Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 мая 2024
Плюсы и минусы российского бюджета

Плюсы и минусы российского бюджета

В главном финансовом документе страны запланировано снижение расходов на здравоохранение и образование
19.11.2011
Плюсы и минусы российского бюджета

Депутаты Государственной Думы во втором чтении приняли проект федерального бюджета на 2012-й и плановый период 2013-2014 годов. Как и при голосовании в первом чтении, на этот раз проект поддержала только фракция «Единой России». Предстоящее третье чтение – процедурная формальность, поправки на этом этапе уже не вносятся. Председатель Государственной Думы Борис Грызлов отметил, что бюджет 2012-го обеспечит выполнение всех социальных обязательств государства: все пособия, включая стипендии, будут проиндексированы.

Во фракции КПРФ основным недостатком бюджета сочли то, что он наполовину состоит из нефтяных доходов. Депутатам-коммунистам не понравилось направление больших средств в Резервный фонд, сокращение расходов на ЖКХ и регионы. Кроме того, КПРФ не устроила поправка в законопроект о праве правительства перераспределять до 200 миллиардов рублей бюджетных средств. «Такие решения по таким огромным суммам должен принимать парламент, Государственная Дума», - заявил депутат Виктор Коломейцев.

Фракция «Справедливая Россия» не поддержала занижение доходов на 2012-й, рост государственного долга, сокращение расходов на ЖКХ, на фундаментальные исследования, на культуру и на помощь регионам. «Практика, как нас учили классики, - критерий истины, - сказала депутат-«справросс» Оксана Дмитриева. - Если каждый раз правительство ошибается по оценке доходов, и каждый раз закладывает доходы с ошибкой, в 2010 году с ошибкой в 1 триллион 300 миллиардов, в 2011 году свыше 2 триллионов рублей, значит, наверное, при расчетах бюджета надо привлекать иных экспертов или прислушиваться к тому, что выдвигала «Справедливая Россия».

ЛДПР не одобрила проект бюджета, так как в нем предполагается косвенно поддерживать бывшие советские республики вместо того, чтобы «сделать упор на село, на дороги, на жилье, на космос», заявил лидер партии Владимир Жириновский.

Поскольку расходы на национальную оборону в течение трех лет вырастают с 13,9 процентов расходов бюджета за 2011-й до 18,8 процента в 2014-м, то через три года практически каждый пятый рубль из федерального бюджета будет тратиться на содержание армии и закупку для нее вооружения. Сходная ситуация отмечена и по графе расходов «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Правда, кривая роста здесь немного более пологая: если в 2011-м на эти цели будет потрачено 11,3 процента из федерального бюджета, то в 2014 - 14,2 процента. Понятие национальной безопасности предполагает содержание других силовых структур помимо армии, речь идет, в частности, о ФСБ, внутренних войсках и пограничниках. Поэтому, отмечают специалисты, если вычесть из этой статьи расходов траты на суды, полицию и ряд других моментов, собственные военные расходы России к 2014-му могут составить до 25 процентов всех расходов, или почти 5 процентов ВВП. Такие затраты, как правило, позволяют себе страны, которые готовятся к войне.

Одновременно обозреватели отмечают резкое снижение расходов на здравоохранение и образование. Так, финансирование здравоохранения, составляющее 4,6 процента федерального бюджета в 2011-м, уменьшается к 2014-му до 3,2 процента, образования, соответственно, с 5,1 до 3,4 процента. «Снижение финансирования социальной сферы объясняется несколькими обстоятельствами, - поясняет директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. - Во-первых, процессом децентрализации в бюджетном федерализме: сейчас взят жесткий курс на перенос такого рода финансирования на региональные бюджеты. Во-вторых, тем, что в сфере образования и здравоохранения постепенно увеличивается доля платных услуг, следовательно, доля бесплатных сокращается, что позволяет сокращать финансирование. Об этой причине часто забывают. И, в-третьих, не следует забывать о той демографической яме, в которой находится наша страна. Следовательно, количество тех, кто пользуется услугами образования и здравоохранения, будет уменьшаться. И последний фактор – это, конечно, то особое внимание, которое уделяет наше государство сфере обороны. Таким образом, все эти обстоятельства отчасти оправдывают снижение затрат на социальную сферу, что говорит о том, что последствия не станут катастрофичными, но, конечно, данный факт не вызывает большой радости. Вместе с тем, проект бюджета является весьма смелым и не учитывает вероятности второй волны кризиса».

«Если исходить из того, что все самые неприятные времена для мировой экономики прошли, то вариант бюджета на 2012–2014 годы выглядит вполне нормальным, – заявил директор департамента аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев. – Но мы глубоко убеждены, что проблемы не только не закончились, а идет погружение в кризис – не такое резкое, как в 2008 году, но более глубокое. И если исходить из этого факта, то бюджет должен носить антикризисную направленность. Так что, во-первых, доля социальных расходов должна расти, а во-вторых, вряд ли должны снижаться расходы на национальную экономику. При этом у нас все наоборот – в частности, резко снижаются расходы на здравоохранение и образование».

«Нельзя сказать пенсионеру или военному, что мы, дескать, ошиблись и будем вынуждены снизить пенсии или денежное содержание, - продолжает И. Николаев. - Это взрывоопасно». Плюс к этому, добавляют эксперты, у России есть другие проекты – проведение Олимпиады, саммитов и чемпионатов, от которых нельзя отказываться. И это - в ситуации, когда мировая экономика, по мнению многих экспертов, «вползает во вторую волну кризиса».

В ходе проведенного компанией ФБК «круглого стола» с названием «Есть ли жизнь после выборов» выступавшие отмечали, что избирателям практически всех категорий обещают повышение уровня и качества жизни. Однако в главном финансовом документе страны четко зафиксировано резкое снижение важнейших социальных расходов, по суммарной доле примерно в полтора раза будут снижены ассигнования на образование, здравоохранение, ЖКХ и культуру.

Но больше всего вопросов вызывают параметры бюджета, которые рассчитаны исходя из цены на нефть марки «Юралс» в 2012-м в 100 долларов за баррель. Многие специалисты считают эту цену нереальной. Неслучайно в Казахстане, тоже богатом углеводородами и тоже делающем на них ставку, заложили цену в 85 долларов. По словам ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, рассчитывать бюджет, исходя из цены на нефть в 100 долларов, очень рискованно. С ним согласен председатель Счетной палаты Сергей Степашин, который даже предлагает создать специальную «подушку безопасности» для страховки бюджета от резкого падения нефтяных цен. Заполнять возможные дыры в бюджете придется, занимая деньги на внешнем рынке, но внешние заимствования в случае ухудшения экономической ситуации в мире сильно подорожают. Другой вариант - сокращение расходов. По прогнозам Минфина, сокращать бюджетные расходы стране придется, только если цена на нефть упадет ниже 60 долларов за баррель, и при этом будут исчерпаны все прочие источники финансирования дефицита: средства резервных фондов, внешние и внутренние заимствования. Еще одно слабое звено бюджета – показатель инфляции, который прогнозируется в следующем году на уровне 5-6 процентов. В это многие эксперты просто не верят и называют цифру 7-8 процентов. При этом, даже если цены на нефть останутся на нынешнем уровне в 100 долларов за баррель, рубль, считают они, ожидает «мягкая девальвация» – до 33 с небольшим рублей за доллар.

Правда, некоторые социальные статьи расходов бюджета даже выросли. Как заявил исполняющий обязанности министра финансов Антон Силуанов, представляя проект бюджета в Госдуме, в документе заложены средства на полное обеспечение жильем военнослужащих в ближайшие два года и дополнительные деньги на жилье для ветеранов.

В «Бюджете-2012» заложено две индексации пенсий: с 1 февраля — на 7, и с 1 апреля — на 2,4 процента. Поэтому правительство рассматривает возможность введения новых налогов на работодателей, обсуждается возвращение налога с продаж, отмененного в 2004-м.

В связи с ростом расходов на силовой блок возникла и обсуждается другая насущная проблема: «исчезновение» средств, идущих на вооружение, при этом проблема состоит в том, что большинство этих статей бюджета засекречено, поэтому их практически невозможно проконтролировать. Власти сами признают, что средства на оборону расходуются неэффективно. В то же время, по мнению публициста Андрея Паршева, напрасно многие эксперты вменяют властям в вину чрезмерные расходы на оборону и безопасность, которые запланированы на ближайшие годы. «Я бы не спешил критиковать такую политику, - поясняет он. - Нужно понимать, что все эти деньги - это в конечном итоге зарплата рабочих и инженеров в оборонном комплексе, а также самих военных. Это большая категория граждан и вопрос ее социального обеспечения очень важен. Частный сектор не может прокормить этих людей, у него нет ресурсов для их трудоустройства, чтобы вместо бюджета взять на себя бремя их обеспечения. Тем более что увеличение окладов военных еще не означает такого уж резкого увеличения выплат. Часто бывает так, что увеличение оклада сочетается с уменьшением других статей, так что суммарные выплаты в итоге даже уменьшаются».

Будущий год пройдет относительно спокойно, учитывая накопленные запасы средств в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, согласны специалисты. Но скорость, с которой тают резервы, уже известна: из 4,6 триллионов рублей, накопленных к кризису 2008-2009 годов, сегодня осталось лишь около 800 миллиардов. Основной финансовый документ страны явно скроен «на живую» сырьевую нитку, о чем предупреждает глава Счетной платы Сергей Степашин. При наступлении второй волны кризиса и падении стоимости нефти правительству придется резать бюджет по живому, то есть секвестировать.

По материалам СМИ


Эксклюзив
13.05.2024
Валерий Мацевич
Почти у половины убитых украинских солдат находят психотропные вещества
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.