержание проверочных работ по русскому и литературе. Их составляли люди с извращенным сознанием. Что они хотели проверить? налицо лишь стремление ребенка запутать, расстроить и поставить в тупик.Детям нужны интересные учебники  увлекательно написанные.

Светлана
25.04.2017 14:20

В диалог вступать не буду, т.к. я не филолог, а музыкант ( по советским временам очень неплохо образованный) из семьи самой обычной. Среди любимых людей, правда, была тётушка не родная по крови, но очень любимая. Я обожала слушать её ответы на то, что меня интересовало,а интересовало многое, как того любопытного слонёнка, который всё хотел узнать "что кушает за обедом крокодил"
Тётушка была "не обычная": мама из древнего графского польского рода, отец - русский дворянин и Директор гимназии в Варшаве. Родилась она где-то на стыке Х1Х и ХХ веков. Звали её Мария Митрофановна Островская и своим воспитанием, доброжелательностью, деликатностью, добротой и бескорыстием она явно выделялась даже среди моих интеллигентных и образованных друзей. Познакомилась я с ней в начале 70-х и сразу мы почувствовали взаимную симпатию. Она уже овдовела, сын единственный погиб во время ВОВ, была одинока, а я работала пианисткой и музыковедом-просветителем в Заполярной филармонии, в Москве бывала довольно часто, благодаря свободному концертному графику и стала у неё останавливаться по её просьбе, видя, что ей мои приезды в радость. Знала, что муж и она сама работали в Министерстве морского флота (она - переводчиком), окончив только Варшавскую гимназию до революции) Во мне к тому времени уже "умерли по невостребованности" два иностранных языка (немецкий, английский) и меня очень интересовало её свободное владение немецким и французским... Кстати, её сын ушёл добровольцем на войну переводчиком... И я её расспросила как её учили в детстве и вот что она рассказала...
С рождения с ней разговаривали родители на двух языках: отец по-русски, мама по польски. Плюс была няня-полька, которая ей рассказывала на польском разные истории.
В три года няню уволили и взяли бонну-немку, которая говорила только по-немецки.
В семь лет её сменила гувернантка-француженка, которая знала только французский. И с детства ей казалось, что "у каждого человека - свой язык".
В девять лет она поступила в гимназию и стала учить латынь.на языках она уже свободно говорила и грамматики учила уже в гимназии... Кстати, у неё был товарищ детства, русский профессор-географ, отец которого был инспектором той самой Варшавской гимназии; и он  свободно владел 14-ю языками. Когда он должен был прийти в гости, я откладывала все дела и оставалась наблюдать как они общаются. Звали его "Толик". Он всегда приносил Мусе цветы и бутылку хорошего лёгкого вина, которое выпивалось по 2-3 рюмочками и у Муси в кухонном столе всегда стояли эти недопитые несколько бутылок... а я получала дополнительное удовольствие не только наблюдать как они общаются, но и как Муся готовилась к встрече: укладывала волосы плойкой, пудрилась и слегка красила губы... Судя по старым фотографиям, она была невероятной красавмцей в молодости...
Написала я это специально для тех, кто озабочен нашим просвещением, ибо считаю, что самое пристальное внимание нужно обращать на детей с самого раннего возраста и "если бы директором была я":))) я бы отделила преподавание и выращивание прежде всего воспитателей детсадов и учителей начальных спецшкол на факультетах по специальной программе и с соответствующим распределением со спец оплатой в будущей работе...:)
https://vk.com/lanka37

Анатолий Лавритов
25.04.2017 10:54

Русский язык действительно в окопах!По крайней мере на постсоветском пространстве, где националисты у власти
больше озабочены функционированием своего "государственного языка", получившего от русского в период Советской власти такую материальную, научную и культурно-нравственную составляющую, что уже ГЛУПО ВЫГЛЯДЯТ их комиссии по охране государственного функционирования эстонского,латышского,литовского и прочих языков союзных республик с малым населением.
К примеру, в Латвии стали преследовать мэра Риги Нила Ушакова (из староверов), который разговаривал на русском языке.Итог - штраф.То же случилось и с мэром Вентспилса, посмевшего со своими русско-язычными избирателями говорить по-русски.Скажете - идиотизм - и будете правы, так как в европейских странах подобного просто нет.
Вот и получается, что там,где русский язык был распространён, на него гонения по-государственному.А у нас в России свои "резистенты" тихой сапой гнобят русский язык.

Петр Петрович - Лесник
20.04.2017 16:52

Вы, так и не поняли, что главная цель коммунистов есть освобождение трудящихся от эксплуатации. Лесник, вам нянька нужна, чтобы кто-то за вас боролся за экологию, науку, образование, защиту родного языка?

Лесник-Петру Петровичу
20.04.2017 11:25

   Тщательно просматриваю все доступные материалы КПРФ. Экономическая тематика есть и достаточно тщательно обсуждается. Наука, образование, защита родного языка, экология - тишина. Можно сказать, что мёртвая тишина. А тут ещё ваши бредовые сентенции, скорее вскрикивания, которые наносят ущерб партии призванной освобождать народ от угнетения.

Петр Петрович - Лесник
19.04.2017 20:31

\\Надеюсь, что это не является линией КПРФ, что можно подумать читая сентенции П.П.\\

Весна, не попить ли витамины, как вы считаете, Лесник? Может и КПРФ перестанет мерещиться за каждым углом...


Петр Петрович - Александр из Од.
19.04.2017 18:35

\\В отличии от вас я внес довольно много конкретных предложений по развитию и защите русского языка.\\

Это какие, отменить изучение иностранных языков в школе? Вы бредите или так шутите? И не надо забалтывать тему, образование - вопрос социальный и классовый. Вам неясно, что "кухаркиных детей" будут отлучать качественного образования? Вы не на Грефа, случаем, трудитесь?

Лесник
18.04.2017 15:49

   Пушкин, Лермонтов, Крылов, Гончаров, Тургенев et cetera могли изъясняться на французском и других европейских, но все были против неоправданного внедрения в русский язык иностранщины. Культура сохранялась, несмотря ни на что. Сейчас цель - разрушение нашей культуры. Надеюсь, что это не является линией КПРФ, что можно подумать читая сентенции П.П.

Александр из Од.
17.04.2017 18:41

Петру Петровичу.
В отличии от вас я внес довольно много конкретных предложений по развитию и защите русского языка.
А вы все плачете о возможном разрыве в образовании между элитой и простым народом.
Не волнуйтесь. Моя жена преподает английский язык в частной школе в Подмосковье. Как раз для богатеньких.
И что же? А то, что способности у детишек ниже среднего и они, мягко говоря. не тянут... Вы можете поставить им самых мудрых преподавателей, а толку не будет!
А ребята из простых трудовых семей, с которыми она раньше имела дело, с блеском получали медали и поступали в престижные вузы...
Вот вы не признаете господа Бога и Его благой промысел над Россией и делаете стратегическую ошибку.

Петр Петрович - Александр из Од.
17.04.2017 16:45

\\Давайте русский язык отдельно, а Греф отдельно.\\

Зачем вы ставите такое ограничение? Греф и его классовые друзья, как раз очень даже к месту, ибо они будут определять, будет НАРОД получать полноценное образование и вместе с ним правильный русский язык или только ЭЛИТА будет хорошо образована и будет хорошо владеть русским и иностранными языками. А вы, как видно, хотите оказаться в роли дореволюционного мужика, при котором господа между собой говорят на французском, а мужик только глаза таращит и ничего не понимает. А как ему понять французский, если он по темноте своей и господский русский с трудом разбирает.
"Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять всё, да и поделить…" (Шариков из "Собачье сердце" Булгакова).

Вы понимаете, куда вы нас зовёте? А, ну да, дураками править легче. Вы на кого работаете, Александр?

  

Александр из Од.
17.04.2017 9:48

Петру Петровичу.
Давайте русский язык отдельно, а Греф отдельно.
//Хорошо, что у нас в правительстве люди неглупые и изучение иностранных языков в школе отменять не собираются.//
Вот вы радуетесь, что Греф неглуп, а мне от этого грустно. Вот эти умники-вредители и пичкают наших детей всяким-разным.
Вся надежда, что во главе минобра встала достойная православная женщина, которая пусть медленно, но выведет корабль Образования на верный путь.
Теперь об успехах англизированной Индии.
Больше всего о них кричат пропагандисты английского языка, дабы совратить простодушных обывателей и привлечь их к изучению английского. Денег это приносит носителям языка - огромные!
А переводную литературу я бы и не стал сильно ограничивать - мне самому нравится В.Шекспир в приличном переводе.
И даже музыку Моцарта слушаю с удовольствием иногда. А вот приключения Гарри Потера я бы запретил...

Русак
16.04.2017 20:53

А чему удивляться? Фактически РФ есть колония Запада. От того везде и язык метрополии. Иногда смотрю передачу Вл. Соловьева "Поединок".Ведущий в середине поединка заходит в "тайную" комнату и беседует с комментатором. А между их головами на всех телезрителей смотрит вывеска "On Air" - и это на центральном телевидении! Иногда нам показывают комнаты на ВГТРК с английскими названиями Room и тому подобное. Или в новейших клиниках названия по-английски. Все привыкли и не замечают.
Колония ... понимаш!

pole233@mail.ru
16.04.2017 20:26

С точки зрения школьного курса Русского языка, тему автор не раскрыл. И у Ирины Бубновой ситуация видимо аналогичная. И чем нам пытаются морочить голову, когда проблема с 90-х годов.

Лесник-Александру из Од.
16.04.2017 17:58

  Ваша боязнь, что можно "застрять" в иной культуре, через чур погружаясь в неё в мыслительном процессе на ином языке, мне кажется неоправданной. Наш язык - самый мощный в мире. Именно изучение мёртвых языков, латинского и древнегреческого, как корней всей европейской культуры, помогло бы изучению русского, а позже, и иных языков.

Лесник Александру из Од.
16.04.2017 17:47

   Проза Лермонтова, Пушкина, Гоголя даётся куцо и бегом. Приучить к регулярному, организованному чтению огромная проблема и, соответственно, ошибок в диктантах... перечесть трудно. При твёрдом знании родного языка, с 16 лет можно входить в инородную культуру и, при качественном преподавании вполне овладеть языком.

Лесник-Александру из Од.
16.04.2017 17:37

   Да, уважаемый Александр, полностью согласен с Вами, что обучение иностранным живым языкам начинается неоправданно рано, даже с детского сада. Внучка моя в спецшколе с 1-го класса изучает английский, с 4-го - итальянский. Сейчас в 6-м "плавает" в началах классической русской литературы.

Петр Петрович - Александр из Од.
16.04.2017 13:41

\\...я не предлагал запретить преподавание иностранных языков.
В вузах это вполне допустимо для некоторых специальностей. А вот в средней школе лучше бы без него обойтись.\\

Хорошо, что у нас в правительстве люди неглупые и изучение иностранных языков в школе отменять не собираются.
А вы знаете, что учёные говорят об Индии? Учёные говорят, что лидером в 2050 году будет не Китай, но Индия и всё из-за английского языка, который в Индии многие знают с детства.
Не надо забывать, что русский язык выдержал огромное давление иностранных языков и ничего, выжил. Огромное влияние на русский язык уже оказала переводная литература, так что поздно кричать "Караул!", ибо этому влиянию уже несколько сотен лет. Кто читал иностранных авторов в оригинале, тот скажет вам, что многие обороты в русском языке уже калька с оборотов, употребляемых в иностранных языках. Язык он живой, невозможно его сковать запретами.
Беда в том, что правильный русский язык может сохраниться при правильном образовании, но вы же читали, что сказал представитель новой российской элиты господин Греф? Не хочет он, чтобы низы понимали верхи, о каком тогда сохранении языка можно вообще говорить? Народ будет балакать на своём испорченном русском, элита на своём правильном русском.
Так за что и против чего будем бороться, Александр?

Александр из Од.
16.04.2017 2:51

Леснику.
Уважаемый Лесник, я не предлагал запретить преподавание иностранных языков.
В вузах это вполне допустимо для некоторых специальностей. А вот в средней школе лучше бы без него обойтись. И это не крайность, а насущная необходимость!
Теперь по поводу вашей преподавательницы.
Очевидно. что без знания русского языка нельзя выучить иностранный. Вот я и предлагаю усилить изучение русского языка!
А вот насчет думания на иностранном языке - это весьма опасный стиль жизни, поскольку мгновенный перевод на свой родной русский не гарантирован, а вот перерождение на иностранный лад неизбежно.

Лесник
15.04.2017 18:37

  Она очень хорошо знала своё дело, шесть лет преподавала русский в Англии. Общаясь с нами, недотёпами, высказала очень важную мысль :"Невозможно правильно изучить английский, не зная хорошо русский." Потом, в частной беседе уточнила :"Можно даже думать на иностранном языке, но мгновенно переводить на русский." Вот наш щит от иностранного засилья.

Комментарии 1 - 20 из 37
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

«Пока вы сопротивляетесь, у мира есть надежда»

В немецком обществе явственно обозначились пророссийские настроения.

Некто 1917

Главная выставка года Третьяковки.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Всемирный Русский Народный Собор Научное Общество Кавказоведов Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Аналитический портал о Балтийском регионе
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта