Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 июля 2018
Андрей Кирчегин: «И этикетка – визитная карточка эпохи…»

Андрей Кирчегин: «И этикетка – визитная карточка эпохи…»

Беседа с известным екатеринбургским коллекционером
Ольга Масленникова
09.07.2018
Андрей Кирчегин: «И этикетка – визитная карточка эпохи…»

Дух собирательства свойственен многим людям, но не каждый систематизирует коллекцию так, как делает это он. Не у каждого интерес к предмету коллекционирования сохраняется на всю жизнь и перерастает в нечто большее, чем простое накопительство. Андрей Кирчегин считает, что даже этикетка, несмотря на «несерьезный формат» – это тесная связь с историей, которая не должна пропасть для потомков.

− Скажите, Андрей, сколько всего этикеток в вашей коллекции? Есть раритетные?

− Гордость моей коллекции − уникальные бутылочные наклейки дореволюционной и довоенной эпох. К примеру, НЭПовских экземпляров времен Остапа Бендера у иных коллекционеров штук пять-десять, а у меня почти сотня! А всего на сегодня моя коллекция насчитывается более 145 тысяч винных, коньячных и ликеро-водочных этикеток. По признанию неформального сообщества этикеточников моя коллекция − самая многочисленная в России и СНГ.

− И много участников в вашем сообществе?

− Активных собирателей винных этикеток в России 30 человек. За рубежом – значительно больше. Кстати, во многих странах существуют клубы коллекционеров этикеток, их приглашают на различные дегустации, выставки, ярмарки. Среди таких – швейцарский клуб из Лозанны и немецкий клуб коллекционеров этикеток и любителей вина из Рюдесхайма-на-Рейне. Кстати, я единственный коллекционер из России, член этих известных клубов.

− И как часто встречаетесь?

− Немецкий клуб два раза в год устраивает собрания своих членов, а их в клубе около 300 человек. Приезжают не только немцы, но и гости из других стран − Франции, Швейцарии, Голландии. Я всегда на связи, но, конечно, посещаю далеко не все заседания. Хотя несколько раз уже бывал там. Клуб располагается в средневековом замке на склоне Рейна, посреди виноградников местных виноделен. Обычно такие мероприятия организуются самими коллекционерами с приглашением каких-либо экспертов и виноделов. Все происходит по-немецки организованно, шумно, доброжелательно, и очень интересно. Вообще этот клуб отличается завидной активностью. Так, в рамках клуба коллекционеры создали общество по изучению виноделия Германии и собирают всевозможные исторические сведения по винной тематике своих регионов. А также проводят всегерманский конкурс на самую интересную этикетку для вина. За право поучаствовать и победить в этом состязании художники и типографии прямо-таки бьются.

− Свои первые этикетки помните?

− Винные этикетки начал собирать случайно в 1982 году. После какого-то студенческого праздника увидел в коридоре общежития пустые бутылки с красивыми этикетками, решил отклеить на память.

−И до сих пор отклеиваете?

−Теперь редко. На винодельческих заводах, с которыми давно уже наладил контакты, мне их целёхонькими отдают.

− Вы придерживаетесь какого-то принципа в систематизации коллекции?

− Структура моей коллекции носит географический характер. Сказываются, во-первых, профессиональное образование – закончил географический факультет МГУ, во- вторых – моя страсть к путешествиям. Да и потом – это удобно. Можно легко найти любую этикетку и проследить изменения оформления продукции завода в историческом срезе. В каждом разделе у меня – этикетки алкогольных напитков определенной страны. На каждую страну, каждый винный завод – свое досье. По своей работе я часто бываю в поездках. Сначала объездил все винно-водочные заводы Свердловской области, затем более 100 заводов России. В командировках, на отдыхе за границей не упускал случая посетить винодельческие районы и предприятия, чтобы привезти домой хотя бы несколько этикеток. Веду активную переписку с заводами юга России, Молдавии, Италии, Испании... Все эти годы я пополняю и расширяю свою коллекцию, переписываюсь с коллегами по увлечению, меняюсь этикетками. Еще в 1987 году провел первый опрос коллекционеров СССР. Сейчас анкетирование стало регулярным (раз в два года) и международным. В моих планах – создать специализированный сайт для коллекционеров именно винно-водочных этикеток.

− Что лично вам дает такое коллекционирование?

− Любое коллекционирование не просто интересное, но и полезное занятие. Оно расширяет кругозор, приносит радость общения с людьми, объединенными общими интересами. Ну и блеснуть знаниями тоже приятно. Но я бы добавил к этому: коллекционированием, как правило, занимаются люди вдумчивые, интересующиеся историей и ценящие её. А это само по себе уже хорошо. Поверхностный, бессистемный человек не будет заниматься коллекционированием.

− Сужу по своим знакомым и не только: сегодня людям особенно интересны стали свидетельства советских времен, хотя мы и не так далеко ушли от них. Как думаете, почему?

− Наверное, это связано с быстрой сменой эпох в 90-е годы. У нас украли страну, страны нет, а знаки остались. Эти знаки пробуждают приятные воспоминания, ностальгию. Коллекционирование пауков не у каждого вызовет эмоции, а вот приметы времени, будь то винные этикетки, марки, монеты, конверты или открытки артистов тесно переплетены с судьбой страны, отдельного человека, с историей. Коллекционирование – увлекательное хобби. Думаю, что этикетки, марки, значки, открытки люди будут собирать всегда. Причем, хобби иногда становится профессией, ведет даже к написанию научных трудов и книг. Коллекционирование спасает и в том случае, если человек вынужден заниматься нелюбимой работой. Он получает кайф от поиска и чувствует себя счастливым.

− Почему какие-то виды коллекционирования имеют общепринятые названия, например, нумизматика, фалеристика, а собирательство винных этикеток − нет?

− Коллекционирование тех же марок, так сказать, как государственного объекта, хорошо структурировано, имеет свои каталоги и своеобразный «правильный» оттенок и потому стало общепризнанным. Такой же «правильный» антураж присущ собирательству фарфора, картин, книг, монет и других, как бы «серьезных» вещей. Коллекционирование же винных этикеток не имеет такой «правильности». Вино находится в группе «не поддерживаемых», а потому и не может считаться общепризнанным занятием. Мол, мало ли что там придет на ум такому коллекционеру, сначала этикетки начнет собирать, потом, глядишь, и алкоголиком станет! На самом деле, ситуация обратная. Алкоголик вряд ли станет коллекционером. Но, кстати говоря, отсутствие каталогов винных этикеток и невозможность купить этикетки в магазинах «Филателия» по разнарядке, как марки – это только добавляет интереса к процессу поиска этикеток. Никогда не знаешь, что и где найдешь…

− Андрей, не сомневаюсь, что у вас в запасе много интересных сведений о винной этикетке. Расскажите.

− Первыми винными этикетками можно считать надписи на глиняных сосудах и амфорах, которые делали древние римляне. Когда вино стали перевозить в бочках, обозначения делали углем или мелом. Рождение же этикетки в современном понимании этого слова связано с началом использования стеклянных бутылок для хранения и транспортировки вина. Произошло это, учитывая долгую историю виноделия, относительно недавно − в конце XVII века. Изобретение первой бумажной винной этикетки одни приписывают монаху-бенедектинцу Пьеру Периньону, открывшему метод производства шампанского, другие − знаменитой мадам Клико, которая, как считается, первой стала наклеивать этикетки на экспортные бутылки своего шампанского Veuve Cliquot для отправки в Россию. Но я думаю, они только подхватили чью-то чужую, идею, клеить этикетку на бутылку. Сначала этикетки изготавливались в примитивном стиле с указанием только названия вина. Лишь изредка торговцы или производители добавляли на нее свое имя и год урожая. Но с 50-х годов XX века многие винодельческие страны приняли законы о том, что на этикетках должно указываться как можно больше информации о производителе и вине. Такие правила соблюдаются и по сей день.

− Иными словами, этикетка − это винный паспорт. Посмотрел и почерпнул сведения о месте рождения винограда, о возрасте вина, о родителе-производителе …

еще этикетки.JPG− Большинство потребителей так и относятся к наклейкам на бутылке. Но знатоки видят в этикетке не просто винный документ или красочную картинку. Этикетка давно перестала быть только лицом продукции, она − носитель национальной культуры, визитная карточка той или иной эпохи в жизни государства. Если говорить, к примеру, о нашей стране, то дореволюционные этикетки России отличает лубочная красочность. Времена НЭПа принесли изящество оформления на фоне некоторой плакатности. Для этикеток грозных 1940-х характерно почти полное отсутствие стиля, сухость в оформлении в силу режима жесткой экономии: мелкий размер, минимум картинок, использование двух-трех цветов. О 50-х надо сказать особо. В 1952 году вышла в свет «Книга о вкусной и здоровой пище» со статьей-предисловием «К изобилию!», в которой, в частности, ставилась задача вытеснения из застолья водки другими алкогольными напитками. Винопроизводители сразу откликнулись. Появились новые названия, например, «Розовый ликер», «Малиновое вино», бутылки и этикетки получили красивое оформление. Я бы сказал – это период расцвета советского стиля в оформлении. Кстати, этот стиль проявился и в архитектуре, оформлении денег и т.п. В 60-е годы вновь начинается упрощение оформления этикеток. В 70-80-е, так называемые застойные годы – двойственная ситуация. С одной стороны, это период максимального упрощения в оформлении, с другой − экспортные варианты продукции и некоторых легендарных заводов Крыма и Кавказа имели очень интересные этикетки. Вспомните «Улыбку», «Черные глаза»…

− О, эти годы я хорошо помню. У знаменитого «Солнцедара», у портвейна «777», прозванного в народе три топора, весьма простенькое оформление. Для портвейна «Кавказ», напитков типа «Дар Дона», «Станичный» вообще характерны черные краски. Ничего выразительного...

− Все так. Этикетки массовой продукции (тот же «Солнцедар», «Степное», «Ароматное», «Волжское», «Чашма», всякие «номерные портвейны» 13, 15, 777 и прочие) тех времен памятны довольно примитивным дизайном и безобразной полиграфией.

− А что скажете про 90-е годы?

− Это время массового появления частных заводов и новой винно-водочной продукции. Полиграфические возможности резко расширились. А вот сознание чувства меры и стиля за ними не поспевало. В то время малиновых пиджаков и стиль этикетки становится броским, но часто − аляповатым и безвкусным, как и многое другое.

К концу 90-х бурный китчевый поток ослабевает, дизайн этикетки меняется в лучшую сторону, появляются продуманность в оформлении и соответствие стиля торговой марке, бренду.

− А чем характерен, по-вашему, стиль сегодняшнего оформления этикеток?

− В 2000 годы в дизайне винных этикеток получил распространение так называемый международный стиль. Его основными чертами стали отсутствие национальных особенностей в дизайне, но при этом − легкость, красочность, использование изображений птиц, рыб, растений, а также работ художников. Еще в 1924 году винодел и банкир барон Филипп де Ротшильд (не могу не сказать, что Шато Мутон де Ротшильд − одно из лучших вин в мире) придумал размещать на этикетках своих вин работы современных художников, авангардистов. Постепенно эта идея стала традицией и завоевала умы других виноделов. К примеру, в Швейцарии, Франции некоторые винные заводы и по сей день размещают на этикетках картины местных художников. Что-то подобное с картинами кубанских художников собирается делать и наш завод «Фанагория» в Краснодарском крае. Это и популяризация местной художественной школы, и хороший рекламный ход. Полиграфические возможности сегодня настолько велики, что дизайн этикеток выполняют в технике тиснения фольгой. В 2010 годы вектор оформления чуть поменялся. Дизайнеры стали находить очень неожиданные решения. При этом вновь активно стали использоваться национальные традиции, местные «фишки». Этикетка стала не только информативной, но и эмоциональной. Она вновь обращает на себя внимание, удивляет и даже восхищает. Понятно, с такой этикеткой по другому начинаешь относиться к самому продукту.

− А вот фирма "Мартини", насколько я знаю, практически со времени основания не меняла оформления своих бутылок. Есть еще такие примеры?

− Во французской винодельне Chateau Haut-Brion много лет на винной этикетке одно и то же изображение − здание с территории поместья, в котором находится это шато. История винодельни насчитывает несколько веков. Бесспорно, у этого бренда устойчивая репутация. Многие винодельни и ныне, спустя многие десятилетия, не сильно поменяли дизайн этикеток. Но качество печати меняется, меняются возможности, меняется, пусть и слегка, оформление. Это не хорошо и не плохо. Это зависит от позиции завода: кто-то всегда готов к переменам, у другого – все на века. Если качество не меняется со временем, то и дизайн, по их мнению, наверное, также не должен меняться.

− Есть ли у вас этикетка, которую вы долго искали и наконец-то нашли?

− Ситуации, когда я бы прямо гонялся за какой-то такой этикеткой, у меня не было. Процесс коллекционирования и без того регулярно приносит сюрпризы. К примеру, недавно совершенно в неожиданном месте попалась мне этикетка… браги! У меня есть этикетки спирта, денатурата. Но чтобы брага официально производилась и продавалась – такого я не слыхал!

Еще из последних сюрпризов – этикетка как бы болгарской (!) «Хванчкары». Тоже что-то не слышал, чтобы грузинскую «Хванчкару» в Болгарии разливали!

− А бывает так, что этикетка на бутылке стоит дороже самого напитка?

− Не думаю, что так может быть. Даже этикетки Шато Мутон де Ротшильд, которые рисуют известные художники и которые особо ценятся среди коллекционеров, стоят существенно дешевле самой бутылки.

−Знаю, что интерес к винной этикетке подтолкнул вас к новому увлечению…

− Правда, уже не только этикетками занимаюсь, а вообще вином: историей, географией, сортами. Огромная, потрясающе интересная тема! Сначала погрузился в географию распространения винодельческой промышленности. Дальше заинтересовался ведомственной принадлежностью, узнал какие существовали в нашей стране министерства, тресты и объединения (Росглаввино, Росвиншампанпром, Росспритпром), когда создавались и реорганизовывались. На следующем этапе меня увлекло изучение вина как напитка, читал специализированную литературу, стал разбираться в сортах винограда и технологии производства не только вина, но и крепких напитков. Заинтересовался нюансами виноторговли и работы сомелье. Стал принимать участие в дегустациях вин, в различных конкурсах. И даже часто побеждал в них. Наверное, я мог бы работать сомелье или кавистом, но из-за своей текущей работы, понятно, отказываюсь. Зато мои знания бывают полезными при оформлении музейных экспозиций винных и коньячных заводов, в оформлении дегустационных залов. Я уже несколько раз предоставлял свои подборки винных этикеток таким предприятиям. Еще я иногда консультирую по теме винного туризма.

− Теперь никто не сможет вас ввести в заблуждение относительно качества вина?

− Конечно же, сможет. Мир вина настолько необъятен, что знать всё невозможно. На дегустациях я также могу ошибиться. Особенно, если это не сильно распространенный сорт винограда, или продукт небольшой винодельни.

− Вы – абсолютный поклонник здорового образа жизни, регулярно голодаете, и вдруг – алкоголь...

– Я никогда не откажусь от дегустационного глотка на наших встречах коллекционеров. Люблю выпить бокал вина с хорошим сопровождением еды. Люблю любое хорошее вино красное, белое, розовое, игристое. Главное оно должно быть к месту. Хорошие и очень хорошие вина есть во всех странах. В том числе и в России. К примеру, отдельные марки «Фанагории», «Кубань Вино», виноделен «Ведерников» и других, всех и не перечислишь.

У нас много интересных виноделен, счёт уже на десятки. Тут речь может идти об элементарной культуре пития…

− Вы говорили, коллекционирование часто ведет даже к написанию научных трудов и книг.

− Я бы сказал так. Любое глубокое погружение в тему ведет к желанию поделиться с окружающими своими знаниями. У меня лично скопилось много информации о том, какие винные или водочные заводы были и где. Когда открывались, когда закрывались. Какие интересные образцы продукции и этикеток выпускались. Конечно, меня интересует не только география распространения заводов и исторические хроники, но и изменение дизайна этикеток в зависимости от времени, эпохи. Собранного материала, я думаю, на пару книг хватит − так, чисто "для истории», чтобы не пропало. У нас сводного материала по этой теме, к сожалению, никогда не выпускалось. Только по отдельным заводам что-то было, в виде рекламных брошюр или на сайте винзавода.

− Хотелось бы напоследок задать чисто практический вопрос: можно ли самому научиться выбирать качественное вино?

− Конечно. Если для начала научиться читать этикетку...



Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Вовчик
09.07.2018 21:17
И правда, ностальгия. Мы тоже отклеивали этикетки и бутылки сдавали и спичечные этикетки собирали, даже пачки сигарет. Не спились, в 30 лет я даже курить бросил

Эксклюзив
18.07.2018
Станислав Минаков
«Убийство легло на совесть и душу всего народа. Виноваты все в той или иной степени…».
Фоторепортаж
11.07.2018
Подготовил Олег Павлов
В России настало время футбольных чудес.