Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
11 декабря 2019
СК завершил расследование крушения SSJ100 в «Шереметьево»

СК завершил расследование крушения SSJ100 в «Шереметьево»

Следствие провело более ста экспертиз
03.12.2019
СК завершил расследование крушения SSJ100 в «Шереметьево»

Следственный комитет России (СКР) в рекордно короткие сроки завершил расследование уголовного дела о катастрофе самолета SSJ 100 в мае этого года, когда при аварийной посадке в столичном аэропорту Шереметьево погиб 41 человек.

Всего полгода потребовалось следователю главного управления по расследованию особо важных дел СКР Ивану Сибулу на расследование обстоятельств катастрофы самолета SSJ 100 «Аэрофлота» в столичном аэропорту Шереметьево. Обычно на расследование ЧП в авиации уходят годы, но в данном случае с ним разобрались быстрее, чем с ДТП.

Не дожидаясь окончательных выводов Межгосударственного авиакомитета (МАК), следствие назвало виновником катастрофы командира экипажа Дениса Евдокимова. Потерпевшими от его действий признаны 77 человек, включая второго пилота Максима Кузнецова. Вину в крушении самолета и в гибели пассажиров Евдокимов не признает.

К моменту предъявления пилоту обвинения в окончательной редакции в нарушении правил полетов или подготовки к ним, повлекшим по неосторожности гибель двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ), следствие успело провести и получить результаты более ста своих экспертиз — 46 медицинских, 41 генетических, а также летных, психолого-лингвистических и других. На днях, находящийся под подпиской о невыезде обвиняемый вместе со своим адвокатом Натальей Митусовой были вызваны в здание СКР, где их ознакомили с постановлением об окончании основных следственных действий. В ближайшее время они начнут читать материалы уголовного дела.

По версии следствия, 5 мая после взлета в SSJ, следовавший в Мурманск, попала молния, что привело к переходу управления бортом в ручной режим (Direct mode), а также вызвало определенные проблемы со связью у его пилотов. Кстати, в другие самолеты типа SSJ до этого молнии попадали 16 раз, что не приводило к каким-либо серьезным последствиям, сказано в предварительном отчете МАК. Между тем Евдокимов, получив разрешение вернуться в аэропорт, как считают участники расследования, совершил посадку с превышением вертикальной и горизонтальной скоростей, да к тому же с большим углом атаки, что привело к так называемому «козлению» — подпрыгиванию самолета от ударов о взлетно-посадочную полосу. Во время них подломившаяся стойка шасси пробила топливный бак, из-за чего произошла утечка керосина и его возгорание. Большинство жертв катастрофы погибли от отравления угарным газом и ожогов. А ущерб только от уничтоженного самолета составил 1,5 млрд руб. Следует отметить, что, по данным МАК, это был четвертый случай посадки SSJ в ручном режиме, но предыдущие не приводили к каким-либо ЧП. В том же отчете говорится и о шести грубых посадках на таком же типе самолетов, которые не повлекли никаких последствий.

Евдокимов и его адвокат с выводами следствия не согласились, утверждая, что самолет при посадке «швыряло из стороны в сторону», так как он не слушался бортовой ручки управления. Пилот полагает, что возгорания вообще не должно было произойти, так как при жесткой посадке у SSJ шасси должны были «отскочить в сторону». Корпус самолета, отмечает он, мог выдержать высокую температуру, а пассажиры успели бы покинуть салон, но этого не произошло из-за открытой двери — приток воздуха усилил огонь.

Адвокат Митусова сообщила, что защита, в свою очередь, ходатайствовала о назначении почти трех десятков экспертиз и исследований, в том числе связанных с защитой самолета от попадания молний и повреждения стоек шасси, но ей было отказано. Отклонило следствие и ходатайство о возбуждении уголовного дела в отношении участников аварийно-спасательных работ, которые, по версии защиты, появились на месте ЧП с запозданием. В результате, по словам Митусовой, к уголовной ответственности решили привлечь только пилота, который свою вину не признает. В «Аэрофлоте» от комментариев пока воздерживаются.

В предварительном отчете Межгосударственного авиационного комитета (МАК) также было указано на множество ошибок, которые допустили Евдокимов и второй пилот Максим Кузнецов при управлении самолетом. В частности, экипаж не запросил обход грозового фронта, и после взлета в самолет попала молния. Кроме того, при посадке командир не мог выдержать требуемую высоту, вертикальная скорость снижения была почти вдвое выше рекомендуемой.

По материалам газеты «Коммерсант», газеты «Ведомости».



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Хмурый
05.12.2019 2:59
Василю.
Вспомните: посадка самолета на кукурузное поле, с полными баками, сразу после взлета. Тоже вряд ли по инструкции. Не все и не всегда можно вписать в инструкцию, ситуации могут быть и нестандартными.
haron
04.12.2019 22:01
Ну конечно! Виноват пилот. А то что аэрофлот не проводит комплексных тренировок своих пилотов по АВАРИЙНОЙ ручной посадке, как это делает люфганза и др.? Это все равно что учить водителя трогаться и припарковываться без объяснения порядка действий при заносе! Да и самолет, скажем честно то еще де***о. Что примечательно А321 даже не загорелся. Вывод: профукали отечественный гражданский авиапром.
Василь
04.12.2019 15:00
Диванный эксперт, потому что была опасность грохнуться не успев нарезать достаточно кругов вокруг аэропорта.
И да, пилот безусловно виноват. Он принял ряд решений, которых принимать не должен был. И он же осуществил такую посадку, которой не выдержал самолёт. Да и есть вероятность, что реши он испытать удачу и согнать топливо - жертв могло быть меньше. Но последнее уже вероятность.
Ведущий диванный эксперт
04.12.2019 9:40
Почему все-таки не выжигали топливо перед аварийной посадкой?
Хмурый
04.12.2019 3:04
Причину скоропалительной деятельности следователя и сделанных выводах прежде всего нужно искать в заинтересованности определенных кругов в проталкивании Сухого-100 на внутренний рынок. За кордоном он вряд ли кому понадобится. Кроме того, главе Росавиации Нерадько, давно попавшему в "неприкасаемые", и занимающемуся развалом Гражданской авиации страны, очень выгодно свалить все на пилота. Насчет ошибок управления - была ли смоделирована ситуация, возникшая на борту с системами управления и связи после удара молнии. Самолет мог быть плохо управляем, отсюда и повышенная вертикальная скорость при посадке. Так же возникает вопрос - почему самолету был разрешен взлет в условиях грозы? Допустимо ли это? Далее. Если шасси должны были "отскочить в сторону" и это было предусмотрено особенностями конструкции самолета, но этого не произошло, то это уже вина строителей самолета и наземных служб аэродромного обслуживания, опять-таки вотчины Нерадько. В это случае должно быть проведено расследование правильности и полноты проведения тех.обслуживания самолета по месту его проведения.
И.Якут
03.12.2019 15:38
1. Проще всего на пилота спихнуть аварию. А он то - опытный пилот, не пацан какой-то.
Только вот факты и статистика неумолимы https://svpressa.ru/accidents/article/235721/
2. По-хорошему, надо привлечь к ответственности тех, кто этот самолет заказывал, разрабатывал, сертифицировал, "пилил" государственное бабло. Поименно для начала их назвать.
3. Что в остатке - практически развалили отечественный авиапром.
4. Что еще худо: придется ждать новой аварии (слава Богу, больше года назад все обошлось без жертв в Якутске), которая практически неизбежна. И после делать выводы об очередном разгильдяе-пилоте?
5. Надо отчетливо понимать вот что: СССР рухнул из-за того, что система перестала отрабатывать ошибки (Афганистан, Чернобыль, «Новороссийск», антиалкогольная кампания и многое другое). Если совершенные ошибки системно сваливать на стрелочников – неминуемо получим новый развал страны, причем быстрее, чем многим кажется. Поэтому дело суперджета – одно из знаковых событий для будущего страны. Здесь должна быть проявлена принципиальность и отвага.
Василь
03.12.2019 13:23
Авиакомпания допустила к управлению самолётом некомпетентного пилота. И ей ничего за такое не будет? Удобно, ничего не скажешь. Капитализм во всей красе.

Эксклюзив
10.12.2019
Александр Чекалин
ФИП и издательством «Вече» представлена уникальная книжная серия.
Фоторепортаж
10.12.2019
В Государственном Историческом музее проходит выставка, посвященная праздникам и уличным развлечениям в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».