Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
«Дожди» над Россией всё сильнее…

«Дожди» над Россией всё сильнее…

Нужно ли карать за посягательства на историю?
Алексей Панкин
13.02.2014
 «Дожди» над Россией всё сильнее…

Российский телеканал «Дождь» 26 января в передаче, посвященной снятию блокады Ленинграда, вынес на обсуждение зрителей ставший скандальным вопрос: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?». Удивительным образом этот факт совпал еще с двумя.

Американский телеканал «Си-Эн-Эн», вещающий на всю планету, 6 февраля обнародовал «шутливый рейтинг» самых уродливых архитектурных памятников мира. На одном из первых мест в нем оказался монумент «Мужество» героям обороны Брестской крепости в Белоруссии. Свой выбор журналисты снабдили пояснениями. Первое: «Мужество» – это, скорее всего, то, что вам потребуется, чтобы взглянуть снизу вверх на этого надутого бетонного белоруса, который то ли злится, то ли страдает запором». Второе: «Обозленный гигант-белорус, возникающий из массы бетона, выглядит так, как будто готовится подчинить Запад перед тем, как забросить Северную Америку на Солнце».

Ну а Международный олимпийский комитет убедил руководство Первого канала исключить из представления на открытии Олимпийских игр запланированную минуту молчания памяти павших в годы Великой Отечественной войны. Шоу замышлялось как своего рода «очерк российской истории и культуры», и ничего неуместного в таком жесте не было. Но МОК «убедил». Поэтому во время церемонии открытия Игр 7 февраля 3 миллиарда зрителей не прониклись впечатлением от самой великой страницы нашей истории.

На самом деле у трех внешне похожих действий не так уж много общего. Близость по времени, конечно, случайность… как рояль в кустах.

У американцев, если говорить о «Си-Эн-Эн», вообще плохо со знанием истории. И война для них была другой, и в их исторической памяти она занимает не очень значительное место.

По всей видимости, составляя свой рейтинг, они руководствовались некими своими собственными представлениями о прекрасном, никак к ужасам и героизму той войны не привязанным. То есть общая невоспитанность, а не желание оскорбить конкретно. Иностранцы они и есть иностранцы. Что с них взять.

У МОК - свои резоны. Он, как огня, боится смешения спорта и политики, традиционно возражает против упоминания о войнах на подобных мероприятиях. Да и о спонсорах и рекламодателях думать нужно, а те предпочитают атмосферу «настоящего праздника». То есть опять же, в отношениях с Россией, «ничего личного».

Но как, если говорить о «Дожде», в принципе могло прийти в голову моим соотечественникам, то есть людям, живущим на одной со мной земле и в одной истории, спросить, стоило ли сопротивляться Гитлеру? Вот это в моем сознании никак не умещается. Равно как и произнесенные через губу извинения генерального директора канала Натальи Синдеевой, когда пошла первая волна общественного гнева: «Я, к слову, хотела бы сейчас извиниться перед теми людьми, которых тот вопрос оскорбил… Эмоционально я понимаю, почему для многих людей это оказалось очень острым… Конечно, нужно было проявить больше, наверное, корректности и сформулировать его точнее, но это не значит, что нельзя было поднимать этот вопрос».

А вопрос-то, такой вопрос, и в самом деле поднимать было нельзя. Или опять начнем переписывать историю по нетленному рецепту выдающегося английского писателя Джорджа Оруэлла?

Когда же такие извинения де-факто не были приняты, и спутниковые и кабельные операторы стали отключать канал от своих сетей, то последующая защита уже в основном строилась по классическим либерально-демагогическим принципам: тут тебе и эмоции по поводу «свободы прессы», и глубокомысленные размышления о «праве на выражение мнений», и «поиск исторической истины», ну, конечно, и «происки кровавого режима». В смысле – нынешней власти. Последняя версия, естественно, была подхвачена тут же подоспевшей на выручку западной прессой.

И пафос последовавшей общественной дискуссии в либеральных кругах тоже в голове не укладывается. Мол, и Ладожская флотилия неправильно плавала, и «эрсте колонне» не так «марширт», и «цвайте колонне» не туда пошла. Признаюсь, что лишь жена удержала меня от пощечины близкому товарищу, который стал рассуждать о том, что вся блокада-де была организована Сталиным исключительно для того, чтобы истребить свободолюбивую ленинградскую интеллигенцию…

Все это не русский, а какой-то сторонний, иностранный взгляд на вещи. А главное, все эти споры – прямое посягательство на нашу историю, тем более - о Великой Отечественной войне.

А она - чуть ли не единственное святое, что у нас, как общества и народа, еще осталось, или должно было остаться. И вот такие разглагольствования, на мой взгляд, равнозначны измене Родине.

Как только история выходит в публичное пространство, она превращается в идеологию. То есть в наше время, после окончания «холодной войны», идеологическая борьба не прекратилась, а лишь обостряется по многим направлениям.

Если поставить себе такую задачу, то закатать в асфальт любое великое событие, живущее в памяти любого народа, проще простого. Так?

…Триста спартанцев в Фермопилах противостояли отнюдь не такому уж несметному войску персов, как описывали древнегреческие историки. Армия патриотов времен войны за независимость США была сбродом, разбегавшимся по домам при задержках в выплатах жалования. В Бастилии не было политзаключенных. Не было и никакого боя 28 героев-панфиловцев у разъезда Дубосеково. Подвиг Зои Космодемьянской был бессмысленным с военной точки зрения…

Есть и процветает даже целое направление историков-ревизионистов. Но в тех же устоявшихся западных обществах это не представляет опасности. Грубо говоря, воспитательно-иделогическо-пропагандистский аппарат там работает иначе, но даже более эффективно, чем у нас в коммунистические времена. И уровень здорового лицемерия и конформизма на Западе на порядок выше, чем у нас. И, в конце концов, и в индивидуальных головах творцов гораздо сильнее укоренены представления о границах, которые нельзя пересекать ни в коем случае; вот нельзя, и все тут.

У нас же все иначе. Мы свое государство разрушили, чтобы отомстить покойнику, Сталину. И уже столько лет, начиная с эпохи «гласности», живем в угаре саморазоблачительства. Не имея при этом ни рамочной идеологии, ни общепризнанных ценностей, ни механизмов принуждения к их соблюдению. А новых героев и новые легенды наше время создавать не научилось.

В результате сегодня единственное общее, что осталось у нас как народа, представителей разных этносов, конфессий и взглядов – это история Великой Отечественной войны. И еще - Юрий Гагарин.

И коль скоро в обществе не возникает больше новых героев, размыты представления о том, что прилично, а что неприлично, то за посягательство на историю нужно карать – жестоко и непропорционально «внешним проявлениям». И, честно сказать, только сейчас, в свете «битвы за «Дождь»», наказание «Pussy Riot» за дрыганье ногами в храме перестало казаться мне чрезмерным. Хотя я и атеист.

Так вот, в течение нескольких дней в России и в мире было несколько раз подряд проявлено неуважение к памяти павших в Великой Отечественной войне. Чтобы объяснить, что определенная закономерность в этом есть, обращусь к авторитету замечательного советского философа и социолога Александра Зиновьева. Напомню, что автор «Зияющих высот» был изгнан из СССР в 1978 году и стал одним из самых видных деятелей эмиграции новой волны. «Перестройку», тем не менее, сразу окрестил «катастройкой», а на распад СССР выстрелил афоризмом: «Метили в коммунизм, а попали а Россию». В 1999 году вернулся из Германии в Россию, чтобы на Родине словом и делом противостоять «западнизму». Так он определял глобализацию, в которой, в свою очередь, видел новую страшную разновидность колониализма.

Вот что он говорил по поводу западной фальсификации истории России: «Это «вычеркивание» русских из истории уже практически делается. Причем делается педантично, планомерно, со стопроцентной уверенностью в том, что это делается на благо человечества. Такая фальсификация истории не раз делалась в прошлом. А с современными средствами это заурядная проблема».

То есть, продолжение войны иными средствами. Но войны нового типа, где главным инструментом борьбы как раз и является идеология в широком смысле слова, то есть навязывание шаблонов мышления и поведения, образа жизни и ценностей, видения истории. Она сметает, все, что не то чтобы даже сопротивляется, а просто стоит на пути и мешает. Конечно, нет единого кукловода, который отдал бы приказ МОК, «Си-Эн-Эн» и «Дождю» выказать пренебрежение Великой Победе. Но все их инициативные действия вместе отвечают «духу времени», и каждое есть новый шаг вперед в неторопливом, самоуверенном движении к достижению упомянутой цели: вычеркиванию нас из истории.

Как нам со всем этим бороться? По-разному на внешнем и внутреннем фронтах. В первом случае – не бояться, как говорится, «давать отлуп» на каждую провокацию.

Сошлюсь на мнение Ольги Зиновьевой, вдовы классика, которая вместе с ним провела в эмиграции 20 с лишним лет и все хитросплетения тамошней жизни знает изнутри, а не по туристическим впечатлениям. Вот как она прокомментировала отказ от минуты молчания на Олимпиаде: «Неверно, что МОК не решился. Мы должны были сами безапелляционно, настойчиво, пусть даже конфликтно, настаивать на этом. Права не дают, за них необходимо сражаться. А в какой форме - это зависит от уровня моральной ответственности за происходящее, от убежденности, что нельзя иначе, от осознания безукоризненности позиции, которую защищаешь. Нас все время проверяют, насколько можно унизить ТАКУЮ страну и ТАКОЙ народ. А мы в ответ спрашиваем, со своей ли веревкой приходить на экзекуцию. А потом, уже в режиме остроумия на лестнице, оправдываемся, оправдываемся...»

Вспомним уж заодно, что когда в августе прошлого года британский актер-гомосексуалист Стивен Фрай сравнил Олимпиаду в Берлине 1936 года с Олимпиадой-2014, а Путина с Гитлером и призвал к бойкоту зимних Игр, МОК не стал его одергивать за кощунство. Принялся мучить наших спортивных чиновников бесконечными абсурдными требованиями предоставить гарантии неприкосновенности «гей-сообществу» в Сочи. И не потому, что так уж за них переживал, а потому что боялся связываться с могучим мировым «гей-лобби». А мы, выходит, и против комика Фрая, и за минуту молчания не сдюжили.

Зато, когда буря возмущения в России и Белоруссии оскорбительным рейтингом «Си-Эн-Эн» оказалась подкрепленной угрозой отключить компанию от вещания у нас в стране, она, как миленькая, сняла позорный сюжет отовсюду и извинилась в словах, поверьте, куда более убедительных, чем Н. Синдеева.

А вот в России такой метод обороны не пройдет. Нигилизм у нас лезет из всех щелей – справа, слева, сверху и снизу, ни с того, и ни с сего. Вот и на «Эхе Москвы» только что сатирик Шендерович повел себя как комик Фрай. Мол, Олимпиада в Сочи навеяла ему мысли об Олимпиаде в нацистской Германии. Вот бы ему на подобные темы порассуждать на независимом радио «Эхо Берлина» в 1936 году. Такое не то, что говорить, с этим даже спорить неприлично.

Но на каждого возмущающегося подобными выходками сразу находится два борца с запретами и международная солидарность.

Алексей Борисович Панкин – член Международной академии телевидения и радио, кандидат исторических наук

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.