Музейщики пишут президенту

Руководители более семидесяти музеев страны обратились к главе государства с просьбой спасти общественный Музей имени Н.К. Рериха. Открытое письмо в адрес президента В.В. Путина - это чрезвычайная мера и отчаянная попытка сохранить на плаву всемирно известное учреждение культуры, оказавшееся на грани гибели после потери мецената в лице Мастер-банка. Многочисленные обращения к Министерству культуры, столичным властям, «владельцам заводов, газет, пароходов» остались без ответа. Вот и решились терпеливые музейщики на такой шаг в надежде помочь коллегам.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы обращаемся к Вам от имени музейного сообщества с просьбой поддержать общественный Музей им. Н.К.Рериха и содействовать продолжению его культурно-просветительской деятельности в составе Международного Центра Рерихов. Оставшись без финансовой поддержки своего мецената, этот музей мирового уровня в настоящее время оказался перед угрозой разрушения.
За 24 года своего существования Музей им. Н.К.Рериха стал убедительным примером общественной формы культуры, успешной в деле сохранения культурного наследия мирового значения.
Достаточно сказать, что за эти годы Музей сформировал уникальное художественное собрание произведений семьи Рерихов. Первоначально насчитывавшее около 400 произведений, оно выросло более чем в два раза. Сегодня это крупнейшая в мире музейная коллекция работ Рерихов.
Фонды Музея насчитывают более 12000 единиц хранения. Помимо произведений Рерихов здесь сохраняются и другие уникальные собрания, в том числе коллекция древней восточной бронзы, тибетской иконографии, крупнейшая коллекция картин современных художников-космистов. Неотъемлемой составляющей музейного собрания является бесценный архив семьи Рерихов.
За многие годы работы под руководством директора Музея Людмилы Васильевны Шапошниковой создан высокопрофессиональный коллектив, которым накоплен огромный практический опыт научно-исследовательской работы по реставрации и атрибуции живописи Рерихов. Эта работа проходит в тесном сотрудничестве со специалистами из ведущих музеев страны, в том числе Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Общественный Музей им. Н.К.Рериха – это еще и уникальный просветительский центр, с 1992 года организующий передвижные выставки картин Рерихов в России и за рубежом. Более 500 таких выставок было проведено в 300 музеях и художественных галереях. Их посетили около 4 миллионов человек.
Кроме того, Музей осуществляет крупные международные выставочные проекты, посвященные миротворческим идеям Николая Рериха о защите и сохранении культурного наследия, издает серьезные научные труды, проводит международные научные конференции.
На протяжении почти четверти века Музей им. Н.К.Рериха является важнейшей составляющей художественной жизни страны. На его примере мы видим не только бережное, но и профессиональное отношение общественности к историческому культурному наследию прошлого.
Мы убеждены в том, что сохранение и развитие этого Музея – наша общая забота.
Уважаемый Владимир Владимирович, мы обращаемся к Вам с просьбой помочь общественному Музею им. Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов в решении возникших у него проблем.
Реальная помощь со стороны государства могла бы выражаться в передаче Международному Центру Рерихов усадьбы Лопухиных, в которой расположен Музей, в безвозмездное и бессрочное пользование.
Не сомневаемся, что Ваше положительное государственное решение по этому вопросу станет значимым событием объявленного Вами Года культуры в России.
С уважением,
Ниже следуют подписи руководителей более семидесяти музеев России от Москвы до Забайкалья.
Как в Украине Майдан выявил два лагеря, так и в России общественный Музей им. Н.К. Рериха в Москве разделил наше общество на тех, кто за общественный музей и на тех, кто против. Идет настоящая информационная война за отреставрированную усадьбу Лопухиных и за обладание богатейшим наследием семьи Рерихов.
Печально сознавать, что по-видимому никто, кроме Людмилы Васильевны Шапошниковой и её коллектива, по-настоящему не заинтересован в действительном сохранении наследия великой семьи Рерихов, в том состоянии, каким мы видим его сейчас, посещая музей. Самое печальное из всей этой истории, что государству нашему нет никакого дела до культурных общественных организаций и их деятельности.
А так хочется верить в искренность заверений государственных чиновников о действенной помощи культурным общественным организациям. И общественному Музею им. Н.К. Рериха в том числе, так как этот Музей уникален.
Как выяснилось через 23 года существования МЦР, картины и труды Рерихов оказались в частной собственности Шапошниковой и Булочника. Пора национализировать все наследие - и картины и рукописи Рерихов - что передал С.Н.Рерих России. Организовать Государственный Музей РЕРИХОВ, чтобы всем гражданам России были доступны эти богатства для изучения, а не одной ЛВ Шапошниковой, и соответственно всем почитателям Рерихов в мире.
Почитательница АГНИ ЙОГИ и всего творчества РЕРИХОВ.
29.04.2014
Музею им. Н.К. Рериха БЫТЬ! И ИМЕННО В СТАТУСЕ ОБЩЕСТВЕННОГО, КАК ЗАВЕЩАЛ ОСНОВАТЕЛЬ МУЗЕЯ СВЯТОСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ РЕРИХ!
Но!.... Хоть на одно мгновение представьте себя на месте того дарителя наследия, волю которого так нагло и бессовестно нарушают. Как в этом случае Вы, господин хороший, будете себя чувствовать? Также будете утверждать, что все делается правильно и, согласившись безропотно с решением суда не в Вашу пользу, добровольно отдадите Вами полученное наследство в чужие руки, заведомо зная, что его просто разворуют? За примерами-то далеко ходить вовсе и не надо, они всем давно известны.
Или все-таки будете бороться за право быть законным обладателем своего наследства, которое досталось Вам по завещанию, как поступает истинный наследник, имеющий настоящее завещание, заметьте, пожалуйста, не фальшивое, а настоящее? Мне думается, что свое наследство Вы вряд ли кому-то отдадите. Так почему же Вы считаете, что коллектив сотрудников МЦР не должен отстаивать законно полученные от Святослава Николаевича Рериха права на наследие всей семьи Рерихов?
Перед мужеством, которое проявляет Л.В. Шапошникова и возглавляемый ею коллектив МЦР и общественного Музея имени Н.К. Рериха при МЦР, защищая честь и доброе имя всей семьи Рерихов и отстаивая законное право на наследие, когда практически вся государственная машина работает против данного коллектива, испытываешь искреннее почтение. От всего сердца желаю этому самоотверженному коллективу победы. И только победы!
Верю в светлое будущее моей любимой Родины - России, в возрождение её, как культурной державы, в которой законное право на жизнь и деятельность будут иметь культурные общественные организации, такие как общественный Музей имени Рериха при МЦР.
общественных организаций в сфере подлинной культуры и просвещения.
Как жаль, что многие делают выводы о творчестве Рерихов и деятельности музея по слухам, недобросовестным высказываниям, вместо того, чтобы прочитать книги самих Рерихов, посетить музей им. Н.К.Рериха в Москве, т.е. просто получить сведения из первых рук. Замечательно, что есть неравнодушные люди, которые защищают правду, обращаются к власти со своим мнением о важных вопросах нашей жизни, как в случае с трудностями музея им. Н.К.Рериха.
Аверин Николай Фёдорович. Тула
22 апреля в Верховном суде Российской Федерации на очередном судебном заседании по делу о правах на картины Святослава и Николая Рерихов, инициированному Международным центром Рерихов, был рассмотрен процессуальный вопрос о непривлечении к участию в деле Государственного музея искусства народов Востока.
Напомним, что в 2011 году Хамовнический районный суд города Москвы вынес решение о признании факта принятия Международным центром Рерихов наследства Святослава Рериха. В качестве принятого Международным центром Рерихов наследства суд указал в том числе и 282 картины Рерихов, включенные в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации и более 20 лет хранящиеся в Государственном музее искусства народов Востока. При этом дело было рассмотрено без извещения и без привлечения к участию в деле самого владельца картин — Музея Востока.
Музей Востока обратился в Московский городской суд с апелляционной жалобой на упомянутое решение, однако суд оставил эту жалобу без рассмотрения. Не согласившись с такой позицией, Музей Востока и Минкультуры России обратились в вышестоящую инстанцию — в Верховный суд Российской Федерации. Выслушав аргументы сторон, Верховный суд согласился с тем, что дело не может быть рассмотрено без привлечения к нему владельца картин — Музея Востока. Своим определением Верховный суд отменил определение Московского городского суда об оставлении апелляционной жалобы Музея Востока без рассмотрения и отправил дело в Московский городской суд для рассмотрения апелляционной жалобы Музея Востока по существу.
Рерихи,поистине, были и остаются настоящими патриотами своей любимой Родины.
А Родина, в лице чиновников всех уровней и мастей, пытается поступить с наследием этой великой семьи, как злая мачеха. Хочется напомнить им всем сказку о золотой антилопе.... Бойтесь остаться у разбитых черепков!
Общественный Музей имени Н.К.Рериха в Москве при МЦР - это ОЧАГ КУЛЬТУРЫ. Без него обеднеет Москва, да и сама Россия потеряет статус культурной державы.
Нашему правительству следует приложить все силы для того, чтобы общественный Музей имени Н.К.Рериха, оставаясь в статусе общественного,как завещал младщий сын Рерихов знаменитый художник Святослав Николаевич Рерих, достойно продолжил свою деятельность на ниве Культуры.
Рерихи были глубоко верующими людьми, вера их основана на знании и разве смог бы Николай Константинович без веры и любви написать картины о Преподобном Сергии Радонежском?
А вам, Анненко,Культуры не хватает. В вашем лексиконе, видимо нет добрых слов, одна тьма исходит от вас.
Н.К.Рерих