Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Россия отказалась от участия в Международном уголовном суде

Россия отказалась от участия в Международном уголовном суде

В МИД РФ считают, что МУС не оправдал возложенных на него надежд
16.11.2016
Россия отказалась от участия в Международном уголовном суде

Президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение об отказе России участвовать в Римском статуте Международного уголовного суда (МУС) в Гааге. Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

«Принять предложение Минюста России, согласованное с МИДом России и другими заинтересованными органами исполнительной власти, с Верховным судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ и Следственным комитетом РФ, о направлении генеральному секретарю ООН уведомления о намерении РФ не стать участником Римского статута Международного уголовного суда», — говорится в документе.

Распоряжение президента вступает в силу со дня его подписания, т.е. сегодня.

В МИД РФ считают, что МУС не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым, авторитетным органом правосудия. Его работа неэффективна и однобока.

В российском внешнеполитическом ведомстве подчеркнули, что наша страна последовательно выступает за привлечение к ответственности лиц, виновных в наиболее тяжких международных преступлениях. Россия стояла у истоков создания Нюрнбергского и Токийского трибуналов, участвовала в разработке основополагающих документов по борьбе с такими тяжкими международными преступлениями как геноцид, преступления против человечности и военные преступления.

«Именно по этим принципиальным причинам Россия голосовала за принятие Римского статута и подписала его 13 сентября 2000 года, – говорится в заявлении министерства. – С МУС – первым постоянно действующим органом международной уголовной юстиции – были тесно связаны ожидания международного сообщества в деле борьбы с безнаказанностью в контексте общих усилий по поддержанию международного мира и безопасности, урегулированию существующих конфликтов и предотвращению новых очагов напряжённости. К сожалению, Суд не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым, авторитетным органом международного правосудия. В принципиальном плане на различных площадках, в том числе в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности ООН, отмечалась неэффективная и однобокая работа Суда в рамках расследуемых им дел».

В МИД РФ считают показательным тот факт, что за 14 лет своей работы «МУС вынес всего четыре приговора, израсходовав при этом более миллиарда долларов».

«Понятен в этой связи демарш Африканского Союза, который принял решение о разработке мер по скоординированному выходу из Римского статута государств африканского континента. В некоторых государствах – частниках такие процедуры уже осуществляются», – заметили в министерстве.

Кроме того, МИД отметил, что Россию не может не беспокоить и отношение МУС к событиям августа 2008 года.

«Нападение режима М. Саакашвили на мирный Цхинвал, убийство российских миротворцев породило со стороны МУС обвинения в адрес югоосетинских ополченцев и российских военнослужащих. Эвентуальное же расследование действий и приказов грузинских должностных лиц целенаправленно отдано на усмотрение грузинского правосудия и остаётся вне фокуса внимания прокуратуры МУС. Подобный разворот говорит сам за себя. В таких условиях вряд ли можно говорить о доверии к Международному уголовному суду», – подчёркивает МИД.

Напоследок в ведомстве добавили, что принятое Россией решение не стать участником Статута МУС влечёт правовые последствия, предусмотренные Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года.

Глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий считает, что отказ от участия в Римском статуте МУС подтверждает позицию нашей страны. «Россия и до этого не присоединялась к Римскому статуту Международного уголовного суда, и в данном случае решение президента лишь закрепляет позицию России», — сказал он. 

По его словам, для этого есть ряд чисто юридических оснований по самому статуту, положение которого для России являются полемичными. «Кроме того, недавним своим решением МУС, приравняв к вооружённой интервенции события 2014 года в Крыму, грубейшим образом нарушил, с нашей точки зрения, нормы, закреплённые в уставе ООН о праве наций на самоопределение. Также показал свою заангажированность от западных держав, которые всячески пытаются в последнее время деформировать образ России в мире, преподнося возвращение Крыма и Севастополя в состав РФ как "аннексию"», — отметил парламентарий. 

Л. Слуцкий выразил уверенность в том, что со временем МУС может действительно превратиться в независимое судебное пространство, на которое не влияют позиции отдельных стран. «Это, наверное, произойдёт тогда, когда будет в полной мере восстановлена многополярная мировая архитектура и не будет делаться тенденции к однополярному мироустройству, какие мы наблюдали два с лишним десятилетия нашей новейшей истории со стороны Вашингтона», — добавил депутат.

В свою очередь, член Совфеда Франц Клинцевич отметил, что «отказ от участия в МУС возник не на пустом месте». «Практически все расследования Международного уголовного суда, касающиеся России, носят политизированный, если не сказать, заказной характер», — заявил сенатор.

По его словам, это, к примеру, прямо относится и к решению МУС, принятому в январе 2016 года, начать расследование по российско-грузинскому конфликту спустя 7 лет после его окончания. «При этом для инициаторов подобных расследований важен не столько их результат — расследования порой длятся годами, сколько сам факт проведения», — указал он.

«Понятно, что распоряжение президента России о выходе нашей страны из соглашения по МУС было подготовлено ещё до последней антироссийской акции Международного уголовного суда — обнародования отчёта его прокурора, в котором присоединение Крыма приравнивается к вооружённому конфликту между Россией и Украиной», — говорит Ф. Клинцевич. «Отчёт только подтвердил, что нами было принято совершенно правильное решение», — заключил он.

Римский статут Международного уголовного суда был принят дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН 17 июля 1998 года. МУС рассматривает дела о самых серьёзных преступлениях, вызывающих озабоченность всего международного сообщества. Это проявления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и т.д. МУС не входит в структуру ООН, однако может возбуждать дела по представлению Совбеза ООН.

Россия подписала документ 13 сентября 2000 года, но до сих пор его не ратифицировала. Таким образом, на Россию, так же как и на США, Китай, Украину и ряд других стран, юрисдикция МУС не распространяется.

В конце января 2016 года официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сообщила, что Россия в будущем может пересмотреть своё отношение к Международному уголовному суду. Москва разочарована его решением начать расследование в отношении Южной Осетии и российских военнослужащих.

МУС объявил 27 января 2016 года, что разрешил прокуратуре начать расследование преступлений, которые могли быть совершены с 1 июля по 10 октября 2008 года во время конфликта в Южной Осетии и рядом с ней. В суде также пришли к выводу, что есть разумные основания предположить, что в ситуации, связанной с Грузией, были совершены преступления, подпадающие под юрисдикцию МУС.

15 ноября прокурор МУС Фату Бенсуда сочла присоединение Крыма к России войной с Украиной и оккупацией её территорий. Она сообщила, что следователи суда активно выясняют, действительно ли РФ контролирует вооружённые группировки на юго-востоке Украины. Если следователи дадут положительный ответ на этот вопрос, то события и в этой части страны будут признаны вооружённым конфликтом с участием России.

По материалам Портала правовой информации, сайта МИД РФ, РИА Новости, Вестей.ру, «МК», Ленты.ру, РИА Новости, Regnum.



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.