Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 февраля 2020
Вызов театральной «пене»

Вызов театральной «пене»

В Москве завершился Х фестиваль театров «Славянский венец»
Леонид Шипилов
10.06.2013
Вызов театральной «пене»

В этом художественном форуме участвовали театральные коллективы России, Болгарии, Украины, Белоруссии, Чехии, Молдавии.

Посол Болгарии в РФ Бойко Коцев по окончании Х фестиваля отметил, что «состоявшийся «Славянский венец» - это не только смотр драматургии славянских и ряда других стран. Поскольку в рамках славянского пространства и его соседей нас объединяют общие корни и традиции - исторические, духовные, культурные». Поэтому такие международные мероприятия, как считает Б. Коцев, «содействуют лучшему взаимопониманию между народами столь обширного региона». Схожее мнение высказывали и руководители фестиваля, представители посольств других стран-участниц этого форума в РФ.

А в целом, более чем за 10 лет проведения таких фестивалей, своё мастерство продемонстрировали 120 театральных коллективов из 10 стран. Растущее количество зрителей на этих форумах уже едва вмещают театры, где проводятся такие смотры.

Взаправду, «Славянский венец», который проводится с конца 1990-х годов, практически доказывает: общеславянское культурное пространство и его развитие вовсе не нуждаются, скажем так, в иностранных «культурных миссионерах». В том числе сегодня, когда кино- и театральные клише с худших (и потому дешёвых для копирования…) образцов Голливуда всё активнее пытаются захватить сферу культуры и искусства не только славянских стран.

Характерно, в этой связи, и то, что, судя по репертуару нынешнего и прежних фестивалей «Славянский венец», русская, да и советская театральная классика остаётся основой развития национальной театральной драматургии в большинстве стран Восточной Европы и в бывшем СССР.

Кирилл Панченко, руководитель московского Театра на Перовской (где состоялся 10-й «Славянский венец») подчеркнул в разговоре со мной, что зрители во многих странах Восточной Европы и экс-СССР уже «устали» от псевдоискусства, который год навязываемого извне. И именно камерные театры с их репертуаром – а это русская, советская, зарубежная классика, современная реалистическая драматургия, - стали, по сути, первыми, кто стал возвращать зрительский интерес к подлинному театральному искусству.

Поэтому миссия этого фестиваля – создать в России, на постсоветском пространстве и в ряде других стран форму социально ответственного театра.

Претворяя эту свою миссию, «Славянский венец» придерживается трех взаимосвязанных принципов: распространение традиций русского и, в целом, славянского классического театра; постановка спектаклей с актуальной социальной проблематикой просветительского, образовательного характера; доступность театрального искусства для граждан всех социальных категорий. «Славянский венец» видит свое предназначение в том, чтобы способствовать повышению интеллектуального уровеня зрителей, напоминать о том, каким должно быть подлинное театральное искусство.

Но очевидно и то, что эти художественные смотры – прямой вызов современной театральной «пене» в стиле пошловатых «ток-шоу», обосновавшихся нынче в репертуаре большинства московских театров. А потому, вероятно, о фестивалях «Славянский венец» почти ничего не встретишь в наших СМИ… 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

НИКАНОР
06.09.2013 8:04
В том-то и беда, что "Славянский венец" черезчур уж рьяно "бросает вызов театральной пене". Много, как говорится чести.
И в самом деле, зачем бы льву бросать вызов свинье? Но почему-то все годы только тем и занимаются наши славяне, что пытаются доказать, что и они тоже большие. От этого становятся сами похожи местами на "пену". И рабски копируют стилистику и методологию всей этой мертвечины.
Юлия
12.06.2013 17:15
Поддерживаю РУССКОГО!
русский
11.06.2013 12:55
Впервые услышал про этот фестиваль (наши СМИ - какашки). Большая просьба к авторам сайта - пишите про такие мероприятия, когда они только начинаются. Я, и , думаю, многие другие - пошли бы на него с большим удовольствием. А теперь остаётся только читать про него пост-фактум.
Автор
11.06.2013 0:41
Хотелось бы подчеркнуть, что весь фестиваль проходил на столь высоком творческом и человеческом подъеме, что, казалось, нет перерыва между спектаклями. И нет языковых барьеров. А актеры, режиссеры, зрители представляют собой в целом, можно сказать, культурную и человеческую общность.  Вот что значит взаимное тяготение народов и культур на пространстве, включающем не только бывший СССР, но и Восточную Европу.

      Скажем, театр из Ровно (Украина) показал, по мнению жюри и зрителей, потрясающе интересную интерпретацию пьесы В.Распутина «Последний  срок». Володимир Петрив, главный режиссер Ровенского областного академического украинского музыкально-драматического театра, дождавшись окончания зрительских оваций, сказал, что «мы очень волновались, готовя эту постановку. Очень не хотелось шаблонности, надуманности, заученности текстов, жестов, взглядов со стороны актеров. Этого удалось избежать. Славянская и, в   частности, русская классика не имеет «театрального возраста» и всегда вызывает широкий интерес у зрителей наших стран. Потому что и сегодня эти произведения социально и нравственно злободневны для всех стран-участниц фестиваля».

    Весьма интересным, динамичным и глубоким было сценическое «прочтение» русской классики и Кишиневским Русским драмтеатром им. Чехова (Достоевский, «Белые ночи»), болгарским Софийским театром-199 (Чехов, «Вечернее событие»). Эти постановки тоже вызвали буквально шквал аплодисментов, массу букетов живых цветов  и… искреннее, неподдельное волнение артистов и режиссеров, благодаривших зрителей.

   В свою очередь, руководитель Витебского драмтеатра им. Я. Коласа (Беларусь) Валерий Анисенко высказался за то, чтобы расширялась география таких фестивалей. Так, в планах этого театра и московского драмтеатра на Перовской – проведение общерегиональных театральных фестивалей в Здравнево, т.е. в районе музея-усадьбы М.Е.Репина (вблизи Витебска). Может быть, этот смотр будет называться «Двина-Даугава», а,  может и шире - «Двина-Висла-Волга-Дунай». Ибо театральные труппы всё большего числа  стран, соседних с РФ, Беларусью и Украиной, проявляют интерес к участию в таких форумах.

     По-моему, «Славянский венец-2013» снова доказал, что подлинное искусство, поскольку оно основано на национальных художественных традициях, способно сделать человека гражданином и патриотом.


Андрей Панкратов
11.06.2013 0:40
   Очень интересно было узнать, что  уже столько лет проводится такой   фестиваль. И ведь совпадение: столько же  лет о нем нигде ничего не сообщается (судя по «центральным» СМИ и телеканалам). Может, потому, что он – «Славянский…»?..  А хотелось бы побольше узнать, например, о репертуаре  фестиваля, о конкретных театрах-участниках. Да и вообще, об «атмосфере» этого художественного форума.  
stan
10.06.2013 22:37
так держать!
Москвичка.
10.06.2013 18:15
Дорогой Лесник!Реальность жестко убеждает - от нас ничего не зависит.Ради денег развращают народ,плюют на наши протесты и возмущение.Прекрасно, что есть экологически чистые уголки настоящей культуры. Ведь уже и на классический спектакль страшно идти, не изучив отзывы  нормальных людей. На днях сводила моя знакомая сына школьника на оперу "Травиата" в театр имени Станиславского. Бедный Константин Сергеевич в гробу ,наверное, перевернулся - полет режиссерской мысли вывел на сцену девиц и мужских особей с голым задом. А ведь понятно, что тем, кому интересно это лицезреть, неинтересна "Травиата", а те, кто пришел послушать гениальную оперу,ничего кроме отвращения не вынесут после пахабного зрелища. Зал гудел от возмущения. И что?Думаете что-то изменится? И как защитить детей от этой гадости?
лесник
10.06.2013 16:24
    Если нет в TV, значит вроде бы и нет вообще.
   Будет ли TV русским? Зависит от нас.

Эксклюзив
18.02.2020
Валерий Панов
75 лет тому назад погиб один из лучших полководцев Красной армии.
Фоторепортаж
21.02.2020
Подготовила Мария Максимова
На выставке в Музее Международного нумизматического клуба представлено 234 экспоната.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».