Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 июля 2019
Чуждая элита

Чуждая элита

Почему режиссера А. Сокурова не хотят делать почетным гражданином Санкт-Петербурга
Владимир Малышев
06.04.2019
Чуждая элита

Комиссия петербургского Законодательного Собрания по образованию, науке и культуре рекомендовала городскому парламенту не проводить выборы почетных граждан в 2019 году. В этом году на это звание должен был быть выдвинут, в частности, известный кинорежиссер Александр Сокуров. Напомним, что и в прошлом году ЗС тоже отказалось выбирать почетных граждан.

Накануне двое почетных граждан северной столицы – директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и киноактер Олег Басилашвили – обратились в ЗС с просьбой все-таки провести в этом году выборы. Однако депутаты оставили это обращение без внимания. 

Как отмечают местные СМИ, главная причина случившегося – нежелание депутатов ЗАКСа Петербурга сделать почетным гражданином именно Александра Сокурова, широко известного не только в России, но и во всем мире кинорежиссера. Он – автор ряда фильмов, которые получали призы на престижных международных кинофестивалях. Так почему же в его родном городе, где он продолжает жить, его так упорно не хотят сделать почетным гражданином?

Дело в том, что одновременно с работой в кино Сокуров уже давно ведет активную политическую деятельность, выступает с одиозными заявлениями, подписывает не менее одиозные петиции и т.п.

Так, в 2014 году режиссер выступил с заявлением, в котором указал, что использование военной силы против украинцев будет иметь необратимые последствия для самой России, хотя, как известно, Россия никогда военную силу против Украины не применяла и применять не собирается. На парламентских выборах 2016 года Сокуров возглавил петербургский список либеральной партии «Яблоко», сам при этом оставаясь беспартийным.

Он активно выступил в поддержку украинского режиссера Олега Сенцова, осужденного в России по обвинению в терроризме.
Но особенно яростно маститый кинематографист выступает сегодня почему-то против Русской православной церкви. Так, он оказался в числе активной группы либерально настроенных петербуржцев, которые усиленно пытаются препятствовать исполнению закона РФ о возвращении Церкви Исаакиевского собора – крупнейшего в городе православного храма, который с советских времен использовался как музей.

Давая недавно в этой связи интервью Газете.ру, Сокуров, в частности, заявил, будто народ ненавидит Церковь, ее авторитет падает, а сама она будто бы «рвется к власти». «Что мы наблюдаем сейчас? – возмущается режиссер. – Мы наблюдаем, что клир снова рвется управлять государством: иногда это выглядит наивно, но порой – просто страшно. Настало время сказать Церкви, чтобы она оставила в покое государство и перестала пытаться участвовать в его управлении – для ее же блага».

C резкими нападками на Церковь и ее роль в истории России Сокуров выступил в ряде СМИ, в том числе на радиостанции «Эхо Москвы», опустившись до откровенной русофобии.

В частности, заявив буквально следующее: «Ненавидеть и зверски истязать друг друга могут только русские, это характер русского человека. Это чрезвычайно порочная предрасположенность, наследственная. Она формировалась постепенно. Способность выделить главного козла в стаде и идти за ним».

Достойный ответ режиссеру дал недавно митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) в своем открытом письме, которое было опубликовано под заголовком «Не бояться правды» (ответ Александру Сокурову)». «Я, – пишет митрополит Тихон, – позитивно отношусь к критике Церкви. Она полезна хотя бы тем, что дает возможность взглянуть на себя со стороны. Однако, если хула, как и случилось в интервью Александра Сокурова, обрушивается на события столетней давности, на тот трагический период отечественной истории, когда Русская Церковь дала христианскому миру целый сонм новомучеников, здесь, без сомнения, необходимо расставить точки над i …»

И далее митрополит Тихон (Шевкунов) довольно подробно рассказывает о роли Церкви в России и ее взаимоотношениях, в том числе имущественных, с государством.

«Вот какой образ Церкви, – пишет он, – формирует для нынешнего поколения Александр Николаевич Сокуров: "В Российской империи, – цитирует он слова режиссера, – Церкви вообще ничего не принадлежало. Все было собственностью государства... Разговоры о том, что мы возвращаем Церкви то, что ей принадлежит, – далеки от правды. У Церкви не было своего имущества. Когда началась революция 1917 года, миллионы людей обрушились на Церковь, потому что в глазах православных людей Церковь и николаевская Россия были одним целым. Священный синод участвовал в управлении страной, благословил вступление России в Первую мировую войну, благословлял расстрелы рабочих, когда начались первые бунты в Сибири и так далее. Священный синод ни разу не заявлял, что убивать нельзя и надо поступить по-христиански. Поэтому в представлении населения это была одна, попросту говоря, компания. Поэтому в течение нескольких месяцев продолжалось “триумфальное шествие советской власти”. Страна полностью отошла от монархического режима. Церковь, которая могла бы быть посредником в Гражданской войне, им не стала».

Процитировав такой своеобразный взгляд Сокурова на историю Церкви в России и отношение к ней народа, митрополит Тихон отвечает ему так: «Деревенские церкви, как правило, строились крестьянской общиной, куда входил и сам священник. Иногда, действительно, храмы возводили помещики, но в основном церкви в деревнях были общинными. И принадлежала церковь не государству, в чем по непонятным причинам убежден Александр Николаевич, а именно общине…»

Владыка Тихон приводит документальные свидетельства, кто и как на самом деле разорял храмы, и какое огромное количество священнослужителей погибло в революцию, защищая Церковь.

«Но, быть может, в родной для А.Н. Сокурова Сибири все обстояло по-другому? Нет. То же самое. К примеру, по воспоминаниям игумена Евгения (Красноперова), бывшего насельника Вознесенского монастыря, на территории храма за один только день было расстреляно 30 монахов…

От репрессий 1920–1930-х годов пострадали более двухсот церковнослужителей Иркутской области. Это люди, которые не ушли из своих храмов, оставаясь там до конца. Хотя осознавали, какой финал их ждет: тюрьма, пытки и зачастую смертный приговор. На родине Александра Николаевича Сокурова, по некоторым данным, было расстреляно до 70 процентов арестованных церковнослужителей».

«Крайне пренебрежительно отзывается Александр Сокуров о «Николаевской России». Однако не следует забывать, – пишет тот же владыка Тихон, – что эта страна к 1917 году была четвертой-пятой экономикой мира: США, Англия, Германия, 4-е и 5-е места делили Франция и Россия. По темпам роста экономического производства мы занимали первую строчку, как сейчас Китай. Эти и другие весьма показательные факты имеются в свободном доступе, полюбопытствуйте на досуге. Скажем лишь об одном – о «безграмотной России». Перепись населения 1920 года, в разгар Гражданской войны, показала, что грамотность подростков от 12 до 16 лет – 86 процентов. Дело в том, что в 1908-м была начата программа всеобщего начального школьного образования, и развивалась она, как мы видим, весьма успешно.

В 1912–1913 годах в России находился французский экономист и журналист Эдмон Тери. Тогда наша страна брала много займов во Франции, предполагалось кредитоваться еще. Банкиры прислали Тери с ответственным заданием: выяснить, что происходит с экономикой России и можно ли далее вкладываться в эту страну. Вот что он пишет в своем заключении: "Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 год идти так же, как они шли с 1900 по 1912 гг., Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении».

«Александр Николаевич, – продолжает владыка Тихон, – утверждает: "Священный синод участвовал в управлении страной". Ну, для начала Синод назывался не Священным, а Святейшим. Впрочем, ладно. Но каким образом он участвовал в управлении? Где факты? То, что митрополит Филарет (Дроздов) приложил руку к написанию Манифеста об освобождении крестьян? Что еще? Какое управление страной?

"Благословил вступление России в Первую мировую войну, благословлял расстрелы рабочих, когда начались первые бунты в Сибири…" Вступление России в Первую мировую сопровождалось невиданным патриотическим подъемом всех слоев российского общества – аристократии, дворянства, купечества, рабочих. Даже думская оппозиция не протестовала. Что касается благословения Церковью расстрелов рабочих, когда начались первые бунты в Сибири, – хотелось бы увидеть хоть один подтверждающий документ, хоть одно свидетельство. Ничего подобного, конечно же, нет. Зачем распространять напраслину?

И так по всем пунктам.

"Священный синод ни разу не заявлял, что убивать нельзя и надо поступить по-христиански… Церковь, которая могла бы быть посредником в Гражданской войне, им не стала".

Как можно обвинять Церковь в том, что она якобы не поднимала свой голос против братоубийственной брани, если Собор 1917–1918 гг. ежемесячно обращался со специальными посланиями и обращениями, призывавшими к установлению мира и прекращению пролития невинной крови? Тексты этих документов изучаются сегодня не только в вузах, но и в средней школе.

А знаменитая анафема Патриарха Тихона, которую иногда называют "анафемой советской власти" – она тоже забыта? За которую святейший поплатился тюрьмой и, вполне вероятно, жизнью, поскольку есть стойкая версия, что он был убит.

Далее Александр Николаевич, напомню, повествует: «Как только начались революционные события и большевики захватили банки, они первым делом отделили Церковь от государства. Денег и без того было мало. И священники перестали получать зарплату. Помыкавшись месяц-другой, они… закрывали храмы и уезжали в города. Занимались торговлей и устраивались на работу».

Помните, у Маяковского: «Не домой, не на суп, а к любимой в гости две морковинки несу за зеленый хвостик». Это как раз о том самом послереволюционном голодном времени. В январе 1918 года дневной паек в Петрограде составлял сто граммов хлеба. В конце апреля – 50 граммов. Какие города, какая торговля в условиях полного огосударствления экономики большевиками и тотального обесценивания денег? Какие бегущие из деревень в города священники – люди, объявленные новой властью "классово враждебными элементами", и в городах первые кандидаты в заложники?»

«Подобные высказывания Александра Николаевича наталкивают на мысль, что он изучал историю по произведениям Ильфа и Петрова…» – иронизирует митрополит Тихон.

«В Российской империи Церкви вообще ничего не принадлежало, – говорит Александр Николаевич. – Все было собственностью государства… Разговоры о том, что мы возвращаем Церкви то, что ей принадлежит, – далеки от правды. У Церкви не было своего имущества», – настойчиво повторяет обучавшийся на историческом факультете Сокуров. И этот его фальшивый тезис владыка Тихон убедительно опровергает, ссылаясь на свод законов Российской империи.

«Особенно тяжело, – пишет он, – комментировать следующие слова Александра Николаевича: "У народа не было особого отношения к храмам… Отмечали религиозные праздники – позже ходили и грабили, жгли, воровали… Тот же самый народ".

Бывало и это. Но было и другое. В 1937 году провели знаменитую «сталинскую» перепись населения. Одним из пунктов опроса значилось отношение к вере. Еще раз: 1937-й. Человека тогда могли репрессировать за одно лишь упоминание дедушки-священника. Перепись была очной, проходила по месту жительства. Так вот, 56,7 процента того самого народа, о котором столь уничижительно отзывается Александр Николаевич, назвали себя верующими…

Александр Николаевич говорит в своем интервью: "Ненавидеть и зверски истязать друг друга могут только русские, это характер русского человека. Это чрезвычайно порочная предрасположенность, наследственная. Она формировалась постепенно. Способность выделить главного козла в стаде и идти за ним». Подтверждает ли данный пример эту способность? Почти 57 процентов заявили о своей вере – то есть выступили поперек официальной линии государства с его репрессивным аппаратом. “Ненавидеть и истязать друг друга могут только русские…” Поразительно. Видимо, англичане, американцы, испанцы, французы в своих гражданских войнах осыпали друг друга лепестками роз и водили хороводы…

Александр Николаевич уверен, что противостоять такому «наследственно порочному» народу должны художники, интеллектуалы. Именно они, «возвышенные люди», призваны руководить страной. Не буду поминать всуе имена уже покойных деятелей, которых режиссер полагал бы в самые удачные правители. Но, боюсь, далеко не всякий творческий человек (так же, как далеко не всякая кухарка) способен созидательно, во благо нации управлять государством. 72 года назад наш народ самым жестким образом пресек творческий путь лидера крупнейшей на тот момент европейской державы, по совместительству венского живописца…», – снова иронизирует владыка, имея в виду Гитлера.

И после всего вышесказанного кто-то еще удивляется, почему известному режиссеру не присваивают звание почетного гражданина Санкт-Петербурга?

Отчего же у наших доморощенных «творцов» такое пренебрежение к стране, в которой они живут, где они выросли, в которой они стали известными, а многие и богатыми?

Отчего они так презирают народ, из которого сами вышли? Почему они ненавидят Русскую православную Церковь – становой хребет общества, оплот его морали и нравственности, без которой вообще не было бы русского государства? Откуда в них такая дьявольская гордыня, такая тщеславная самоуверенность и такое разрушительное самомнение? Почему они, считающие себя избранными, так уверены, что только они сами и им подобные, «возвышенные люди» по выражению режиссера Сокурова, могут руководить государством? Как вообще в недрах нашей страны образовался этот узкий круг людей, нередко талантливых, образованных и добившихся в своей жизни немалых успехов, но ей глубоко враждебный и чуждый, брезгливо презирающий и Россию, и ее народ?


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 82 найденных.
Андреева Ольга
12.04.2019 21:36
По-моему, г-н Сокуров возомнил себя "судиёй" без всяких на то оснований. Так же высокомерен по отношению к народу, как и его фильмы, которые для себя, любимого, и снимает. Нет в них ни света, ни боли. Одно невнятное, мрачное бормотание, претензия на неординарность. Да и зачем снимать для своих, если можно бесконечно гнать продукцию на Каннские фестивали? Зачем выпадать из "либеральной обоймы"? Это ведь опасно, исключат из "своих", как режиссера Быкова. Да и Каннские кинофестивали тю-тю...Можно в присвоенном статусе "патриарха кино" спокойно, свысока пинать российский народ - а вдруг ещё и гонимым сделают, тогда "приз" на западе точно обеспечен. По молодости Александр Николаевич тоже числился в "гонимых" и советская интеллигенция подняла его тогда на щит, охи да ахи по поводу малопонятных фильмов - "не всем дано оценить" (заумь и самовыражение за государственный счёт). Может быть, о том времени тоскует г-н Сокуров? Тарковский ушёл и захотелось его заменить? Не получится, вы не Тарковский, потому что он - гений. У него есть в картинах боль за народ, единение с ним и всегда свет и вера.
ort
10.04.2019 11:21
А знаменитая анафема Патриарха Тихона, которую иногда называют "анафемой советской власти" – она тоже забыта? За которую святейший поплатился тюрьмой и, вполне вероятно, жизнью, поскольку есть стойкая версия, что он был убит.////
---------------

Странно читать, что оказалось "забыто" то, что миллион раз было упомянуто за последние 30 лет.
А если появится "стойкая (!!!!) версия", что Патриарха убили инопланетяне - то и в это прикажете верить ? А ДАВАЙТЕ- КА ПОСМОТРИМ, ЧТО ЕЩЁ ОКАЗАЛОСЬ "ТОЖЕ ЗАБЫТО" !

Вот Заявление Патриарха Тихона (1923 г) :
"Что касается моего отношения к Советской власти в настоящее время, то я уже определил его в своём заявлении на имя Верховного Суда, который я прошу изменить меру пресечения, то есть освободить из-под стражи. В том преступлении, в котором я признаю себя виновным, по существу виновно то общество, которое Меня, как Главу Православной Церкви, постоянно подбивало на активные выступления тем или иным путём против Советской власти.......в газетах «Новое Время» от 5 мая за № 606 появилось сообщение, что будто бы ко мне при допросах чекистами была применена пытка электричеством. Я заявляю, что это сплошная ложь и очередная клевета на Советскую власть".

Как говорится:"правда глаза колет". И зачем Тихона было убивать и кому- ПОСЛЕ ТАКОГО "ТОЖЕ ЗАБЫТОГО" ЗАЯВЛЕНИЯ ? Может быть "белым патриотам" ? ПОСКОЛЬКУ И ЭТО "СТОЙКАЯ ВЕРСИЯ" , даже более логичная, чем авторская ......
Ру-БИН
09.04.2019 20:18
Хочу спросить у поклонников ,,нашей совести,, - много-ли фильмов снял-бы ваш русофобский кумир, проживая в какой-нибудь ,, прогрессивной,,, стране, и как долго они его терпели-бы ? Сравнения с классиками здесь не уместны - ни Пушкин, ни Достоевский никогда не говорили о народе с таким презрением, даже обличая российские общественные язвы.
Ру-БИН Алексею Вячеславовичу
09.04.2019 19:17
Болеть не надо, но чтоб кого-то лечить надо быть специалистом.
Фуфа
09.04.2019 18:57
Любовь
08.04.2019 21:16
Правильно, русофобы не могут быть почётным гражданами Санкт-Петербурга. Лжецы не могут быть ими. Поклонники бандеровцев не могут быть ими. Клеветники на русский народ не могут быть ими. Такие, как Сокуров, Серебряков, Лунгин, Макаревич, Роговцева и им подобные предатели и пробандеровцы должны быть нерукопожатные, а фильмы с их участием и спектакли игнорированы.
Алексей Вячеславович
09.04.2019 16:20
"Удивительно другое - как много стало спецов по православию, особенно среди атеистов"
..
А Вы считаете, что врачом может быть только больной?
Феона
09.04.2019 14:29
Уважаю Сокурова как режисера, его фильмы не зрелищны и кассу не делают, зато дают пищу для размышлений. Не согласна с ним по поводу жестокости русских, у меня прямо противоположное мнение. Но я также несогласна и с Пушкиным, о русском бунте -бессмысленном и беспощадным. Многим не нравится Л.Толстой. давайте и его выбросим из  нашей культуры. Мне не нравится зависимость Достоевского от карточных игр, но надо понимать что талант не синоним ума, святости и объективности. Художник выражает свое мировоззрение и восприятие мира. И это хорошо потому что все мы разные. Кто-то любит Маяковского, а кому ближе Есенин. А у нас как всегда перегибы. Раньше разрушали храмы, открывали дома культуры. Сегодня все наоборот-храмы строятся, а домах культуры- торговые центры или замок на двери...И еще патриот не тот кто любит все наше, но больший патриот -кто стремится улучшить отечество. Чтобы потомки не уезжали в поисках лучшей доли, а находили ее здесь.
Марина_
09.04.2019 12:17
Пока был простым человеком – была совесть. Начинал красиво, работал, общался с Тарковским. Как чуть приподнялся – признали, наградили, тут и произошла метаморфоза, вылезло истинное нутро. И ведь не мальчик уже. Медные трубы – испытание славой или признанием практически никто не проходит, а уж теперь – член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека – умри всё живое. Жаль – пропал человек. Что он там несет про русских в Кабардино-Балкарии – Бог весть. Горе от ума, в общем. Такое с каждым может произойти. Депутаты-то, молодцы, не подставились.
ИльяС
09.04.2019 6:42
Согласен с мнением автора статьи о том, что нет смысла присваивать почетное звание г-ну Сокурову. Удивительно другое - как много стало спецов по православию, особенно среди атеистов и бывшей нашей "совести", то бишь творческих личностей, типа г-на Сокурова. Странно было бы слышать от предстоятелей церкви советы, как снимать фильмы, а вот наши "творцы" не стесняются поучать народ, как ему жить и во что верить.
Ирху
09.04.2019 4:27
Было бы все прекрасно - народ наш не пошел бы за большевиками.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 82 найденных.

Эксклюзив
14.07.2019
Валерий Бурт
75 лет назад по Москве провели гигантскую колонну немецких завоевателей.
Фоторепортаж
15.07.2019
Алексей Тимофеев, Валерий Виноградов
В Вологде открыт памятник летчику-асу Великой Отечественной Александру Клубову.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».