Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 ноября 2017
А закон-то нехороший…

А закон-то нехороший…

Федеральный закон ФЗ-83 - приговор общедоступному образованию и здравоохранению в России
Борис Кагарлицкий
08.06.2010
А закон-то нехороший…

Когда в прессу проникли первые сообщения о подготовке нового закона, изменяющего правила государственного регулирования социальной сферы, многие просто отказывались верить, что подобный документ может быть принят.

Были основания полагать, что проект, подобно немалому числу депутатских инициатив, затеряется в бюрократических лабиринтах Государственной Думы. Когда парламентарии все-таки приняли закон, оставалась надежда, что его не пропустит Совет Федерации, не подпишет президент. Но, увы, все оказалось тщетным, закон принят и утвержден.

Даже сами законодатели и чиновники в глубине души понимают, что натворили что-то очень нехорошее. Именно поэтому авторы документа остаются анонимными, а его вступление в силу начали откладывать еще до того, как проголосовали за окончательный вариант текста. Сначала говорили о январе 2011-го, теперь уже обещают, что в полном объеме закон начнут исполнять только в 2012-м. Однако в обществе постепенно созревает понимание нависшей угрозы. Предлагаемые властями отсрочки не только не успокаивают население, но, напротив, усиливают беспокойство. Если с законом все так хорошо, то почему его исполнение откладывают? А если к его принятию страна оказалась не готова, то почему так спешили с голосованием?

Легко догадаться, что отсрочки вызваны не столько наличием множества нерешенных - а, возможно, и нерешаемых - «технических» вопросов, но и элементарным страхом.

Законодатели боятся столкнуться с последствиями собственных решений. Тем более что одним из весьма вероятных последствий могут оказаться массовые выступления протеста.

Документ, вошедший в анналы бюрократии как 83-й федеральный закон, представляет собой смертный приговор общедоступному образованию и здравоохранению в России. Вводимый им принцип подушевого финансирования делает экономически невозможным существование множества школ и больниц в деревнях и даже небольших городах. Те, что сохранятся, обязаны будут резко понизить качество своей работы. Депутаты беспомощно бормочут, что, вводя подушевое финансирование, они хотели поощрить лучших. Мол, у хорошего врача всегда будет больше пациентов, у хорошего учителя — больше учеников. Хотя обычный здравый смысл должен был бы убедить, что массовость в таком деле, как лечение людей и педагогика, как раз вредят качеству. Хороший врач или учитель — тот, кто посвящает каждому из своих учеников или пациентов много времени. А по новому закону, чем больше учеников или больных приходится на одного работающего сотрудника, тем лучше будет финансовое положение школы или больницы. В принимаемых властями мерах есть своя логика. Единый государственный экзамен заменяет изучение предмета зубрежкой, бессмысленным заучиванием цифр, дат и формул, которые потом неминуемо забываются. В то время как ЕГЭ наносит удар по содержательной стороне образования, ФЗ-83 подрывает его организационную структуру и систему финансирования. Деградация средней школы сделает высшее образование недоступным для значительной части молодежи. Люди просто не в состоянии будут учиться на том уровне, который требуется для приличного университета. Авторы закона этому могут только порадоваться: меньше высших учебных заведений - меньше «бюджетных» мест - меньше расходов. В рамках проводимой реформы планируется массовое закрытие высших учебных заведений. В прессе циркулирует список из 114 вузов. Он будет изменяться и пополняться. Так что названная цифра, видимо, еще не предел. Жертв реформы станет больше.

Но даже такого масштабного наступления на образование и здравоохранение создателям закона показалось мало: согласно новым правилам, школы, больницы, музеи и университеты, не получающие от государства достаточной поддержки, могут просто обанкротиться. Под угрозой закрытия заведениям культуры, образования и здравоохранения придется срочно коммерциализироваться, сдавать свои помещения в аренду бизнесменам, заниматься подработками и предоставлять всевозможные «дополнительные услуги», зачастую никак не связанные с основным профилем учреждения. Не исключено, что учителя будут вынуждены подобные дополнительные услуги родителям навязывать. Похожая ситуация сложится в поликлиниках и в больницах. Но даже это не спасет значительную часть оказавшихся под ударом учреждений. Они будут просто закрыты. О том, что взамен будут открываться новые, в законе ничего не сказано.

Иными словами, несмотря на провозглашенные в Конституции права, значительная часть граждан окажется вовсе лишена доступа к образованию и здравоохранению. Про музеи и библиотеки можно будет просто забыть.

Возникает ощущение, что авторы закона руководствовались не только стремлением сэкономить казенные деньги, но и глубокой ненавистью к любым предприятиям культуры, здравоохранения и образования. Новый федеральный закон представляет собой вполне осознанную и масштабную попытку покончить с социальными достижениями, накопленными в России на протяжении ХХ века. Поразительным образом те самые люди, которые произносят на каждом углу громкие речи о модернизации и прорыве в будущее, принимают решения, обрекающие нас на возвращение в XIX век, причем не в западноевропейский, а русский, во времена, когда существование больницы или школы в деревне было редчайшим исключением, а в уездном городе — редкостью.

Разумеется, за попыткой уничтожить бесплатное и общедоступное образование и здравоохранение стоит определенная политическая философия, которая видит в этих сферах не более чем услуги, и желающие должны за собственные деньги приобретать их на рынке. То, что в итоге данные услуги окажутся доступны не каждому, авторов закона не только не волнует, но, похоже, наоборот радует. Образование и здоровье должны стать привилегией немногих избранных, так же как и синие «мигалки» на автомашинах бизнесменов и чиновников, дающие право своим обладателям безнаказанно нарушать правила дорожного движения, а бронированным «Мерседесам» — сметать с дороги мелкие автомобили, путающиеся у них под колесами. Российские власти очень озабочены формированием и развитием национальной элиты, а жизнь многомиллионной массы соотечественников, не входящих в эту элиту, их не слишком интересует.

Между тем, в обществе нарастает сопротивление. Выступления протеста против нового закона уже прошли во многих городах страны. До недавнего времени учителя и врачи считались лояльными сторонниками партии власти. Именно через них организовывалось массовое голосование за «Единую Россию», они разъясняли ученикам и пациентам достоинства проводимой политики. Делалось это не столько по доброй воле, сколько по необходимости: работники организаций, финансирующихся из государственного бюджета, люди зависимые.

Однако сегодня власть делает рискованный кульбит. Она одновременно пытается снять с себя расходы на социальную сферу и сохранить лояльность людей, которых она же лишает будущего.

Вдруг трюк не получится? Даже если чиновникам и удастся удержать представителей этих профессий от выступлений протеста, рассчитывать на их энтузиазм и сотрудничество больше не стоит. Возмущение, вызываемое новым законом в обществе, уже сегодня сравнимо с неприятием «монетизации льгот», которую власти вынуждены были отменить под давлением массовых уличных протестов в 2005-м. Не исключено, что и новую законодательную инициативу постигнет та же судьба.

Не желая того, авторы закона неожиданно создали в России почву для формирования широкой общественной коалиции, которую не смогли и не смогут создать либеральные оппозиционеры со своими абстрактными и демагогическими лозунгами. В отличие от реальных и надуманных политических проблем, о которых говорит оппозиция, кризис социальной сферы чувствует на себе подавляющее большинство наших сограждан. И все же разнообразные социальные движения, свободные профсоюзы, общественные объединения редко находят между собой общий язык. Но сейчас именно думские депутаты и правительственные чиновники дали всем им единую тему, создали условия для объединения. Профсоюзные деятели - пациенты врачей. У медиков есть дети, которые ходят в школы. Общедоступные музеи и библиотеки нужны в России куда большему числу людей, чем считают думские депутаты, склонные, видимо, судить о других по себе.

Сопротивление попыткам провести в жизнь ФЗ-83 - это и есть настоящая политика, в которой не стыдно участвовать, которая имеет смысл и понятна для большинства.

Если чиновникам удастся внедрить в жизнь положения закона, это будет означать для России неминуемое и однозначное торжество варварства. Вспомним - в начале ХХ века Роза Люксембург писала, что новая эпоха открывает перед человечеством выбор между социализмом и возвращением варварства. Поскольку к концу ХХ века социализм потерпел поражение, варварство явно намерено вступить в права победителя...

Но если попытка внедрения закона Ф3-83 сорвется, то мы увидим редкий в нашей стране пример победы общества.

29-30 мая на конференции свободных профсоюзов и социальных движений в Санкт-Петербурге все участники дружно сошлись на том, что именно борьба с новым законом должна стать их общей и самой актуальной задачей в ближайшее время. Отступать некуда, дальше уже Африка. Но после того как наше образование, культура, медицина, наша социальная сфера деградируют до африканского уровня, бананы на наших деревьях не вырастут...

Борис Кагарлицкий - директор Института глобализации и социальных движений.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 66 найденных.
Владимир
21.05.2012 0:23
Да уж....
Игнат реалист
20.04.2012 22:19
Считаю Закон необходимым и полезным. Наше бездарное российское общество инертно, умеет лишь блеять о великом прошлом не замечая, что мир стал слишком маленьким. Развиваться необходимо в соответствии с новыми жесткими мировыми реалиями. Америку создал кольт, а не добренький царь-батюшка надёжа. Думайте, совершенствуйтесь, стремитесь, а кто не способен пусть сдохнет.
Владимир
14.10.2011 12:58
Прочитал.
ольга
05.09.2011 8:32
Слов нет!одни мысли и это пугает,но то что это прямой путь к деградации России сомнений нет.Стыдно за наше правительство.
алина
17.08.2011 17:50
нда...за что боролись наши деды?...как хорошо, что они не видят этого варварства! и того, что наша молодёжь не знает, что такое великая отечественная война, когда она была и кто с кем воевал. позорище!зато они знают, сколько стоит та или иная тряпка и дома на рублёвке.а дальше мы прийдём обратно в 18 век.не дожить бы до этого...
Нина
03.07.2011 13:47
Кухарке: Ну, да, до революции 1917г. народ в России был сплошь грамотный! Вы хоть немножечко историю России и СССР учили в школе? Полуголодные большевики от сна отрывали время, чтобы как можно быстрее претворить в жизнь ликбез... А сколько сейчас детей не посещают школу - нынешним "демократам" до фонаря!
Максим Михайлович
28.06.2011 18:52
Елена, неужели вы считаете, что Вы выбираете на выборах?) Там все решено и поделено. В большинстве случаев будет именно тот результат, который "верхи" и желают получить. Короткая жизненная заметка : директора школы легко заменить, при возникновении угрозы недобора необходимого процента голосов из школы, где находится избирательный участок; всегда есть дополнительные чистые бланки.
Светлана
23.05.2011 9:21
Когда же мы все наконец-то проснёмся? Пора сменить власть.
елена
22.05.2011 16:12
Не понимаю только одного. Все единодушно ненавидят единую россию, путина и прочую .... Но почему эта партия победила на выборах?
Казакова Алла Петровна
01.05.2011 11:30
Складывается впечатление, что закон готовили и принмали люди, купившие дипломы об образовании. Образование - инструмент создания духовно-интеллектуального ресурса общества, способного преодолеть 12 глобальных проблем выживания человечества, половина которых возникла из-за безответственности тех, кто взял на себя роль "рулить". Неужели людям пустые бумажки настолько застили глаза, что они не хотят или не способны думать, что подвергают опасности жизнь собственных детей и внуков? За примерами ходить не надо. Туберкулёз бушует в стране. Половина населения глотает непонятные таблетки от хронических заболеваний различных органов, а внелгочный туберкулёз у нас диагностируется посмертно, в лучшем случае при операции в запущенной форме протекания. Закрывают единственный в России внелёгочный туберкулёзный санаторий №5 "Быково", где создана уникальная система лечения с восстановительной лечебной физкультурой. Этой системе надо срочно учить школьных врачей и учителей физкультуры, а на оставшихся больных создавать базу описания клиники внелёгочного туберкулёза, о которой даже фтизиатры толком не знают. Самое интересное в том, что новый вице-мэр Москвы, эконмист  О.Ю. Голодец эту проблему поняла, а новый министр здравоохранения д.м.н., профессор, пульманлог, специалист по внутенним болезням, заслуженный врач России Л.М. Печатников не понимает. Или есть другие причины "не понимать", отправляя больных, переболевших внелёгочным туберкулёзом, составляющих группу риска, на профилактику к лёгочным больным с открытой формой и ВИЧ-инфецированным? Подробнее в папке "профилактика туберкулёза" на моей личной странице школьного портала прошколу.ру.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 66 найденных.

Фоторепортаж
11.14.2017
Подготовила Мария Максимова
В Санкт-Петербурге открылся крупнейший в мире Железнодорожный музей.