Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 января 2022
«Защищая отчий край — страну родную…»

«Защищая отчий край — страну родную…»

О новой книге поэта и публициста, автора «Столетия» Станислава Минакова
Александр Пожарский
29.10.2021
«Защищая отчий край — страну родную…»

В книгу «“Горит свечи огарочек…” Великая Победа в отечественном искусстве» (Белгород, «Издательство Сангалова К.Ю.», 2021) поэт и публицист Станислав Минаков, член Союза писателей России, лауреат международных литературных и журналистских премий, собрал свои эссе, статьи разных лет, посвященные военной теме в русской советской поэзии, прозе и песне, а также кинематографе.

Эти произведения опубликованы с 2005 по 2020 г. в сборниках, журналах и альманахах разных стран, а также на сайтах «Столетие», «Одна Родина», частично прочитаны — в разные годы — в качестве докладов на Международных конгрессах Фонда Достоевского «Русская словесность в мировом культурном контексте» (Москва) и лекций в Белгородском государственном литературном музее, Белгородском государственном технологическом университете им. В. Шухова, других учебных заведениях Белгорода.

Издание в существенно дополненном и переработанном виде продолжает книгу С. Минакова «Когда мы были на войне…» (Санкт-Петербург, «Алетейя», 2019).

Новая 436-страничная книга завершается актуальными, связующими эпохи статьями «Семеновка, ожог земли донецкой, на совести моей рубцом легла» (о книге, посвященной жителям и защитникам Новороссии) и «О весне крымской и войне донбасской».

Это третья книга Минакова, выпущенная в свет Белгородом. Прежде в издательстве «Константа» вышли две — «У ограды Бела града» (2013) и «Райские отсветы в земных сумерках» (2017). Последняя в расширенном виде и формате издана в Санкт-Петербурге в 2020 г.

Героями книги стали художники (и их произведения) фронтового поколения — поэты Арсений Тарковский, Михаил Исаковский, Павел Шубин, Давид Самойлов, Ярослав Смеляков, Борис Чичибабин, Борис Слуцкий, Семен Гудзенко, Михаил Кульчицкий, Юрий Левитанский, Григорий Поженян, Алексей Фатьянов, Вероника Тушнова, Михаил Матусовский, Расул Гамзатов; прозаики Василь Быков, Константин Воробьев, Евгений Носов, Владимир Богомолов, Иван Стаднюк, Вера Панова; кинематографисты Станислав Ростоцкий, Петр Тодоровский, Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай, Иван Лапиков, Вячеслав Тихонов, Леонид Быков, Павел Луспекаев, Людмила Гурченко.

В частности, самый объемный раздел, посвященный поэзии, включает развернутое исследование о шедевре Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату». Размышляя об образе снегиря в русской поэтической традиции, в эссе «Что ты заводишь песню военну…» автор оттолкнулся от знаменитого сочинения Гавриила Державина 1800 года, перекинув мост к поэтам-фронтовикам ХХ века Алексею Суркову, Михаилу Дудину, Семену Липкину, а также к Иосифу Бродскому и другим нашим стихотворцам-современникам. Как ни просит «снигиря» (так у Державина) лирический герой не петь ему военную песню, увы, «не окончен еще разговор». И во всякой песне, начатой в России, непременно от снегиря в запеве — допоемся в припеве до темы военной...

Особым светом преломляются трагические годы Великой Отечественной в лирических песнях, ставших нашим сущностнообразующим, духовным кодом. Эти сочинения следует, несомненно, считать песнями Победы, поскольку они и вели наш народ к Великой Победе, и говорили о ее цене и значимости спустя годы, порой десятилетия.

Плодотворным и высоким было содружество композиторов и поэтов в годы Великой Отечественной войны. Самые пронзительные стихи и песни о войне написаны, конечно, фронтовиками, воинами — исторически говоря, ратниками, ратоборцами. Они стали великим и трагическим, бессмертным достижением русского духа, когда «Долматовский с Блантером приблизились к Пушкину и Глинке».

Эти советские песни — и военные, и послевоенные — очень характеристичны в своем несокрушимом, героическом объединительном пафосе, даже если кто-то пожелает отбросить «политическую составляющую» — эпитет «советский» и т.д. Нам теперь говорят, что тяжелые были времена. Однако великие песни написаны именно в те годы; и лучшие, а порой великие фильмы были сняты именно в советское время.

Кто-то скептически ухмыльнется и на счет «дружбы народов» в СССР, однако и воевали народы большой советской империи вместе, и умирали вместе, и вместе поднимали хозяйство, и песни сочиняли вместе. И для многих они неотделимы от личностей исполнителей, от их голосов, запечатлевшихся на небесных мелических скрижалях нашей огромной Родины. Потому в книгу «Горит свечи огарочек…» автором включены также статьи о композиторах Матвее Блантере, Марке Фрадкине, Евгении Жарковском, Василии Соловьёве-Седом, Яне Френкеле, Александре Пахмутовой, певцах Владимире Бунчикове и Георге Отсе. С их именами связаны десятки военных и других лирических шедевров, хранимых и любовно исполняемых нашим народом. Кто-то тщится отменить, но они неотменимы — свет и надежда, подаренные народу в песенной — мелической и словесной — красоте.

Они и поются по сей день, являясь и сердечным достоянием людей, и общенациональной культурной ценностью. Отними их теперь у нас, и мы станем другим народом. И во многом, к сожалению, уже становимся, напичканные за последние четверть века подменами, эрзацами, чужими, чуждыми «ценностями».

Незабываемы, скажем, а то и по сей день актуальны, слова и мотив песни В. Соловьева-Седого и Александра Чуркина «Вечер на рейде» (1942):

Споемте, друзья, ведь завтра в поход.
Уйдем в предрассветный туман.
Споем веселей, пусть нам подпоет
Седой боевой капитан…

В предисловии автор книги высказывается так: «В годы столетия Второй русской смуты следует принципиально отрефлексировать очень важный момент отечественного бытия, поскольку он и сегодня является камнем преткновенным, поводом для раздора.

Я стою на той позиции, что советский период русской истории был провиденциальным, необходимым для нашего вразумления попущением Божиим, и в советской эпохе, несмотря на морок, наличествуют — хоть далеко не всегда прямо выраженные — следы присутствия Духа Святого.

Итак: и в страшном русском ХХ веке были носители сакрального знания (подчас интуитивного, неназванного, безотчётного), деятельность, творчество которых позволило нам сохранить фундаментальные русские ценности даже в тех условиях, которые подчас были направлены на разрушение и уничтожение всего русского. Они сумели выполнить Поручение Божией красоты, гармонии, страдания и сострадания, стали одним из тех сердечных каналов, по которым передавался следующим поколениям русский духовный код, не угасший даже в период безбожия. И с той Священной Великой Отечественной войной мы вслед за нашими художниками возвращались к себе самим, к отчей вере».

И звучали важные, правые слова, как, например, в песне М. Блантера на стихи А. Коваленкова «Солнце скрылось за горою» (1948):

Они жизни не щадили,
Защищая отчий край — страну родную;
Одолели, победили
Всех врагов в боях за Родину святую.

Не осталась вне книги и статья о марше Василия Агапкина «Прощание славянки». Сегодня вряд ли найдется русский человек, который не взволновался бы при звуках этого марша, за век тоже вросшего в наш национальный ген, ставшего его сущностной составляющей, неотделимой от истории Отечества, пронизавшего все наши войны, и Великую Отечественную тоже. Так пелось уже в середине минувшего века: «Он Москву отстоял в сорок первом, / В сорок пятом шагал на Берлин, / Он с солдатом прошел до Победы / По дорогам нелегких годин». У русского человека всякий раз при звуках этого марша возникает чувство личной причастности ко всему вокруг и чувство бессмертия.

Как справедливо указывают исследователи, «мелодия марша “Прощание славянки” сочетает в себе живительную веру в будущую победу и осознание горечи неминуемых потерь от грядущих сражений».

Сердце, «объятое» этим маршем, не только скорбит, но и поет от восторга, устремляясь за собственные пределы.

Не мог автор не рассказать и о своей землячке — народной артистке СССР Людмиле Гурченко, которая, как и его отец, провела детские годы в оккупированном Харькове. Наши кинозрители, влюбившиеся в Гурченко молодую и порхавшую, окончательно сердцами прикипели к ней после ее глубоких драматических ролей, сыгранных в отечественных киношедеврах «Пять вечеров», «Двадцать дней без войны» и других.

Или о Павле Луспекаеве, оставшемся в памяти миллионов отечественных зрителей таможенником Верещагиным из популярной киноленты «Белое солнце пустыни». Мало кто знает, что замечательный актер умер от «критической ишемии нижних конечностей». Атеросклероз поразил сначала сосуды его ног, в «Белом солнце пустыни» Луспекаев снимался уже инвалидом — в конце 1960-х ему наполовину ампутировали ступни. Это было следствием обморожений и ранений — выпускник Луганского ремесленного училища Павел Луспекаев с пятнадцати лет был разведчиком-партизаном, в одном из рейдов ему пришлось четыре часа пролежать в снегу.

Всегда важна не только точка зрения, но и точка взгляда, то есть именно откуда пишущий или говорящий глядит на предмет, и на писаниях этой книги не могло не сказаться географическое положение автора — Южная Русь, Новороссия, Слобожанщина, Харьков, Белгород.

Обитание на территории, в последние три десятилетия подвергшейся новой вражеской атаке, приведшей к помрачению многих умов и душ, побуждало автора, по его признанию, к высказыванию, во многом поперечному навязанной врагом действительности, к поиску мотивов объединительных — для памяти, культуры Русского Mира, временно пребывающего в расчленении.

Потому уместно и органично автор заключил эту книгу рассказом о двух московских поэтических изданиях, посвященных войне на Донбассе, — сборниках «Ожог» (2015) и «Я — израненная земля» (2017), в которых переплетены та Великая война, как оказалось, не законченная, и нынешняя, развязанная врагом на Украине в 2014 г. Составитель второго сборника писатель Захар Прилепин утверждает: «Получилось очень весомо и убедительно. Я сам не верил, что за три года создана мощнейшая крымско-донбасская тема в русской поэзии. Это сразу вывело её в один ряд с поэзией Великой Отечественной и Гражданской войн. Русская поэзия вписала эти события в национальную культуру навеки». И еще: «Стихи о Донбассе стали не только частью классической русской литературы, но и внесли эти события в контекст русской истории. Это пронзительное, сильное, душевное и трагическое соединение донбасских реалий и Русской весны. Стихи, собранные в книге, — это самые точные и верные слова, которые можно сказать о событиях в Донбассе».

Великая война, увы, не окончена и спустя 75 лет.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.
Ирина
30.10.2021 22:28
Поздравляем автора книги!
Валентина Майстренко
30.10.2021 22:13
Как же все это нужно всему народу! Но его так обложили, что не доходят до жителей "страны огромной" ни его песни, ни такие целебные строки и книги.
Ирина Карпенко-Савина
30.10.2021 22:11
Читаю, переживаю, удивляюсь.
И. Е.
30.10.2021 19:14
Дело, конечно, не в лауреатских званиях, премиях и наградах, а — в ИНТОНАЦИИ, выразившей любовь Минакова к Родине в любой её исторической ипостаси, в том числе и советской, проклинаемой до сих пор нашими соотечественниками-"цивилизаторами», которым ТАКОЕ отношение к Родине недоступно, увы и ах… Им невдомёк, что  «Дух Божий веет идеже хощет», и советский строй Ему не указ. Минаков не из этой тусовки. И слава Богу!
Л, С.
30.10.2021 12:34
Поздравляю Станислава Минакова с окончанием такого значимого и значительного, талантливого произведения! Восхищаюсь знаниями, титаническим трудом, героическим духом автора! Желаю Станиславу Минакову дальнейших успехов в написании ещё многих произведений о русских, советских и постсоветских великих деятелях, имеющих огромное значение для воспитания у современной молодёжи гордости за нашу Родину и ее Великих людей. Спасибо Вам - Станислав Минаков, за ваш талант и труд.

Gennadiy Agafonoff
30.10.2021 11:28
Как точно и сильно: "Эти советские песни — и военные, и послевоенные — очень характеристичны в своем несокрушимом, героическом объединительном пафосе, даже если кто-то пожелает отбросить «политическую составляющую» — эпитет «советский» и т.д. Нам теперь говорят, что тяжелые были времена. Однако великие песни написаны именно в те годы; и лучшие, а порой великие фильмы были сняты именно в советское время".

Очевидец
29.10.2021 21:56
"Великая война, увы, не окончена и спустя 75 лет." увы и аминь
Ю.
29.10.2021 13:37
Поздравляю русского писателя с выходом новой книги.
На Украине сейчас об этом - только мечтать...
Юрий
29.10.2021 12:36
Поздравляю автора с покорением новой творческой вершины. За которой, не сомневаюсь, последуют новые открытия в поэзии и публицистике, и придёт к нему новая армия читателей. Вдохновения, творческих удач!
Валентина
29.10.2021 11:36
Многие из опубликованных в этой книге текстов я читала в интернете. Но очень радуюсь, что теперь могу читать эти материалы в книжном формате. Все изданные в Белгороде книги Станислава Минакова читаю и перечитываю с неослабевающим интересом.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.

Эксклюзив
24.01.2022
Наталья Корнильева
Записки очевидца. Полтава, 2014 г.
Фоторепортаж
18.01.2022
Подготовила Мария Максимова
В Государственном Эрмитаже открылась постоянная экспозиция «Галерея Петра Великого».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.