Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Через смуты – к возрождению

Через смуты – к возрождению

О нашумевшей книге «Российская государственность в горниле истории...»
Александр Чекалин
15.01.2018
 Через смуты – к возрождению

Главной темой интеллектуальной жизни России в минувшем 2017 году стало столетие катастрофических событий столетней давности, когда русская цивилизация пережила один из сильнейших кризисов в своей истории, сравнимый по масштабам и последствиям разве что с батыевым нашествием в XIII веке.

Для русского сознания сотня лет – не просто отрезок времени, это век, эпоха. Мера истории. И памятная дата – хороший повод для попытки подвести итог, разобраться, что же произошло с Россией за минувшее столетие, и какое место оно занимает в истории.

Вполне естественно, что юбилейная дата стала поводом к выходу многих книг, статей, документальных и художественных фильмов, хотя размер этого потока оказался заметно меньшим, чем можно было ожидать. О причинах и следствиях событий 1917 года рассуждали историки, юристы, философы, публицисты и т.д.

Выход книги «Российская государственность в горниле истории» тоже приурочен к столетию революции. Однако ее составители поставили перед авторами более глубокую задачу – рассмотреть базовые принципы российской государственности, влияние на нее исторических процессов, перспективы на будущее.

«Постижение уроков Революции в России предполагает не только критическую оценку советского периода нашей истории, но и неизбежное обращение к историческому опыту тысячелетней России, если мы хотим понять, благодаря чему Россия совершала необъяснимые, с рациональной точки зрения, рывки, возрождаясь после сокрушительных катастроф. Без изучения своих национальных корней в их цивилизационных формах мы не поймем своей исторической судьбы и не прозреем свое историческое задание». (Н.А. Нарочницкая, из предисловия к книге)

Серьёзности задачи соответствует и авторский коллектив книги, в составе которого два академика РАН, шесть докторов наук, известные эксперты, философы, публицисты.

«История России становится полем битвы за будущее. Защитить ее – вовсе не означает любоваться всеми ее грехами и несовершенствами, которыми изобилует человеческая история вообще. Необходимо отстоять свое право на исторический выбор, оставаясь самим собой, не отгораживаясь от мира» (Н.А. Нарочницкая).

Раскрытию этого тезиса и посвящена книга.

В статьях первого раздела подробно рассмотрены зарождение и первые века русской государственности. От легендарных варягов до вопросов о самоидентификации древнерусской элиты. Авторы – квалифицированные историки стараются уйти от простых ответов и избитых клише. Читатель получает возможность увидеть процесс становления и развития государственности от первых примитивных форм раннего средневековья, до постановки вопроса о смысле и значении существования России как таковой и русских как народа.

«Государственная идея была присуща русскому народу с момента создания самого государства. Роль народа в значимых формах его организации: вечевых институтах, земских соборах, общинных сходах, соборном делании и созидании «всем миром», в общественном мнении, которое запечатлелось в памятниках русской письменности, была образующей, творческой, значимой» (Е.А. Бондарева).

Будучи составной частью христианской цивилизации, русский народ всегда выбирал свой собственный путь, не заражаясь спесью и комплексом превосходства над другими народами. Именно это и помогло России столь широко раздвинуть свои пределы на восток, став самым большим государством на свете.

«Россия строила свои отношения с Востоком, идентифицируя себя с ним. Для России Восток не был манящим заморским чудом, он начинался в собственном российском доме, был его неотъемлемой частью» (В.С. Мясников).

Сила России заключалась в осознании собственной государственной и цивилизационной миссии, основанной на высоком, надмирном значении. Неслучайно рождается концепция России как Третьего Рима, царства, преемника того Ромейского царства, в котором произошло Воплощение Слова.

Второй раздел книги посвящен сформировавшимся глубинным основам русской цивилизации в сферах государственной и общественной жизни.

Особый интерес представляет статья д.ф.н. Б.Н. Тарасова, в которой ученый раскрывает взгляды на антропологические и духовные основы развития государства и общества таких видных государственных деятелей и мыслителей, как М.М. Сперанский, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, И.С. Аксаков, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов, А.С. Хомяков, П.А. Сорокин. Несмотря на различие в позициях, они обнаруживают удивительное сходство, наглядно показывая принадлежность к одной культурной исторической традиции, многообразие которой не отменяет ее единства.

И поэтому позитивист Питирим Сорокин имеет куда больше общего с традиционалистом и мистиком Федором Достоевским, чем с немецким позитивистом Максом Вебером.

Весьма примечательна статья Н.В. Случевского, посвященная отношениям русского человека с землей. Являясь председателем Столыпинского центра регионального развития, автор творчески осмысливает и развивает идеи выдающегося государственного деятеля начала ХХ века Петра Аркадьевича Столыпина.

Испокон веков вопрос о земле был ключевым вопросом русской государственности. Само создание единого централизованного государства в XV веке стало возможным благодаря концентрации всей земельной собственности в руках Государя всея Руси и ликвидации прав удельных князей.

А затем русские государи последовательно наделяли землей своих подданных – от высшей аристократии и служилого сословия, до крестьян. Столыпин видел в создании класса крестьян-землевладельцев средство укрепления русской государственности, основание для ее дальнейшего развития.

«Мотивация П.А. Столыпина в осуществлении реформ была одна – сохранение поступательного исторического развития. Премьер-министр был преданным монархистом и очень набожным христианином, из-за чего многие историки и исследователи относятся к его наследию пренебрежительно. Это, по меньшей мере, непрофессионально» (Н.В. Случевский).

Третий раздел книги посвящен перспективам русской цивилизации в XXI столетии. Авторы этой части книги затрагивают весьма важные вопросы – о роли русского народа в современной России, о новых тенденциях в развитии государственной системы нашей страны, о вызовах и ресурсах дальнейшего развития.

«Россия действительно складывалась как союз народов. Но именно для того, чтобы этот союз снова был возможен, необходимо признание его основного субъекта – русских как субъекта российского государственного проекта» (М.В. Ремизов).

Смысловым центром этой части книги является статья д.ю.н. Илларии Лаврентьевны Бачило «О векторах развития современной российской государственности».

В основу своих построений автор кладет тезис выдающегося юриста и государственного деятеля XIX век М.М. Сперанского: «Силы государства суть: 1) силы физические или личные каждого члена, государство составляющего; 2) силы промышленности или народного труда; 3) силы народного уважения или чести – других сил вообразить невозможно». А дальше – последовательно показывает проявление этого тезиса на современном этапе развития России, последовательно затрагивая такие аспекты как:

– развитие системы права и защиты оного государством;

– взаимодействия государства и структур гражданского общества;

– проблемы чрезвычайной информатизации всех социальных, правовых, политических процессов и роли государства в регулировании информационной среды.

А в итоге – об отношении ВЛАСТИ и ЧЕЛОВЕКА, необходимости нахождения баланса между их правами и интересами, формирования гармоничного современного государственного устройства, основанного на исторических традициях, способного выдержать внутренние и внешние вызовы настоящего и будущего.

Книга заканчивается статьей известного русского философа, политического и общественного деятеля Виктора Аксючица, последние строки которой не только подводят итог размышлениям авторов об истоках и смыслах русской государственности, но и ориентируют читателя в будущее: «Нам многое предстоит начинать заново. Это тяжело, но и дает новый шанс. Мы свободны от балласта сложившихся предрассудков, инерции гибельных технологий, потребительской похоти, уничтожающей ресурсы человечества – гибельного груза индустриальных и постиндустриальных держав.

Наша выдающаяся история наделила нас уникальным духовным опытом, который обязывает к трагическому оптимизму.

Есть все основания полагать, что не закончилась историческая миссия русского народа, который в очередной раз способен совершить творческое сверхусилие – для самовыживания и спасения человечества».

Книга «Русская государственность в горниле истории» может быть весьма полезна историкам, правоведам, преподавателям и всем неравнодушным к прошлому нашего любезного Отечества и его перспективам.

«Российская государственность в горниле истории. Истоки, смуты, возрождение/ Сост. Бондарева Е.А., Рудая Е.Н. М., Астрея-Центр. 2017. Издание подготовлено Аналитическим центром инновационных проектов и технологий во взаимодействии с Фондом исторической перспективы.

По вопросам приобретения книги обращаться в Фонд исторической перспективы, тел.: 8-495-626-30-26.

государственность обложка.png

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.