Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Заповедное кино

Заповедное кино

Послесловие к Международным форумам экологических фильмов «Золотой Витязь»
Галина Рыжова
27.02.2010
Заповедное кино

Удивительно, но даже при полном отсутствии «гламура» столичный Дом кино на Васильевской в февральские дни фестиваля был неизменно заполнен до отказа. Это ли не свидетельство - задет нерв общественной тревоги.

На показе конкурсной программы москвичи, замученные своей экологией, стояли в проходах и коридоре, сидели на подоконниках, привлеченные возможностью хоть глазком взглянуть на то, как живется нестоличной России. Позже выяснилось: так же, как и им. Ничего - ни о торговле оружием, ни о продаже предприятий, кредитах, подлогах, убийствах, газовых конфликтах и прочих “ужимках” так называемого “свободного рынка”, которыми изо дня в день пичкает нас наше родное ТВ в своих сериалах. Зато можно было воочию увидеть, чем живет народ, что его волнует. И московская интеллигенция потянулась к этому чистому роднику. В дни фестиваля страсти поутихли даже в самом Доме кино, которому “свободный рынок” вместо мирного когда-то сосуществования разных творческих направлений, течений, мировоззрений принес схватку группировок за помещения, здание, имущество...

Ощутимым ударом по психике стал просмотр фильма французских авторов Яна Артюса-Бертрана и Люка Бессона “Нome”. Лента потрясла не столько затраченной суммой (15 млн. долл., включая съемки из космоса), сколько недоступным прежде ракурсом земли - со стороны. Перед приготовившейся увидеть “красивую голубую планету” публикой предстал “ужастик” печальней придуманных. Причем самым ужасным было то, что пленка объективно фиксировала - ЧТО человечество сделало с ней - своим домом.

После депрессивного французского фильма в наших картинах из глубинки Россия предстала просто заповедником.

Некоторые ленты так и назывались “Святая Волга”, “Сад моей души”, “Зачарованные болота”, “Чуден Днепр”, “Лесная крепость”, “Бесконечная радость воды”.

В “Русском заповеднике” режиссера Валерия Тимощенко зрители увидели полузаброшенные небольшие деревеньки в средней полосе. На пригорке - храм, вокруг - поля, леса, речушки с бобрами, сомами, цаплями. И живут там тихо и дружно, в согласии с природой, а, стало быть, и с самим Творцом. Может, это и есть выход из цивилизационного тупика?

Увиденное настолько вдохновило аудиторию и жюри, что автору, заслужившему “Гран-при” первого фестиваля, доверили открывать второй.

Не напрасно МКФ “Золотой Витязь”, выводя проблему с биоэкономического на духовный уровень, проводит фестиваль под девизами “Экология души - спасение человечества”, “За нравственные идеалы, за возвышение души человека”.

Выйдя на новый уровень, документальное кино изменило свою суть и структуру. И теперь не зря принято на многих международных кинофестивалях. Созданное на документальной основе, оно сносит границы между искусством и жизнью, существуя в обоих измерениях сразу.

Так, обращаясь с материалом как свойственно искусству, документальное кино стало тяготеть к философско-художественным обобщениям. Фильм “Тетка” (Вениамин Тронин, Россия) - умная, тонкая работа, с огромной любовью к природе. Даже обычная собака в нем предстает мыслящим существом.

Жизнь вокруг оказывается круче любого вымысла, и документальное кино способно это отразить.

Подобный симбиоз искусства и жизни недоступен, к сожалению, пока ни литературе, ни театру, заплутавшим в трех соснах авангарда, постмодернизма и псевдореализма, подобно цыпленку, долбящему скорлупу формы изнутри, а выйти наружу - не получается.

Противовесом французскому реквиему по природе стала работа Василия Солкина с Дальнего Востока «Амурский тигр в третьем тысячелетии». Когда-то давным-давно ледник туда не дошел и потому природа края - роскошна. Сохранились растения, насекомые, бабочки, животные доледникового периода, так называемые эндемики. Публика с наслаждением следила за событиями, разворачивающимися в дальневосточной тайге, где действующими лицами были тигры, леопард, полозы и другие обитатели Уссурийского заповедника.

Дипломантом форума стала уникальная лента про харзу (куницу). Ее жизнь и приключения - погоня за белкой, лягушкой, охота на змею, падение с двухметрового водопада в ходе преследования - 55 минут держали зрителей в напряжении. Еще никогда не удавалось снять для кино этого дикого зверька, настолько он стремителен, ловок, осторожен. Однако авторы студии “Зов тайги” сделали это. Фильм о сохранении амурского тигра, о медведях, косулях и многих других зверях и птицах дальневосточной тайги показались - высшим пилотажем кинодокументалистики. Сколько сил (и лет!) понадобилось, чтобы понять повадки, образ жизни диких животных и запечатлеть все на пленке. Для этого надо быть не только режиссером, оператором, да просто смелым человеком, но и охотоведом, глубоко знающим жизнь лесного сообщества. Жаль, что наше ТВ лишает страну возможности увидеть такие классные образцы документального отечественного кино, цинично называя их “неформатом ” и демонстрируя только дорогостоящие ленты ВВС.

Ответы на самые злобные вопросы современности о нынешних взаимоотношениях человека и природы можно было найти в блоке белорусских фильмов. В их числе - щемящая лента о дружбе “Тропой волка” (реж. Игорь Бышнев). Егерь, пожалев, выкупил у охотников волчонка. Вырастил. Волк жил на свободе в заповеднике. Но у животных соблюдается нравственный закон: “Мать есть мать”. Даже повзрослев, волк воспринимал егеря как мать и приходил к нему поиграть, поласкаться - мощный дикий волчара выглядит в фильме трогательно. Однажды к нему в заповедник пришли две волчицы. Какое-то время он думал, что делать. Но не успел решить: заезжие охотники застрелили всех троих.

И, тем не менее, несколько фильмов, посвященных диким зверям, показали - при опасности те все равно ищут защиты у человека, будто чуя, что он их брат. Об этом фильм “Дорога любви” (реж. Бранко Станкович. Сербия). К единственному оставшемуся в монастыре монаху, вдруг пришел за спасением маленький щеночек волчицы: Сербия тогда подвергалась мощным натовским бомбардировкам, но оба, слава Богу, остались живы.

В отличие от героев другой сербской картины “Тихое исчезновение” Невены Кляич о жителях пригорода Нового Сада, которые умирают от рака после тех бомбардировок и никто им не помогает…

Блестящие фильмы привезли белорусские документалисты!

Многочисленные призы за их работы получал на сцене председатель Союза кинематографистов Беларуси Виктор Васильев. Например, за картину “Гости в хату” Михаила Ждановского о семьях (а их более сотни!), принимающих у себя дома экотуристов. Приезжают из Германии, Голландии, других стран, черпая в Белоруссии «чистую природную и человеческую энергию». От архимандрита Минского мы узнаем, что вода - это субстанция, соединяющая материальный мир и духовный (“Бесконечная радость воды” Олег Шкляревский), а из картины “Судьба зубра” о том, как в заповеднике Беловежская пуща, которому исполнилось 600 лет, восстановлена популяция зубра.

О нынешней жизни белорусского села поведал фильм “Земля” (реж. Сергей Катьер). Помнится, когда-то Ивана Пырьева за “лакировку действительности” в “Кубанских казаках” резко осуждали. На форуме вновь возникла эта тема. Нам показали кубанских казаков по-белорусски. Членкор Национальной академии наук Алексей Скакун возглавил заброшенное хозяйство, воплотив свои научные работы в конкретную жизнь. Так бывший колхоз стал СКП - сельскохозяйственным производственным кооперативом. Это предприятие достигло европейских показателей и превысило их на основе модернизации производства: интенсивных технологий и современных методов организации труда. Тем не менее, коллектив А. Скакуна продолжает поиск модели аграрного производства, получая в результате больше зерна, овощей, картофеля, льна, кормов, причем в условиях сокращения времени на их уборку. Скота у них содержится более 13,5 тыс. голов, все производство отслеживают 55 компьютеров. Здесь одобряется идея создания агрогородков с условиями труда и быта крестьян, приближенным к городским. “Бесперспективных деревень не должно быть вообще”, - считает Алексей Степанович, и ослабленные хозяйства подключают к сильным, тем более, что Белоруссия пострадала от Чернобыля так, что треть пахотных земель не подлежит обработке. Это в наше-то непростое время построено крепкое хозяйство, достигнут достаток, даже изобилие! Руководитель ездит уж не на коляске, а на джипе.

Хороший темп “Золотому Витязю” задали «бойцовские» картины. Такие, как “Трансгенизация - генетическая бомба” (реж. Г. Царева, Россия), “Вода=жизнь” (Срджан Журанович, Сербия) и несколько лент о Чернобыле, где известный ученый Яблоков разъясняет с экрана, что АЭС вредны. Хотя еще 15 лет назад (ныне ликвидированный) комитет по экологии ГД под руководством академика шести академий М.Я.Лемешева выступал против дальнейшего использования АЭС.

Лучше бы не взламывать природу, не нами сотворенную, а встраиваться в нее.

И хотя у наших ученых, инженеров и умельцев масса суперсовременных, на порядок опережающих западные, разработок и технологий в русле именно этой концепции, они не продвигаются. Неравнодушным людям приходится снимать фильмы в режиме SOS. К таким относится лента из Осетии “Там, где плескалась форель” (реж. Султан Цориев).

Прогрессивно и ярко выступила Украина. В Киеве, кстати, введен запрет на коммерческое фотографирование с животными из гуманных соображений (не в кино, а на самом деле), выдвигается требование о введении моратория на охоту. Потрясающие фильмы, направленные против жестокого и потребительского отношения к животным, - “Не убий!” (реж. Игорь Капнист), и “Земляне” (реж. Ольга Смолевская) доказывают - все живое на Земле имеет равные права на жизнь.

Понравились публике фильмы из Польши и Швеции “Клювом и когтем” (реж. Кристиан Матысек) и “Тающие жизни” (реж. Самюэль и Мариэла Идивуома). Французскому фильму, показанному первым и потому ставшим как бы своеобразным мерилом, не уступали и две работы телеканала “Россия”: “Вода” (реж. Анастасия Попова) и “Всемирный потоп как предчувствие” (реж. Алексей Илюхин).

К удовольствию зрителей, на фестивале оценки жюри в целом совпали с настроением зала и следующий - III фестиваль - будет открывать фильм “Нярма” об оленеводах Полярного Урала (Эдгар Бартенев, Россия), получивший Гран-при этого, II фестиваля. Кстати, само жюри тоже заслуживает особого внимания: для работы в нем Н.П. Бурляев, создатель и Президент МКФ «Золотой Витязь», пригласил самых разных и очень уважаемых людей – от известных кинематографистов, до экологов и священнослужителей.

На состоявшейся в рамках февральского форума конференции ученых была создана рабочая группа и одобрен документ с предложением восстановить Государственную экологическую экспертизу в России.

Судить об актуальности темы, обозначенной “Золотым Витязем”, можно уже по тому, что дважды за последние полгода он провел фестиваль документальных экологических фильмов, где представители более 14 стран смогли уже показать, в общей сложности, 140 своих картин.

В послании форуму Патриарх Московский и всея Руси Кирилл напомнил, что "главное предназначение подлинного искусства в служении Правде Божией".

А президент РФ Дмитрий Медведев отметил: “Нынешний форум - это свидетельство созидательной позиции кинематографистов, их готовности активно участвовать в построении духовно богатого общества”.

Приветствия «Золотому Витязю» прислали председатели обеих палат парламента, министр культуры А.А. Авдеев, мэр Москвы Ю.М. Лужков, председатель СК РФ Н.С. Михалков.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.