Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 августа 2019
«Звучи, божественный глагол…»

«Звучи, божественный глагол…»

Аншлаг на Пушкинском вечере в ЦДЛ
Андрей Воронцов
19.02.2013
«Звучи, божественный глагол…»

Из года в год на годовщину гибели Александра Сергеевича Пушкина Бюро пропаганды художественной литературы при Союзе писателей России проводит творческие вечера в Большом зале Центрального дома литераторов. Всегда на них приходит большое количество народу, но столько людей, как 10 февраля сего года, я не видел давно.

В немаленьком вестибюле ЦДЛ – непривычное море голов. Люди стоят плотной массой, буквально плечом к плечу. Очереди в гардеробы начинаются прямо у входных дверей. До начала еще 20 минут, а уже негде яблоку упасть. Организаторы откровенно растеряны: они не ожидали, что в воскресный день, когда все заняты домашними делами, нахлынет «на Пушкина» столько зрителей. Сообразив, что я не успею, если буду стоять за номерком (а мне выступать первым), снимаю куртку и с ней под мышкой не без труда пробираюсь на второй этаж. В фойе перед Большим залом тоже давка, а зал, между тем уже полон! Люди остаются стоять в проходах, в фойе второго и первого этажей, где налажена трансляция.

А ведь всё это происходит в почти чужом уже, можно сказать, городе! Выйди хоть на Большую Никитскую, хоть на Поварскую – и вот она, Москва «деловых людей» и воров в законе! Мы с ними здесь буквально лицом к лицу сталкиваемся: они вываливаются из джипов, направляясь на свои «стрелки» и «сходки», а мы идем от метро на литературные вечера и писательские мероприятия. Вот, пожалуйста, кафе «Старый фаэтон» рядом с ЦДЛ, принадлежавшее недавно убитому «деду Хасану», а немного дальше – ресторан «Каретный ряд», где его, собственно, и убили. Воскресная Москва в огнях шизоидной рекламы… А поди ж ты!

Думается, что в аншлаге 10 февраля – немалая заслуга Бюро пропаганды художественной литературы и Клуба писателей ЦДЛ. Уже много лет каждый вечер в День памяти и в День рождения Пушкина посвящается одному из его произведений – «Метели», «Руслану и Людмиле», «Пиковой даме», «Медному всаднику». Постоянные посетители ЦДЛ не только привыкли к этой прекрасной традиции, но и разнесли о ней слух по культурной Москве. А телевизионные дельцы по-прежнему нам твердят, что литературные некоммерческие программы якобы обречены на неуспех! Дескать, будьте довольны, что мы отмечаем юбилеи классиков на канале «Культура». Ведь могли бы и не отмечать! В самом деле – кто их за это накажет?

А люди уже «ногами» голосуют за «незрелищные» программы. Побывайте на концертах Кубанского казачьего хора, ансамбля русской песни «Россиянка». Такие же аншлаги!

И все меньше и меньше народу на концертах молодящихся «звезд шоу-бизнеса». Но почему-то не они отправлены на самые дальние задворки государственного ТВ, где им самое место, а русская культура.

Поэтому удивительно уместно прозвучало прочтенное в видеопрологе к вечеру стихотворение Анатолия Передреева:

Всё беззащитнее душа

В тисках расчётливого мира,

Что сотворил себе кумира

Из темной власти барыша.

Всё обнаженней его суть,

Его продажная основа,

Где стоит всё чего-нибудь,

Где ничего не стоит слово.

И всё дороже, всё слышней

В его бездушности преступной

Огромный мир души твоей,

Твой гордый голос неподкупный.

Звучи, божественный глагол,

В своём величье непреложный,

Сквозь океан ревущих волн

Всемирной пошлости безбожной...

Ты светлым гением своим

Возвысил душу человечью,

И мир идет к тебе навстречу,

Духовной жаждою томим.

Жанр пушкинских вечеров в ЦДЛ – «театр книги», то есть литературно-музыкальная композиция с художественными и музыкальными иллюстрациями. В этом году программа была посвящена 180-летию выхода в свет полного издания «Евгения Онегина».

Музыкальным редактором и исполнителем музыкального сопровождения программы (как и всех пушкинских программ) стала замечательная пианистка, заслуженная артистка России, доцент Московской консерватории Полина Федотова, тонко понимающая пушкинское слово и пушкинские образы. Читали пушкинские произведения тоже хорошо знакомые посетителям цэдээловских вечеров народный артист России Валентин Клементьев и артисты Лариса Савченко, Мария Пьянкова и Иван Голев, для которых творчество Пушкина – не просто очередная концертная работа, а тема жизни.

Открыла вечер организатор этого и предыдущего вечеров Алла Панкова, директор Бюро пропаганды художественной литературы. Она напомнила слова пушкиниста Валентина Непомнящего о том, что в «Евгении Онегине» Пушкина «закодирована судьба России», и ключом к нему является образ Татьяны, которая и воплотила в себе Евангельский идеал любви – той любви, что «долготерпит, милосердствует не ищет своего, не мыслит зла и все покрывает, всему верит, всему надеется и никогда не перестает». Оттого и стал «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», а в более широком смысле – литературной основой русского характера, русской идеи.

Свое выступление я пересказывать не буду, благо эссе на эту тему под названием «Таитесь вы под сению закона…» (Тайна гибели великих поэтов)» опубликовано в «Столетии» 6. 06. 2012 г., и интересующиеся читатели могут ознакомиться с ним в рубрике «Версия», не уходя, что называется, с сайта.

Далее зрителям было подарено изысканное литературно-музыкальное путешествие (чтение онегинских строф, исполнение арий из оперы Чайковского «Евгений Онегин») по всему, в сущности, пушкинскому роману.

Своеобразным погружением в ту эпоху, в мир героев романа стал сквозной видеопоказ, не просто дополняющий игру артистов, а создающий непередаваемую атмосферу литературного вечера.

Автор, режиссер и исполнитель видеомонтажа – Ирина Панкова, интересные сюжеты которой всегда и органично встроены в образный и музыкальный ряд композиции. В частности, она подготовила видеосюжет с выдающимся певцом, народным артистом СССР, легендарным исполнителем партии Ленского в постановке Большого театра Сергеем Лемешевым. Удивительно, но публика аплодировала кинопленке артиста, которого уже более полувека нет в живых.

Настоящим открытием для слушателей стало участие в постановке молодой, удивительно одаренной певицы – студентки пятого курса Московской консерватории и солистки «Новой оперы» Елизаветы Соиной. Ее исполнение «Письма Татьяны» и арии в финальной части оперы Чайковского отмечено не только вокалом высокого профессионального уровня, но и свободным глубоким владением материала и точным проникновением в характер пушкинской героини. Изящность и пластичность певицы гармонично сочетаются с уверенной и убедительной силой создаваемого ею образа. Солист Большого театра Игорь Матюхин чудесно спел арию Гремина и пушкинский романс «Если жизнь тебя обманет», включенный в композицию вместо арии Трике на балу у Лариных – как своеобразное предсказание Ленскому.

В финале вечера прозвучало «Размышление» Чайковского в ярком, волнующем исполнении юной скрипачки Софии Федотовой. Под эту волшебную русскую музыку на экране возникли лучшие портреты Пушкина разных лет, пушкинские места России, многочисленные издания его произведений, кабинет и письменный стол поэта, образы его героев, памятная стела на месте дуэли на Черной речке, слуга Никита, вносящий раненного Пушкина в дом, заснеженная дорога, ведущая к Святогорскому монастырю…

Вечер закончился, а люди всё не расходились и, уже одетые, толпились у входа, делились впечатлениями, увиденным и услышанным... Обидно, что такая трудная и серьезная работа была проведена для одного лишь вечера!

Ведь он имел благотворительный характер, билеты были бесплатными. Подготовлена замечательная музыкальная партитура, интереснейшие видеоматериалы, артисты «вжились» в текст... Такое надо было записывать на «цифру»… Неужели эту композицию никто больше не увидит? Жаль, очень жаль…

А еще запомнилась одна деталь в пересказе Аллы Панковой. Перед началом вечера она спросила у толпившихся возле ЦДЛ людей, на какое мероприятие они пришли, и ей ответили: «Пришли на вечер памяти нашего Пушкина». Так и сказали – «нашего Пушкина». 

P.S. По многочисленным просьбам зрителей организаторы решили повторить вечер. Он состоится 26 марта в 18.30 в Большом зале ЦДЛ.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.
godiva
02.04.2013 16:52
" Москва - почти чужой город..." Как больно и,увы, как верно...
Анна Ивановна
26.03.2013 6:35
Раньше бы такой вечер как минимум был бы в Колонном зале Дома Союзов и транслировался бы на всю страну...
На сегодня вечер -26 марта -телевизионщиков позвали? Разные ведь есть каналы.
Зигфрид
01.03.2013 13:29
Любовь, Россия, Солнце, Пушкин - могущественные слова!
галина
24.02.2013 15:58
к сожалению когда билеты в театры равноценны пенсиям или половине зарплаты то глотком культуры являются такие вечера.наши заевшиеся артисты имена каковых на слуху заслуженно имеют очень хорошие квартиры и очень хорошие машины.так неужели же они-русские артисты не могут хоть раз в год дать бесплатный спектакль.хоть вторым составом.
belfleur
23.02.2013 3:26
К сожалению, современная "культура" вся оккупирована! Им не до Пушкина - сегодня -вот Улицкую весь вечер показывали:)
Тамара
22.02.2013 20:39
Очень хочется побывать в атмосфере этого вечера и услышать нетленные строки великого поэта в прекрасном исполнении. Было здорово увидеть это на канале"Культура". Видно не сыскать спонсора на такое великолепие!!!
Ирина
21.02.2013 13:28
Хорошо бы записать вечер и хотя бы в интернет выложить!
это для молодежи надо
Алексеевский
21.02.2013 0:13
Ресторан "Старый фаэтон", где убили бандита, это бывшее помещение великолепного журнала "Дружба народов". А сдала помещение бандюганам организация МСПС (Международное сообщество писательских союзов, правопреемник Союза писателей СССР). Вот и делайте выводы, откуда здесь и почему бандитское гнездо. Кто фактически позволил ему существовать. Прежде чем пафосно возмущаться, назовите адрес упреков: сами писатели. Куда писатели смотрят, а?
Емельян Марков
20.02.2013 22:42
Есть мнение, что Пушкин слишком ориентировался на западные оригиналы, что надо было идти не пушкинским путем, а путем Баратынского. Баратынский, конечно, прекрасный поэт, но Пушкин не подражал античности, он дал нам нашу, русскую, античность с ее ясным взглядом на вещи. В Европе такой ясный, беспристрастный взгляд на мир был свойственен разве что той, древней, античности, гомеровской. Но Пушкин все еще очень близок к нам по времени, и в этом большое счастье и большая надежда. Спасибо за вечер!
нина
20.02.2013 13:51
Может канал Культура запишет этот вечер,чтобы страна посмотрела
Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.

Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».