Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
30 сентября 2020
«Глас хлада тонка…»

«Глас хлада тонка…»

Проповедь из Оптиной пустыни в День памяти св. Пророка Божия Илии
Игумен Тихон (Борисов)
05.08.2020
«Глас хлада тонка…»

«Когда родился Илия, отец его Савах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным», о таком предании повествует святитель Епифаний Кипрский. И один из первосвященников прозорливо сказал: «Младенец этот будет сосудом благодати Божией; слово его будет, как огонь, – будет велика и ревность его по Господу».

С детства он жил в благочестивой атмосфере. И как это важно для ребенка – впитывать в себя Божественные Истины, а не пустоту, которая в наши дни льется в детское сердце с экрана компьютера или телефона! Он полюбил пустыню и горные пещеры. Там он беседовал с Господом и открывал Ему свое сердце.

Апостол Иаков отмечает в своем послании, что «Илия был человек, подобный нам». (Иак.5:17) Откуда же такая духовная мощь, когда пророк единым словом затворял небеса, сводил на землю огонь, воскрешал мертвых?

Ответ мы находим в строчках его жития: «Илия пылал к Богу, как Серафим, пламенной любовью. И сам Илия был любим Богом, то есть Бог любит любящих Его!»

Когда израильский народ отпал от веры отцов и вместо Единого Бога стал поклоняться идолам, ревностный пророк жестоко обличил нечестивых Ахава и Иезавель, убеждая их покаяться. И из-за их отказа затворилось небо! «И сказал Илия: жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою. В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3Цар.17:1).

Хищный ворон приносил в клюве пищу Пророку, находящемуся в изгнании. Силою его молитвы мука и масло не кончались в доме вдовицы, а сын ее был чудесно воскрешен! А по прошествии трех лет его огненные слова огласили гору Кармил: «Подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3Цар.18:21).

Все хорошо знают и помнят из Священного Писания, чем закончилось духовное соревнование между святым угодником и жрецами Ваала. А потом был побег от злопамятности и угроз царицы Иезавели в царство Иудейское. Ангел приносил пищу пророку, заснувшему в изнеможении под можжевеловым кустом. Затем – сорок дней и сорок ночей – путь до горы Хорив. И, наконец, самое главное: «Было к нему слово Господне: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра (глас хлада тонка), и там Господь» (3Цар.19:11-12).

Преподобный Макарий Великий, комментируя сей отрывок, говорит, что этим показывается, что покой Господень состоит в мире и благодушии, по словам пророка Исайи: «На кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Моих!» (Ис.66:2).

За свою пламенную любовь и ревность о славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице (так он по традиции и изображается на иконах), и по преданию святой Церкви он будет Предтечею второго славного и страшного пришествия Христова.

Каждая строчка жития святого Пророка, каждый стих Книги Царств глубоко назидательны для нашей души. Почему? Потому, что они – обличители нашей теплохладности, нашего равнодушия, безразличия, нашей нелюбви!

Многие русские люди, пытаясь оправдать себя, говорят: «Какой с нас спрос? Мы росли в Советском Союзе, нас ведь не учили!» Или еще что-то подобное…

Как рассказывал один человек: «У меня сосед проявлял какой-то интерес к религиозной жизни, что-то читал, но в храм не ходил. А я ему и говорю: “Витек! А пойдем со мной в воскресенье в храм – увидишь, как будет здорово!” А тот отвечает: “Не пойду, у вас там бабки – злые, попы – толстые и жадные и т. д. и т. п…”. А я соседу говорю: “Хорошо! Давай я тебя отведу в храм, где бабушки – добрые, батюшки – внимательные, сочувственные, молитвенные!” И что же вы думаете? Этот человек все равно находит оправдания, чтобы не переступать порог храма».

Недавно в Оптиной Пустыни несколько дней гостила группа семинаристов – филиппинцев. На церковнославянском они читали без ошибок. Какая вера! Вдохновение! А мы часто и «Отче наш» не можем прочесть так, как подобает христианину!

Пророк Илия даже среди общего нечестия смог стяжать величайшее боголюбие. Гости с далеких Филиппин горят верой и любовью, а мы, русские люди, живущие в стране, где каждая пядь полита кровью новомучеников и страстотерпцев, – зачастую напоминаем «осенние деревья бесплодные, дважды умершие» (Иуд. 1:12).

Вообще, современный человек приучен на все смотреть поверхностно, безразлично, равнодушно. «Что там, теракт? – буднично спрашивает человек, жуя бутерброд. – Катастрофы? Сколько погибло? Сколько умерло? Ну ладно, О‘кей, еще ничего, не очень много!»

И в духовной жизни – человеку хочется прожить проще, как заученный урок, по схемам и лекалам. Но жизнь – сложнее схем, и сердце – глубже правил и параграфов! И все мы – «листики огромного общечеловеческого дерева. И жизнь каждого из нас неразрывно связана с другими», – как говорит архимандрит Захария (Захару).

Главное – чтобы идолы не поселились в сердце, и душа не превратилась в капище!

В жизненном плавании есть две самые неприятные и губительные вещи: несудоходное сердце и обмелевшая душа!

…Один брат – монах имел огромный огород, на котором росли самые разные овощи: чего там только не было! Но старец заподозрил, что брат имеет привязанность к огороду. Однажды старец пришел, как гром среди ясного неба, и стал нещадно истреблять посадки: вырывать, топтать, выбрасывать! А брат спрятался за сосну и даже не показался… Когда же остался только один корень, брат выглянул из-за сосны и смиренно сказал: «Если желаешь, отче, оставь этот корешок! Мы сделаем из него угощение». И тогда старец понял, что брат имел огород, и как бы не имел! И что он – истинный раб Божий, а не раб овощей!

Сегодня читался Евангельский отрывок об умножении хлебов (Мф.14:14-22). Очень условно, но мы можем понятие «чудо» разделить на три вида. Первое – это сверхъестественные явления. Такие, например, как в этом отрывке: чудо выходит за границы естественных закономерностей. Или еще: хождение Господа по водам и многое другое… Второй вид чуда: это чудо Промысла Божия. У каждого в жизни случалось хотя бы несколько таких чудесных случаев, касающихся его лично. Атеисты это называют «стечением обстоятельств». Не сел в машину, не поехал, а там – авария случилась… Вовремя заметили болезнь – спасли человека, а завтра было бы уже поздно, и так далее. Случайностей нет! Кто верит в случайности – не верит в Бога! И третий вид – очень важный. Это – чудо Богом созданного мира! Природы, окружающей нас: восход солнца, тихо падающий снег, звездное небо, радуга над деревней, прозрачная река, полевые цветы… Не перечислить этих чудес!

Поэтическое мироощущение очень близко к христианству: «Красота спасет мир!» (Ф.М. Достоевский).

Блаженный Августин заметил, что, читая Евангелие, мы признаем безусловным чудом преумножение хлебов, но не меньшее чудо – и само произрастание хлеба.

Христианин всегда – поэт, и он не перестает удивляться и благодарить Бога за все! За прожитый день. За улыбку ребенка. За теплую руку старика. Еще Аристотель говорил: «Философия начинается с удивления!».

«Вникните в Православие, – говорил Ф.М. Достоевский, – это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство…».

Блаженный Августин восклицает: «Господь – твой художник, но сам узри в себе и удали от себя прочь то, что не из Его художнических чертогов». В этом и заключается наша задача: выбрасывать из своего сердца все, что заслоняет от нас Бога, все, что не из Его художнических чертогов.

Чтобы мы были рабами Божиими, а не рабами огорода, интернета, алкоголя, не рабами многоликого жизненного карнавала. Чтобы Бог был в центре нашей жизни! Бога нельзя держать про запас! Как таблетку: плохо стало – приняли, лучше – ну и ладно…

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин утверждает, что человек должен оправдать истину своего бытия в мире, должен «сбыться».

Как говорят святые отцы: пчела перелетает с цветка на цветок. Если находит нектар, выпивает его, а если не находит – улетает, и сокрушается, что в цветке не было нектара. Так и благодать Божия. У афонских отцов есть выражение: «Благодать кружит!». Благодать, как пчела, облетает умы и сердца христиан, кружит, и если находит их молящимися – радуется, остается и просвещает их! А если застает их в рассеянности, в пустоте, многозаботливости – сокрушается и удаляется в печали.

Пусть благодать Божия найдет наши сердца – молящимися, ревностными! Тогда она будет «пеленать нас огнем и питать пламенем огненным!». И будем помнить, что – не в ветре Господь, и не в землетрясении и огне! После огня – «глас хлада тонка и тамо Господь».



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Николай П.Т.
10.08.2020 18:48
НЕРАДОСТНОЕ.

Ах ты, вольная жизнь, ой ты, верность Христу без гонений!
Не хвалился бы сад одеяньем весенней порой,
А дожил бы до вьюг, до морозов, до снежных пленений,
И себя не узнал бы под белой мертвящей махрой.

Храм на каждом углу, проповедников целые тучи,
Лицедеи, певцы, плясуны — все так ладно поют.
Не отклеив ресниц, нас певица духовному учит,
И, вдыхая дымок, о Голгофе свистит баламут.

Полон золота сад! Прикрывая свою теплохладность,
Призываем к любви, но призывы всего лишь слова.
Грех не грех, коль успех, до чего безрассудна всеядность…
Недалёк листопад, если так разноцветна листва.

(Иеромонах Роман Матюшин • 7-9 августа 2020 года)
Александр из Од
06.08.2020 21:25
Да, огненной веры был пророк Илия.И младенцем был объят языками пламени и на небо был взят живым на огненной колеснице. Всегда был почитаем на Руси. И даже в селе Выбуты на своей родине св. равноапостольная княгиня Ольга воздвигла храм в честь этого великого святого.
Андрей
06.08.2020 10:24
Спаси Господи ! Побольше бы таких публикаций ! Слава Богу за всё!
Николай П.Т.
05.08.2020 22:24
ЗНАК СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ... на Гробе Господнем.
В Святом граде Иерусалиме в храме Воскресения Христова над Гробом Господним есть лампада, которая никогда не гасится. Ежегодно эту неугасимую лампаду один раз наполняют елеем. Все предыдущие десятилетия, и, очевидно, столетия однократно залитого масла хватало на целый год горения. Но несколько лет назад появилась необычность: теперь елей не успевает сгореть за год. Такого прежде никогда не было. Получается, с некоторых пор лампада потребляет меньшее количество елея за одинаковый прошедший отрезок, нежели предыдущие годы: он не успевает выгорать, потому что дни сжимаются. Объективно ничего не поменялось, все константы остались неизменными - чистейшее оливковое масло которое изготавливается, как и раньше; фитильки из тех же самых нитей; одна и та же старинная лампада. И воздух вроде тот же. Изменился только бег времени. Хранителями Гроба Господня подмечено, что каждый год масла остается все больше, значит, процесс сокращения времени нарастает. И субъективно люди это тоже ощущают. Здесь нужно понять, что поиск химических и физических причин не объяснит этой загадки. Тут очевидное указание свыше на то, что дни сокращаются. Потому что в сердцах человеческих умножилась злоба и тьма .
И чтобы сдержать наступление зла, Господь сокращает время. Об этом свидетельствует много знаков, и один из важнейших Христос дал нам на самом святом месте - на месте Своего Воскресения. В Иерусалиме есть древнее монашеское Братство Гроба Господня, которое много веков блюдет Святой Гроб Христов. Старейшие его хранители, как, например, архимандрит Евсевий, духовное чадо преподобного Паисия Афонского, несущий послушание на Гробе около пятидесяти лет, могут сравнивать и своими глазами наблюдать горение лампады. От этих старейших братий, которые находятся при Святом Гробе десятилетиями, ещё в 2006 году я впервые услышал о том, то елей уже не сгорает за положенный срок.
Николай П.Т.
05.08.2020 18:27
1. Хочу напомнить православным христианам о празднике Рождества святителя Николая, епископа Мир Ликийского, совершаемым Русской Православной Церковью по новому стилю - 11 августа, по старому – 29 июля. Церковь в лице патриарха Московского и всея Руси Алексия II возобновила празднование Рождества святителя Николая, епископа Мир Ликийского в 2004 году. К глубочайшему сожалению это известие прошло мимо внимания многих священнослужителей.
-------------------------------------------------------
История праздника.
Религиозная дата, отмечаемая по новому стилю 11 августа, по старому – 29 июля, появилась в списке действующих не так давно. Русская Православная Церковь в лице патриарха Московского и всея Руси Алексия II возобновила празднование Рождества святителя Николая, епископа Мир Ликийского в 2004 году. Многие верующие люди до сих пор не знают о существовании этой даты, ведь есть два других серьезных праздника, посвященных чудотворцу: 19 декабря – успение святого и 22 мая – перенесение мощей в город Бари, где они покоятся в специальной раке по сей день.
Впрочем, большинство современных православных вряд ли в курсе, что помимо даты 11 августа с именем святого связаны и 7 июня (Храмовое торжество в честь явления иконы Николая Чудотворца в Великорецке), а в уже указанную дату произошли и другие события: 22 мая – перенесение Зарайского образа Святителя Николая из Корсуни в Рязанскую землю, 11 августа – принесение образа Николая Великорецкого в столицу. Есть еще ряд праздников местного значения, в основном они чествуют Можайскую икону Чудотворца. Также в определённый день Церковь вспоминает святителя Николая в Соборе Святых Отцов Первого Вселенского Собора и в Сонме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
Николай П.Т.
05.08.2020 18:25
2. Рождество Николая Чудотворца – праздник старинный. Первоначально его торжественно отмечали только в Патаре, где родился святитель, и в Ликийских Мирах, что в Малой Азии – там святитель Николай служил в чине Архиепископа. Далее Праздник распространился и на территорию Никейской империи (Византия). Вероятно, оттуда эта традиция попала и в Православную Русь.
Как же столь значимый для всех православных христиан праздник «выпал» из общего перечня духовных дат в нашей стране? Это произошло в период правления императрицы Екатерины Великой – по ее инициативе Рождество святителя Николая чудотворца упразднили, причина неизвестна.
Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, широко почитается в России, как величайший среди святых. Великого чудотворца и святителя Николая почитают во всем мире, не только православные христиане, но и люди разных конфессий и религий. Известно много примеров, когда с горячей верой в Николая Чудотворца, к нему обращались с мольбой о помощи люди различных религий и, получив помощь, становились православными. Святитель Николай, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу.
Первые письменные свидетельства о деяниях свт. Николая, найденные в записях константинопольского пресвитера Евстратия, относятся к VI веку. К началу VIII века относится похвальное слово святителю и чудотворцу Николаю, произнесенное святым Андреем Критским в соборном храме города Мира. Его автор называет праздник во имя святителя Николая священным и всепразднественным и сообщает, что в этот день происходят многочисленные собрания верующих в храме святителя.
Николай П.Т.
05.08.2020 18:23
3. В середине IX века появилось похвальное слово свт. Николаю патриарха Мефодия, главы Константинопольской Церкви, в 860 году — похвальное слово свт. Николаю, Иоанна диакона Неаполитанской Церкви, и в конце IX века — похвала свт. Николаю, написанная византийским императором Львом Мудрым.
В начале X века блаженный Симеон Метафраст по приказанию Константина Порфирородного составил из предшествовавших ему источников полное житие свт. Николая, печатающееся в славянском переводе в службе этому святому. Краткие сказания о деяниях свт. Николая с изображением его были внесены в месяцесловы. Все эти греческие источники до начала XVIII века лежали в основе Жития свт. Николая Мирликийского, чудотворца.
Одна из церковных служб, сохранившихся до нашего времени и посвященных этому празднику, была составлена в дни Патриаршества Никона, в 1657 году.
Промыслом Божиим, этот дивный Праздник глубоко почитаемый нашими предками, начинает возвращаться в сознание православной Руси.
-------------------------------------------------------------
Молитва Николаю Угоднику.
О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!
Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Эксклюзив
24.09.2020
Анатолий Булавко
Почему ветеран Великой Отечественной написала письмо Путину
Фоторепортаж
28.09.2020
Подготовила Мария Максимова
В Музее военной формы открылась выставка военно-исторической миниатюры.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».