Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Игорь Романов: «Судьба Кавказа – это судьба всей России»

Игорь Романов: «Судьба Кавказа – это судьба всей России»

О проблемах Северо-Кавказского федерального округа размышляет советник директора РИСИ, доктор социологических наук
27.11.2013
Игорь Романов: «Судьба Кавказа – это судьба всей России»

- На одном из недавних масштабных заседаний, посвящённых перспективам развития Северного Кавказа, Владимир Путин подчеркнул, что в СКФО слабая координация в действиях власти. Получается, такой координации не сложилось? Как нет и ожидаемого рывка…

- Действительно, рывка не случилось. Как ни странно, но при той стратегии, которая воплощалась все это время на Северном Кавказе, в этом есть и определенный позитив. Во всяком случае, не реализован ряд весьма сомнительных затей, наподобие попытки организовать за государственный счет расселение жителей северокавказских республик в других регионах России.

Вся политика развития СКФО с момента образования округа была сосредоточена на обеспечении экономического рывка. Самые ключевые вопросы – межнациональные и в целом социокультурные отношения - рассматривались как вторичные. Об этом свидетельствует содержание Стратегии социально-экономического развития СКФО и не так давно принятой Госпрограммы.

Вообще доминирование экономического подхода к государственной политике изначально определяет ущербность в развитии страны, региона, города. А нередко ведет к социокультурной катастрофе. Сегодня мы наблюдаем это на примере стран Европы, где население просто замещается выходцами из совершенно иных по своему культурному укладу территорий. Видим это и у себя – в угоду экономическим интересам бизнеса носители чужеродной культуры, по сути, замещают наше коренное население.

Как правило, при экономическом взгляде на социальные процессы теряется из виду главное – человек с его духовно-культурными особенностями. Люди в большей степени рассматриваются как «производительный потенциал», «трудовой ресурс». И тогда работодателю кажется, что все проблемы, которые у этого «ресурса» возникают, решаются просто – наличием работы и заработной платы.

По большому счету, с экономических позиций не важно - «какого цвета кошка». Главное, чтобы от работников был экономический эффект. Поэтому представители современного бизнеса уверяют нас, что сегодня просто необходимо использовать труд мигрантов.

Акцент в государственной кадровой политике на людях, имеющих большой опыт в бизнесе, в коммерческом секторе, мне представляется ошибочным. На мой взгляд, главная задача государственного или муниципального руководителя в России – поддерживать социальный порядок, основанный на исторических традициях, на веками сложившемся духовно-культурном фундаменте. А для этого нужно очень хорошо знать, замечать даже незначительные движения, способные привести к нарушению коренных устоев. Это скорее охранительная, удерживающая, оберегающая функция. Однако современные менеджеры во власти обладают преимущественно иным мышлением - таким, как говорят, «клиповым сознанием», устремленным на «разработку проектов». Отсутствует по-настоящему государственное стратегическое восприятие реальности. Разве это стратегия – набор экономических проектов на предстоящие пятнадцать лет?

Не бизнесмены должны заниматься государственными делами в России. Стране сегодня, как никогда, необходимы люди, обладающие государственным мышлением, настроенные на служение Отечеству. В первую очередь такие люди нужны здесь - на Кавказе.

- О близкой смене полпреда Александра Хлопонина говорят многие политологи, указывая именно на отсутствие экономического позитива. Где инвестиционные потоки, где обещанное развитие социальной сферы? Не так давно учителям столицы округа Пятигорска задержали зарплату. Люди нашли простое объяснение – деньги уходят на многочисленные праздники, пускание пыли в глаза. В связи с чем отношение к власти – городской и окружной - скорее негативное, чем позитивное.

- Наши проблемы заключаются не только в зарплате и инвестициях. Пока мы не изменим свой образ жизни, не попытаемся, живя в России, стать нормальными русскими людьми, имею в виду русскими в духовно-культурном смысле, у нас и зарплаты нормальной не будет. СМИ пишут, что разворовываются бюджетные деньги. Президент озвучил недавно цифру - 6,5 миллиардов рублей - хищения бюджетных средств на Северном Кавказе в 2013 году. Конечно, во многом это связано со значительными вливаниями федеральных средств в ряд северокавказских республик, что нередко становится соблазном для местных чиновников. Правда, сейчас намечается реструктуризация бюджета, финансовые потоки в республики значительно уменьшатся. Ведь мы с двадцатых годов прошлого столетия вкачиваем чрезмерные средства в «развитие этнических автономий», национальных меньшинств и малых народов. При этом государствообразующее русское население не имеет порой даже нормальных бытовых условий.

Однако какие бы карательные меры государство ни разрабатывало, как бы не ужесточались законы, в отношении государственных и муниципальных служащих, при отсутствии внутренних духовно-нравственных ограничителей, воровство, коррупция будут усугубляться.

Как заклинание мы повторяем слово «инвестиции». Западная экономика –пример для подражания. Но посмотрите на этот пример, на который мы равняем свою экономику, на который равняются наши бизнесмены, госслужащие и даже учителя, не получающие зарплату. Запад – страны Европы, США становятся сегодня местом, где человечество просто вырождается, люди превращаются в настоящих моральных уродов. «Однополые браки», «ювенальная юстиция», «легкие наркотики» - это все «нормальные» и уже законные элементы европейского образа жизни. И у нас в школах учителям навязывают всю эту чушь…

Дело-то конечно не только в полпреде. Он ведь такой же, как и большинство из нас, - продукт всей нашей материалистической системы, которая методично цементировалась в советское время и продолжает воздействовать на нас даже сейчас в своем уже разложившемся состоянии. Если, как вы сказали, «смена главных по Кавказу» будет происходить в том же духе, с подбором кадров из «реального сектора экономики», прошедших «хорошую школу бизнеса», и руководствующихся материалистическими ценностями, ситуация вряд ли станет принципиально иной.

- Далека от стабильности ситуация с терроризмом и экстремизмом, коррупцией. Для инвесторов Северный Кавказ остаётся зоной риска именно по этой причине. Возможны ли изменения? Что для этого необходимо сделать?

- Терроризм и экстремизм на Северном Кавказе - следствие ослабления здесь основ российской государственности. Не враг силен, а мы слабы. Путь к укреплению российской государственности лежит не через инвестиции.

Исторически фундаментом России является Православие и русский народ. И на Кавказе мир и согласие существовали тогда, когда здесь было прочное скрепляющее ядро – русское население. Сегодня русские уходят, вытесняются, выдавливаются. Следствием этого становятся раздоры среди народностей, проживающих здесь. Все чаще мы слышим о возникающих конфликтах уже между различными этническими группами северокавказских республик. Кстати, сегодняшние межнациональные проблемы – это порождение все той же советской политики. Тогда были устроены границы между регионами по национальному признаку. И тогда у русских выбили их главную опору – Православие.

А ведь и позиции ислама были куда прочнее, когда на Кавказе присутствовало сильное государствообразующее начало – русский православный народ. Крепкие «стены» Российской империи, основанные на православном фундаменте, создавали надежную защиту традиционному исламу на Русском Кавказе.

Очевидно, что «инвестировать» сегодня надо в духовность, в возрождение русского православного ядра. Для этого русским нужна серьезная поддержка со стороны государства. Конечно, необходима поддержка и экономическая. Но для этого не надо «плакаться» по поводу дополнительного финансирования. Скорее нужны государственные гарантии тем, кто готов заниматься производством на Кавказе. Вот, например, нашим русским фермерам, крестьянам на Ставрополье нужны гарантированные рынки сбыта продукции. Государство это должно обеспечить. Чтобы сегодня навести порядок на юге, государственная власть должна показать, что это важнейшая территория страны. А для этого прежде всего надо защитить интересы русского населения – как главного гаранта стабильности в этих территориях.

Но требования нужно предъявлять не только к государству. Мы должны уважать сами себя. В первую очередь мы должны стать русскими по духу. И это возможно в Русской Православной Церкви. При духовном окормлении Церковью, надо возрождать приходские общины.

Необходимо, чтобы пришли в действие механизмы самоорганизации русских и всех народов, кто заинтересован в мире на Кавказе. Нужно заняться допризывной подготовкой к армии. Инициативные люди есть, но необходимо, чтобы весь этот процесс был систематизирован. Чтобы эти люди были в Церкви – ведь только там сохранилась связь с поколениями наших предков. Там самые яркие примеры защиты нашего Отечества – Александр Невский, Димитрий Донской, Илия Муромский, Феодор Ушаков, наш современник - мученик Евгений Родионов…

Нельзя исключать, что довольно скоро нас ждут очень суровые испытания. И уезжать, убегать некуда и незачем. Чтобы сохранить Россию, освоенный нашими предками Кавказ, нужно выстоять.

- Есть точка зрения, что после Олимпиады в Сочи округ ждут глобальные перемены – и в территориальном смысле (границы), в экономическом и в политическом. Ваша точка зрения?

- Глобальные перемены уже давно происходят. Самой глобальной переменой для всех народов России был октябрьский переворот 1917-го года. В результате чего мы сейчас находимся в такой неприятной ситуации. В СССР ведь проводилась по сути своей антирусская политика. Акцент был сделан на поддержке национальных меньшинств, а подавляющее большинство населения страны – русские - не имели даже своего правового статуса. Сегодня эта традиция сохраняется.

К сожалению, в регионах Северного Кавказа сильна тоска по советскому времени. Это понятно, все-таки тогда здесь было намного спокойнее. Но все это было благодаря тому, что еще сохранялась крепость русского ядра, сформировавшегося  в Российской империи. Конечно, жесткая «рука партии» поддерживала стабильность ситуации. Однако все строилось на репрессивно-карательных принципах и конечно не могло держаться долго. В чем мы и убедились.

До революции большая часть территорий сегодняшнего Северо-Кавказского округа представляла собой единую область – Терскую. То есть не было никаких «этнических автономий», которые возникли с появлением у власти большевиков. Огромную роль в упрочении российской государственности на Кавказе играло наше казачество, которое тоже было практически уничтожено большевиками.

Сейчас в экспертных кругах существует мнение о необходимости пересмотра административно-территориальных границ, но это не должно происходить по национальным критериям. Хотя республиканские элиты в этом не заинтересованы.

Сокращение бюджетных вливаний в республики наверняка вызовет возмущение элит. Да еще усилия наших геополитических противников, которые стимулируют экстремистские настроения в регионе. Конечно социально-политическая ситуация здесь может обостриться. Можно предположить, что после Олимпиады, процессы на Кавказе пойдут в ускоренном темпе.

Вместе с тем опыт проведения саммита АТЭС – еще одного наряду с Олимпиадой «прорывного» проекта – показал, что каких-то принципиальных изменений не происходит. После саммита до сих пор остался недострой. Уже больше года прошло, а все еще в аварийном состоянии тридцатикилометровый участок стратегической трассы, связующей Владивосток и Хабаровск. Дорогу должны были сдать еще до саммита. Да и вообще все эти стройки мало затронули коренных дальневосточников. Выстроенная инфраструктура больше востребована интернациональным бизнес-сообществом. Владивосток превращен в какой-то международный офисный центр со сверкающим фасадом и грязными задворками. Простой народ в городах Приморья живет все в тех же обшарпанных пятиэтажках с разбитым асфальтом во дворах.

Многие дальневосточники, также как и жители юга России, уже утратили возможность к саморазвитию, к самоорганизации. Аргумент «государство нас бросило» стал главным оправданием весьма распространенных занятий – спекуляции и воровства природных ресурсов. Кстати, именно эта деятельность чаще называется «бизнесом». Невероятно больно смотреть на такую нашу деградацию, хоть на Кавказе, хоть на Дальнем Востоке.

В конце сентября я побывал на могилах наших предков на греческом острове Лемнос. Там лежат те, кто уходил в двадцатые годы прошлого столетия из Крыма вместе с Врангелем. Среди них было немало кубанских и терских казаков, выходцев с нашего Кавказа. Тогда, в двадцатом году, русские люди в результате большевистской революции оказались на скалистом, практически безжизненном берегу острова Лемнос в Эгейском море. Туда их высадили наши «союзники» по Первой мировой – англичане и французы.

Потрясает то, что на почти безжизненном месте, где нет ни дров, ни пресной воды, тысячи наших людей - представители многих сословий - смогли самоорганизоваться. Смогли наладить свой быт на этом острове. И жили, трудились, несли службу несколько лет. Потом уже им пришлось уходить дальше и рассеяться в чужих странах. Но эти люди были с Богом. Они молились, они даже в тяжелейших условиях шли в церкви, которые были устроены на острове…

И на Кавказ, и на Тихий океан Россия пришла с Богом! Ведь первым делом наши предки на новом месте ставили церковь. Вот то были настоящие русские! Пока мы не станем такими как множество поколений наших замечательных предков, вряд ли можно будет надеяться на какие-то глобальные перемены в лучшую сторону.

- Сфера межэтнических и межконфессиональных отношений также далека от стабильности. Идет наступление неформального ислама, на Ставрополье отсутствует поддержка властями традиционного, продолжаются конфликты на почве национализма... Разве можно это умалчивать? Русские покидают край, в трех субъектах процент их численности ниже 3%. Каким может быть выход?

- Межэтнические и межконфессиональные отношения – это не просто какая-то отдельная сфера. Это главный предмет нашей национальной стратегии. Однако современное правовое оформление этой стратегии идет по пути мультикульутрализма и направлено на создание искусственной социальной конструкции – так называемой «российской нации», выдуманной небольшой группой экспертов. Эта конструкция предполагает отказ от исторически сформировавшегося духовно-культурного стержня в пользу некоего «этнокультурного коктейля». Хотя на Западе мультикультурализм себя совершенно не оправдал, у нас это направление усиленно навязывается руководству страны.

Сегодня коренное население России нуждается в национальной стратегии, основанной на традиционных, веками формировавшихся стержневых ценностях. И эта стратегия должна быть сосредоточена в первую очередь на возрождении русского социокультурного ядра. От этого зависит благополучие всех народов, населяющих нашу страну. Этим определяется прочность российской государственности на Кавказе и, соответственно, возможность подавления и искоренения экстремистских настроений.

Сегодня экстремистские действия представителей исламистских течений, равно как и расползающаяся националистическая зараза, обусловлены отсутствием внятной национальной политики. Сегодняшние «родноверы», которые якобы отстаивают «интересы русских» - такое же вырожденческое направление в настоящем русском движении, как ваххабизм в исламе.

Если сейчас государство хотя бы на информационном уровне даст адекватную оценку существующим тенденциям в межнациональных отношениях на Кавказе, это уже станет серьезным шагом к укреплению основ российской государственности.

- Так есть ли шансы у Северного Кавказа на развитие и рывок, хотя бы поступательное движение вперёд, или так и будем при огромном потенциале пожинать дотационные плоды? Что это за загадка Кавказа? Лень, коррупционная паутина, внешние и внутренние тормоза – реальны они или надуманны? Как и куда двигаться, как сдвинуть тяжёлый воз?

- Северный Кавказ – одна из ключевых территорий России, наряду с Сибирью и Дальним Востоком. Это важнейший геополитический узел, мощный ресурсный потенциал. Сюда направлено внимание всего западного мира, всех наших оппонентов и недоброжелателей. Нужно осознавать, что, сталкиваясь с различными угрозами здесь, мы противостоим тем силам, которые стремятся разрушить Россию. И это разрушение ведется в первую очередь на духовном уровне. Кавказ посредством различных информационно-идеологических инструментов вырывается из исторически сформировавшегося духовно-культурного пространства нашей страны. И порой невольно мы начинаем воспринимать эти земли, как что-то отдельное, совершенно особое. Но надо помнить, что государственность здесь образовалась лишь с приходом России. Отдельные этносы и народности, которые жили на этих территориях, лишь в составе Российской империи обрели общий вектор своего цивилизационного развития - развития в русле Русской цивилизации.

И сегодня нужно изо всех сил, включив все государственные и личные возможности, встать на восходящий путь Русской цивилизации.

- Печально, что внутренней политике в округе уделяется крайне мало внимания. Никакого стремления что-либо изменить нет…

- Ряд экспертов утверждает, что создание Северо-Кавказского округа – это и есть попытка развернуться к нашему успешному дореволюционному опыту на Кавказе. Однако это ошибочное утверждение. Ведь реальные границы между регионами остались прежними. Сохранился все тот же критерий административно-территориального деления – по национальному признаку. Не произошло реального обращения власти к наиболее здоровым силам на Кавказе, русские никакой выраженной поддержки не получили.

Сегодня необходим более глубокий подход. Вероятно, критическая ситуация в регионе оправдывает самый стремительный разворот государственной политики в сторону возрождения здесь русского православного ядра, формирования института генерал-губернаторства и единой административно-территориальной единицы, наподобие Терской области, существовавшей в исторической России.

Опыт показывает, что институт генерал-губернаторства в наиболее важных в стратегическом плане участках нашего государства позволяет эффективно решать на местах не только социально-административные, но и военно-оборонительные вопросы. Очевидно, что на таком важнейшем участке, государственное управление должен осуществлять профессионал, имеющий не только государственно-политический, но и военно-командный опыт. Судьба Кавказа – это судьба всей России. Конечно, это должен быть человек государственного масштаба. Не куратор, а настоящий генерал-губернатор, государственный руководитель, любящий и знающий Россию, ее духовные корни.

Но вот ведь вопрос, на кого сможет опереться такой человек? Готовы мы сегодня оторваться от своих мелкотравчатых забот? От уже привычного для нас этого потребительского проживания? Для большинства ведь из нас обязательные элементы счастья – это холодильник, автомобиль и «Дом-2» по телевизору…

И сегодня в России нужен целый слой управленцев - не западно-менеджерской закваски, а людей готовых к самопожертвованию ради своего Отечества, воспринимающих власть как тяжелейший Крест… Но такие люди вряд ли появятся путем механического подбора, в результате выдвижений по партийной линии или за счет какого-то лоббирования. Вероятно, само грозное время, которое, видимо, уже не за горами, выдвинет таких людей.

Беседу вела Елена Евдокимова

Игорь Анатольевич Романов - советник директора РИСИ, доктор социологических наук. Родился в 1971 году в Благовещенске Амурской области, окончил истфак УГПИ, РАГС при Президенте РФ, Академию управления МВД России. Занимаемая должность перед приходом в РИСИ – начальник департамента по внутренней политике аппарата полпреда Президента РФ в ДФО. Автор ряда монографий и статей, в том числе книги «Стратегия восточных территорий». Руководил Северо-Кавказским центром РИСИ. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..