Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 июля 2018
Жегловым мог быть только Высоцкий…

Жегловым мог быть только Высоцкий…

40 лет назад начались съемки легендарного телесериала
Валерий Бурт
10.05.2018
Жегловым мог быть только Высоцкий…

Режиссер Станислав Говорухин снял фильм, который сметал людей с улиц и гнал к телевизорам. Это был не успех – триумф! Но сначала братья Аркадий и Георгий Вайнеры написали детектив «Эра милосердия», в основу которого легли два уголовных дела…

В первом фигурировали жестокие и долго неуловимые бандиты, которые орудовали в подмосковном Красногорске. Но с ними, разумеется, покончили.

Во второе дело угодил вполне благообразный человек кандидат медицинских наук Евгений Миркин, обвинявшийся в убийстве жены. Однако сотрудники знаменитого МУРа докопались до истины и выявили настоящих убийц. Они буквально сорвали Миркина с эшафота – ему грозила смертная казнь…

Братья Вайнеры подарили книгу Владимиру Высоцкому. Тот прочитал ее на одном дыхании и был в восторге. Впрочем, есть другая версия: Высоцкий уезжал в «Парижск» (так он называл Париж) и вручил подаренную книгу своему другу Говорухину. Тот прочитал и – цитирую самого Станислава Сергеевича: «Обалдел! Когда Володя приехал, я сказал ему: «Роман действительно классный, и роль потрясающая. Ты ничего похожего еще не играл, представляю, как ты это сделаешь...». 

Они поехали к Вайнерам. Гостей встретили два добродушных полных человека, любители поговорить, посидеть за столом. Как свидетельствует Говорухин, «наши представления о фильме не расходились – и в общих чертах договорились о совместной работе».

Однако братья Вайнеры отнюдь не были уверены в успехе предприятия. И поначалу их фамилии даже не было в титрах. Известные писатели, великие стратеги, но на сей раз чутье их подвело. Вот уж иллюстрация к таинственной и непредсказуемой природе успеха!..

Да и Высоцкий, очень хотевший сниматься в фильме, вдруг 10 мая 1978 года, в первый день съемок, пришел в Говорухину отказываться от роли: «Чувствую, что мне немного осталось, успеть бы еще что-то написать». И Марина Влади, оказавшаяся рядом, то есть в Одессе, туда же: «Отпусти Володю, снимай другого артиста». И – в слезы.

Но Говорухин звездную пару уговорил. К счастью...

Между прочим на роль Глеба Жеглова пробовались и другие актеры. Хорошие, известные: Николай Губенко, Сергей Шакуров и другие. Но сыграл все же Высоцкий.

Ему хотелось проявить себя в картине и в качестве поэта, певца. Но в фильме он лишь однажды садится за пианино и напевает романс Вертинского: «Вы, кажется, потом любили португальца, а может быть, потом с малайцем вы ушли…».

Мог ли знать простой капитан милиции мелодию эмигранта? Вполне. Вертинский вернулся в СССР в ноябре 1943 года. Давал много концертов, в том числе на фронте. Во время войны его напевы – о любви, разлуке, жизни и смерти – находили отклик у людей, тосковавших по мирной жизни.

Высоцкий предлагал Говорухину свои мелодии для фильма. Но тот сразу отказался от песен. Думается, Говорухин не видел в оперативнике – жестком, бескомпромиссном – лирика. Нота, исторгнутая правдивым Высоцким, могла прозвучать фальшиво.

Зато Говорухин давал другу «порулить». Когда уехал по делам, Высоцкий руководил процессом. Режиссер это подтверждал: «Все, что он тогда наснимал, – все вошло в картину». Это опознание Фокса и допрос Груздева. Высоцкий придумал и ряд значимых деталей, придавших фильму остроту и колорит.

Когда Говорухин вернулся, артисты облегченно вздохнули. И – почти хором возопили: «Он нас измучил!» Дело в том, что Высоцкий был чересчур требователен, в нем клокотали идеи, которые он тут же изливал на изнуренные головы членов съемочной группы. Исполнители были вне себя от его бесконечных пересъемок, дополнений, исправлений сценария. А главное, никто не опаздывал на съемки, не приходил «подшофе». В Высоцком, как в руководителе, прекрасно уживались творец и диктатор.

Говорухин вспоминал о нем, что «он, несущийся на своих конях к краю пропасти, не имел права терять ни минуты». Емко и точно сказано!

Высоцкий в фильме предстал во всем блеске. Однако его что-то терзало. Вполне вероятно, он хотел сделать роль еще более рельефной, насыщенной. И – по своему, а не по говорухинскому замыслу!

Но режиссер сдерживал бурлящую энергию друга, ибо их замыслы нередко разнились. Творцы же и самолюбивы, и гневливы. Да и упрямы, в конце концов.

Известно, что на съемках не обходилось без ссор. Так, у Владимира Конкина, исполнителя роли Владимира Шарапова, не сложились отношения с партнером: «Высоцкий давит как танк, тянет одеяло на себя…» Он даже хотел уехать со съемок, да Виктор Павлов, исполнитель роли Левченко, однополчанина Шарапова, попавшего в банду «Черная кошка», отговорил.  

Впрочем, и другие члены киногруппы Конкина не жаловали. «То, что я сыграл Шарапова – это, прежде всего, заслуга Станислава Сергеевича Говорухина, – вспоминал он сам. Все остальные были категорически против моего участия в картине, но Говорухин меня отстоял». 

Кухня актерская – сродни коммунальной. Столько же характеров, мнений, взглядов. Все амбициозны, пристрастны. И нередко завистливы. Вспыхивают ссоры, а порой и скандалы…

Но вернемся к Высоцкому. Он не пришел на запись «Кинопанорамы» в начале 1980-го, своего последнего года жизни. Сюжет был посвящен фильму «Место встречи изменить нельзя». Владимир Конкин – исполнитель роли Шарапова – явился, Говорухин – тоже. С ними беседовал ведущий передачи – режиссер Эльдар Рязанов.

Почему же не пришел Высоцкий? Был занят? Находился в отъезде? Или не хотел, чтобы из него тянули душу?

«По поводу картины «Место встречи изменить нельзя» я не буду давать интервью, говорил Высоцкий на одном из концертов. И не потому, что мне нечего сказать, не выманите, не выудите, я ушлый человек». Он посетовал, что «журналисты всегда натягивают, перевирают». И пообещал, что «вы не прочтете ни одной строчки о моем отношении к Жеглову. Все видно по тому, как я его сыграл. Я свое дело сделал, а оценивать - дело не мое, а ваше и критиков».

В общем, думайте что хотите.

Высоцкий хотел, чтобы у сериала было продолжение. Без сомнения, он хотел снимать его сам. Даже придумал начало.

Друг детства Высоцкого, «двоюродный Володькин брат», Анатолий Утевский в своей книге «На Большом Каретном…» вспоминал содержание сюжета: «Представим себе снежную зиму. Наше время. Кого-то хоронят. Старики медленно идут к выходу. Один случайно оступился и смахнул снег с маленького обелиска. На фаянсовом овале мой портрет во френче со стоячим воротником. (Высоцкий выкатил глаза, изображая себя на фотографии.) Надпись: «Капитан Жеглов. Погиб при исполнении служебных обязанностей». Старики тихо беседуют между собой: кто такой капитан Жеглов? Никто не помнит…».

Братья Вайнеры написали продолжение сериала. Но Говорухин отказался. Высоцкий в то время был еще жив. Потом идея отпала сама собой – Жегловым мог быть только Высоцкий…

Фильм «Место встречи изменить нельзя» – кинопамятник Высоцкому. Хотя это не последняя его картина, а предпоследняя. Последняя – «Маленькие трагедии». Увы, впереди была большая трагедия.         

Когда говорят о фильме «Место встречи изменить нельзя», половину, а то и больше места занимает фигура Высоцкого. Это – правильно. Но и не совсем. Ведь в картине – целое созвездие замечательных актеров. Это и им, славным творцам, памятник. Добрым словом следует почтить ушедших Александра Белявского, Зиновия Гердта, Александра Абдулова, Евгения Шутова, Виктора Павлова, Евгения Евстигнеева, Веру Заклунную, Всеволода Абдулова.

Помянем и Олега Савосина, исполнившего роль одноглазого бандита Тягунова. Когда еще отыщется повод вспомнить этого незаурядного человека! Он был преподавателем графики училища имени Баумана. В кино пришел случайно, но не случайно в нем задержался. Олег Иванович играл – и весьма достоверно! - жестоких бандюг, в жизни же был милым, добрым человеком. Выступал и в амплуа каскадера, не раз совершал головокружительные и опасные трюки.

Благодарное слово – здравствующим ныне актерам: Владимиру Конкину, Сергею Юрскому, Армену Джигарханяну, Наталье Фатеевой, Ларисе Удовиченко, Станиславу Садальскому, Ивану Бортнику, Леониду Куравлеву, Светлане Светличной. Одни задерживались на экране надолго, иные, мелькнув, исчезали. Но – оставляли яркий след…

Этот фильм – еще один монумент: нашей прежней жизни, где были честные милиционеры, почитавшие долг, радужные надежды, надежда на грядущее милосердие и стойкая уверенность в том, что воры и убийцы непременно будут сидеть в тюрьме.

«Место встречи…» еще долго будут смотреть те, кто полюбил сериал 40 назад, когда ленту впервые показали по телевидению. Как те старики, что встречаешь порой в больнице. Смотрит он любимый сериал, и по его морщинистым щекам текут слезы. А в дверь просовывается медсестра: «Вам пора на процедуры».

Старик отмахивается: «Подожди. Досмотрю, пока Горбатого возьмут». Он смотрел фильм четыреста или пятьсот раз, но все равно опасается, что бандиты разорвут милицейский кордон, убьют Шарапова, Жеглова. И ускользнут, затаятся на какой-нибудь «малине» в Сокольниках или Перове…

Но Горбатого и дружков в очередной раз возьмут. И Жеглов снова истошно закричит: «А теперь Горбатый! Я сказал – Горбатый!»…

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.
Ольга
22.05.2018 15:03
Высоцкий замечательный поэт, актёр, музыкант...
Но не надо из него делать Пушкина ...
Я думаю, сам Вл. Cем. не стал бы исполнять многих своих нужных для своего времени песен.
Игорь_
13.05.2018 17:51
Смерч: "Читал книгу, по которой поставлен фильм, "Эра милосердия".... В фильме все поставили с ног на голову, выпятив Высоцкого, он всегда мне не нравился, потому что корчил из себя "шишку на ровном месте". "

Авторы сценария - всё те же братья Вайнеры, которые писали и роман. Они же в сценарии к фильму адаптировали Жеглова под Высоцкого, на что имели полное право. Поэтому и претензии к ним, как к соавторам фильма, авторам сценария.

бывший: "Высоцкий ни грамма не похож на прототип главного героя..."
И что из этого? Почему в художественном фильме герой должен быть обязательно похож на прототипа? Тогда те же претензии надо предъявлять к членам банды Митина, дело которой легло в основу фильма.
Копия из Википедии:
"В банду в общей сложности входили 11 человек, большинство из них проживали в подмосковном Красногорске[2]. Её главарём был Иван Митин, 1927 года рождения, мастер смены оборонного завода № 34. На момент ликвидации банды Митин был представлен к ордену Трудового Красного Знамени. Восемь из 11 членов банды были работниками оборонного завода КМЗ, двое — курсанты военных училищ. Для планирования и совершения налётов в банду был привлечён некий Пётр Болотов, бывший гораздо старше сообщников, стахановец оборонного завода № 500, член ВКП(б). В банду был привлечён также студент Московского авиационного института Вячеслав Лукин, отличник, спортсмен и комсомольский активист. "

Давайте тогда требовать, чтобы в этом фильме члены банды были стахановцами, комсомольцами, активистами - лучшими людьми страны, а не уголовниками.
Вообще-то претензия более чем странная. Это же не документальный фильм. Ну, взяли что-то за основу, перелопатили, адаптировали под актёров сами же авторы... Какие могут быть претензии?

Другое дело, если кому не нравится конкретный актёр - это бывает. Но называть Высоцкого "шишкой на ровном месте" - это явный перебор. Но Смерч имеет право на своё мнение. Мало ли кто кого не любит?
Андрей Силин
13.05.2018 15:01
Друзья, вы о чем? Высоцкий слабый актер? Да Бог с вами, не говорите глупостей. Актер, признанный во всем мире. лучший исполнитель Гамлета, прима таганского театра. На спектакли с его участием невозможно было попасть.
Этот человек, который был в состоянии сыграть, кого угодно.
Талантище!
Да, как поэт и певец он уступает себе самому, как актеру. Но все равно он выше, выше очень многих!
Мир
11.05.2018 22:55
Ещё Высоцкий пел про таких, как Николос и Смерч: "...скисли душами, опрыщавели..."
ort- николос
11.05.2018 13:16
Николос 10.05.2018 20:25 Не соглашусь с Игорем в части касаемой Высоцкого. Актёр слабый, а как автор и исполнитель своих песен - бесподобен, особенно проявилось это в душные советские времена////
-------------------------------------------------------------

Этот "слабый актёр" сыграл "в душные советские времена" примерно в 30 советских фильмах за 20 лет и обеспечил им хороший прокат и сбор.
Работал в московском "театре на Таганке" ( а не в "Тьму-Таракани") и пел свои песни во многих московских концертных залах. Причём финансированием постановок к- фильмов, спектаклей и арендой концертных залов "в душные советские времена" занималось министерство культуры..... а не Высоцкий.

Большой талант , кроме того, разумно раскрученный "в душные советские времена". Если бы его не желали пускать на публику- то и не пустили бы.
Вам это не приходило в голову ? Нет ?
Совсем , значит вам мозги-то отбили нынешней пропагандой, сочувствую.
Вы стало быть "тоже пострадавшие, а значит- обрусевшие", как пел Высоцкий.

А вот исполнитель он, со своим не очень благозвучным голосом, как будто вечно болеющий ангиной - весьма слабый. Далеко не Карузо.
НО ИМЕННО, КАК АКТЁР, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ ПЕСНЮ- БЕСПОДОБЕН !
ОК
11.05.2018 11:06
Ну да, сейчас воздух свеж! Светлаков и Нагиев супер актеры.
Геннадий Букингемский
11.05.2018 9:32
Конечно, харизма Высоцкого сделала этот фильм шедевральным, тут и спорить нечего.
Петровна
11.05.2018 6:42
Шакуров в этой роли был бы гораздо убедительнее. А Высоцкий актер средненький, хотя харизма и зашкаливает. А вот как бардовский исполнитель, Высоцкий - это ураган, это шквал чувств и эмоций.
"Смерч"
11.05.2018 6:40
Читал книгу, по которой поставлен фильм, "Эра милосердия". Конкин в роли Шарапова - пустое место, размазня, потому что по книге Шарапов фронтовой разведчик, командир разведроты, боевой офицер, Жеглов рядом с ним просто ментовская шавка, задравшая нос. В фильме все поставили с ног на голову, выпятив Высоцкого, он всегда мне не нравился, потому что корчил из себя "шишку на ровном месте". По книге, Шарапов ушел от Жеглова, послав его подальше с его методами работы, потому что Шарапов был личностью, в отличие от того, что показал Конкин.
бывший
11.05.2018 5:25
Высоцкий ни грамма не похож на прототип главного героя МУРа- Арапова!В жизни,Арапов был совсем другим,именно он и был заслан в разрабатываемую банду!
Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.

Эксклюзив
03.07.2018
Людмила Рябиченко
Зачем нас массово понуждают к передаче личных данных в руки транснационального капитала.
Фоторепортаж
11.07.2018
Подготовил Олег Павлов
В России настало время футбольных чудес.