Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 мая 2024
Российский автопром «въезжает» в ВТО

Российский автопром «въезжает» в ВТО

Владимир Путин считает, что у «АвтоВАЗа» прекрасные перспективы
04.04.2012
Российский автопром «въезжает» в ВТО

Темами совещания, которое состоялось на базе ОАО «АвтоВАЗ» в городе Тольятти, стали перспективы деятельности отечественных и зарубежных автопроизводителей на российском рынке и последствия применения норм ВТО для нашего автопрома. До начала встречи Владимир Путин дал старт серийному производству новой модели «АвтоВАЗа» – «Лада ларгус».

Эта модель, совместный проект завода с «Рено» и «Ниссан», будет представлена в пассажирском варианте – как семи- и пятиместный универсал и в варианте грузового фургона. Начало продаж запланировано на июль.

«У «АвтоВАЗа» отличное будущее, - сказал В. Путин на церемонии запуска конвейера. - Сегодня он занимает 25 процентов рынка в России, и, я уверен, сохранит эту планку». По его словам, до 2020-го в производство планируется вложить 169 миллиардов рублей. После того, как первая машина новой модели за номером 000001 сошла с конвейера, В. Путин расписался на капоте «Лады ларгус».

Вопросы, возникающие перед российским автопромом в связи с присоединением к Всемирной торговой организации, могут быть успешно решены без нарушения правил этого объединения, заявил В. Путин на состоявшемся затем совещании. «Мы сегодня с вами говорили о тех проблемах, которые возникают при присоединении России к ВТО, и видим, что все эти проблемы в целом могут быть успешно решены при нашей консолидированной позиции и целенаправленных действиях правительства Российской Федерации и наших партнеров-производителей, - сказал он. - При этом не будет никакой необходимости нарушать правила и условия присоединения к ВТО». По его словам, членство России в ВТО создает условия, чтобы российский автопром становился более цивилизованным, работающим по понятным всем правилам, чтобы отрасль развивалась как инновационная и становилась частью мирового автопрома.

Информационные агентства выделяют заявление В. Путина о том, что бюджетные деньги, которые выделяются властям и госпредприятиям на закупку автомобилей, должны быть потрачены на машины, произведенных исключительно в России, Казахстане и Белоруссии, то есть в странах Единого экономического пространства. «Естественно, за исключением тех случаев, когда необходимая техника не выпускается в странах ЕЭП», - уточнил он и поручил соответствующим ведомствам немедленно подключиться к реализации поставленной задачи. При этом, замечают эксперты, на условиях промышленной сборки сегодня в России производится большинство иномарок, которыми пользуются в качестве служебных машин госслужащие.

В. Путин одобрил введение в стране утилизационного сбора с автомобилей российских и иностранных производителей и поручил профильным министерствам подготовить механизм его взимания до 25 апреля. В феврале в российской прессе - со ссылкой на документы Минпромторга – появились сообщения, что утилизационный сбор планируется ввести в качестве компенсации в бюджет за снижение ввозных пошлин на подержанные иномарки. Точный размер сбора еще не определен, но предполагается, что он будет зависеть от возраста автомобиля. Глава правительства сообщил также, что он не против ограничения сроков эксплуатации грузовых автомобилей и автобусов 15 годами. Это предложение было высказано главой «Ростехнологий» Сергеем Чемезовым.

Кроме того, В. Путин высказал и свое отношение к транспортному налогу. Он полагает, что его замена на экологический сбор должна начинаться с грузовиков, автобусов и легкового коммерческого транспорта. Глава кабинета министров добавил, что дифференциация ставок транспортного налога должна касаться, в первую очередь, юридических, а не физических лиц.

Ратификация Российской Федерацией соглашений по вступлению в ВТО должна состояться до 15 июня. После присоединения Москвы к этой организации будут снижены ввозные пошлины на автомобили. Россия при вступлении в ВТО сократит импортные пошлины на новые легковые автомобили с 30 до 25 процентов, а к 2019-му ставка упадет до 15 процентов, что сделает импортируемые автомобили заметно дешевле. Кроме того, уже в 2012 году заметно снизится пошлина на подержанные иномарки в возрасте 3-7 лет: с 35 до 25 процентов. Пошлины на новые самосвалы от 20 тонн будут снижены с нынешних 25 до 15 процентов, а через три года - до 5 процентов. Пошлины на подержанную технику того же типа возрастом 3-5 лет упадут вдвое, с 30 до 15 процентов, а через три года снизятся до 10.

Правительство не знает, каким образом ограничить доступ в страну грузовых автомобилей низкого качества в связи с вступлением в ВТО, заявил глава Счетной палаты Сергей Степашин. Как он сообщил, на сегодняшний день никаких запретов на поставку в Россию грузовых автомобилей низкого качества фактически нет. А если к этому добавится и снижение пошлин после вступления в ВТО, то это действительно представит угрозу.

Эксперты неоднозначно оценивают последствия вступления в ВТО для российского автопрома. Понижение пошлин приведет к падению продаж новых бюджетных автомобилей отечественной сборки, считают многие. Больше всех пострадает «АвтоВАЗ», а общий спрос уменьшится на 20 процентов, прогнозирует генеральный директор российского офиса «Рено» Бруно Анселен. По итогам 2011-го в России на бюджетные автомобили пришлась треть продаж - около 900 тысяч. После вступления России в ВТО покупатели за те же деньги предпочтут приобрести вместо нового отечественного автомобиля подержанную иномарку.

По данным агентства «Автостат», в настоящее время в страну ежегодно ввозится 100 тысяч подержанных иномарок в год, после снижения пошлины эта цифра может вырасти до 500 тысяч машин в год. И от роста импорта подержанных машин пострадают не только традиционные российские автопроизводители, но и зарубежные автоконцерны, имеющие заводы в России. Помешать увеличению спроса на недорогие подержанные иномарки могут именно разрабатываемые сборы: утилизационный и экологический для старых автомобилей. И первый, и второй поборы не регулируются соглашениями в рамках ВТО, но фактически будут нести ту же запрещающую функцию, что и нынешние высокие пошлины.

Еще в конце 2010-го Владимир Путин признавал: при вступлении в ВТО есть проблемы в отношении автомобилей, прежде всего - грузовых. Он отмечал, что уровень тарифной защиты в США, Китае и Евросоюзе выше, чем прописано в обязательствах Российской Федерации. «Но инструменты защиты все равно можно найти, если есть большое желание, - заявил председатель правительства. - Такое желание есть». «Если мы увидим, что автомобильная отрасль попадает в неравноценные условия конкуренции, мы найдем эти способы защиты», - пояснил В. Путин. По его словам, это меры нетарифного регулирования, а именно – так называемые технические регламенты, которыми пользуются все страны ВТО.

Эксперты также полагают: если пошлины будут снижаться постепенно, это даст время для запуска ряда новых моделей, которые есть в планах у отечественных производителей. Проблемы российского автопрома специалисты, прежде всего, видят в технологическом отставании автопроизводителей и постоянном росте цен на металл, электроэнергию и воду. Есть и другое мнение. Считается, что стоимость на российские авто сильно завышена – причем исключительно по причине зарплат руководителей автозаводов. В связи с этим эксперты напоминают о скандале с московским заводом ЗиЛ, разразившемся в прошлом году. Выяснилось, что задолженность по зарплате перед работниками автозавода составляла 118 миллионов рублей, при том, что отстраненный от должности руководитель предприятия получал годовую зарплату в 250 миллионов рублей.

Российский рынок с объемом продаж в 2,8 миллиона автомобилей в 2011-м стал вторым в Европе после Германии и четвертым в мире после Китая, США и Германии. Легковых авто в стране было продано 2,48 миллиона, на 39,5 процента больше, чем в 2010-м. Грузовых - 128,4 тысячи, прибавка в 61,4 процента. Рыночная доля легковых авто российского производства составила 68,3 процента, из них на традиционные российские марки пришлось 24,6, а на иностранные марки - 43,8 процента. Самыми популярными на российском рынке легковых авто остаются модели производства «АвтоВАЗа»: они занимают первые 4 места в объемах продаж.

По материалам СМИ


Эксклюзив
06.05.2024
Николай Петров
Никто не вправе диктовать России, как нам жить в собственной стране
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.