Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Летчики Ту-154 жили еще 2 минуты 13 секунд после взрыва

Летчики Ту-154 жили еще 2 минуты 13 секунд после взрыва

17.09.2004

Министр транспорта России Игорь Левитин огласил предварительные итоги расследования авиакатастроф Ту-134 и Ту-154 24 августа 2004 года. Госкомиссия пришла к выводу, что причиной гибели обоих лайнеров явилось «разрушение конструкции самолетов в полете в результате воздействия зарядов взрывчатых веществ в пассажирских салонах». Речевой самописец на самолете фиксировал переговоры экипажа и остальные звуки в кабине еще в течение 2 минут 13 секунд после взрыва.

Эпицентры взрывов находились с правой стороны, на Ту-154 - в районе 25-го ряда кресел, а на Ту-134 - в районе 19-го ряда. Оба самолета были загружены примерно на треть. Обычно пассажиры в таком случае рассаживаются в салоне сами и стараются занять места как можно ближе к носовой части, где меньше ощущаются «воздушные ямы». Поэтому не исключено, что подозреваемые в совершении взрывов чеченки могли оказаться единственными в своих рядах. Так что никто из других пассажиров не видел, как они собрали или приводили в действие взрывные устройства.

После взрывов в течение секунды произошла полная разгерметизация салонов, сообщил министр транспорта. Затем практически сразу у лайнеров отделились хвостовые части. А остальные разрушились следом из-за перегрузок в неконтролируемом полете. Все «черные ящики» на Ту-134 и те, что фиксировали параметры полета на Ту-154, прекратили свою работу через 2 - 3 секунды после взрывов из-за обесточивания бортовой сети. И лишь речевой самописец на Ту-154 фиксировал переговоры экипажа и остальные звуки в кабине в течение 2 минут 13 секунд благодаря аварийным источникам питания. В 22:53:10,6 на нем зафиксировался звук взрыва. Затем - шумы в кабине, видимо, от падения предметов и тел, и стон. Вероятно, около минуты члены экипажа или находились в шоке, или без сознания. В 22:54:10,6 звучит первая фраза: «Э... Прощайте...» Летчики поняли, что погибнут. Потом - констатация произошедшего: «Разгерметизация... Штурвал от себя... (это команда начала снижения, которое необходимо совершить по инструкции при разгерметизации салона. - Прим. авт.) Надеть... (неразб.)». Видимо, командир отдал команду надеть кислородные маски. После этого звучат ругань и вскрики, из которых можно разобрать лишь фразы «Что случилось?» и «Высота...». В 22:55:23 ящик прекратил свою работу - очевидно, при столкновении с землей. Не исключено, что при дополнительном изучении записи будут расшифрованы еще какие-нибудь слова и фразы.

Большинство пассажиров, находившихся на борту, погибли сразу из-за резкого перепада давления, произошедшего при разгерметизации салона. А вот экипаж или кто-то из его членов был жив до самого столкновения с землей.



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.