Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 мая 2024
Москва и Вашингтон сверяют приоритеты

Москва и Вашингтон сверяют приоритеты

В центре российско-американских переговоров были новые планы США по размещению системы ПРО и подготовка договора по СНВ
13.10.2009
Москва и Вашингтон сверяют приоритеты

Краткий итог состоявшихся бесед с государственным секретарем США Хиллари Клинтон подвел министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он заявил, что Россия и США уже ведут консультации по новой системе противоракетной обороны, предложенной администрацией президента США взамен планов размещения ПРО в Чехии и Польше, и Москва надеется, что страны выйдут на взаимопонимание в этом вопросе.

В канун встречи советник президента США по России и Евразии Майкл Макфолл заявил, что в Москву американская делегация приехала с новым предложением: «Главный итог встреч президентов Медведева и Обамы заключается в том, что эта система должна создаваться совместно с участием России». Однако никаких заявлений о первых практических шагах в этом направлении по итогам бесед сделано не было, хотя официальный представитель МИД России подтвердил: Москва по-прежнему готова принять участие в создании коллективной системы ПРО совместно с США и НАТО, предложения относительно включения в подобную систему российских РЛС в Армавире и азербайджанской Габале остаются в силе.

Судя по всему, главной предпосылкой для продвижения в этой области остается «иранская проблема» в интерпретации США. Как пояснил М. Макфолл, еще недавно этот вопрос можно было назвать главным раздражителем в отношениях. «Но, по сравнению с октябрем прошлого года, Россия намного более склонна к сотрудничеству», - добавил он. Речь идет о том, что в сентябре, находясь в Нью-Йорке, Дмитрий Медведев впервые допустил возможность поддержки санкций против Ирана. Но после согласия Тегерана открыть инспекторам МАГАТЭ новый завод по обогащению урана Россия ждет очередного раунда международных переговоров 19 октября.

По мнению наблюдателей, именно получение согласия Москвы на возможное ужесточение санкций против Ирана и являлось основной целью визита Х. Клинтон в российскую столицу. За день до приезда она объявила: «Ждать бесконечно доказательств соблюдения Тегераном своих обязательств международное сообщество не будет». Однако на пресс-конференции по итогам переговоров государственный секретарь предпочла использовать округлые дипломатические обороты, заявив: санкции против Ирана в настоящее время не являются неизбежными. Х. Клинтон процитировала слова Дмитрия Медведева о малой результативности применения санкций и о том, что прибегать к ним возможно лишь в ситуациях, когда они неизбежны. «Мы хотим ясно сказать, что мы предпочитаем, чтобы Иран работал с мировым сообществом, представленным в формате «пять плюс один» (пять постоянных членов СБ ООН и Германия – ред.)», - дополнила она свой ответ. С. Лавров, в свою очередь, заявил: «Мы друг у друга ничего не просим по Ирану, потому что было бы смешно просить о чем-то по вопросу, где наши позиции совпадают». Оба участника переговоров отметили, что Тегеран обладает правом на мирную ядерную энергию, но не имеет права на ядерное оружие.

У Москвы на переговорах был другой приоритет: подготовка нового договора взамен истекающего в декабре Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений. Еще в июле президенты России и США договорились ограничить численность носителей боезарядов в диапазоне 500-1100 единиц. Москва отстаивает нижний предел, Вашингтон — за более высокую планку. По мнению эксперта Центра по изучению проблем разоружения Евгения Мясникова, компромиссным лимитом станет уровень в 800 боезарядов. Конкретным итогом бесед американской делегации с руководством России по этому вопросу стала важная договоренность уложиться с работой по новому договору в намеченные сроки. Как заявил С. Лавров, обе стороны приложат максимум усилий, чтобы успеть до 5 декабря текущего года - когда истекает срок действия Договора о стратегических наступательных вооружениях. Тем не менее, переговоры по СНВ идут трудно, отмечает главный научный сотрудник ИМЭМО РАН генерал-майор Владимир Дворкин, остаются вопросы, связанные, в частности, с согласованием системы инспекций и мер доверия. В ходе визита Хиллари Клинтон часть препятствий будет снята, но не полностью, решающее слово за президентами двух стран, полагает эксперт.

Комментирует вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков:

– Если американцы хотят создать общий центр по обмену данными о ракетном нападении и совместному прогнозу угроз, то принципиально ничего плохого для нас я в этом не вижу. Но, опять же, важно иметь в виду, в каком формате все это предлагается. Обмен данными не должен быть односторонним. Вашингтон также должен предоставлять России информацию со своих радиолокационных объектов. А так, в принципе, наше предложение о совместном использовании радаров в Габале и Армавире в обмен на отказ в развертывании третьего позиционного района ПРО в Европе остается в силе.

США должны поделиться с нами своими противоракетными технологиями. Кроме того, нужно говорить о конфигурации американской системы ПРО и о том, против кого она направлена. Т. е. ставить вопрос об отказе от планов о размещении радара в той же Грузии. Что касается третьего позиционного района ПРО в Европе, от которого американцы якобы отказались, то здесь ситуация предельно простая. США не удалось создать ракету противоракетной обороны наземного базирования, которая бы отвечала всем предъявляемым требованиям. Ни одного успешного пуска за 15 лет, за исключением нескольких пусков в контролируемых условиях, что никак не может служить достаточным основанием для постановки этой системы на вооружение. Естественно, что в такой ситуации Вашингтону ничего и не оставалось, как отказаться от развертывания недееспособной системы.

И вот в обмен на еще несуществующую и изначально недееспособную систему США хотели бы получить вполне реальные и конкретные уступки со стороны России. А именно – участие в санкциях против Ирана, т. е. разрыв с нашим геополитическим союзником. А через это американцы уже хотят взорвать российский Кавказ посредством активизации и дестабилизации исламского фактора. И если мы будем содействовать смене высшего руководства Ирана, то получим еще один проамериканский плацдарм у наших границ – после Грузии. А взамен этого нам обещают не ставить на вооружение элементы системы ПРО, которые и так не заработают.

Вторую серьезную угрозу представляют настойчивые требования о сокращении российских стратегических вооружений в рамках нового договора, что также является недопустимым с точки зрения наших интересов. Если общее число носителей будет сокращено в 3 раза, а боеголовок – в 4–5 раз, то фактор ядерного сдерживания будет серьезно ослаблен, особенно на фоне дальнейшего развертывания США стратегических неядерных вооружений. В результате США перейдут уже к открытому ядерному шантажу.

По материалам РИА "Новости", РБК, Би-Би-Си, «Коммерсанта», «Ведомостей», KMnews


Эксклюзив
13.05.2024
Валерий Мацевич
Почти у половины убитых украинских солдат находят психотропные вещества
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.