Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 октября 2021
Ангел святого Белогорья

Ангел святого Белогорья

В Белгороде прошли торжества к 110-летию прославления святителя Иоасафа
Станислав Минаков
20.09.2021
Ангел святого Белогорья

Текущий год для жителей Белгородчины ознаменован несколькими памятными датами: 800-летием со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского и 110-летием со дня канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, а также, конечно, 425-летием основания Белгорода по указу святого благоверного царя Федора Иоанновича.

День прославления епископа Иоасафа Русское Православие отмечает 17 сентября по нов. ст.

Судьба святителя весьма объединительна: в миру Иоаким Андреевич Горленко, нареченный в честь родителя Пресвятой Богородицы, родился 8/19 сентября 1705 г. в Малороссии, в селе Замостье Прилуцкого уезда Черниговской губернии (ныне Полтавской обл.), в семье полковника Андрея Дмитриевича Горленко и дочери гетмана Даниила Апостола ― Марии; был настоятелем Мгарского монастыря, позже наместником Троице-Сергиевой лавры, где именно при нем была выстроена самая большая колокольня, любил посещать Харьков, где жило семейство его сестры.

Служение святителя Иоасафа, конечно же, является нераздельным началом Россий ― Великой и Малой.

А в 1754 г., в год своей кончины, на Харьковщине, в пригороде города Изюма, на Песках, в притворе Вознесенской церкви святитель среди угля обрел икону Богородицы Песчанской, которая с тех пор почитается как защитительница от иноверных и иноземных вторжений; известна история чудесного Ее пребывания в русских войсках на фронте Первой мировой войны. В 2009 г. образ «приходил» Крестным ходом с харьковцами к 17 сентября в Преображенский собор Белгорода, к раке свт. Иоасафа.

Торжества в нынешнем году начались, как и всегда, 16 сентября. В эти два сентябрьских дня в Белгороде прошло открытие выставки «Ангел святого Белогорья» и состоялись торжественные богослужения, посвященные памятным датам.

На Троицкой площади митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн в сослужении епископа Валуйского и Алексеевского Саввы и сонма духовенства Белгородской митрополии совершил чтение акафиста перед мощами святителя Иоасафа.

Редактор журнала по делам милосердия «Добродетель», член Союза писателей России Наталья Дроздова приводит в Фейсбуке слова из архипастырской проповеди митрополита Иоанна, произнесенные с крыльца здания Белгородской митрополии после чтения акафиста святому и всенощного бдения:

«110 лет назад в такой же вечер тысячи огней зажглись в Белгороде. В небольшом тогда городе — с 22 тысячами жителей. А на торжества по случаю канонизации святителя Иоасафа прибыло более 250 тысяч паломников со всей России. И торжественное богослужение совершалось здесь, где мы с вами сейчас стоим. На Троицкой площади. На этом месте был Свято-Троицкий собор.

Я благодарен вам, что в этот день мы с вами вместе и через века духовно единимся со святителем Иоасафом. …Помните слова Христа: “…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” и “…чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного”. И я прошу: молитесь о болящих, молитесь, чтобы мы с вами одолели все напасти, которые поражают сейчас человечество. Я уверен, что мы найдем в себе силы, и Бог даст нам ту божественную энергию любви, которая расточит все силы недугов.

Мы с вами, христиане, должны молиться за весь мир, чтобы избавился мир от этой напасти, именуемой пандемией. Вот — казалось бы, двадцать первый век, технический прогресс, мы всё умеем — делать роботов, летать в космос… А тут вирус. Невидимый. И где все наши знания? Где та похвальба, что мы без Бога что-то можем? Где?

Все-то просто-напросто в прах превращается. Потому что человечество сотворено Творцом. И мы с вами должны благодарить Бога за то, что появились на этот свет, за то что живем и Он посылает нам таких святителей, как Иоасаф, который нетленными мощами свидетельствует о силе Божией.

Ведь помним, как в свое время была создана комиссия по расследованию поклонения мощам, как из Харькова в Белгород прибыл профессор Покровский — чтобы свидетельствовать, что мощи святителя Иоасафа подвергнуты мумификации по египетскому рецепту, то есть из них вынуты внутренние органы. Профессор сделал надрез на животе и увидел, что все органы на месте, никто их не вынимал. Значит, никакой мумификации не было. И это было описано в большевистских газетах. И на основании этого описания мы в дальнейшем произвели идентификацию мощей…

Не в силе Бог, как говорил святой благоверный князь Александр, а в правде. И правда всегда будет торжествовать. Даже пускай на какое-то время кто-то победит в своих безбожных мечтаниях. Но правда всегда с нами, потому что с нами Бог.

И в сегодняшний вечер я всех вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, благодарю за ваши труды. Мы сегодня начали с открытия выставки “Ангел святого Белогорья” в экспоцентре, присутствовали на студенческом празднике “Белый цветок”, где призывали людей к милосердию. И завершаем наш день всенощным бдением.

Какие мы счастливые люди! Вот подумайте: кто нас отлучит от любви Божьей? Да никто! Если мы будем иметь любовь внутри сердца своего».

* * *

Следует сказать о Х Международной православной выставке «Ангел святого Белогорья», в которой принимают участие 74 экспонента из России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Казахстана, Черногории, Сербии, Боснии и Герцеговины.

На стендах здесь представлены истории, картины, фотографии восстановления и реставрации храмов и монастырей, храмовое убранство, церковная утварь, предметы церковного обихода, ювелирные украшения православной тематики, изделия народных художественных промыслов и ремесленничества, сувениры, литература, аудио- и видеопродукция православного содержания, продукция монастырей, мед и продукты на основе меда. Посетители выставки имеют возможность приложиться к ковчегам с частицами мощей свт. Иоасафа и св. блгв. князя Александра Невского.

Еще утром 16 сентября на площади перед учебно-спортивным комплексом Светланы Хоркиной стартовала также ставшая традиционной для белгородцев благотворительная акция «Белый цветок».

Сайт Белгородской епархии просвещает, что идея проведения подобных акций давняя и принадлежит Европейской Лиге борьбы с чахоткой при Международном обществе «Красный Крест». Чтобы справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавались листовки о профилактике заболевания и букеты цветов, во многих местах были организованы пункты по сдаче анализов, читались бесплатные лекции. Эту инициативу поддержал Датский королевский дом, а затем и царская семья Романовых. С 1911 г. по инициативе Государя Николая II «Дни цветков» стали проводится во многих городах России. В поддержку акции в День белого цветка проводились благотворительные базары, работали буфеты, шли концерты. Сама Императрица Александра Федоровна организовала в 1911–1914 гг. в крымской Ливадии четыре больших базара в пользу туберкулезных больных. Она вместе с Великими княжнами придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа. Александра Федоровна писала супругу во время Первой мировой войны: «Выставка-базар действует очень хорошо. Наши вещи раскупаются прежде, чем они появятся; каждой из нас удается ежедневно изготовить подушку и покрышку».

В празднике «Белого цветка» в Санкт-Петербурге начала ХХ в. принимали участие все слои населения. К благотворительным базарам готовились заранее. В каждой семье что-то мастерили. Вручную изготавливались десятки тысяч цветков и передавались в комитеты «Белого цветка». Курсистки — слушательницы Высших женских курсов и Женского медицинского института — с этими букетами расходились по столице. Организаторы особенно подчеркивали, что ценна каждая копейка. Прейскуранта на букеты и цветочки не было — каждый давал сколько мог, и за копейку, и за рубль полагался одинаковый букет. Отчет о собранных средствах и их использовании печатался в газетах.

В наши дни День белого цветка возрожден и набирает популярность, отмечаемый во многих городах — Москве, Курске, Воронеже, Костроме, Белгороде, Туле, Ростове-на-Дону, Самаре, Пензе, Евпатории, Симферополе, Шарье, Великих Луках, Алапаевске.

В программе белгородского мероприятия в этот раз были представлены благотворительная ярмарка, выставка-продажа изделий мастеров декоративно-прикладного творчества, школьников и студентов Белгородчины, различные мастер-классы и концерт с участием творческих коллективов города.

Все вырученные средства от продаж сразу были переданы фонду «Святое Белогорье против детского рака». Так, за один день акции в Белгороде собрали 1 млн 61 тыс. рублей, а с момента старта «Белого цветка» собрано порядка 2,3 млн рублей. Акция завершится благотворительным аукционом 4 ноября.

* * *

Историки Церкви напоминают, что всенародную любовь и почитание за благочестивую и подвижническую жизнь епископ Иоасаф снискал у белгородцев за довольно короткое время — лишь шесть лет он возглавлял Белгородскую кафедру — с 15 июня 1748 г. по 23 декабря 1754 г. (день кончины).

По кончине 49-летнего епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа, почившего в Грайвороне после тяжелой двухмесячной болезни, тело два месяца пребывало без тления во гробе, доставленном в Белгород, что и изумляло притекавших прихожан, и, в каком-то смысле, соответствовало их представлениям о святости жизни усопшего.

Спустя два года по погребении епископа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб, обнаружив не только тело святителя нетленным, но и его одежд, покрова и самого гроба не коснулось даже малейшее тление, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа.

Почитание Иоасафа в народе как святого и чудотворца, вокруг имени которого сложился ряд сказаний, а также исцеления и чудеса, совершившиеся у его гроба и на могиле, послужили основанием для многочисленных прошений о его канонизации.

В декабре 1908 г. епископ Курский Питирим (Окнов) представил Святейшему Синоду ряд прошений о прославлении епископа Иоасафа от духовенства и мирян. Синодом была образована комиссия под председательством Питирима, в которую также входили князь Н.Д. Жевахов, только что издавший свою трехтомную монографию об Иоасафе, и протоиерей А.И. Маляревский, сыгравший существенную роль в методическом внедрении имени святителя в преподавание Закона Божьего. На основании представленных свидетельств и акта освидетельствования мощей синод направил доклад, на котором 10 декабря 1910 г. Император Николай II начертал: «<…> Приемлю предложения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием».

В устроенной в подвальном помещении Троицкого собора «пещерке» рака святителя простояла 156 лет! (с 1755 по 1911 гг.), где св. мощам поклонялись не только простые верующие всей Российской Империи, во множестве сюда притекавшие, священство, но и российские монархи Екатерина II, Александр I, Николай I, Николай II. Посещение Белгорода страстотерпцем императором Николаем II с августейшим семейством состоялось в 1904 и 1911 гг. На самих торжествах по канонизации святого, активно инициированного, как и в случае с преп. Серафимом Саровским (прославлен в 1903 г.), самим Государем, присутствовали 4 сентября (17-е по нов ст.) 1911 г. святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна и Великий князь Константин Романов.

К слову, и в марте 1908 г. Вел. княгиня Елисавета молилась в пещерке Свято-Троицкого собора перед гробницей епископа Иоасафа, тогда еще не прославленного в лике святых.

Безбожная власть извлекла мощи свт. Иоасафа в 1920 г. для атеистической пропаганды, монастырь был разобран, а на этом месте впоследствии выстроен жилой квартал. Место первоначального погребения святителя — склеп, получивший в народе название «пещерка», в 1930–1950-е был засыпан.

Мощи святителя, хранившиеся в архивах музея религии и атеизма в Казанском соборе Ленинграда и чудом там уцелевшие, как и мощи преп. Серафима Саровского, были обретены в 1991 г. и возвращены Церкви. 17 сентября 1991 г. были торжественно перенесены в Преображенский собор Белгорода при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И теперь находятся в соборе 11 месяцев в году, с 16 сентября по 19 августа. С 19 августа по 16 сентября мощи пребывают в Николо-Иоасафовском храме Белгорода. Обычно переносятся крестным ходом.

Пещерка святителя была обнаружена в мае 2009 г. в результате исторических исследований, с помощью электроразведки, проведенной специалистами белгородского горного НИИ ВИОГЕМ, после археологических раскопок. В середине 2011 г. лета рядом с пещеркой была построена часовня, а над самой пещеркой установлен стеклянный купол, увенчанный статуей ангела с крестом.

В 100-летний день прославления святителя, 17 сентября 2011 г., в 17-30 к новой белгородской часовне прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (завершив двухдневный визит в Луганскую епархию).

Прибытия Святейшего Патриарха у часовни ожидали многие сотни верующих, среди которых была и группа паломников из Винницкой области Украины, доставившая большую икону свт. Иоасафа и киот от нее, на стекле которого чудесным образом отпечаталось изображение святителя; в винницком храме и сама икона, и удивительное стекло выставляются для поклонения вместе.

Предстоятель Русской Церкви совершил тогда на Св.-Троицком бульваре малое освящение часовни, после чего спустился по подземному переходу в крипту часовни, где прочитал молитву свт. Иоасафу и поклонился его честным мощам. Затем Святейший Патриарх вышел на площадку и обратился к пастве: «Обретение нетленных мощей святителя Иоасафа, сам факт которого является дивным явлением Божественной благодати, — событие огромного духовного значения в жизни современной России, в жизни Русской Православной Церкви. И как замечательно, что сегодня, когда мы вспоминаем столетие со дня прославления святителя, его мощи пребывают среди нас — в таком прекрасном месте, как открытая и отреставрированная пещерка, созданная по воле святителя, ставшая местом его упокоения, здесь — в Святом Белогорье».


«Взбранных воинов мужества наследниче и Христова стада пастырю предобрый, светильниче веры, на свещнице Белграда возсиявый, нищих питателю и о людех ко Христу Богу молитвенниче, похвальная восписуем ти раби Господа твоего от сердец наших к любви твоей вопиюще: Радуйся, Святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный!»


Фото автора и Арсения Клюйко (сайт beleparh.ru).

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.
Ирина
20.09.2021 23:27
Россия спасается молитвами своих святых!
Игнат
20.09.2021 21:50
Киевлянин Д. Скворцов пишет в ЖЖ:
"Год назад митрополит Запорожский Лука предложил не мелочиться, а взять и учредить праздник всех святых, в земле украинской просиявших.
«Мы уверены, что становление украинской государственности, самоидентификация единства нашего народа, возможна, прежде всего… по признаку высшего проявления индивидуального развития личности – святости, – пояснил владыка.
Не станем сегодня выяснять, насколько задачи «становления украинской государственности» и «самоидентификации единства» (sic!) сообразуются с воззрениями тех же святых, в земле «украинской» просиявших? Отметим лишь, что все они – начиная от Ольги и Владимира, и заканчивая Лаврентием Черниговским – утверждали деяниями своими единство Руси от Хуста до Иркутска. И единство русских – от Шанхая до Парижа и Сан-Франциско. А вот о «становлении украинской государственности», «самоидентификации единства украинской нации» не говорили ни слова!
Впрочем, для украинской историографии ничего невозможного нет – если уж канонически выверенные молитвы исказить рука поднимается, что мешает жития святых соответствующим образом «перевести» на «сучасну українську». Тем более что Русь давно уж в украинских учебниках переименована в Украину".

Только вот что с такими «урождёнными украинцами» как Димитрий Ростовский, Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский делать? Вернее – с их «москальскими» наречениями? Пожалуй, самую головоломную задачу ставит перед украинизаторами Истины святитель Иоасаф Белгородский, чью память сегодня особо чествуют как на крайнем западе, на и на пограничном востоке теперешней Украины. Не говоря уже о Киеве, где, собственно, и состоялось становление подвижника.
Света
20.09.2021 21:44
Спасибо за экскурс в историю. Очень интересно! Всего доброго!
Анна
20.09.2021 19:09
Я прежде не знала, что в миру святителя Иоасафа Белгородского звали Иоакимом, и что именем этим он был наречен в честь родителя Пресвятой Богородицы.
Юрий
20.09.2021 18:50
Святой отче Иоасафе, моли Бога о нас!
С.М.
20.09.2021 17:49
Сотрудница Научно-технической библиотеки Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова Светлана Кобелева обращает наше внимание на то, что далеко не все знали прежде и знают сегодня, что святитель Иоасаф был не только добрым, заботливым, любящим пастырем, епископом святой жизни, но и творческим, поэтически одаренным человеком.

Его поэтический талант ярко раскрылся в 1737 г., когда он был преподавателем и экзаменатором Киевской Духовной академии и по поручению преподавательского состава иеромонах Иоасаф (Горленко) сочинил поэму «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными». Написанная образным и живым языком поэма много раз переписывалась от руки людьми нескольких поколений. Список, хранившийся в Киевском церковно-археологическом музее, стал источником для первой публикации поэмы в 1892 г.

Идея переиздания поэмы святителя Иоасафа в начале XXI века принадлежала научному сотруднику Белгородского государственного историко-краеведческого музея А.И. Папкову. Работая с каталогами Российской государственной библиотеки, он обнаружил издание 1892 г. Сделал ксерокопию и с предложением о новом издании поэмы обратился к настоятелю Преображенского кафедрального собора Белгорода протоиерею Олегу Кобецу. Идея была поддержана и углублена. Отец Олег предложил сделать современный поэтический перевод поэмы, написанной на церковно-славянском языке. Проект был благословлен владыкой Иоанном. Современный поэтический перевод выполнил священник Игорь Кобелев, поэт, филолог, член Союза писателей России. Книга, содержащая церковно-славянский текст и поэтический перевод, вышла в свет в 2002 г. и затем несколько раз переиздавалась.
Ирина Синельникова
20.09.2021 17:46
Святителю отче Иоасафе моли Бога о нас !
Очевидец
20.09.2021 17:45
КОСМИЧЕСКАЯ ИНТИМНОСТЬ - это когда рядом три женщины поют акафист, а казачкИ молча ждут вместе с нами, когда же прибудет ларь с мощами святителя Иоасафа, и вот он прибывает!
16-го у пещерки святителя, у здания митрополии пропели с народом акафист святителю вместе с митрополитом Иоанном и иереями. Второй год из-за ковида нет Крестного хода.
Vlad
20.09.2021 17:42
О, я в 2011-м привозил в этот храм церковную литературу из Москвы и был под этим стеклянным куполом. Понравилось там.
Елена Остер
20.09.2021 17:41
ранее на торжествах было множество приезжих, в том числе харьковчан,становились в хор, пели! а сейчас нет такой возможности.... харьковчане только местные, белгородские
Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.

Эксклюзив
19.10.2021
Лариса Черкашина
К 210-летию дня пушкинского Лицея.
Фоторепортаж
19.10.2021
Подготовила Мария Максимова
Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми...


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.