Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 июня 2020
«Божественный глагол» Александра Пушкина

«Божественный глагол» Александра Пушкина

К 183-летию со дня гибели поэта
Лариса Черкашина
10.02.2020
«Божественный глагол» Александра Пушкина

10 февраля (29 января по ст. стилю) 1837 года прозвучал роковой выстрел на Чёрной речке… Но время не властно над создателем «нерукотворного памятника». Он является к нам не только своими стихами. Можно верить или не верить этому необычному случаю, но ведь об удивительном видении поведал доктор богословия и профессор Московской духовной академии, протоиерей Александр Ветелев.

«Это было в послевоенные 60-е годы прошлого века. Протоиерей Александр Ветелев, отслужив Божественную литургию, вернулся домой и попросил согреть себе чаю. Сидя на стуле он задремал. В это время к нему в комнату вошел человек и сказал: «Здравствуйте, Батюшка! Вы меня не узнаете?»

– Кто вы?

– Пушкин Александр Сергеевич.

– Александр Сергеевич! Вы откуда? Помиловал ли Вас Господь? Спаслись ли Вы?

– Знаете, Батюшка, здесь на земле, все мои стихи читают и все меня прославляют, но молиться за меня никто не молится. Я прошу Вас, помолитесь обо мне.

– Александр Сергеевич, я так рад Вас видеть, я, конечно же, буду о Вас молиться.

– Благодарю Вас, Батюшка.

Неожиданный гость поклонился и стал невидимым.

Пораженный явлением о. Александр открыл календарь: «Сегодня 10 февраля, а по старому стилю 29 января». Да ведь это же день кончины Александра Сергеевича!

Не дождавшись чаю, Батюшка оделся и вернулся в храм. Горячо помолившись у престола Божия, он вынул из просфоры частичку об упокоении убиенного раба Божия Александра».

«Помолитесь обо мне» – так называется сборник Святогорского монастыря, изданный по благословению митрополита Псковского и Великолукского Евсевия, где и опубликован этот рассказ.

Что значила молитва для Пушкина? Да, как и для всякого христианина – насущная каждодневная потребность общения с Господом, наполняющая сердце особой силой и благодатью.

Поистине нет цены свидетельству князя Петра Вяземского, близкого друга поэта. По его словам, Пушкин «читал и любил Евангелие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их».

Молитвы он слышал с младенчества: от матери, бабушки Марии Алексеевны, нянюшек. Вслед за московским священником Александром Беликовым, первым учителем Закона Божьего, повторял «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся…».

                …Да взыдет к небесам

Усердная молитва православных.

С молитвы – утренней (в шесть утра) – начинался для Пушкина-лицеиста день в Царскосельском лицее, молитвой же – вечерней (в десять вечера) – и завершался.

Сохранилось удивительное свидетельство Сергея Комовского, лицейского товарища поэта: «Не только в часы отдыха от учения в рекреационной зале, на прогулках в очаровательных садах Царского Села, но нередко в классах и даже во время молитвы Пушкину приходили разные пиитические вымыслы…».

Особые торжественные молебны служили в лицейской церкви Знамения Божией Матери в праздничные, так называемые табельные дни, когда занятия для лицеистов отменялись: на Казанскую, в Николин день, в Крещение, Благовещение… Считались табельными и день рождения императрицы Елизаветы Алексеевны – 13 января и ее именины – 5 сентября, день Праведной Елизаветы, небесной покровительницы государыни.

Наставники строго следили, чтобы воспитанники «Российского исповедания» говели, приобщались Святых Тайн и следовали всем христианским заповедям.

Видимо, молитвенные строки давались будущему поэту с трудом, в чем он шутливо и признавался в отроческих стихах:

То, что ввек не мог я выучить:

Отче наш и Богородице…

Но и сам Пушкин явил себя создателем поэтических молитв. Первая из них, именованная «Молитвой русских», написана в октябре 1816-го к праздничному дню лицейской годовщины.

Пушкин счастливо завершил начатые Василием Жуковским стихи:

Боже! царя храни!

Славному долги дни

     Дай на земли.

Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю

     Всё ниспошли.

Там – громкой славою,

Сильной державою

       Мир он покрыл.

Здесь безмятежною

Сенью надежною,

Благостью нежною

       Нас осенил.

Брани в ужасный час

Мощно хранила нас

       Верная длань.

Глас умиления,

Благодарения,

Сердца стремления –

       Вот наша дань.

Молитва эта, ставшая гимном Лицея, традиционно исполнялась лицеистами всех выпусков в славный день 19 октября.

И другая молитва, в «Борисе Годунове», что Пушкин вкладывает в уста мальчика-слуги:

Царю небес, везде и присно сущий,

Своих рабов молению внемли:

Помолимся о нашем государе,

Об избранном тобой, благочестивом

Всех христиан царе самодержавном.

Храни его в палатах, в поле ратном,

И на путях, и на одре ночлега.

Подай ему победу на враги,

Да славится он от моря до моря.

Да здравием цветет его семья,

Да осенят ее драгие ветви

Весь мир земной – а к нам, своим рабам,

Да будет он, как прежде, благодатен,

И милостив и долготерпелив,

Да мудрости его неистощимой

Проистекут источники на нас;

И, царскую на то воздвигнув чашу,

Мы молимся тебе, царю небес.

И наконец, самая проникновенная: «Отцы пустынники и жены непорочны…». Это гениальное переложение молитвы Ефрема Сирина, богослова и поэта IV века, – любимой пушкинской молитвы, той, что «неведомою силой» крепила поэта в дни уныния и тяжких душевных испытаний.

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Вот она, молитва Преподобного Ефрема Сирина, читаемая Великим постом с вечера воскресенья по пятницу и столь близкая душе поэта:

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия

И празднословия не даждь ми!

Дух же целомудрия, смиренномудрия,

Терпения и любви

Даруй ми, рабу Твоему!

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков!

Перу Ефрема Сирина принадлежат и около четырёхсот гимнов! В их числе гимны, воспевающие подвиг сорока Севастийских мучеников. Писал Преподобный и изысканными акростихами: первые буквы каждой строки стихотворения составляли осмысленный сакральный текст.

Поистине, родство поэтов – это данность.

Сочетанье поэтических душ сквозь эпохи: от века четвертого к девятнадцатому. От Ефрема Сирина к Пушкину!

Много есть в их судьбах необъяснимых совпадений, идущих еще от рождения и младенчества.

Родителем богослова было даровано видение: «Бог показал будущее величие дитяти, вследствие которого, может быть, он и назван Ефремом, то есть плодоносным. Было открыто, что на языке дитяти выросло виноградное дерево, которое так наконец разрослось, что ветвями своими покрыло всю землю, и было так плодоносно, что чем более птицы питались плодами его, тем более умножались плоды».

И как тут не вспомнить пророчества близких семейству поэта людей, знавших Пушкина ребенком. «Уже спорили о ребёнке, – пишет биограф Бартенев, – уже одни восхищались его ребяческими опытами, другие качали головою».

Сестра Ольга вспоминала, что любимым занятием брата в детстве «было импровизировать маленькие комедии и самому разыгрывать их перед сестрою…». Тогда же «пробовал он сочинять басни».

«Поэт-дитя» приводил в восторг, а подчас в замешательство, даже маститых стихотворцев. Однажды Иван Дмитриев заметил собеседнику, указывая на маленького Александра: «Посмотрите, ведь это настоящий арапчик!». Мальчик мгновенно нашелся: «По крайней мере, не рябчик». Мало того, что он молниеносно подобрал рифму, но и сумел «отомстить» обидчику: лицо прославленного пиита вследствие давней болезни рябило оспинами.

Остались лишь отрывочные воспоминания – первые поэтические опыты будущего гения безвозвратно утрачены.

Ефрема Сирина называли «Сирийским пророком», – он удалился в сирийскую пустыню (отсюда – и «отцы-пустынники»!), где вел аскетическую жизнь. Пушкина нарекли российским пророком. Но ведь и сам поэт веровал и «в пророчества пиитов», и в силу своего необычайного дара.

«Ты знаешь, что я пророк», – как бы ненароком обронил он в письме к приятелю. А в другом – заметил: «Вспомни мое пророческое слово…».

Еще при жизни Пушкина, в 1836 году, «Жизнь и труды Преподобного Ефрема Сирина» изданы были в Венеции, – причем первоначально на армянском языке, благодаря монашеской братии монастыря на острове Святого Лазаря, затем – на латыни.

Учителем покаяния именовали Преподобного Ефрема Сирина. Творения богослова почитали «жемчужинами достояния Православной Церкви». Святой Григорий Нисский полагал, что «плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом…». Но притом «лицо Ефрема цвело и сияло радостью».

«Итак, приступите, будем молиться, пока есть на это время, – взывает к сердцам христиан древний богослов. – Здесь, пока мы в этой жизни, всегда можем умилостивить Бога. Нетрудно снискать нам прощение, благовременно ударять в дверь Его милосердия».

И кто, как не поэт, мог написать такие строки?!

«Сокрушайся, душа моя, о тех благах, которые ты приняла от Бога и погубила. Сокрушайся о делах злых, сделанных тобою. Сокрушайся о всем том, в чем показал Бог Свое долготерпение к тебе».

И не Преподобному ли ответствует Пушкин, вглядывающийся в собственную жизнь?

… Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,

Теснится тяжких дум избыток;

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток;

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

«Прольём слёзы, пока ещё есть время пролития слёз», – взывает Ефрем Сирин. Поэтическая перекличка через пятнадцать столетий… Какой же великой силой наделен «божественный глагол», подобно свету далёкой звезды пробивающий толщу лет!

И еще одна знаковая, тайная связь: день памяти Преподобного Ефрема Сирина – 29 января – Высшим Промыслом стал днём кончины Пушкина.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 15 найденных.
Николай П.Т.
14.02.2020 21:19
О чём нас предупреждает Александр Сергеевич Пушкин.
https://ruskline.ru/analitika/2014/04/23/o_chem_nas_preduprezhdaet_aleksandr_sergeevich_pushkin
Александр из Од.
14.02.2020 17:39
Николаю П.Т. Разумеется, что доля вины есть и на простом народе, в том, что мы потеряли православную монархию. Надо было поддержать патриарха Никона, а царя Алексея Михайловича скинуть и выбрать нового царя благочестивого...Но, увы смалодушничали...
Россия остро нуждается в православном Царе и очень жаль, что наше духовенство не понимает этого до сих пор. Всё играем в демократию, конституцию улучшаем о-хо-хо-хо.
Петька
14.02.2020 16:56
Трудно винить духовенство, когда Николай 2-ой позволял Гришке Распутину помыкать Синодом
Николай П.Т.
13.02.2020 23:10
Уважаемый Александр! Нельзя снять ответственность и с простого русского народа. Виноваты все, все и поплатились.
----------------------------
1) 2 марта 1917 года в поезде под Псковом Николай II подписал отречение от престола. Спустя два дня состоялось торжественное заседание Священного синода. Для начала под общие аплодисменты из зала вынесли царское кресло. По воспоминаниям обер-прокурора В. Львова, митрополит Владимир и члены Синода выражали искреннюю радость в связи с наступлением новой эры в жизни Православной церкви.
На следующий день Синод постановил впредь не провозглашать в храмах многолетие царствующему дому. Следом было принято решение служить молебен о новой власти, а также утверждена молитва о «благоверном Временном правительстве». «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ея новом пути», – говорилось в послании Священного синода «К верным чадам Православной церкви…».
Как пишет профессор Михаил Бабкин, почти сразу же после отречения Царя Николая по всей империи начали созываться епархиальные, викариатские, городские и благочиннические съезды духовенства. Слова сожаления об ушедшем императоре звучали на них в исключительных случаях – как правило, участники собраний однозначно поддерживали падение монархии. В постановлениях съездов духовенства Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Екатеринослава, Петрограда, Владивостока, Одессы и других городов свержение царя расценивалось как «обновление России». «Старый порядок был гибельный для церкви и государства, для народа и духовенства, он душил всё живое, и возврата к нему не может быть никогда», – гласила резолюция Полтавского епархиального съезда. В свою очередь, пастыри Вятки констатировали, что «возврат к прежнему политическому строю категорически нежелателен», а духовенство Курска однозначно постановило поддержать крушение самодержавия.
Николай П.Т.
13.02.2020 23:08
2) Не остались в стороне и священнослужители из Новочеркасска – столицы Всевеликого войска Донского, с «превеликой радостию» приветствовавшие смену политического строя. Аналогичным образом высказались и участники Всероссийского съезда военного и морского духовенства. Вряд ли после этого стоит сомневаться, каким образом в реальности относились к царю в кругах, считавшихся оплотом самодержавия. Не прошёл мимо духовенства и революционный настрой, охвативший страну. Новым явлением стали так называемые Дни свободы, активно праздновавшиеся по всей стране. Бывшие подданные, а ныне граждане демократической России с музыкой шли парадом по улицам под красными знамёнами, при этом особое место в колоннах занимали священники, благословлявшие митингующих на верность новой власти. Апофеозом этой революционной экзальтации можно считать празднование 1 мая, в честь которого по личному распоряжению управляющего Московской епархией епископа Дмитровского Иоасафа в храме Христа Спасителя прошла торжественная служба. Увы, надеждам на обновление и лучшую жизнь не удалось сбыться. Всего спустя полгода к власти пришли большевики, положив начало Гражданской войне, в жернова которой попали и те, кто ещё недавно приветствовал свержение монархии.
----------------------------------------------------
«Кругом измена и трусость, и обман!» – записал в дневник Государь Николай Александрович 2 (15) марта 1917 года.
-----------------------------------------------------
Хочется вспомнить слова прозорливого старца протоиерея Михаила Прудникова, сказанные им в разговоре с одним из его почитателей: ««Отец Михаил, Россия гибнет, а мы, дворяне, ничего не делаем, надо что-нибудь делать!» На это о. Михаил, только что отслуживший раннюю литургию, ответил резко: «Никто ничего поделать не может до тех пор, пока не окончится мера наказания, назначенного от Бога русскому народу за грехи; когда же окончится наказание, назначенное от Бога русскому народу за грехи,
Николай П.Т.
13.02.2020 23:06
3) тогда Царица Небесная Сама помилует; а что помилует, – я знаю!»
------------------------------------------------------
В России богоборцы и христоненавистники, захватившие власть после революции, явились не чем иным, как бичом Божиим, орудием гнева Господня, опалившего Русь за ее отступление от истин веры и православного образа жизни. Об этом задолго до кровавой смуты пророчествовали святые подвижники Земли Русской.
«Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению, - еще в 1907 году предупреждал святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. - Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и свои беззакония».
------------------------------------------------------
Из трудов архиепископа Аверкия Таушева:
«...Тяжкий грех богоотступничества и богоборчества мог быть очищен поистине только огненным испытанием, слезами и кровью. Вот почему и Белое движение и все другие попытки свергнуть иго лютого безбожия, воцарившегося над несчастным заблудшим русским народом, не привели к желанной цели.
Мало было одного освобождения внешнего от сатанинской власти. Ничего бы не дало русскому человеку, в душе которого продолжал бы жить этот яд змеиный. Только путем таких тяжких страданий мог очиститься русский народ от этого страшного яда. И эти страдания даны русскому народу: даны ему на пользу».
Александр из Од.
13.02.2020 18:06
Уважаемый Николай! Я с глубоким уважением отношусь к царю Михаилу Романову. И не сомневаюсь в святости царя Николая и всей его многострадальной семьи. Гораздо хуже дело обстоит с царем Алексеем Михайловичем, который разрушил симфонию властей подвергнув опале святейшего патриарха Никона. И вы недооцениваете зловредности для России переноса столицы из Москвы в Питер. Старец Филофей провозгласил в своем послании в. кн. Василию третьему, что "Москва - третий Рим, а четвертому не быти". Однако пресловутый царь Петр пренебрег здравым смыслом и волей Божией и отвергает Москву, а заодно и патриаршество ликвидировал в 1700 -м году. Бедная Церковь попала в унизительное положение, из которого Она вышла только в 1991 году. А много ли церковных соборов было проведено при Романовых? Увы, ни одного! А ведь в символе веры мы утверждаем, что наша Церковь единая, святая, СОБОРНАЯ и апостольская... И только осенью 1917 года, когда большевистские пушки били по московскому Кремлю был проведен Поместный собор, на котором был избран патриарх Тихон. Вот почему Церковь фактически поддержала свержение династии Романовых.
Парадоксальным образом при власти сатанистов-коммунистов и Москва вернула статус столицы и у Церкви появился патриарх...
Николай П.Т.
13.02.2020 13:38
1. «Главная проблема - они все были далеки от Православия, что проявлялось в отсутствии Патриарха и пренебрежении православной Москвой в пользу европейского Питера.» — Александр из Од. • 12.02.2020 13:36
-------------------------------------------------
Странное утверждение. Причём тут город. Присутствие Патриарха, не есть главный
признак Православия. Вы же сам привели пример — «А зачем в 2016 году, ровно четыре года назад, наш патриарх встречался с папой римским на Кубе?»
Касательно близости или далёкости от Православия — Романовы были разные, так-же как Рюриковичи. Зачем же всех "одной краской"?

Среди Романовых были и государи благочестивые, были и те, кто стал для Церкви истинным благодетелем. При Михаиле Федоровиче, Церковь процветала. Его отец, сам боярин из рода Романовых, под именем Филарета полтора десятилетия занимал патриаршую кафедру. Он очень многое сделал для восстановления разрушенных Смутою храмов, ублаготворения разоренных монастырей, вывода всего церковного тела из состояния хаоса. С детства и до самой смерти он вел себя как в высшей степени благочестивый человек. Императрица Елизавета Петровна, набожная женщина, из христианских побуждений отказалась от смертной казни. При Николае I из церковного управления был вычищен масонский дух, так много испортивший во второй половине XVIII — начале XIX столетия. Тогда же правительство позволило монастырям приобретать большие участки ненаселенной земли. Николай Павлович — первый русский монарх после Петра I, в царствование которого возобновился устойчивый рост монашества. В годы правления императора Александра III началось настоящее возрождение Православия. Все тринадцать лет своего царствования он покровительствовал Церкви и сделал для ее блага исключительно много. Архиепископ Херсонский Никанор (Бровкович) высказался о религиозном чувстве Александровской поры с большой теплотой:
Николай П.Т.
13.02.2020 13:35
2. «Это что-то новое, новое веяние, какое-то возрождение русского духа, религиозного духа. Чувствовалось, что это новое веяние — нового царствования…» Одна за другой выходили «народные книжки», разъяснявшие простым людям христианский этический идеал. Архиереи начали обсуждать церковные проблемы на «окружных соборах». При том же Александре III велось обширное церковное строительство. На него щедро выделяла средства казна. Православное возрождение продолжалось и при следующем монархе — Николае II. Церковь подступилась к императору с ходатайством о возобновлении патриаршества. Николай II отнесся к этому положительно и позволил открыть «Предсоборное совещание».
За двадцать лет царствования этого благожелательного к Православию государя канонизировано семь новых святых! Порой, при сомнениях и колебаниях Синода, воля монарха ускоряла, а то и прямо решала дело. В 1903 году удостоился прославления великий чудотворец Серафим Саровский. При Николае II появилось около 300 новых монастырей. С большим почтением относился Николай II к знаменитому духовному пастырю Иоанну Кронштадтскому. Памятником этому почтительному чувству стали слова царя, прозвучавшие вскоре после кончины Иоанна Кронштадтского: «Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтобы угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник…»
А сам святой Иоанн за несколько лет до смерти сказал о Николае II: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни. Богом послан ему тяжёлый крест страданий как своему избраннику и любимому чаду». Пророческие слова. Последнему государю российскому еще предстояло принять вместе с семьей горчайший крест; Николай II нес его достойно, как добрый христианин, вплоть до последнего срока…
Антон
12.02.2020 16:15
Александр из Од. спрашивает: И куда смотрел любимец царя Бенкендорф?
Ответ: Бенкендорф соучастник операции "убийство Пушкина", которое благодаря ему в том числе, было замаскировано под бытовуху того времени: дуэль.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 15 найденных.

Эксклюзив
29.05.2020
Владимир Малышев
Писатель Захар Прилепин – о самой острой угрозе национальным интересам России.
Фоторепортаж
21.05.2020
Алла Ваулина
Какой видят войну наши дети.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».