Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 сентября 2019
«Взмывая выше ели, не ведая преград…»

«Взмывая выше ели, не ведая преград…»

На кончину композитора Евгения Крылатова
Станислав Минаков
14.05.2019
«Взмывая выше ели, не ведая преград…»

Великий Свиридов имел свои резоны утверждать, что симфонизм закончился на Шостаковиче, а опера — на Прокофьеве, и что теперь актуальным жанром музыки остается песня, вообще вокальное искусство — индивидуальное или хоровое. Да, русскому сердцу близка мелическая основа песенного жанра, когда душа, отзываясь на прекрасную мелодию, окрыляется, возвышается и устремляется к свету...

В ряду наших любимых песен были и остаются шедевры композитора Евгения Крылатова, близкие душам очень многих наших соотечественников и живущие с нами как неотменимо родное и любимое.

Крылатов известен прежде всего как композитор кино (автор произведений к полутора сотням художественных, документальных и мультипликационных фильмов), для коего он написал не только песни, но и немало чудесной инструментальной музыки, которую мы неизменно с радостью узнаем как давно любимую, зачастую не помня имени автора. Но, кстати, и фильмы-то многие запомнились во многом благодаря крылатовским шедеврам, прежде всего песенным.

23 февраля этого года отпраздновавший свое 85-летие, Евгений Павлович ушел из жизни 8 мая.

Так совпало, что в этот майский победный день у нас в Белгородской филармонии выступал знаменитый Большой детский хор им. В.С. Попова, проведший три дня с концертами в Белгородской области и, конечно, побывавший на Прохоровском Поле. Вечером в Большом зале филармонии, переполненном детьми и взрослыми, наступила тишина, когда руководитель БДХ Анатолий Кисляков заговорил о скорбной вести и отметил дрогнувшим голосом, что коллектив был очень дружен с композитором долгие годы.

Потом хор исполнил пять великих хитов Крылатова — «Колыбельная медведице», «Крылатые качели», «Прекрасное далёко», «Лесной олень», «Бьют часы на старой башне». Зал и пел вместе с юными артистами, и плакал — и в память о выдающемся мастере, и от ностальгии по тем дням, когда мы были детьми и когда у нас создавались такие песни и такие хоровые коллективы, и от красоты этой музыки.

Столь светлая музыка рождается только в истинно светлой душе.

«Так редко бывает, — отозвался на кончину Е. Крылатова московский литератор Арсений Замостьянов, — чтобы человек, абсолютно не умеющий работать локтями, получал признание. Это дает надежду. В области интриги он был как дошкольник. Добродушный, рассеянный маэстро, подтрунивавший над собой, всегда молча что-то напевавший».

Лауреат Государственной премии СССР (1982), народный артист РФ (1994), лауреат премии Президента РФ (2014) Евгений Павлович Крылатов, в самом деле, был очень скромен. Телеведущий Андрей Малахов, подчеркивавший, что и его поколение выросло на песнях Крылатова и поздравлявший мастера с 85-летием у того дома, поделился теперь в соцсетях впечатлением о своей последней встрече: «Он признался, что очень переживает, что нигде не сказали про юбилей. Это его по-детски ранило. Надеюсь, скажут хотя бы про то, что он был талантлив, после его смерти. Пишу это, а в голове звучит: Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко… P.S. Это урок нам — все нужно делать в свое время».

* * *

Не очень много отыщется информации об этом, в общем-то, непубличном человеке, чьи произведения, бесспорно, любимы каждым нашим человеком — большим и малым.

Евгений Крылатов родился в 1934 г. в городе Лысьва Пермского края в семье рабочих Павла Евгеньевича и Зои Николаевны. В 1936 г. семья переехала в Мотовилиху, рабочий район Перми.

Откуда же появилась столь крылатая фамилия? Оказывается, она раньше звучала иначе.

Композитор рассказывал, что его прадед жил при церкви, служил и пел на клиросе (что переводится как крыло!), оттуда и пошли фамилии Клиросов, Крылосов, Крылатов.

Отец рано остался сиротой, но на первые же заработанные в юности деньги купил себе скрипку, брал уроки, научился играть, пел арии из опер, был меломаном и собирал пластинки с произведениями классиков, например, симфониями Бетховена. Мать будущего композитора любила петь народные песни.

«Мама рассказывала, — вспоминал композитор в одном интервью, — что, когда я слушал музыку из динамика — а ведь из динамиков тогда лилась только хорошая музыка — или симфоническая, или народная, — я приходил в возбуждение, размахивал ручками… И меня стали учить игре на фортепиано. У нас не было рояля — ни у кого в округе не было. Народ был очень простой — рабочий класс. … Репетировал в музыкальной школе. Но потом, несмотря на то, что была война, нам дали напрокат рояль. Я помню, принесли, и он был старой конструкции — длинный-длинный! Я называл его “черный крокодил”».

Ребенок с ранних лет стал проявлять тягу к искусству, в музыкальную школу пошел в семь. Известно также, что до появления в их рабочей семье рояля Крылатов занимался без инструмента, на столе. В качестве клавиш использовал вырезанное из учебника изображение фортепианной клавиатуры. Тем не менее уже тогда стал сочинять музыку, и после окончания музыкальной школы поступил в Пермское музучилище — в класс к известному в городе педагогу И.П. Гладковой.

Веха биографии: в 1948 г. управление культуры города подарило 14-летнему юноше рояль-прямострунку.

За четыре училищных года Крылатов написал несколько романсов и струнный квартет, с чем и был направлен на конкурс молодых композиторов в Москву, где получил от профессора Ю.А. Шапорина рекомендацию для поступления в консерваторию.

В 1953 г. музыкант поступил сразу на два отделения МГК — композиции, в класс профессора М.И. Чулаки, и фортепиано, в класс В.Н. Натансона. «Так я оказался в столице, в замечательной компании будущих мировых знаменитостей в области музыки. В нашей группе было всего четыре человека (плюс несколько иностранцев): великий Альфред Шнитке, великолепный Алемдар Караманов, о котором Шнитке говорил, что он гений, замечательный Эдуард Лазарев. Кстати, я влюбился в сестру Караманова, Севиль стала моей женой…».

Кратко скажем о семье молодого композитора: в 1957 г. 23-летний Евгений Крылатов женился на студентке юридического факультета МГУ Севиль Сабитовне, уроженке Симферополя, наполовину турчанке. Молодые первое время ютились в Москве на съемных квартирах. В 1958 г. родился сын Павел, впоследствии киносценарист, через семь лет — дочь Мария, которая станет музыковедом, увлечется историей христианства, напишет книгу «Ключи от царства». Лишь в 1965 г. Союз композиторов СССР при содействии Т. Хренникова выделит Крылатовым квартиру в Тушино.

За годы учебы Крылатов создал ряд произведений крупной формы — фортепианный концерт, «Памирское каприччио», кантату «Партия Ленина». Дипломной его работой был балет «Цветик-семицветик», который на протяжении пяти лет шел на сцене Большого театра. Окончив в 1959 г. консерваторию, Крылатов сочинял симфоническую и эстрадную музыку, писал музыку к драматическим спектаклям Малого театра, московского ТЮЗа, Рижского театра русской драмы. На протяжении 18 лет им была написана музыка к постановкам «Высшее существо», «Человек, который смеется», «Ревизор», «Недоросль», «Ромео и Джульетта», «Убить пересмешника», «Горе от ума», к балету «Пой, поэт» и мюзиклу «Валентин и Валентина».

Первые опыты Евгения Крылатова в создании музыки к кинофильмам считают неудачными. После работы над фильмами начала 1960-х «Жизнь сначала» и «Васька в тайге» последовал десятилетний перерыв.

Началом расцвета музыкальной кинематографической биографии Крылатова справедливо считают 1969 г., когда вышли мультфильмы «Умка» с «Колыбельной медведицы» и «Дед Мороз и лето» с песенкой «Вот оно какое, наше лето».

Примерно в то же время, в 1970 г., в один день, как подчеркивал сам композитор, вышли три фильма, которые он по праву успеха считал своими первыми: «Достояние республики» режиссера Владимира Бычкова, с «Песенкой о шпаге» («Шпаги звон, как звон бокалов…»), «Ох, уж эта Настя» режиссера Юрия Победоносцева, с песней «Лесной олень», и «О любви» режиссера Михаила Богина.

«И я почувствовал себя известным в творческой среде, в которой варился, — вспоминал маэстро в одном из интервью «Комсомольской правде», — Я стал востребованным. Но так, чтоб на улице узнавали, — для этого надо было написать и самому исполнить что-то, что пелось в ресторанах. Кстати, когда я написал “Крылатые качели”, режиссер Константин Бромберг, с которым я делал фильмы “Приключения Электроника“ (1979) и “Чародеи” (1982), был очень недоволен. Выходит после записи мрачный! Вообще-то он замечательный человек, открытый, деликатный, “с подходом”, а тут говорит: “Песня эта — полная лажа”. Я так расстроился! Почему? “Мне надо, чтоб ее в кабаках пели!” А потом, когда фильм вышел — такое количество восторженных писем пришло! Он успокоился. Прошли годы, и вот звонят друзья — празднуют какой-то юбилей в Кунцево, в ресторане. И что там поют? “Крылатые качели”. А потом звонят друзья из ресторана у Никитских ворот. Но когда появился у меня компьютер, я нахожу — везде звучат мои песни! Есть потрясающая запись — хасиды на своей вечеринке поют “Крылатые качели”. Я тут же ему посылаю: “Костя, смотри!”»

На свое 80-летие композитор открыл газете «Факты» об этой своей суперпопулярной песне и другие подробности: «Первоначально песня, слова которой написал Юрий Энтин, называлась “Качели”. Слова “крылатые” в названии не было. Но когда я стал сочинять музыку, мне не хватило слов в припеве. Энтину пришлось дописывать. В результате и появилось “Крылатые качели летят, летят, летят”. Причем он дописал это слово с иронией: мол, ты хотел — на тебе! И именно эта строчка оказалась такой шлягерной и популярной. К слову, первое время я никогда не называл эту песню “Крылатые качели” — считал, что как-то нескромно. А потом от зрителей стали приходить письма, в которых они называли понравившуюся песню именно так. … Мне, кстати, очень приятно, когда я смотрю в Интернете, что многие мои песни поются на Украине — например, в телепрограмме “Х-фактор”».

Самым лучшим нам представляется каноническое исполнение «Крылатых качелей» БДХ (солистка — обаятельная и милая Оля Новикова).

Не забывают слушатели и песню «Снежинка» («Пока часы двенадцать бьют»), из фильма «Чародеи», в котором было много крылатовской музыки разного характера (в том числе и шуточная «Главное, чтобы костюмчик сидел»). Мало кто знает, что популярнейшую песню «Три белых коня» в этом фильме детским фальцетом исполняет Лариса Долина. Автор был очень доволен: «Многие даже не верят, что это она. Но Лариса — мастер, и этим все сказано. Считаю, что огромным успехом эта песня обязана ей. Лариса замечательно исполняет и другие мои песни».

Как детвора, так и взрослые распевают песенку «Кабы не было зимы» (из мультфильма «Зима в Простоквашино», 1980), и это тоже стихи Энтина, с которым Крылатов написал чуть ли не семь десятков песен.

И шедевр «Прекрасное далёко» к детскому фильму Павла Арсенова «Гостья из будущего» (1985) тоже подарил нам этот творческий тандем — Крылатов–Энтин. «Это призыв, молитва, мольба о детях, чтобы они жили лучше, чем мы», — утверждал композитор. Песню в фильме исполнили Татьяна Дасковская с БДХ, однако в конкурсе «Песня-85» с ней триумфально выступило трио «Меридиан» из Иваново, замечательно работавшее с М. Таривердиевым.

Об этой песне, написанной в трудный период жизни, Крылатов сказал: «Любой композитор на эти стихи написал бы свою самую лучшую песню — но моя все равно была бы самая лучшая из всех. ... Иногда даже кажется, что это не я написал музыку, а ее подарил мне кто-то сверху».

Этот шедевр без слез слушать невозможно, особенно в исполнении БДХ, когда солирует Оля Королькова; пронзительно чистый голос проникает сразу в сердце.

Изобильно прокручивая записи сочинений Е. Крылатова при подготовке этой статьи, автору довелось прослушать отчасти позабытую, да и прошедшую по периферии общественного сознания, очень тонкую и трогательную песню «Ласточка» («Ты лети-лети, ласточка моя!»), на стихи Игоря Шаферана. Есть запись и в исполнении популярной в конце 1980-х годов певицы Ольги Зарубиной, вместе с Большим детским хором Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Примечательно, что О. Зарубина — воспитанница БДХ.

Впервые мы услышали эту песню в радиоспектакле «Мальчики» (1973) по прозе Александра Рекемчука. Ее пел там главный герой повести Женя Прохоров (роль Олега Табакова). К слову, отличные были радиопостановки, с лучшими артистами!

Пусть ее несут к далям золотым,

Но далекий край не назвать родным.

На ее пути горы и моря,

Ты лети, лети, ласточка моя!

Иосиф Кобзон любил петь «Сережку ольховую» — еще одну известную песню Крылатова, на стихи Евгения Евтушенко, из превосходного телефильма «И это все о нем» (1977), в котором много крылатовской музыки, в частности, цикл замечательных песен.

К числу лучших образцов крылатовской лирики по праву относятся песни «Ожидание», «Где ты появился на свет», «Где музыка берет начало», а также «Пообещайте мне любовь» из научно-фантастической картины «Акванавты», инструментальная тема из мелодрамы «С любимыми не расставайтесь».

В 1970-е любовь зрителей снискала также музыка Крылатова к кинофильмам «Ищу человека», «Не болит голова у дятла», «Смятение чувств», «Русалочка», а в 1980-х — «В небе “ночные ведьмы”» и другим.

Песни Е. Крылатова исполняли и бывали у него дома актеры А. Абдулов, Н. Караченцов, А. Миронов, А. Джигарханян, К. Хабенский, М. Пореченков.

* * *

В 1990-е гг. Крылатов уже не работал с киностудиями им. Горького, «Мосфильмом», им. Довженко. Об этом времени распада и крушения большой страны он говорил так: «Я где-то все-таки с кино разошелся. Ну, как разошелся? Наступили девяностые годы, и кино как бы не стало. А потом, когда оно стало возрождаться, ушли люди, с которыми я привык работать: кто-то из жизни, кто-то переехал в другую страну. А тут пришла новая команда сценаристов, режиссеров, артистов, и у них уже своя жизнь. Я свое дело, считаю, сделал. И пусть другие теперь продолжают...»

В 1993 г. композитор выпустил первый диск с лучшими музыкальными композициями «Лесной олень», через год — «Крылатые качели», в 1996 г. вышел сборник «Люблю тебя».

В 2000-х — писал музыку к лентам «Женская логика», «Бальное платье», «Колхоз интертейнмент», «Дополнительное время», «Дюймовочка», к сериалам «Под полярной звездой» и «Аннушка». Последние фильмы с музыкой Крылатова — «А мама лучше!» и «Три женщины Достоевского» — вышли в 2010 г.

Многие корреспонденты терзали композитора вопросами об удивительной многолетней популярности его песен. «И они как-то вдруг — живут и живут, — говорил он. — И со временем — все более и более популярны. И меня самого это удивляет. Ведь первым моим песням — уже по пятьдесят лет. И я же ведь никогда не занимался песнями — как композитор-песенник. Все они — из фильмов. И для меня самое главное было — сделать картину...»

В реальности получалось так, что Крылатов «делал картину» в том смысле, что его прекрасная музыка возвышала даже посредственные киноленты, а потом выходила за пределы кино в человеческое пространство и продолжала свою космическую жизнь.

Пожалуй, мало кто помнил бы о фильме «Чародеи» (несмотря на сценарий братьев Стругацких и плеяду отличных актеров), если бы не музыка, прозвучавшая в этом фильме.

Крылатову посчастливилось сотрудничать с поэтами Беллой Ахмадулиной, Робертом Рождественским, Леонидом Дербеневым, Михаилом Пляцковским и другими.

Корреспонденту «Комсомольской правды» А. Гамову Евгений Крылатов рассказывал: «В любой аудитории: стоит начать играть — поют все! И это заслуга не только моя, а в основном — надо же помнить еще текст — авторов слов. Мне повезло в жизни — я работаю с уникальными поэтами… Для Андрея Миронова я написал “Песенку о шпаге”. Там (в фильме “Достояние республики” — С.М.) есть и вторая песня, замечательная, “Прощание с Петербургом”. Гениальные стихи Беллы Ахмадулиной (“Не знаю я, известно ль вам…”) Миронов спел потрясающе! Просто эталонное исполнение…».

В 2016 г. композитор был удостоен премии «Белые журавли России». В 2017 г. вместе с Игорем Крутым, Диной Гариповой, Григорием Гладковым вошел в состав отборочного жюри российской команды для детского конкурса «Евровидение».

Скончался автор всенародно любимых произведений в больнице, где провел последний месяц из-за двусторонней пневмонии. Панихида состоялась в храме иконы Божьей Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле, на территории Боткинской больницы. Е.П. Крылатов похоронен на Митинском кладбище рядом с супругой, которая ушла из жизни пятью годами раньше.

Известно, что в последние годы композитор писал новые вокальные и оркестровые произведения. И хотя нам вполне хватит пронзительного ощущения радости и счастья, подаренных нам светлым мастером, но, может быть, мы еще услышим неизвестную музыку Евгения Крылатова?


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 18 найденных.
Лариса Ч.
18.05.2019 0:46
Трогательная статья о трогательном ,великом Крылатове. Болит...
Андрей Миронов. Песня о Петербур?
17.05.2019 13:00
Андрей Миронов. Песня о Петербурге ( к/ф "Достояние республики"). https://www.youtube.com/watch?v=4Ts84lott-I
Татьяна О.
17.05.2019 12:11
К словам автора статьи, сказанным в статье о песне "Ласточка", присоединяюсь всей душой. Давно люблю и наизусть пою эту простую и трогательную песню...
Мария
17.05.2019 11:59
Уже заголовок статьи мне кажется очень удачным (как и название песни, из которой взята строка, поставленная заголовком). Ибо автор песни "Крылатые качели" именно КРЫЛАТЫЙ, потому и фамилия у него такая окрылённая. Знаковая песня: все его мелодии "взмывают выше елей, не ведая преград" - и "летят, летят, летят", долетая до наших сердец и оставаясь там на всю жизнь.
Алина
17.05.2019 6:58
Читаю и уже плачу... Плачу от полноты чувства, переполняющего сердце благодарностью к автору за проникновенные строки о любимом композиторе... Плачу от любви к его песням...
Валентина - Анне
16.05.2019 8:14
У Таривердиева, Пахмутовой и Крылатова еще и инструментальная киномузыка красивая.
И у Крылатова - тоже! Вспомним хотя бы тему из сериала "И это всё о нём". Мелодический дар их проявляется всюду. Ведь все их инструментальные темы (как и у Шварца) - поющиеся, с вокальной природой мелоса (как и у Шопена). Есть такое понятие "вокальная интонация". И это неважно - песня, романс или инструментальная пьеса. Вот у Мендельсона, к примеру, есть "Песни без слов". У Крылатова, Пахмутовой, Таривердиева, Шварца - то же самое.
О.
15.05.2019 22:58
Вот точно про Чародеев. Всегда так думал: "Пожалуй, мало кто помнил бы о фильме «Чародеи» (несмотря на сценарий братьев Стругацких и плеяду отличных актеров), если бы не музыка, прозвучавшая в этом фильме".
"Смерч"
15.05.2019 8:38
Слов нет, прекрасные песни, эпохальные, которые не получается слушать без слез, песни не забываемые, сейчас таких и близко нет, к сожалению.
Анна
15.05.2019 7:43
Мне кажется, что с Е.Крылатовым - тот же случай, что с А.Пахмутовой, М.Таривердиевым и А.Петровым: всеми ими написано море музыки в академических жанрах, а лучшее - песни! Я почти уверена в том, что опыты Евгения Крылатова в академических жанрах с песнями несопоставимы (как и у всех, мною перечисленных композиторов). Прав Свиридов: уже в ХХ веке мы видим кризис монументальных жанров. И мне думается, что для того, чтобы сказать своё слово в академических жанрах, и чтобы это слово не было внятно лишь муз. элите - надо быть Свиридовым или Гаврилиным. Кто бы этого Караманова ("гения") знал? Я смотрела передачу с Крылатовым в день его смерти. Жена считала своего брата Караманова гением, а вот мужа гением не считала))) Он говорил об этом просто, с улыбкой, безо всякой обиды. Уверена, что у этого Караманова и в помине не было мелодичесекого дара (как и у Шнитке).
Ольга Амосова
14.05.2019 23:39
Низкий поклон за прекрасный рассказ !
Отображены комментарии с 1 по 10 из 18 найденных.

Эксклюзив
18.09.2019
Алексей Чичкин
Заметки экономиста и публициста о пройденном и пережитом.
Фоторепортаж
20.09.2019
Подготовила Мария Максимова
Обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда открыл двери для посетителей.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».