Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 октября 2021
Анатомия безработицы

Анатомия безработицы

Многие севастопольцы оказались «за бортом» собственного городского хозяйства
Дмитрий Соколов
01.04.2015
Анатомия безработицы

Для жителей Крыма пребывание в составе Украины, в подавляющем большинстве, воспринималось как явная несправедливость. Поэтому, освободившись из-под юрисдикции Киева, люди искренне ждали, что теперь они смогут, наконец, спокойно жить и работать, строить достойное будущее для себя и своих близких. Но всё оказалось не так-то радужно.

В первые месяцы после референдума еще сохранялась уверенность в возможности безболезненной интеграции в экономику, социальную сферу и правовое поле России. С особым воодушевлением было встречено высказывание Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, сделанное во время визита в Симферополь в марте 2014 г.:

«В результате присоединения к России ни один житель Крыма и Севастополя не должен ничего потерять. Наоборот, только приобрести. Именно этого ждут от нас люди — создания условий для спокойной и достойной жизни, уверенности в завтрашнем дне, ощущения того, что они являются частью сильной страны. Мы должны оправдать эти ожидания. Поэтому каждый вице-премьер, каждый министр несет полную ответственность в пределах своей компетенции за ситуацию в Крыму».

Положения, ориентированные на постепенную адаптацию жителей двух новых субъектов к новым реалиям, были отражены в Федеральном конституционном законе от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Ст. 6 указанного закона со дня принятия Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию до 1 января 2015 г. на территории Республики и города федерального значения устанавливался переходный период, для урегулирования вопросов интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, а также в систему органов государственной власти.

Тем не менее, уже в первые недели после воссоединения в регионе заявили о себе разные экономические, социальные и иные проблемы, требующие практического решения.

И одной из наиболее острых проблем стала ситуация в сфере занятости населения. В течение 2014 г. произошло резкое увеличение уровня безработицы. Так, по данным Севастопольского Фонда социального страхования на случай безработицы, на 1 июня 2014 г. количество безработных, по сравнению с 1 января того же года, выросло на 25%. На учет в городском Центре занятости встали, в основном, люди с высшим образованием: экономисты, менеджеры, юристы и т.п.

Многие из них прежде работали в банковской сфере. После вступления в силу Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» Правление Национального банка Украины приняло постановление №260 от 06 мая 2014 г., «Об отозвании и аннулировании банковских лицензий и генеральных лицензий на осуществление валютных операций некоторых банков и закрытии банками обособленных подразделений, которые расположены на территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя», финансовым учреждениям, расположенным на территории Крыма и Севастополя, запрещалось осуществлять свою деятельность по предоставлению банковских услуг населению и предписывалось в месячный срок принять необходимые меры по закрытию своих структурных подразделений. Несмотря на то, что руководство некоторых украинских банков в Севастополе и Крыму готово было адаптироваться к новым условиям, зарегистрировавшись согласно законодательству РФ.

В результате уже к июню 2014 г. сотни банковских служащих остались без работы. На сегодняшний день они составляют значительный процент от общего числа безработных, зарегистрированных в городском Центре занятости. Многие из этих людей являются специалистами с многолетним опытом и стажем работы.

Предполагалось, что к концу года на севастопольский рынок труда придут компании, которые создадут недостающие рабочие места. Однако эти ожидания не оправдались.

Вызвано это не только объективными причинами, такими как нежелание многих ведущих российских компаний осуществлять свою деятельность в Севастополе и Крыму, опасаясь подвергнуться неоправданным (с их точки зрения) рискам, попав под международные санкции. В практике некоторых работодателей сегодня имеет место другая отрицательная тенденция.

В течение 2014 г. в Севастополе проводилась постепенная ликвидация предприятий, учреждений и организаций, созданных в момент нахождения полуострова под украинской юрисдикцией. Созданные вместо них аналогичные либо пришедшие на смену украинских российские организации и структуры нередко демонстрируют собственную незаинтересованность в местных специалистах, присылая соответствующие кадры с материка. Таким образом, вместо плавной адаптации к новым условиям, работник фактически исключается из профессиональной и деловой жизни, либо вынужден переквалифицироваться и соглашаться на низшую должность и соответствующий оклад.

По сути, многие специалисты с высшим образованием из числа местных жителей оказались, в большинстве своем, невостребованными, либо поставлены в худшие условия, чем при украинской власти. Прежде всего, это касается заработной платы, уровень которой в Севастополе продолжает оставаться сравнительно низким (при неуклонно возрастающих ценах).

В особенно непростом положении оказались юристы и государственные служащие. Зачастую людям, окончившим украинские ВУЗы и длительное время работавшим по специальности, отказывают в приеме на работу. По мнению работодателей, они, якобы, недостаточно хорошо осведомлены в российских законах.

Доводы о том, что это не может служить препятствием для работы в российском учреждении, поскольку, при всех специфических отличиях, базовые принципы права, закрепленные в основополагающих нормативно-правовых документах, законах и кодексах - едины и для России, и для Украины - часто не принимаются. Работодатель просто не заинтересован в работнике, которого, по его мнению, следует обучать. Хотя очевидно, что если человек на протяжении многих лет успешно трудился, например, в банковской сфере, ему известен перечень нормативно-правовых актов в российском законодательстве, которыми следует руководствоваться в решении текущих вопросов, поэтому адаптация к новым условиям в данном случае принципиально мало чем отличается от той, которую в первые недели и месяцы после приема на работу проходит всякий сотрудник.

Конечно, жителям города, остающимся на сегодняшний день без работы, обидно: они выразили свою волю на референдуме 16 марта 2014 г., проголосовав за воссоединение с Россией. Во время «Крымской весны» многие из них активно поддерживали мероприятия местной власти по обеспечению законности и правопорядка на территории Севастополя, ходили на митинги, собирали денежные средства, продукты питания и теплые вещи для отрядов самообороны. Безусловно, эти люди надеялись на постепенную адаптацию к новым реалиям, на продолжение работы по специальности, пусть и на прежним условиях, но с гарантией.

Однако в теперешней ситуации местные специалисты чаще всего оказываются не у дел. Такое отношение со стороны работодателей зачастую не только необоснованно, но и вредно, поскольку провоцирует недовольство и социальную напряженность.

Это вдвойне недопустимо в условиях, когда внимание мирового сообщества приковано к происходящему в Крыму и на территории Украины. Любые факты, свидетельствующие об ухудшении жизни на полуострове, становятся известны за Перекопом и активно используются сторонниками киевской власти в их пропаганде.

Безработица в Севастополе перестает быть чисто социальной проблемой, приобретая политический оттенок.

На сегодняшний день ситуация, сложившаяся на рынке труда в Севастополе, в целом, остается весьма непростой. После завершения переходного периода общее число лиц, вставших на учет в городском центре занятости, выросло многократно за счет уволенных специалистов, работавших в украинских государственных и муниципальных учреждениях до их ликвидации в конце 2014 года. По данным мониторинга 97-ми предприятий города, в 2014 г. были уволены 3 913 человек при общей численности сотрудников 12,7 тысяч. Люди остались без работы из-за недостаточного финансирования организаций, уменьшения объемов работ, отсутствия лицензий на выполнение определенных видов деятельности, а также в результате ликвидации или реорганизации предприятий.

Общая численность зарегистрированных безработных в Севастополе на конец декабря прошлого года составила 2230 человек. Но это только официальные данные. Более того, эта цифра в ближайшее время может существенно вырасти, так как, согласно информации, опубликованной 26 февраля 2015 г. на севастопольском новостном портале «Forpost», о возможном сокращении в этом году 213-ти работников уже уведомили 7 предприятий города. Кроме того, город постепенно наполняется рабочей силой, прибывающей из Донбасса.

Таким образом, вопрос предоставления коренным севастопольцам преимущественного права на трудоустройство приобретает особую актуальность и становится, в соответствии с российским законодательством, вопросом защиты прав человека.. Подобные положения, касающиеся определенных категорий граждан, содержатся, кстати, и в ст.5, 8, 9, 10, 20 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В частности, установлено преимущественное право на занятие должностей нотариусов, судей, сотрудников органов ФСБ, прокуратуры, военнослужащих для лиц, занимавших аналогичные должности на момент вхождения Крыма и Севастополя в состав России.

Необходимость законодательного урегулирования ситуации в сфере занятости населения признают и представители местных органов власти. Это было озвучено на состоявшемся 11 февраля 2015 г. в стенах Законодательного собрания Севастополя круглом столе на тему «Структурные проблемы рынка труда: особенности налогообложения, страхования иностранных и местных сотрудников, сложности получения миграционного патента». Признав наличие проблем, связанных с безработицей, и отрицательное влияние, которое оказали на город экономические санкции, кризис, резкий переход на другую платежную систему и новое законодательное поле, участники мероприятия признали, что предложить достойную оплату сотрудникам на уровне, среднем для России, город пока, к сожалению, не может.

В то же время во всеуслышание заявлено, что в первую очередь решать нужно проблему трудоустройства местного населения.

Если же окажутся вакантными места, не занятые севастопольцами, хорошо оплачиваемые, тогда уже можно говорить о привлечении иностранных сотрудников. Такое мнение высказал заместитель председателя Законодательного собрания Александр Кулагин.

Принятие законодательных актов, регулирующих трудовые отношения, как на местном, так и на общегосударственном уровнях, позволит устранить многие недоразумения, защитить права и законные интересы местного населения.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Николай45
10.04.2015 12:54
Российская бюрократия работает по принципу "Задушить всё". Мелкий бизнес Тавриды (Крыма) теперь реально гибнет.
var
06.04.2015 15:23
Главное — не сметь заикаться об издержках «безработицы» для личности.
А относительно честные практики коркуренции — добро пожаловать в _реальный_ рынок.
Один - с сошкой, 70 - с ложкой
04.04.2015 20:35
БЕЗРАБОТИЦА - может быть только в раю. Когда всё есть и больше ничего не надо делать. То же, что лживо называют "безработицей", на самом деле LOCK'OUT - "выдирание шерсти".
Дальний Восток
02.04.2015 9:16
Раздолбали и разворовали все под лозунги о рыночной экономике, которая, якобы, все расставит на свои места. Расставила по кошелькам и счетам: что, тю-тю, за границу укатили.
ирина москва
02.04.2015 1:30
Как стыдно-то. Неужели без ВВП никто делать ничего не хочет?
Владимир
01.04.2015 21:09
Что - то не слышно, подтверждения  выполнения   заявлений  Медведева, что ни один человек не должен ухудшить своё материальное  положение  в Крыму , на переходный период.  
Suslik
01.04.2015 18:52
Старческое:
В 90-ых было - "сами создадим банк, был бы стартовый капитал"
Сейчас - "вот придет крупный банк тогда ..."
var
01.04.2015 16:13
Вера в самозарождение рабочих мест из доброй воли бизнесменов?

Эксклюзив
15.10.2021
Валерий Панов
Чем вызвана необходимость амнистии гастарбайтеров-нарушителей?
Фоторепортаж
19.10.2021
Подготовила Мария Максимова
Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми...


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.