Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 октября 2021
Анатолий Заболоцкий: «Жив душою русский человек!»

Анатолий Заболоцкий: «Жив душою русский человек!»

Беседа с известным русским кинооператором, отметившим 60-летие творческой деятельности
31.03.2016
Анатолий Заболоцкий: «Жив душою русский человек!»

В Центральном Манеже завершилась фотовыставка Анатолия Заболоцкого «Жизнь подарила увидеть…». В экспозиции было представлено 500 фотографий, охватывающих период с 1955 по 2015 год. Это более 40 пейзажных панорам прекрасных уголков России, в том числе серии «Осень на Алтае. Улаганский район», «Жизнь в заказнике бурых медведей на Курильском озере» (Камчатка). Свою фотовыставку Анатолий Дмитриевич безвозмездно передал министерству культуры Пермского края.

Своими работами Анатолий Заболоцкий продолжает служение своих близких друзей Василия Шукшина и Василия Белова, болеет их болью за русскую деревню, удерживает красоту традиционной русской жизни, раскрывает непростые характеры своих соотечественников. Увидев фотографию Заболоцкого, на которой изображены сидящие на холме деревенские мальчишки в белоснежных рубашках, мне вспомнились фотоработы С.М. Прокудина-Горского, запечатлевшего наших предков столетие тому назад. Мужчины в белых рубашках, женщины в белых платочках...

В экспозиции выставки представлено около сотни портретов людей, дорогих не только Анатолию Заболоцкому, но и всему русскому народу: Василий Шукшин и отец Иоанн (Крестьянкин), Василий Белов и Георгий Жжёнов, Олег Волков и Федор Абрамов, Валентин Распутин и Владимир Солоухин, Виктор Астафьев и Иван Рыжов, Михаил Евдокимов и Вячеслав Клыков, Виктор Лихоносов, Федор Конюхов, Александр Михайлов...

Многие из пятнадцати художественных фильмов, снятых Анатолием Заболоцким, были показаны в кинозале Манежа в дни выставки: «Через кладбище» режиссера В. Турова, включенный ЮНЕСКО в 100 лучших фильмов о Второй мировой войне, «Альпийская баллада», «Безумие», «Слово для защиты», «Обрыв», «Печки-лавочки» и «Калина красная». Впервые был показан фильм «Последний хлеб» – первая работа Заболоцкого как оператора и одна из первых главных ролей в полнометражном кино Г. Жжёнова после многолетней ссылки. Прошёл также показ авторских работ Заболоцкого в документальном кино: «Слова матери» о М.С. Шукшиной, «Мелочи жизни» о судьбе исполнительницы роли матери Егора в «Калине красной», «Юбилей В. Белова», «Палеограф Лёвочкин» и другие.

В книге отзывов о выставке среди десятков откликов – горестных, восторженных, утешительных и обнадёживающих есть такие: «как хорошо побывать у себя дома!», «посмотришь – и жить хочется», «выставка понравилась своей естественностью без прикрас и постановок», «вся Россия как на ладони», «как красива Россия, как интересно жить!», «художник – христианин преподнёс наше время, эпоху и людей в едином течении». Я намеренно не стала цитировать то, как оценили выставку профессионалы – коллеги Анатолия Заболоцкого по цеху, а зафиксировала то, что писали простые люди из разных городов России. Явно молодой человек, возможно и не слышавший о фильме «Калина красная», оставил такую запись: «На улице –13. Зашёл случайно погреться. Спасибо. Согрелся. Побольше бы таких мест».

– Анатолий Дмитриевич, на ваших снимках запечатлена подлинная русская жизнь, почти утраченная, но всё же ещё живая…

– Да я люблю эту жизнь! Люблю Россию за язык, на котором мы говорим! Когда уезжаю за границу, побуду неделю, и мне охота домой, я не могу жить, не слыша русской речи. Даже по белорусским интонациям тоскую. У белорусов есть слово «немовлёна» – маленькая девочка, которая ещё не молвила ни одного слова. Какое ласковое название! И украинский язык – родной. Только теперь, по воле американских главарей, нас разделили. И в Белоруссию вбрасывают множество средств, чтобы отбить её от России. Мы – один народ, всё равно, пройдёт время, и все мы соберёмся воедино, и никто нас не сможет разлучить.

– На могиле Шукшина всегда лежит ветка красной калины. Горькая народная любовь. Чем Шукшин так тронул сердца своих соотечественников?

– Все должностные киноведы, говоря о Шукшине, непременно адресуются к Тарковскому, впрямую или подтекстами подводя к тому, что он-де, кинокультура, а Шукшин – лапотный натурализм, и говорить тут не о чем. Никто не упомянул Шукшина как писателя. Пробегитесь по крохотному рассказу «Дядя Ермолай», он один о характере сибиряка говорит ёмче многих фильмов. Потому не убывает у Шукшина читателей, несмотря на нелестные оценки «знатоков».

– Василий Белов, Валентин Распутин, Василий Шукшин, Владимир Солоухин образовывали засечную черту, защищая русскую деревню. Продолжат ли их дело потомки?

– Валентин Распутин говорил: «У нас принимается много программ, а почему бы не принять программу о спасении деревни? Это суть программа спасения России. Не будет деревни – не будет России. Без деревни Русь потеряет лучшие свои качества: совесть, человеческую близость, мастерство, природное чутьё и любовь к природе…».

– Вы верите, что Шукшин умер своей смертью?

– Шукшина боялись за то, что он был для народа моральным авторитетом. Ему помогли уйти из жизни. И Господь это явит, это не спрячешь. Он набирал такую силу, которая была больше, чем у Степана Разина.

– Каким бы, по-вашему, был дальнейший творческий путь Василия Шукшина, если бы не его ранний уход?

– Более сорока лет прошло с того дня, как закончилась его земная жизнь. Сколько успел бы он сделать, так стоически самообразованием себя воспитывая! Будь он жив, славословия о нём были бы короче… Его бы замалчивали, как сегодня надпись на пьедестале его памятника «Василию Макаровичу Шукшину. С любовью русские люди». Не верится, что ему, живому, удалось бы напечатать «Ванька, смотри!». Говорят, сегодня всё дозволено, однако до сего дня пьесе не возвращено заглавие авторское, а оставлено «До третьих петухов», она не поставлена ни в одном из театров России. И фильм «Разин» не пошёл бы в производство, как и «Тарас Бульба» по Гоголю. Но уж, какие бы накопил он невыдуманные рассказы, наверняка, закончил бы своё повествование о коллективизации в Сибири! Сколько бы появилось образов, сродни этому: «Есть на Алтае тракт Чуйский – красивая стремительная дорога, как след бича, стегнувшего по горам».

– Анатолий Дмитриевич, Василия Шукшина многие интеллигенты не любили за прямоту, обострённое чувство совести. Но его искусство дышало жизнью. Где, по-вашему, грань между искусством и жизнью?

– Грань – это когда XVIII век проявлен в искусстве, в поэзии XIX века. Это и у Пушкина ощутимо. Искусство всегда плетётся в хвосте жизни. Гниёт деревня, а образцы её великие будут написаны позже. «Поставьте памятник деревне», – Коля Мельников сказал. Это же задним числом написано, когда уже нет деревни. Но она начинает звучать в людях. Мне всегда говорили: «Что вы снимаете эту ущербную Русь?» А я снимаю Русь, которую я люблю. Между прочим, Василий Белов в искусстве достиг гораздо большего развития своей души, нежели Василий Шукшин.

– Но он и прожил в два раза больше…

– Белов был менее ангажирован, и его пинали больше. А сколько сделали гадостей ему люди, которые теперь пишут предисловия к его книгам! Василий Белов понимал, что бессмысленно прыгать против этой системы. По-настоящему он дружил только с Валентином Распутиным. Журналисты специально старались поссорить Астафьева с Распутиным и Беловым. И отчасти им это удалось, но в конце жизни они, всё понимая, примирились. А Астафьев был темпераментный, но человек удивительный.

– Всё могу принять у Астафьева, только не «Прокляты и убиты», а тем более документальный фильм «Весёлый солдат», снятый о нём в последние годы его жизни, где Астафьев матерится, поносит патриотические чувства. Но это опять-таки журналисты его спровоцировали, настроили.

– «Прокляты и убиты» – это же черновик был, журнальная публикация. Он сам мне говорил, что все там перелопатит, но боялся, что сердце не выдержит, так и не успел переписать. И все теперь пиарят «Прокляты и убиты» в журнальном варианте.

– Стало легче жить без советской идеологической цензуры?

– Василий Шукшин подарил мне сборник своих рассказов «Беседы при ясной луне» – четвёртая и последняя прижизненная его книга – с надписью: «Толе Заболоцкому, другу и единомышленнику, с надеждой, что мы еще помолотим...». Журналист одной нашей газеты написал хорошую статью о моей нынешней выставке, прошедшей в Манеже. «С надеждой, что мы ещё помолотим» и была названа эта статья. Однако в последнюю ночь главный редактор дал другое название: «Прощание с матёрыми». Как можно так изменить заголовок? Со всеми попрощаться: с Беловым, Астафьевым, Распутиным, Евдокимовым... Я же не прощаюсь с ними, я с ними живу и буду жить!

Если бы это написал Саакашвили или Венедиктов, я бы понял... Вот так обходятся наши редакторы с настоящим патриотическим делом, с нашими классиками. Так мог поступить Евтушенко, но не государственный человек, который стоит у кормила идеологической работы. И он хочет, чтобы мы были патриотами…

– Какие самые трудные и самые любимые книги из того, что вы написали?

– «Шукшин в кадре и за кадром». Как она трудно проходила к читателю! Даже корректор 67 ошибок допустил, не только грамматических, стиль меняли на эзопов язык. Мы работаем всегда даром. Я сорок одну книгу оформил. Тиражом в тысячу издашь, и все раздашь…

– Ваша выставка служит прекрасным учебником для воспитания детей, возвращению их к исконной Руси-России. Что нужно делать, по-вашему, для воспитания молодого поколения?

– Детишек надо приучать к земле. Хотя бы летом вывозить их на природу. Отрывать от лени. Кто победит лень, тот станет человеком. Воспитывать надо собственным примером и даже понуждением. Я обижался на отца за то, что он лупил меня, когда я убегал из школы и неделями играл в футбол. Но потом я понял, что это наказание и заставило меня работать. Благодарю родителей за то, что они научили меня работать. Я разгружал машины угля – топили дом углём. Мы копали по сто мешков картошки, чтобы кормить корову, свиней, телят. Копали с матерью две недели, а так неохота было ночевать в поле, потом ждать машину. А прошло время – и вспоминаешь с такой радостью, что это ты сделал. Зря воспитывают сейчас так, что нельзя ребёнка тронуть, нельзя поручить ему домашнюю работу. А в английских школах детей наказывают. Систему ЕГЭ приняли во Франции в 1960-е и через пять лет отказались от неё навсегда.

Я работал садовником с 7 класса. Это потрясающая штука, когда втягиваешься, и какой восторг, когда видишь, что твоя почка привилась! Я триста деревьев привил. Мать просила, чтобы я в сельскохозяйственный пошёл учиться, а я связался с этим мотыльковым искусством кино...

– Михаил Пришвин писал о том, что у него была мечта иметь сад, но поскольку сада не было, он начал растить сад из слов. И теперь – говорил – тысячи в нём гуляют. И ваше творчество можно сравнить с таким садом… Каким вы видите будущее России?

– Россия может быть только монархической державой. Достаточно поднять биографию Михаила Семёновича Воронцова, его переписку, изучить – сколько он сделал для Грузии, Крыма и Украины, и станет понятно, какие личности воспитывала Российская империя. Молодому поколению необходимо знать славную историю Родины: кто такой Аракчеев, Победоносцев, Милорадович, Барятинский… И знать, кто такие декабристы – они ведь были первые масоны, и надо о них говорить конкретнее и глубже.

Я не идеализирую монархическую Россию. Сколько художников в ней жили и не получали почти ничего за свой труд, из-за этого отчасти монархия и рухнула. Они очень много и рано учились, генералов получали в 30, а сейчас только в 60 лет. Много было, конечно, и малограмотных.

Красному террору, устроенному в 20-е годы XX века, оправдания нет. Моя бабушка все фотографии родных сожгла. Она больше всего боялась наветов соседей. У нас в Красноярском крае, в Абакане, после войны осело много ссыльных и приезжих.

– Анатолий Дмитриевич, с каким настроением вы завершили выставку и как откликнулись на неё наши соотечественники?

– Административный пресс, существовавший на протяжении всей выставки, морально и физически истощил меня. Жаль мне было и расставаться с работами, которые я все передал министерству культуры Пермского края. Но испытываю и радость, особенно когда прочитал книгу отзывов зрителей. А их, несмотря на отсутствие информации о выставке, по словам старшего смотрителя, было не менее 40 тысяч человек. Жив душою русский человек! Интуитивно повторяющий изречение Суворова «Я – русский! Какой восторг!», он готов в любом возрасте защищать родную землю. И что совсем удивительно – заявляют об этом больше женщины. Не менее важный вывод: посетителей выставки не убедит красноречие искусствоведов считать «Чёрный квадрат» Малевича предметом искусства. А Русь, которую мы веками отражаем в своём творчестве, не погибнет!

– Что в ваших ближайших планах?

– В планах – отдохнуть и поработать. Надо записать то, что в голове держу.


Беседу вела Ирина Ушакова

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.
Виктор
04.04.2016 23:19
Вере.К таким людям как Василий Мельниченко в верхах не прислушиваются. Его бы  в министры сельского хозяйства.
Русский Военнопленный
02.04.2016 21:32
..... Душой - это тоже неплохо. ..... Но лучше бы жить в стране с собственными русскими порядками, а не насаждаемыми постоянно то с Запада, то с Востока, то с Юга. .....
ВЕРА
02.04.2016 14:56
Василий Мельниченко: «90% всех госсубсидий в России ложатся на плечи 40−50 олигархов от сельского хозяйства» Агрохолдинги — это большая ошибка. У нас в России их строят себе привластные, прибюджетные люди. Такие предприятия не должны «входить» в Министерство сельского хозяйства, не должны поддерживаться деньгами бюджета.

Агрохолдинг — это производство определенного вида продуктов питания. Но кроме этой цели должна ставиться и другая — развитие сельских территорий. На селе должны быть и школы, и больницы, и люди, и дети. Агрохолдинги это не интересует. Создание рабочих мест под определенную территорию их не интересует.

Еще одно очень важное глубочайшее заблуждение, что агрохолдинги дают нам дешевые продукты питания, что они могут всех нас массово накормить.
Потому это ошибка Российской Федерации. У нас в России должны существовать малые формы хозяйствования, люди на селе должны иметь работу.
Сегодня есть много программ и курсов, но никто не опирается на людей. Все опираются на схемы, графики и так далее. У России есть национальный лидер, а вот «26 маршалов» экономики нет. Я знаю десяток людей, которые достойны стать «маршалами».

Главными показателями переустройства всей нашей экономики должны стать честность и справедливость. Не количество производства нефти и газа, а ликвидация жлобства и коррупции. Президент и 26 честных руководителей должны дать клятву перед народом, что они пять-шесть лет не будут воровать, и в случае, если у них не получится — они готовы застрелиться. Вот тогда у нас все получится! "

ВЕРА
02.04.2016 10:22
\\ Валентин Распутин говорил: «У нас принимается много программ, а почему бы не принять программу о спасении деревни? Это суть программа спасения России. Не будет деревни – не будет России. Без деревни Русь потеряет лучшие свои качества: совесть, человеческую близость, мастерство, природное чутьё и любовь к природе…». \\
Раньше удивлялась тому как большевики-интернационалисты уничтожали крестьян, а теперь понятно - они РУСЬ ненавидели и её в лице крестьян уничтожали.
Ольга
01.04.2016 22:39
Спасибо автору за проведенную беседу, а собеседнику за высказанные мысли и содержательные ответы. Хорошо, что появляются такие интересные, наполненные душой, материалы. Продолжайте так  и дальше. А Анатолию Дмитриевичу всех благ и творческих успехов!
Ирина
01.04.2016 22:00
Замечательно написал Дмитрий Шеваров: "...Когда после университета я оказался в Средней Азии, то родина снилась мне фотографиями Заболоцкого...".
О.Слепынин
01.04.2016 15:36
"Калина красная", как по мне, "лучший фильм всех времён и народов". Спасибо!
Limon333
31.03.2016 20:34
Спасибо за интервью!
Очень интересно и содержательно.
Наташа
31.03.2016 17:38
Присоединяюсь к С.М. и Фаине. Спасибо большое Ирине Ушаковой, Анатолию Заболоцкому за такую замечательную беседу. У нас всё говорят на разных уровнях, что нет в стране национальной идеи, которая объединила бы русский народ. Но вот она: сохранение русской деревни.
Обращаюсь к президенту страны, премьер-министру: если вы действительно радеете за Россию, услышьте наших лучших писателей: сохраните русскую деревню, не загубите душу России. Потомки не простят.
Фаина
31.03.2016 11:06
Какой замечательный человек! Как хорошо и правильно мыслит и говорит. Говорит всё то, что у него на душе, что пережил и видел, с кем встречался и работал.
Хороший материал.
Спасибо автору, что напомнила нам о таком прекрасном человеке и вместе с ним - о его близких, творцах и единомышленниках, с которыми он трудился многие годы.
На таких людях и держится Русь.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.

Эксклюзив
19.10.2021
Лариса Черкашина
К 210-летию дня пушкинского Лицея.
Фоторепортаж
19.10.2021
Подготовила Мария Максимова
Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми...


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.