Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 января 2021

Живы будем!..

Русский духовный театр «Глас» открыл 32-й театральный сезон
Валерий Панов
03.12.2020
Живы будем!..

Открытие прошло в приподнятой обстановке, несмотря на ограничения, введенные из-за ковида, вроде социальных дистанций и количества зрителей на спектаклях. Не сомневаюсь, что в иных условиях зал был бы переполнен, как и раньше в подобных торжественных случаях. И во время пресс-подхода (вместо обычной пресс-конференции) Никита Астахов, художественный руководитель театра, на вопрос о творческих планах с акцентом на каждом слове повторил несколько раз подряд: с утра до вечера говорить название спектакля «Живы будем…»!

Именно спектаклем «Живы будем – не помрём!» театр открыл сезон 2020—2021 гг., в чем видится вполне определенный символизм. Инсценировка рассказов В.М. Шукшина, созданная Никитой Астаховым и Татьяной Белевич, идет в театре уже 24 года. Ее полюбили зрители не только в России, но и в других странах.

В этот раз в зале присутствовали члены жюри Международного театрального форума «Золотой Витязь» — 2020. Директор форума Наталия Полукарова, говоря о Шукшине, отметила: «Каждый рассказ Василия Макаровича пронизан болью и покаянием… Когда мы смотрим воплощение его рассказов на сцене, наше сердце откликается, так как там все настоящее: настоящая боль, любовь к Родине, человеческие взаимоотношения…»

В «Гласе» вообще что ни спектакль — то открытие. И — откровение, когда душа наизнанку, а игра идет на пределе нервов.

Как отмечено на сайте театра, прозрением живой Вечной Истины наделен в спектакле «Живы будем – не помрём!» шукшинский герой — правнук гоголевских простодушных, но одухотворенных типов. Он проповедует возвращение к родной земле как к основе духовной жизни. «Шукшинский “чудизм” ныне обрёл государственное значение, — говорил писатель Сергей Залыгин, — в “чудиках” и есть наша спасительная сила». В спектакле Автор (Никита Астахов) говорит: «Есть на Руси один тип человека, в котором время, правда времени, вопиет так же неистово, как в гении. Человек этот — дурачок. Много их было: юродивые, странники не от мира сего…»

Василий Шукшин однажды так комментировал поведение своего героя в интервью по поводу фильма «Странные люди», снятого по его рассказу «Миль пардон, мадам!» (включенного в спектакль): «Я хотел сказать в этом фильме, что душа человеческая мечется и тоскует, если она не возликовала никогда, не вскрикнула в восторге, толкнув нас на подвиг, если не жила никогда полной жизнью, не любила, не горела». Критики полагали, что образ Броньки Пупкова раскрывает драму личности, о которой обычно говорят: «Нажил душу, но не нажил судьбы». Это как у Михаила Лермонтова, который в предисловии к «Герою нашего времени» написал: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...»

Никита Астахов, по сути дела, тоже творит на сцене историю душ человеческих. Да и Татьяна Белевич — в паре с ним: она — директор театра и актриса, он — художественный руководитель и артист. За роль Автора Астахов и роль Кандауровой Белевич награждены медалью В. Шукшина на Международном театральном фестивале «Светлые души», а также второй медалью им. В. Шукшина от Союза писателей России. Но в этот вечер спектакль получил свежее звучание, я бы даже позволил себе сказать, что он начал обретать второе дыхание: на сцену вышли новые исполнители. Роль матери, Марии Сергеевны, впервые исполнила Наталья Шеховцева, роль Кати, дочери Кандауровой, — Анна Хапкина, роль Ильичихи — Екатерина Лисовая. А для Дмитрия Алёшкина и Анастасии Бандурки участие в постановке стало первым.

А заканчивается спектакль крайне злободневными для нынешней России словами: «Мы душою не калеки, мы не общечеловеки. Мы в России главное — люди православные!..»

Для открытия сезона, который, что уже очевидно, будет проходить в сложных условиях, этот спектакль выбран явно не без намека. Его название вполне может быть девизом коллектива. В связи с чем хотелось бы напомнить некоторые вехи из истории театра, о чем знаю не понаслышке.

Татьяна Белевич со своим супругом Никитой Астаховым создали театр «Глас» в 1989 г., еще при советской власти. Можно только представить, каких усилий да и рисков это стоило. По словам Татьяны Георгиевны, «с первых дней театр открыто заявил о своей православной направленности, спектакли будоражили общественность, а театральная критика в то время атеистического государства делала вид, что театра не существует. Мы стали основателями направления современного русского православного театра, когда театр не лицедействует, а служит, обращает к вере, когда целью художника является служение Богу».

Премьера первого спектакля «Светлое Воскресение» состоялась 24 апреля 1989 года в храме Покрова Божьей Матери в Филях (тогда филиал музея Андрея Рублева). Со сцены звучали тексты Евангелия, отрывки из книги Иоанна Кологривова «Очерки по истории Русской Святости» и духовной прозы Николая Гоголя. Народный артист России Николай Бурляев, возглавивший позже форум «Золотой Витязь», сказал тогда: «Я был поражен тем, что вижу и слышу, впервые со сцены звучали Евангельские тексты. Это было не принято в те годы. Это был прорыв!».

«Глас» — первый театр в России, получивший благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И это – единственный православный театр на всем пространстве Русского мира, да и во всем остальном мире подобного театра нет.

Неустанными трудами Никита Астахов и Татьяна Белевич создали удивительно самобытный коллектив, театральную школу со своими «звездами» (не приглашенными) и неповторимым репертуаром, в который вошли бессмертные произведения А. Пушкина, Н. Гоголя, А. Островского, Ф. Достоевского, С. Есенина, других гениев России и уникальные пьесы-композиции, авторами которых являются создатели театра. Лейтмотивом всех спектаклей стали святые для каждого русского человека понятия — вера, честь, готовность к самопожертвованию, долг, любовь к Отечеству и родному очагу.

Только здесь можно увидеть спектакли «Светлое воскресение», «За Русь Святую», «Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Возвращение», «Это сам Христос-малютка», «Китеж», «Николай Рубцов», «Пасха на Вятских увалах», «Развязка Ревизора», «Спасибо деду за Победу», «Ванька, не зевай», «Живы будем — не помрем!», «Сказочный мир Чуковского», «Черная книга», «Корсунская легенда». Но творческая жизнь продолжается, и на декабрь запланирована премьера спектакля «Сказы из сундука. Петр и Феврония».

Как сообщают в театре, главный художественный образ этой истории — сундук, из которого с помощью рукоделия, ниток, клубков, тканей, зеркал создается увлекательное игровое полотно. В роли рассказчика выступит игрушечный зайчик, сотканный из лучиков света. Именно он изображается на многих иконах Петра и Февронии. Спектакль построен на игровом взаимодействии кукол и актеров. Зрители тоже в какой-то момент станут участниками действия. Спектакль, несомненно, станет интересным для семейного просмотра.

Художественный руководитель постановки — Кирилл Белевич. В его творческой копилке есть такие работы в театре, как «Женитьба Бальзаминова», «Сказка о золотом петушке», «Горящие письма», заслуженно получившие признание зрителей.

Кстати, когда во время пресс-подхода журналисты задали Татьяне Белевич вопрос о том, какой сегодня у театра зритель, она, улыбнувшись, по-доброму сказала: «Хороший».

Несколько лет тому назад священник Андрей Степанов отмечал: «Современное искусство губит души нашего молодого поколения, и если продолжать его популяризацию, то мы не будем иметь наследников, хранителей нашей культуры».

В этом году после долгих лет ожидания театру, наконец, предоставили более благоустроенное здание, чем прежнее. И приехавший на открытие сезона народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра, Герой Труда РФ Юрий Соломин пожелал, чтобы с новой сцены театра «Глас» звучало как можно больше классики, которая в последнее время стала забываться.

Юрий Соломин подарил руководителям уникальную книгу — недавно изданное Малым театром собрание всех пьес А.Н. Островского. И обратился к зрителям с такими словами: приходите сюда и расскажите своим близким и друзьям о театре «Глас». Мы искренне присоединяемся к его пожеланиям.


На фото: новое здание театра «Глас» и сцены из спектакля «Живы будем – не помрём!» (фото с официального сайта театра).

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
19.01.2021
Максим Столетов
О книге А. Тимофеева «Как русские научились воевать. Откровенные беседы с фронтовиками».
Фоторепортаж
20.01.2021
Подготовила Мария Максимова
О первой в мире инсталляции, размещенной в движущемся составе.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».