Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 сентября 2021
Александр Проханов: «России сегодня нужнее всего оборонные заводы и алтари…»

Александр Проханов: «России сегодня нужнее всего оборонные заводы и алтари…»

Беседа с писателем и публицистом, главным редактором газеты «Завтра»
18.02.2014
Александр Проханов:  «России сегодня нужнее всего оборонные заводы и алтари…»

На сей раз с известным полемистом мы говорим не столько о политике, сколько о внутреннем мире писателя Проханова, о его отношении к вере, о мистерии борьбы добра и зла, происходящей в мире.

- Известный священник, выступающий в сетевых изданиях, назвал вас «жрецом красного постмодерна», написал, что вы не любите Церковь. Знаю, что многих православных почитателей вашего таланта смутила эта критика авторитетного батюшки. Как вы смотрите на нее? Вас обидели эти слова?

- Нет. У меня действительно своеобразное сознание. Например, красный период, в который, кстати, были репрессированы мои родственники, в отличие от многих (но далеко не всех священников) я не считаю исключительно эпохой бездуховности и богоборчества. Я считаю, что это был очень религиозный и духовный период в нашей истории. Смысл красной эпохи был не в том, чтобы перебить всех священников и разрушить все храмы. Это были сопутствующие, но не главные явления. Здесь, как мне кажется, нужно преодолеть обиду тем, у кого в это время были умучены родственники, предки - не нужно ставить это во главу угла. Я понимаю так, что вершиной красного периода была великая Победа 1945-го года. Она ведь сегодня нашей Церковью трактуется именно как священный праздник. Теперь посудите: как священная победа, обретенная в результате священной войны, могла произойти без священного воинства? А у этого воинства были командиры и, в конце концов, Верховный Главнокомандующий - Сталин.

- Но ведь согласитесь, это не значит, что эти люди были святыми в церковном понимании этого слова. Хотя наверняка среди них были и, может быть, в немалом числе, те, кто «сподобился от Господа венца»…

- Я беру на себя смелость - и думаю это не грех перед Церковью - говорить, что тридцать миллионов погибших на той войне наших людей – это Христова жертва. Эти агнцы - жертва, принесенная не за геополитические интересы СССР и не за коммунистическую идеологию, а за торжество света, за исправление путей человечества. Если бы этой жертвы не было, то накопленное людьми зло одолело бы Землю.

- С этим трудно не согласиться. Но вот вы откровенно прославляете Иосифа Сталина, хотя прекрасно знаете, что многие православные не разделяют этого взгляда…

- Наша Церковь - по определению есть соборное единство людей во Христе при разных частных мнениях. Одни не разделяют моего взгляда на Сталина, другие не разделяют идею нестяжательства, еще какие-то взгляды. Я действительно знаю все это. Но вот, например, один из моих духовных наставников и близких мне людей Церкви – архимандрит Петр (Кучер), бывший духовник Боголюбского монастыря под Владимиром, является православным сталинистом. И не он один такой. А что нам сказать о таком движении, как православный социализм? Просто есть вещи, о которых православный Катехизис не говорит - и здесь, по-моему, допустимы разные воззрения. Я вот не богослов и не берусь толковать Писание или Святых Отцов. Так за что же батюшка Александр Шумский гневается на меня? Я же не учу его, как читать проповеди его прихожанам. Его место на приходе, мое - в газете, в гуще политической борьбы, на военных заводах… Разумеется, я могу в чем–то ошибаться, а кто кроме Христа, может претендовать на полноту Истины?

- А когда и как вы пришли к вере?

- Уверовал я еще до своего крещения, пройдя прекрасный мучительный путь. Предки у меня были молокане, мой двоюродный дед Александр Степанович Проханов был даже родоначальником русского евангельского движения. Из этих духовных истоков, через мою техносферу, инженерию, писательство я двигался к Православию. Помню, в Псково-Печерском монастыре примерно в 1968 году в Михайловском храме я стоял на службе, в конце которой прихожане, как водится, подходили к кресту. Я тоже встал в очередь, хотя не был даже еще крещен. И вот по мере приближения к батюшке, я почувствовал в душе странное борение – как будто некая сила, исходящая от самого креста, отталкивала меня. Я выходил из очереди и опять вставал в хвост и опять медленно приближался. Чуть не убежал в ужасе из храма, но преодолел себя. Трижды отстояв эту очередь, я подошел, наконец, к кресту. Священник посмотрел на меня строго и только спросил: «Веруешь?». И я ответил: «Верую». Этот момент я зафиксировал как момент борения и приобщения к ценностям веры, о которой я почти ничего тогда не знал.

А крестил меня в 1972 году на Казанскую мой друг отец Лев Лебедев – известный священник. Мы с ним познакомились, когда он еще сам не был крещен. Я работал лесником, и мои лесные угодья выходили к стенам Ново-Иерусалимского монастыря. А он был научным работником в историческом музее, который размещался тогда в монастыре. Там, под куполом разгромленного храма, мы встречались, спорили, мечтали о будущем. Он пророчествовал, что в Новом Иерусалиме опять расцветет православие, укорял меня в том, что я слишком большое значение придаю фантому государства. Потом он крестился и был рукоположен. И он все время вел меня за собой. Он же меня потом и крестил, когда служил на приходе в селе Тёсово под Вязьмой. В осенней пустой церкви отче поставил меня в таз, раздел донага и крестил. Потом вечером с его прихожанами мы шли с фонарем, с пением псалмов по раскисшим смоленским дорогам в соседнее село навестить хворого батюшку. С тех пор я считаю себя человеком Церкви, и этот фонарь до сих пор освещает мою жизнь.

- Но вы ведь сейчас прямо рассказываете мне эпизод из вашего замечательного романа «Надпись»!

- А я и описал в этом романе многие реальные моменты моей жизни, которые мне дороги.

- Изменилась ли ваша жизнь после крещения?

- Радикально – нет. Я по-прежнему продолжал странствовать, это были города, континенты, войны, встречи, которые я потом описывал. Я был тогда, (да и сейчас, разумеется) грешен - окружен страстями, переполнен честолюбия. Тогда я еще был молод, часто увлекался, был неидеален в семье. Но таинственная субстанция, связанная с таинством крещения, она во мне присутствовала - я это чувствовал так же ясно, как нательный крест на груди. И сегодня - задним числом я понимаю, что эта сила приобщения к сонму живущих и живших на земле православных христиан хранила меня все эти годы. С годами эти письмена веры как будто проступали, проявлялись поверх моей жизни, как проступает под светом солнца некая тайная фраза поверх хаоса случайных записей...

- Как православный человек, вы готовы примириться с батюшкой, обидевшем вас словом?

- А я с ним и не ссорился. Если мы встретимся - готов подойти под благословение, обняться по-христиански. Знаю, что этот священник - хороший семьянин, истовый православный. Слышал также, что он претерпел некоторые гонения в связи со своими высказываниями, которые сочли экстремистскими - искренне сочувствую ему. Получается, что каждый из нас выпадает из некоего «норматива».

- Есть и другой момент, который также смущает некоторых православных читателей - ваше увлечение «родоначальником русского космизма» - философом Николаем Федоровым. Ведь с точки зрения как раз самого христианского вероучения его визионерская утопия о воскрешении потомками собственных предков - сущая ересь…

- К моему сожалению, многие наши священники выводят за пределы православных церковных норм слишком многие национальные ценности: фигуру Льва Толстого, «серебряный» век русской поэзии, Николая Федорова. Я лично, оставаясь православным, считал и считаю Федорова грандиозной фигурой именно в контексте православного мировоззрения. Я не разделяю распространенное в среде собратьев по вере мнение, что грешно и кощунственно мечтать о построении Царства Божия на Земле.

- Вообще-то, в Откровении св. Иоанна Богослова говорится о том, что Царство Божие построит сам Христос на обновленной Земле после Страшного Суда…

- Книга Апокалипсиса очень сложна, полна метафор и иносказаний. Не зря уже третье тысячелетие не прекращается ее толкование. По-моему, неумно, а может даже и грешно постулировать из нее однозначные выводы. Господь, приходя на Землю, оставил нам, как вы знаете, одну единственную молитву «Отче наш». "Да приидет Царствие Твое" просим мы в ней у Бога. То есть мы зовём, чтобы оно пришло к нам на землю, чтобы райские кущи расцвели вокруг нас, чтобы волей Его наполнились не только небеса, но и вся Земля. По-моему, этой молитвой Господь прямо побуждает нас стремиться к строительству Божьего Царства на планете, которое не придет без Его воли, но и не создастся без наших собственных усилий. Чаять рая на земле - христианская задача, а в раю – нет смерти.

- Но смерть, согласно Писанию, есть прямое следствие первородного греха…

- Так вот Федоров и зовет спасти детей прегрешивших отцов, то есть избыть грехи собственные, проникнуться всепобеждающей любовью ко всему сущему и тем самым воскресить наших отцов. Знаете, я сейчас увлечен идеей распространения по России кадетских корпусов, куда мы должны собрать всех наших сирот, обездоленных брошенных детей, чтобы воспитать из них настоящую национальную элиту - будущую опору государства. Вот мы строим сегодня храмы - это очень хорошо и нужно, но эти кадетские корпуса тоже можно назвать церковью, которая соберет агнцев. Наш «Изборский клуб», губернатор Псковской области Андрей Анатольевич Турчак горячо поддерживают это начинание.

- Это, действительно, замечательная и своевременная идея – дай вам Бог ее воплотить. А я хотел спросить про другое уже воплотившееся ваше знаковое начинание - «священный холм» под Псковом, насыпаемый как некое общее «духовное делание» русских людей. Как вам эта мысль пришла в голову?

- Псков - это моя духовная родина. Я там провел лучшие дни моей молодости, познакомился с замечательными людьми, которые сегодня все уже почили. Там я впервые понял, что такое красота русской исторической жизни, что такое русский храм, русская природа. Там я впервые полюбил… И я постоянно туда ездил. И вот несколько лет назад я вдруг понял, что Псковская земля - это место, где Бог многократно «поцеловал» Русь. На этом месте возникли удивительные русские - трагические и победные храмы, курганы, глубокие чистые озера. Там же я осознал, что русское историческое сознание мыслит категориями империй. Все пять русских империй присутствуют на Псковщине, отразившись в ней, как в зеркале, начиная от Трувора, причалившего свой челн и основавшего княжеское городище под Изборском. Там родилась равноапостольная княгиня Ольга, там, в местечке Будник родился креститель Руси святой князь Владимир, там святой Александр Невский разбил «псов–рыцарей» на льду Чудского озера. В Спасо-Елиазаровском монастыре подвизался чудный старец Филофей, сформулировавший грандиозную доктрину «Москва – Третий Рим». Петр I своими руками строил в Псково-Печерском монастыре редуты, чтобы отбивать нашествие шведов. В Михайловском, в Тригорском под Псковом жил наш величайший поэт Пушкин и там же на Псковщине находится железнодорожная станция Дно, где последний русский император подписал отречение от престола, завершив тем самым третью империю. И в этих же местах - в начале четвертой «красной империи» 23 февраля в Пскове в первых боях с немцами родилась Красная Армия. А во время Великой Отечественной войны Александр Матросов в бою за псковскую деревню Чернушки закрыл своей грудью фашистский дзот.

Идея священного холма родилась так. Я почувствовал, что русская история разорвана, ее волновод рассечен и его надо соединить, чтобы энергия дошла до нас. Надо исправить искривленные «силовые линии» истории, что позволит построить пятую русскую империю. Этот холм - огромная русская Голгофа, соединенная с неизбежным русским Воскресением.

Мы получили на это делание благословение митрополита Псковского и Великолукского Евсевия. Оно было дано непросто: Владыка внимательно следил за нашей деятельностью, был строг, а порой и суров с нами. Но, в конце концов, освятил памятный крест и часовню во имя иконы Божией Матери Державная, возведенную позже рядом с этим холмом. Сейчас создается из смальты сама икона для этой часовни.

Земля, из которой насыпан холм, взята со святых псковских мест, о которых я говорил и которые как бы представляют все наши исторические эпохи. Потом люди начали туда привозить землю и из других святых мест России. Там есть частички земли от всех русских святых монастырей, есть «земляное Евангелие» из тех мест в Палестине, где ходил своими ногами Христос.

Я недавно побывал, наконец, под Сталинградом в степи у хутора Бабуркин, где погиб мой отец, и привез оттуда мешок земли в холм.

Русские эпохи проросли из этого холма светами, которые освещают всех, кто прибывает туда поклониться. Туда, как к вечному огню, приезжают сегодня даже новобрачные - этот холм светит всем. Такова и была наша задумка, чтобы от этой символической русской Голгофы полились духовные энергии, прогоняющие из нашего народа уныние и неверие.

- Кто из православных батюшек, иерархов, с кем вам доводилось общаться, произвел на вас самое глубокое впечатление, оставил след в вашей жизни?

- Прежде всего, мой незабвенный друг Лёва - покойный протоиерей Лев Лебедев, о котором я уже упоминал.

Огромное влияние на меня оказал отец Димитрий Дудко, который был духовником газеты «День». Он меня научил тому, что «красные мученики»: Зоя Космодемьянская, Гастелло, Талалихин, Карбышев, «Молодая гвардия» - они все крестились кровью, пролитою за Родину. А еще он был по- настоящему блаженным: никого не порицал, а только благословлял. От отца Димитрия почти зримо истекала любовь.

Было две значимые встречи с покойным ныне митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым). Он сам пришел в редакцию «Дня» и благословил нас на нашу деятельность по примирению красных и белых патриотов. Я до сих пор молюсь о нем.

Запомнилась поездка в трагическом 1993-м году в Троице-Сергиеву Лавру к иеромонаху Филадельфу, который принял перед смертью схиму под именем Моисей. Тогда мы создали Фронт народного спасения, пытаясь предотвратить ельцинско-гайдаровский погром страны. И вот уже сильно больной, умирающий отец Филадельф подарил мне нательный крест и благословил на борьбу.

Также повлиял и продолжает влиять на меня бывший духовник Свято- Боголюбского монастыря архимандрит Петр (Кучер).

Преклоняюсь я перед Псковским митрополитом Евсевием, который единственный из иерархов предал анафеме хулителей Церкви, оболгавших в печати матушку Елизавету - бывшую тогда игуменьей Спасо-Елизарьевского монастыря. Он же остается хранителем нашего священного холма.

- Не кажется ли вам, что в мире сегодня активно проходит не только расхристианивание, но и расчеловечивание?

- Наш министр иностранных дел Сергей Лавров собрал недавно российских послов и призвал их глубже изучать не только политику и экономику, но и религию. Потому что, сказал он, без религиозной доминанты не удастся понять «нерв» происходящего сегодня в мире, где идет схватка религиозных моделей. Министр не сказал большего, но я готов расшифровать его слова. В нынешнем мире идет жестокая схватка метафизических начал - тьмы и света. Возможно, последняя уже схватка. Поэтому религиозные ценности - гораздо дороже оружия, нефти, газа.

Я часто люблю повторять в своих выступлениях, что России сегодня нужнее всего оборонные заводы и алтари. Да, нам нужно святое русское оружие, наследующее мечу Дмитрия Донского, щиту Александра Невского. А алтари - особенно в монастырях - это колодцы, которые молитвой монахов открываются над Россией в небесах, проливая в нашу кромешную жизнь Фаворский свет. Благодаря этому небесному свету наша страна еще жива и сопротивляется мировому злу.

- Считаете ли вы нынешнюю Россию по Евангелию «удерживающей» мир от падения? Или же мы сами слишком низко пали для такой роли?

- В нашем народе действительно поселился зверь. Его к нам долго и усердно подселяли и многие его в итоге приняли. У нас был народ-великан. Одни великаны-богатыри полегли на полях сражений, другие великаны-калеки подняли страну из праха. А после этого великаны, увы, только мельчали, пока вместо них не появилось племя карликов. Нынешнее состояние народа, в целом, ужасно. Об этом и Путин сказал горькие слова в своем последнем послании Федеральному собранию. Но среди нашего гибнущего народа сияют православные лампады - нарождающиеся монастыри и храмы. Там концентрируется и обороняется дух Святой Руси. Поэтому, я думаю, что наша страна остается «удерживающей». Сталин тоже был удерживающим - удерживая злом еще большее зло.

Сегодня мы ослаблены и не являемся прежней неприступной крепостью, как государство. Но наша Православная Церковь и не сдавшаяся русская культура удерживают тот ресурс света, который вскоре очень понадобится человечеству. Человечество сегодня меняет кожу, оно не может больше жить в прошлых моделях, оно бьется в тенетах, куда его заманили либеральные вожаки. И оно только начинает сегодня осознавать, как ему нужен ресурс русского света и русской вселенской любви.

Беседу вёл Андрей Самохин

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 35 найденных.
Анатолий
04.04.2014 8:47
Опять пушки вместо хлеба и масла?
Александр Мясникян-Дмитрию
07.03.2014 19:18
Уважаемый Дмитрий, крепко жму Вашу руку. Стою рядом с Вами. В одной шеренге.Мы все вернем, дайте срок и мы еще поднимем наши втоптанные в грязь знамена. Только дай нам Бог мудрости, и еще тысячу раз мудрости и осмотрительности  не поддаться философиям бесовским, обманным и не пойти за хитрым врагом куда то, не разглядев в полуправде изрядно намешанной лжи .
Александр Мясникян-Олегу
07.03.2014 14:18
Святая правда, Олег. Если бы только люди знали, что бритоголовые и прочие нацисты есть злейшие враги русского народа, хотя и прикрываются имиджем поборников русского народа. Как тонко действует сатана, как искусно он может намешать правду с ложью, как он может прекрасное желание и побуждение Великого Русского народа к сохранению национальной самоидентификации, законной гордости за русскую культуру и наследие предков тонко подменять маршами бритоголовых и прочих изуверов прикрывающихся святыми для каждых любящих Россию людей понятиями возрождения русской идентичности, русской славянской соборности...Как четко нужно разбираться в этом море лжи замешанной на правде. Сможем ли? Ведь всеми силами нужно тем не менее возрождать Россию, сохранять и пестовать русский народ, великий народ, прекрасный народ понесший такие ужасные потери за последние 3-4 века....народ против которого идет нечеловеческая война и извне и даже изнутри от доморощенных русоволосых но отравленных сатанинским  ядом заблуждения собственных сынов...Пройдем ли мы по золотой середине возрождения русского народа, возрождения основанного на духе правды Христовой? Ни вправо, ни влево нельзя оголтелый либеральный космополитизм так же ядовит как фашистский марш и оба в овечьей шкуре радетелей за национальное возрождение....
дмитрий
06.03.2014 23:02
Александр  дай. Бог Вам здоровья. Может наконец хватит лизать жопу западу. Впервые с 91 года у меня забрезжила надежда.  Санкций я не боюсь и если надо оружие возьму.
Александр Мясникян
26.02.2014 11:54
Русское самосознание и заслуженную гордость русскими своей историей нужно всемерно поддерживать. Не нужно бояться русского национализма или возможного шовинизма: русская история это в основном история света, защиты, созидания и прогресса. Подобный "качественный" состав истории русского народа уже сам по себе предполагает приверженность к высокой нравственности в динамике развития исторического процесса русского народа. Русские за время своего существования как этнос, как государствообразующий народ доказали свое качество и приверженность именно мессианскому, духовно-нравственному стержню. Если ядро народа- в данном случае русского народа творило и творит (на протяжении всей своей истории) дела Света, как он может быть заражен национализмом предполагающим крайнюю степень эгоизма и изолированности пусть не индивидуальной, а узко национальной в рамках отдельной нации? История СССР яркое подтверждение жертвенности русских в пользу почти ВСЕХ национальных образований и этносов входящих в его состав. Самые "демократические" страны мира не поступали так как русские: англичане гнобили индусов, американцы индейцев. Только русский народ уважал не растворяя в себе иные языки и народы, более того давал им равные права одни и те же образовательные условия и пр. И даже будучи инородцем, который казалось бы двумя руками должен был держаться за свою национальную инаковость, скажу, что не всегда это было правильным... Может было бы правильным не дробиться на национальности, особенно в свете того, что наши родные национальные элиты сделали с собственными народами за прошедшие 20 лет местечковой "независимости".....Может было бы лучше жить нам всем в едином мощном государстве исповедующим общие духовные приоритеты?....
Так что клеветать на русских как на угнетателей наций не приходится никоим образом.
В Америке, например, афроамериканцы до 50 годов 20 века ездили в автобусах на местах только для черных, в ресторанах так же...Это сейчас Обама поучает русских как жить "демократически", грозит пальчиком Асаду нарушающим права "мирных" сирийцев, интересно чтобы ответил Бараку на это его дедушка вернувшийся из поездки на расовом автобусе на Гавайях, короткими перебежками, крадучись стремясь домой чтобы не попасться на глаза какому нибудь куклуксклановцу....Или его батюшке беспробудно пившему, кто знает может от горя вызванного расовой нетерпимостью к цвету его кожи? Ничего подобного в русской среде известной своей толерантностью не было.
Я согласен с Верой, а теперь позвольте сказать русскому народу запоздалое спасибо за все то, что они для многих из нас сделали, для нас и наших родителей, за то что дали нам образование, здравоохранение, защищали нас и приобщали не к идеалам торгашества, изворотливости и прочей азиатской пакости-а посредством великой русской культуры делали нас сопричастниками всего идеального, светлого и доброго. Вот за это великому русскому народу низкой поклон. Детям своим, которые не жили с русскими мы рассказываем, будьте уверены, рассказываем правду о великом и добром русском народе, не делаем конечно слащавую пастораль, подобострастно идеализируя все и вся, но в целом говорим все как есть, а хорошего в русских намного больше чем плохого, НАМНОГО БОЛЬШЕ. А дети наши, в свою очередь, когда- нибудь расскажут об этом своим детям. Да, нас остается все меньше и меньше -тех, кто были свидетелями необолганной истории искреннего братского содружества наших народов, но как говорил Господь, даже если один праведник останется на земле он будет поддержан и спасен Господом. Поэтому будем говорить о русских правду и будем любить Россию-она этого действительно достойна.
student
26.02.2014 11:05
Вера
25.02.2014 12:53Видите ли у вас с Красновым разные родины, у него Российская Империя, а у вас?
----------
У Краснова ?
Того, которого большевики отпустили на все четыре стороны "под честное слово" не вредить советской власти? Посмотреть бы на него в тот момент.  
КСТАТИ, а  генерал Власов- собрат Краснова по виселице- тоже родом из Российской Империи ?
НУ И КОМПАШКА У ВАС...изменники и бандиты. ЗАТО, блин, из Империи !
Лучше бы не из Империи, но порядочные люди.
Вера
25.02.2014 12:53
ПАНДЖШЕР, вы такой ПАТРИОТИЧНЫЙ, что даже НИК у вас не русский, а неизвестно, что означающий.
Видите ли у вас с Красновым разные родины, у него Российская Империя, а у вас?
Панджшер - Михаилу.
24.02.2014 8:23
  Цитировать фашистского пособника, повешенного по приговору трибунала - оригинально, как сказал бы поручик Ржевский. Особенно в контексте данной статьи.
Виктор
24.02.2014 0:16
Для меня Краснов перестал быть патриотом,когда вместе с гитлеровцами шёл на страну,позарившись на обещанную ему Гитлером независимую Казакию.
Вера
23.02.2014 13:21
Вот, на мой взгляд подлинное выражение любви к Родине:

"Ни один народ, кроме Англичан, не имеет такого громадного культурного значения для мира, как народ Русский. Англичане покорили моря и страны заморские и внесли английскую культуру в Африку, Америку и южную половину Азиатского материка. Русский народ за тысячу лет своего существования завоевал сушу и передал свою высокую Русскую культуру в большую часть Азии, на Кавказ и во все Заволжье. Дикие инородцы заговорили по Русски и стали мечтать об университетах. В Закавказье, в Туркестане, в Средней Азии, в Семиречье вся культура Русская, все богатство этих обширнейших стран создано русскими людьми и Русским народом. Но интеллигенция наша в лучшем случае молчит об этом, в худшем отыскивает ошибки, промахи и кричит об угнетении инородцев, башкир, киргизов, армян, то есть именно тех народов, которые сохранились и процвели благодаря Русскому гению, живому духу Русского народа.

Посмотрите на красивую и прочную Ивангородскую крепость, что гордо стоит на реке Нарове против замка ливонских рыцарей. Её построил Иван Ш в три месяца. Её построил гордый и смелый Русский народ - для оплота границы Московского Царства. Много ли крепостей того времени сохранилось в мире? Стоят развалины немецких замков; вдоль побережья Средиземного моря высятся там и там развалины генуэзских крепостей - всё великих и славных народов - гордо высятся стены Копорья, Ивангорода, Острова, Псковской твердыни и крепость Великие Луки - всё Ивановы границы, границы молодого Московского Царства.

Вся история России - это сплошная красота. Это такое величие духа русского народа, что слёзы навертываются на глаза, когда читаешь, как обороняли Русские Псков, как сражались под Нарвой, как побеждали под Полтавой, как из ничего создали великий флот. А Суворовские походы, а Русская Армия, с венком свободы идущая в далёкий заграничный поход к самому Парижу, а освобождение Сербов и Болгар, освобождение армян.

Забыли мы эту культурную величайшую работу, которую внёс в мир русский народ и Русская Армия?!

С ядовитым шипением гады Русской земли, бесы-разрушители счастья Русского ищут только тёмные страницы Русского быта. Описывают крепостное право, кивают на ошибки прошлого. Но разве не было этих ошибок у соседей? Разве не было вассалов в Западной Европе, и рабство было, только ли в России? А пытки, инквизиция, а то, что вызвало взрыв негодования во французском народе и революцию - ведь это современники Ивана Грозного, это современница золотого века Екатерины Великой, когда было заложено первое зерно свободы русского народа.

Мы молчим об этом. Потому, что нам выгоднее мутить народную душу коварными сомнениями и несбыточными мечтами, ибо в мутной воде легче наживаться и проходить в люди.

Шумим, но не дело делаем...

В этом отношении простой русский народ выше образованного класса, выше интеллигенции, потому что простой народ верит в Русское дело и любит Россию и если бы не смущали его страшною ложью и клеветой на прошлое, о! скоро, очень скоро он снова стал бы великим.

Страшная пропасть лежит между образованным классом и простым народом. Простой народ видит правду. Он видит Ивангородские стены, он слышит Русский язык от берегов Великого океана до Финского залива и от ледовитых волн до теплого синего моря, и Русской душою своею он чует всё величие духа народа Русского. Но как скажет он это, тёмный, необразованный, робкий - скажу вернее, скромный до самоунижения, когда строго цыкнет на него за это и учитель-партийный работник, и газета, для которых партия превыше всего и, конечно, выше России.

Учили его этой страстной любви великие умы - Пушкин, Лермонтов, Гончаров, Тургенев, гр. Ал. Толстой, в лучших произведениях своих гр. Л.Толстой, страстно писали об этом Достоевский, Влад. Соловьев, Менделеев... Но кто читал их?

А то - быть Русским! Чего захотели! Зоологическое понятие. Русские? Да уж, не из погромщиков ли вы? Проповедуете любовь к России, да, милый человек, от вас «Русским знаменем» пахнет и союзом Михаила Архангела!

Стыдно, господа!



«Приневский Край» (г. Нарва),3 декабря 1919 года. П.Н.КРАСНОВ
отрывок из"ЛЮБИТЕ РОССИЮ!"
Отображены комментарии с 1 по 10 из 35 найденных.

Эксклюзив
20.09.2021
Владимир Малышев
Что показали итоги выборов в Госдуму Российской Федерации.
Фоторепортаж
20.09.2021
Подготовила Мария Максимова
В Центральном Доме Российской Армии проходит выставка народного художника России Евгения Корнеева.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.