Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 февраля 2019
Через смуты – к возрождению

Через смуты – к возрождению

О нашумевшей книге «Российская государственность в горниле истории...»
Александр Чекалин
15.01.2018
 Через смуты – к возрождению

Главной темой интеллектуальной жизни России в минувшем 2017 году стало столетие катастрофических событий столетней давности, когда русская цивилизация пережила один из сильнейших кризисов в своей истории, сравнимый по масштабам и последствиям разве что с батыевым нашествием в XIII веке.

Для русского сознания сотня лет – не просто отрезок времени, это век, эпоха. Мера истории. И памятная дата – хороший повод для попытки подвести итог, разобраться, что же произошло с Россией за минувшее столетие, и какое место оно занимает в истории.

Вполне естественно, что юбилейная дата стала поводом к выходу многих книг, статей, документальных и художественных фильмов, хотя размер этого потока оказался заметно меньшим, чем можно было ожидать. О причинах и следствиях событий 1917 года рассуждали историки, юристы, философы, публицисты и т.д.

Выход книги «Российская государственность в горниле истории» тоже приурочен к столетию революции. Однако ее составители поставили перед авторами более глубокую задачу – рассмотреть базовые принципы российской государственности, влияние на нее исторических процессов, перспективы на будущее.

«Постижение уроков Революции в России предполагает не только критическую оценку советского периода нашей истории, но и неизбежное обращение к историческому опыту тысячелетней России, если мы хотим понять, благодаря чему Россия совершала необъяснимые, с рациональной точки зрения, рывки, возрождаясь после сокрушительных катастроф. Без изучения своих национальных корней в их цивилизационных формах мы не поймем своей исторической судьбы и не прозреем свое историческое задание». (Н.А. Нарочницкая, из предисловия к книге)

Серьёзности задачи соответствует и авторский коллектив книги, в составе которого два академика РАН, шесть докторов наук, известные эксперты, философы, публицисты.

«История России становится полем битвы за будущее. Защитить ее – вовсе не означает любоваться всеми ее грехами и несовершенствами, которыми изобилует человеческая история вообще. Необходимо отстоять свое право на исторический выбор, оставаясь самим собой, не отгораживаясь от мира» (Н.А. Нарочницкая).

Раскрытию этого тезиса и посвящена книга.

В статьях первого раздела подробно рассмотрены зарождение и первые века русской государственности. От легендарных варягов до вопросов о самоидентификации древнерусской элиты. Авторы – квалифицированные историки стараются уйти от простых ответов и избитых клише. Читатель получает возможность увидеть процесс становления и развития государственности от первых примитивных форм раннего средневековья, до постановки вопроса о смысле и значении существования России как таковой и русских как народа.

«Государственная идея была присуща русскому народу с момента создания самого государства. Роль народа в значимых формах его организации: вечевых институтах, земских соборах, общинных сходах, соборном делании и созидании «всем миром», в общественном мнении, которое запечатлелось в памятниках русской письменности, была образующей, творческой, значимой» (Е.А. Бондарева).

Будучи составной частью христианской цивилизации, русский народ всегда выбирал свой собственный путь, не заражаясь спесью и комплексом превосходства над другими народами. Именно это и помогло России столь широко раздвинуть свои пределы на восток, став самым большим государством на свете.

«Россия строила свои отношения с Востоком, идентифицируя себя с ним. Для России Восток не был манящим заморским чудом, он начинался в собственном российском доме, был его неотъемлемой частью» (В.С. Мясников).

Сила России заключалась в осознании собственной государственной и цивилизационной миссии, основанной на высоком, надмирном значении. Неслучайно рождается концепция России как Третьего Рима, царства, преемника того Ромейского царства, в котором произошло Воплощение Слова.

Второй раздел книги посвящен сформировавшимся глубинным основам русской цивилизации в сферах государственной и общественной жизни.

Особый интерес представляет статья д.ф.н. Б.Н. Тарасова, в которой ученый раскрывает взгляды на антропологические и духовные основы развития государства и общества таких видных государственных деятелей и мыслителей, как М.М. Сперанский, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, И.С. Аксаков, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов, А.С. Хомяков, П.А. Сорокин. Несмотря на различие в позициях, они обнаруживают удивительное сходство, наглядно показывая принадлежность к одной культурной исторической традиции, многообразие которой не отменяет ее единства.

И поэтому позитивист Питирим Сорокин имеет куда больше общего с традиционалистом и мистиком Федором Достоевским, чем с немецким позитивистом Максом Вебером.

Весьма примечательна статья Н.В. Случевского, посвященная отношениям русского человека с землей. Являясь председателем Столыпинского центра регионального развития, автор творчески осмысливает и развивает идеи выдающегося государственного деятеля начала ХХ века Петра Аркадьевича Столыпина.

Испокон веков вопрос о земле был ключевым вопросом русской государственности. Само создание единого централизованного государства в XV веке стало возможным благодаря концентрации всей земельной собственности в руках Государя всея Руси и ликвидации прав удельных князей.

А затем русские государи последовательно наделяли землей своих подданных – от высшей аристократии и служилого сословия, до крестьян. Столыпин видел в создании класса крестьян-землевладельцев средство укрепления русской государственности, основание для ее дальнейшего развития.

«Мотивация П.А. Столыпина в осуществлении реформ была одна – сохранение поступательного исторического развития. Премьер-министр был преданным монархистом и очень набожным христианином, из-за чего многие историки и исследователи относятся к его наследию пренебрежительно. Это, по меньшей мере, непрофессионально» (Н.В. Случевский).

Третий раздел книги посвящен перспективам русской цивилизации в XXI столетии. Авторы этой части книги затрагивают весьма важные вопросы – о роли русского народа в современной России, о новых тенденциях в развитии государственной системы нашей страны, о вызовах и ресурсах дальнейшего развития.

«Россия действительно складывалась как союз народов. Но именно для того, чтобы этот союз снова был возможен, необходимо признание его основного субъекта – русских как субъекта российского государственного проекта» (М.В. Ремизов).

Смысловым центром этой части книги является статья д.ю.н. Илларии Лаврентьевны Бачило «О векторах развития современной российской государственности».

В основу своих построений автор кладет тезис выдающегося юриста и государственного деятеля XIX век М.М. Сперанского: «Силы государства суть: 1) силы физические или личные каждого члена, государство составляющего; 2) силы промышленности или народного труда; 3) силы народного уважения или чести – других сил вообразить невозможно». А дальше – последовательно показывает проявление этого тезиса на современном этапе развития России, последовательно затрагивая такие аспекты как:

– развитие системы права и защиты оного государством;

– взаимодействия государства и структур гражданского общества;

– проблемы чрезвычайной информатизации всех социальных, правовых, политических процессов и роли государства в регулировании информационной среды.

А в итоге – об отношении ВЛАСТИ и ЧЕЛОВЕКА, необходимости нахождения баланса между их правами и интересами, формирования гармоничного современного государственного устройства, основанного на исторических традициях, способного выдержать внутренние и внешние вызовы настоящего и будущего.

Книга заканчивается статьей известного русского философа, политического и общественного деятеля Виктора Аксючица, последние строки которой не только подводят итог размышлениям авторов об истоках и смыслах русской государственности, но и ориентируют читателя в будущее: «Нам многое предстоит начинать заново. Это тяжело, но и дает новый шанс. Мы свободны от балласта сложившихся предрассудков, инерции гибельных технологий, потребительской похоти, уничтожающей ресурсы человечества – гибельного груза индустриальных и постиндустриальных держав.

Наша выдающаяся история наделила нас уникальным духовным опытом, который обязывает к трагическому оптимизму.

Есть все основания полагать, что не закончилась историческая миссия русского народа, который в очередной раз способен совершить творческое сверхусилие – для самовыживания и спасения человечества».

Книга «Русская государственность в горниле истории» может быть весьма полезна историкам, правоведам, преподавателям и всем неравнодушным к прошлому нашего любезного Отечества и его перспективам.

«Российская государственность в горниле истории. Истоки, смуты, возрождение/ Сост. Бондарева Е.А., Рудая Е.Н. М., Астрея-Центр. 2017. Издание подготовлено Аналитическим центром инновационных проектов и технологий во взаимодействии с Фондом исторической перспективы.

По вопросам приобретения книги обращаться в Фонд исторической перспективы, тел.: 8-495-626-30-26.

государственность обложка.png

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 19 найденных.
Гевара
28.02.2018 22:09
Точно написали это смотря какие СВОИ ? Может такие как Николай 2 или Горбачёв,может Ельцин??? Россия всегда жила от предательства до следующего предательства. При чём страдали и соседи.
ort- "Феоне"
22.01.2018 12:37
Феона 21.01.2018 14:13
Когда я жила в советском Казахстане я не считала эту землю своей, но вернувшись в Россию, я приехала в свою страну, родину предков, связанных с ней тысячелетней историей России..... свои не сдадут интересы России ......|||||||
---------------------------------------------

Большой парадокс Вашего мышления в том, что
1. родина предков была НЕ ЗАВИСИМО ОТ ВАС- родиной предков даже в период СССР. Даже когда Вы в России не жили.
2. Ваши "свои"- могут иметь дела и бизнес по всему миру именно в силу его современной интернационализации. И какими бы "своими" себя ни называли- тем больше вероятности того что "свои" СДАДУТ интересы России и всех коренных ее народов, как говорится- "на раз". В отличие от времён СССР- когда государство ДАЖЕ И В КАЗАХСТАНЕ было истинно независимым от Запада ОБЪЕКТИВНО .
И мне как-то без разницы- какими Вы считали для себя и Казахстан и всё государство.

ИТАК: Полагаю, что Ваш бренд "свои в Кремле"- здесь никого не убедит.
Феона
21.01.2018 14:13
Когда я жила в советском Казахстане я не считала эту землю своей, но вернувшись в Россию, я приехала в свою страну, родину предков, связанных с ней тысячелетней историей России. Чем больше в правительстве и Кремле будет своих тем больше вероятности того что свои не сдадут интересы России и всех коренных ее народов.
Историк
20.01.2018 22:15
Вопрос о земле главный. Но для нынешней властной элиты существует только нефть и газ. Это вампиры на теле земли российской.
Р.Р. - Александру из Од.
19.01.2018 15:15
Предлагаю вам пойти дальше. Иноверцев и атеистов утопить. (Варианты: повесить, удушить, расстрелять).
Но, Александр из Од., как показывает история, после этого таким, как вы, тогда понадобится иной объект ненависти.
Может, инопланетян приметесь "гнобить"? Полезное дело, начинайте уже сегодня. По доброте душевной.  
ort-Тузику
19.01.2018 14:36
Тузик
18.01.2018 18:15когда сначала пророки, а потом цари напрямую получали повеления всевышнего ////
------------------------------------------------------

Даже и в ветхозаветные времена отношение святых и пророков к царям было весьма критичным. Советую; прочтите 1- книгу Царств гл 8, и убедитесь.
Особенно то, что касается общения Самуила с Господом.
Тузик
18.01.2018 18:15
Александру из Од.
Я, конечно, извиняюсь, но от Ваших рассуждений начинает веять чем-то глубоко ветхозаветным. В Библии об этих временах подробно рассказано, когда сначала пророки, а потом цари напрямую получали повеления всевышнего и далее доводили их до сведения народа. Закон в таком случае, действительно, не нужен, ибо слова царя и есть закон. Только православие здесь при чем, неугомонный Вы наш?
А уж рассуждения насчёт иноверцев вообще разжиганием попахивают. Да и с атеистами, того, нехорошо. Все же человек определяется не тем, как и где он свечку держит. Были такие, очень "правильные", фарисеями назывались. Очень их Христос не уважал...
ort
18.01.2018 16:13
Феона
17.01.2018 15:48
СССР несмотря на внешние успехи ||||
-------------------------------------------------------------

Вот- вот. На самое главное Вы предпочитаете не смотреть. Победа в Войне- это КАК БЫ "внешний успех".... Здесь КАК БЫ крепкую экономику у себя в тылу иметь не нужно.
На самом деле потому СССР и распался, что был истинно независимым государством и напугал многих в этом большом мире своими ВНУТРЕННИМИ УСПЕХАМИ. А устойчивость власти, которая опирается на "весь цивилизованный мир", частью которого является и держится на эксплуатации природных ресурсов страны этим самым ВНЕШНИМ МИРОМ- велика !
До поры -до времени, её в обиду русскому народу не дадут- НЕ ИЗВОЛЬТЕ БЕСПОКОИТЬСЯ ! Не зря Борис Николаевич для всех согласований сначала звонил по телефону в Белый Дом ( но не тот, что в Москве) , и лишь потом в Гос Думу. Соображал "понимаеш-ли"- что нужно делать, чтобы просуществовать подольше.
Как я понял- для Вас даже и тюрьма будет идеалом, потому что во всех странах при всех властях и во все времена - существует. Главное- чтоб крепко было ! А кой смысл в этом- не важно.....
кто-то
18.01.2018 13:43
Феона думает, что стержень государства это генофонд. Что она называет генофондом, скорее всего сама не знает. Обычно про генофонд вспоминают не в периоды войн и революций ( здесь всё всегда нормально) , а в период поголовного разврата и предательства. Оно так удобней. Прадеды во всём виноваты, а не мы.
Феона! По вопросам генофонда Вам бы обратиться к вьетнамцам или китайцам. Уверен- помогут. У них бывали периоды почти полного истребления иностранными оккупантами. Или к немцам. У них в войнах 20 века погиб каждый пятый. По крайней мере иного выхода Вы сами русскому народу уже не оставили: "У народа нету этого самого, генофонда !". А может - просто совести ? Может это и есть "стержень" ?
кто-то
18.01.2018 13:20
В мечтах Алекса из Од царь спустится с облака. Прост потому, что он хороший, и потому что русскому народу, в отличие от всех иных народов, без большого папы будет хана. Заворовались в край, а кто наведёт порядок ? Он один только и может. Детей опять же рожать надо, а кто возьмётся ? Могут конечно азиаты, но ведь у них русские дети не получатся. Без русского царя и отца нации никак нельзя. Так что сочувствую родным и близким Алекса, но не завидую. А цари выше любого закона у нас были во все времена. Других вообще не держим.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 19 найденных.

Эксклюзив
13.02.2019
Элизео Бертолази
В Италии открыто уже второе представительство ДНР.
Фоторепортаж
15.02.2019
Подготовила Мария Максимова
В Российской государственной библиотеке (бывшей Ленинке) проходит выставка «Книги старого дома: мир детства XIX – начала XX века».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».