Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Андрей Кирчегин: «И этикетка – визитная карточка эпохи…»

Андрей Кирчегин: «И этикетка – визитная карточка эпохи…»

Беседа с известным екатеринбургским коллекционером
Ольга Масленникова
09.07.2018
Андрей Кирчегин: «И этикетка – визитная карточка эпохи…»

Дух собирательства свойственен многим людям, но не каждый систематизирует коллекцию так, как делает это он. Не у каждого интерес к предмету коллекционирования сохраняется на всю жизнь и перерастает в нечто большее, чем простое накопительство. Андрей Кирчегин считает, что даже этикетка, несмотря на «несерьезный формат» – это тесная связь с историей, которая не должна пропасть для потомков.

− Скажите, Андрей, сколько всего этикеток в вашей коллекции? Есть раритетные?

− Гордость моей коллекции − уникальные бутылочные наклейки дореволюционной и довоенной эпох. К примеру, НЭПовских экземпляров времен Остапа Бендера у иных коллекционеров штук пять-десять, а у меня почти сотня! А всего на сегодня моя коллекция насчитывается более 145 тысяч винных, коньячных и ликеро-водочных этикеток. По признанию неформального сообщества этикеточников моя коллекция − самая многочисленная в России и СНГ.

− И много участников в вашем сообществе?

− Активных собирателей винных этикеток в России 30 человек. За рубежом – значительно больше. Кстати, во многих странах существуют клубы коллекционеров этикеток, их приглашают на различные дегустации, выставки, ярмарки. Среди таких – швейцарский клуб из Лозанны и немецкий клуб коллекционеров этикеток и любителей вина из Рюдесхайма-на-Рейне. Кстати, я единственный коллекционер из России, член этих известных клубов.

− И как часто встречаетесь?

− Немецкий клуб два раза в год устраивает собрания своих членов, а их в клубе около 300 человек. Приезжают не только немцы, но и гости из других стран − Франции, Швейцарии, Голландии. Я всегда на связи, но, конечно, посещаю далеко не все заседания. Хотя несколько раз уже бывал там. Клуб располагается в средневековом замке на склоне Рейна, посреди виноградников местных виноделен. Обычно такие мероприятия организуются самими коллекционерами с приглашением каких-либо экспертов и виноделов. Все происходит по-немецки организованно, шумно, доброжелательно, и очень интересно. Вообще этот клуб отличается завидной активностью. Так, в рамках клуба коллекционеры создали общество по изучению виноделия Германии и собирают всевозможные исторические сведения по винной тематике своих регионов. А также проводят всегерманский конкурс на самую интересную этикетку для вина. За право поучаствовать и победить в этом состязании художники и типографии прямо-таки бьются.

− Свои первые этикетки помните?

− Винные этикетки начал собирать случайно в 1982 году. После какого-то студенческого праздника увидел в коридоре общежития пустые бутылки с красивыми этикетками, решил отклеить на память.

−И до сих пор отклеиваете?

−Теперь редко. На винодельческих заводах, с которыми давно уже наладил контакты, мне их целёхонькими отдают.

− Вы придерживаетесь какого-то принципа в систематизации коллекции?

− Структура моей коллекции носит географический характер. Сказываются, во-первых, профессиональное образование – закончил географический факультет МГУ, во- вторых – моя страсть к путешествиям. Да и потом – это удобно. Можно легко найти любую этикетку и проследить изменения оформления продукции завода в историческом срезе. В каждом разделе у меня – этикетки алкогольных напитков определенной страны. На каждую страну, каждый винный завод – свое досье. По своей работе я часто бываю в поездках. Сначала объездил все винно-водочные заводы Свердловской области, затем более 100 заводов России. В командировках, на отдыхе за границей не упускал случая посетить винодельческие районы и предприятия, чтобы привезти домой хотя бы несколько этикеток. Веду активную переписку с заводами юга России, Молдавии, Италии, Испании... Все эти годы я пополняю и расширяю свою коллекцию, переписываюсь с коллегами по увлечению, меняюсь этикетками. Еще в 1987 году провел первый опрос коллекционеров СССР. Сейчас анкетирование стало регулярным (раз в два года) и международным. В моих планах – создать специализированный сайт для коллекционеров именно винно-водочных этикеток.

− Что лично вам дает такое коллекционирование?

− Любое коллекционирование не просто интересное, но и полезное занятие. Оно расширяет кругозор, приносит радость общения с людьми, объединенными общими интересами. Ну и блеснуть знаниями тоже приятно. Но я бы добавил к этому: коллекционированием, как правило, занимаются люди вдумчивые, интересующиеся историей и ценящие её. А это само по себе уже хорошо. Поверхностный, бессистемный человек не будет заниматься коллекционированием.

− Сужу по своим знакомым и не только: сегодня людям особенно интересны стали свидетельства советских времен, хотя мы и не так далеко ушли от них. Как думаете, почему?

− Наверное, это связано с быстрой сменой эпох в 90-е годы. У нас украли страну, страны нет, а знаки остались. Эти знаки пробуждают приятные воспоминания, ностальгию. Коллекционирование пауков не у каждого вызовет эмоции, а вот приметы времени, будь то винные этикетки, марки, монеты, конверты или открытки артистов тесно переплетены с судьбой страны, отдельного человека, с историей. Коллекционирование – увлекательное хобби. Думаю, что этикетки, марки, значки, открытки люди будут собирать всегда. Причем, хобби иногда становится профессией, ведет даже к написанию научных трудов и книг. Коллекционирование спасает и в том случае, если человек вынужден заниматься нелюбимой работой. Он получает кайф от поиска и чувствует себя счастливым.

− Почему какие-то виды коллекционирования имеют общепринятые названия, например, нумизматика, фалеристика, а собирательство винных этикеток − нет?

− Коллекционирование тех же марок, так сказать, как государственного объекта, хорошо структурировано, имеет свои каталоги и своеобразный «правильный» оттенок и потому стало общепризнанным. Такой же «правильный» антураж присущ собирательству фарфора, картин, книг, монет и других, как бы «серьезных» вещей. Коллекционирование же винных этикеток не имеет такой «правильности». Вино находится в группе «не поддерживаемых», а потому и не может считаться общепризнанным занятием. Мол, мало ли что там придет на ум такому коллекционеру, сначала этикетки начнет собирать, потом, глядишь, и алкоголиком станет! На самом деле, ситуация обратная. Алкоголик вряд ли станет коллекционером. Но, кстати говоря, отсутствие каталогов винных этикеток и невозможность купить этикетки в магазинах «Филателия» по разнарядке, как марки – это только добавляет интереса к процессу поиска этикеток. Никогда не знаешь, что и где найдешь…

− Андрей, не сомневаюсь, что у вас в запасе много интересных сведений о винной этикетке. Расскажите.

− Первыми винными этикетками можно считать надписи на глиняных сосудах и амфорах, которые делали древние римляне. Когда вино стали перевозить в бочках, обозначения делали углем или мелом. Рождение же этикетки в современном понимании этого слова связано с началом использования стеклянных бутылок для хранения и транспортировки вина. Произошло это, учитывая долгую историю виноделия, относительно недавно − в конце XVII века. Изобретение первой бумажной винной этикетки одни приписывают монаху-бенедектинцу Пьеру Периньону, открывшему метод производства шампанского, другие − знаменитой мадам Клико, которая, как считается, первой стала наклеивать этикетки на экспортные бутылки своего шампанского Veuve Cliquot для отправки в Россию. Но я думаю, они только подхватили чью-то чужую, идею, клеить этикетку на бутылку. Сначала этикетки изготавливались в примитивном стиле с указанием только названия вина. Лишь изредка торговцы или производители добавляли на нее свое имя и год урожая. Но с 50-х годов XX века многие винодельческие страны приняли законы о том, что на этикетках должно указываться как можно больше информации о производителе и вине. Такие правила соблюдаются и по сей день.

− Иными словами, этикетка − это винный паспорт. Посмотрел и почерпнул сведения о месте рождения винограда, о возрасте вина, о родителе-производителе …

еще этикетки.JPG− Большинство потребителей так и относятся к наклейкам на бутылке. Но знатоки видят в этикетке не просто винный документ или красочную картинку. Этикетка давно перестала быть только лицом продукции, она − носитель национальной культуры, визитная карточка той или иной эпохи в жизни государства. Если говорить, к примеру, о нашей стране, то дореволюционные этикетки России отличает лубочная красочность. Времена НЭПа принесли изящество оформления на фоне некоторой плакатности. Для этикеток грозных 1940-х характерно почти полное отсутствие стиля, сухость в оформлении в силу режима жесткой экономии: мелкий размер, минимум картинок, использование двух-трех цветов. О 50-х надо сказать особо. В 1952 году вышла в свет «Книга о вкусной и здоровой пище» со статьей-предисловием «К изобилию!», в которой, в частности, ставилась задача вытеснения из застолья водки другими алкогольными напитками. Винопроизводители сразу откликнулись. Появились новые названия, например, «Розовый ликер», «Малиновое вино», бутылки и этикетки получили красивое оформление. Я бы сказал – это период расцвета советского стиля в оформлении. Кстати, этот стиль проявился и в архитектуре, оформлении денег и т.п. В 60-е годы вновь начинается упрощение оформления этикеток. В 70-80-е, так называемые застойные годы – двойственная ситуация. С одной стороны, это период максимального упрощения в оформлении, с другой − экспортные варианты продукции и некоторых легендарных заводов Крыма и Кавказа имели очень интересные этикетки. Вспомните «Улыбку», «Черные глаза»…

− О, эти годы я хорошо помню. У знаменитого «Солнцедара», у портвейна «777», прозванного в народе три топора, весьма простенькое оформление. Для портвейна «Кавказ», напитков типа «Дар Дона», «Станичный» вообще характерны черные краски. Ничего выразительного...

− Все так. Этикетки массовой продукции (тот же «Солнцедар», «Степное», «Ароматное», «Волжское», «Чашма», всякие «номерные портвейны» 13, 15, 777 и прочие) тех времен памятны довольно примитивным дизайном и безобразной полиграфией.

− А что скажете про 90-е годы?

− Это время массового появления частных заводов и новой винно-водочной продукции. Полиграфические возможности резко расширились. А вот сознание чувства меры и стиля за ними не поспевало. В то время малиновых пиджаков и стиль этикетки становится броским, но часто − аляповатым и безвкусным, как и многое другое.

К концу 90-х бурный китчевый поток ослабевает, дизайн этикетки меняется в лучшую сторону, появляются продуманность в оформлении и соответствие стиля торговой марке, бренду.

− А чем характерен, по-вашему, стиль сегодняшнего оформления этикеток?

− В 2000 годы в дизайне винных этикеток получил распространение так называемый международный стиль. Его основными чертами стали отсутствие национальных особенностей в дизайне, но при этом − легкость, красочность, использование изображений птиц, рыб, растений, а также работ художников. Еще в 1924 году винодел и банкир барон Филипп де Ротшильд (не могу не сказать, что Шато Мутон де Ротшильд − одно из лучших вин в мире) придумал размещать на этикетках своих вин работы современных художников, авангардистов. Постепенно эта идея стала традицией и завоевала умы других виноделов. К примеру, в Швейцарии, Франции некоторые винные заводы и по сей день размещают на этикетках картины местных художников. Что-то подобное с картинами кубанских художников собирается делать и наш завод «Фанагория» в Краснодарском крае. Это и популяризация местной художественной школы, и хороший рекламный ход. Полиграфические возможности сегодня настолько велики, что дизайн этикеток выполняют в технике тиснения фольгой. В 2010 годы вектор оформления чуть поменялся. Дизайнеры стали находить очень неожиданные решения. При этом вновь активно стали использоваться национальные традиции, местные «фишки». Этикетка стала не только информативной, но и эмоциональной. Она вновь обращает на себя внимание, удивляет и даже восхищает. Понятно, с такой этикеткой по другому начинаешь относиться к самому продукту.

− А вот фирма "Мартини", насколько я знаю, практически со времени основания не меняла оформления своих бутылок. Есть еще такие примеры?

− Во французской винодельне Chateau Haut-Brion много лет на винной этикетке одно и то же изображение − здание с территории поместья, в котором находится это шато. История винодельни насчитывает несколько веков. Бесспорно, у этого бренда устойчивая репутация. Многие винодельни и ныне, спустя многие десятилетия, не сильно поменяли дизайн этикеток. Но качество печати меняется, меняются возможности, меняется, пусть и слегка, оформление. Это не хорошо и не плохо. Это зависит от позиции завода: кто-то всегда готов к переменам, у другого – все на века. Если качество не меняется со временем, то и дизайн, по их мнению, наверное, также не должен меняться.

− Есть ли у вас этикетка, которую вы долго искали и наконец-то нашли?

− Ситуации, когда я бы прямо гонялся за какой-то такой этикеткой, у меня не было. Процесс коллекционирования и без того регулярно приносит сюрпризы. К примеру, недавно совершенно в неожиданном месте попалась мне этикетка… браги! У меня есть этикетки спирта, денатурата. Но чтобы брага официально производилась и продавалась – такого я не слыхал!

Еще из последних сюрпризов – этикетка как бы болгарской (!) «Хванчкары». Тоже что-то не слышал, чтобы грузинскую «Хванчкару» в Болгарии разливали!

− А бывает так, что этикетка на бутылке стоит дороже самого напитка?

− Не думаю, что так может быть. Даже этикетки Шато Мутон де Ротшильд, которые рисуют известные художники и которые особо ценятся среди коллекционеров, стоят существенно дешевле самой бутылки.

−Знаю, что интерес к винной этикетке подтолкнул вас к новому увлечению…

− Правда, уже не только этикетками занимаюсь, а вообще вином: историей, географией, сортами. Огромная, потрясающе интересная тема! Сначала погрузился в географию распространения винодельческой промышленности. Дальше заинтересовался ведомственной принадлежностью, узнал какие существовали в нашей стране министерства, тресты и объединения (Росглаввино, Росвиншампанпром, Росспритпром), когда создавались и реорганизовывались. На следующем этапе меня увлекло изучение вина как напитка, читал специализированную литературу, стал разбираться в сортах винограда и технологии производства не только вина, но и крепких напитков. Заинтересовался нюансами виноторговли и работы сомелье. Стал принимать участие в дегустациях вин, в различных конкурсах. И даже часто побеждал в них. Наверное, я мог бы работать сомелье или кавистом, но из-за своей текущей работы, понятно, отказываюсь. Зато мои знания бывают полезными при оформлении музейных экспозиций винных и коньячных заводов, в оформлении дегустационных залов. Я уже несколько раз предоставлял свои подборки винных этикеток таким предприятиям. Еще я иногда консультирую по теме винного туризма.

− Теперь никто не сможет вас ввести в заблуждение относительно качества вина?

− Конечно же, сможет. Мир вина настолько необъятен, что знать всё невозможно. На дегустациях я также могу ошибиться. Особенно, если это не сильно распространенный сорт винограда, или продукт небольшой винодельни.

− Вы – абсолютный поклонник здорового образа жизни, регулярно голодаете, и вдруг – алкоголь...

– Я никогда не откажусь от дегустационного глотка на наших встречах коллекционеров. Люблю выпить бокал вина с хорошим сопровождением еды. Люблю любое хорошее вино красное, белое, розовое, игристое. Главное оно должно быть к месту. Хорошие и очень хорошие вина есть во всех странах. В том числе и в России. К примеру, отдельные марки «Фанагории», «Кубань Вино», виноделен «Ведерников» и других, всех и не перечислишь.

У нас много интересных виноделен, счёт уже на десятки. Тут речь может идти об элементарной культуре пития…

− Вы говорили, коллекционирование часто ведет даже к написанию научных трудов и книг.

− Я бы сказал так. Любое глубокое погружение в тему ведет к желанию поделиться с окружающими своими знаниями. У меня лично скопилось много информации о том, какие винные или водочные заводы были и где. Когда открывались, когда закрывались. Какие интересные образцы продукции и этикеток выпускались. Конечно, меня интересует не только география распространения заводов и исторические хроники, но и изменение дизайна этикеток в зависимости от времени, эпохи. Собранного материала, я думаю, на пару книг хватит − так, чисто "для истории», чтобы не пропало. У нас сводного материала по этой теме, к сожалению, никогда не выпускалось. Только по отдельным заводам что-то было, в виде рекламных брошюр или на сайте винзавода.

− Хотелось бы напоследок задать чисто практический вопрос: можно ли самому научиться выбирать качественное вино?

− Конечно. Если для начала научиться читать этикетку...



Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.