Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 октября 2020
Высоцкий. Обидно, не живой

Высоцкий. Обидно, не живой

Новый фильм: прорыв в суперсовременный кинематограф, триумф компьютерных технологий? Или гламурный блеф?
Александр Кондрашов
07.12.2011
Высоцкий. Обидно, не живой

Рекламная кампания, проведённая Первым каналом беспрецедентно агрессивно и изобретательно, конечно, интригует и привлекает внимание к фильму, но и завышенные ожидания неминуемо приводят к большему разочарованию.

Силиконовое сердце

Очень хороша Оксана Акиньшина, нет сомнений в том, что её героиня самозабвенно, жертвенно любит Высоцкого. Но в фильме нет её возлюбленного, есть обозначение, классно сделанная посмертная маска, надетая на лицо живого актёра, – что-либо играть в ней крайне затруднительно, главное – оставаться внешне похожим. Как другим участникам этого киноэксперимента партнёрствовать с маской, как, в конце концов, артистке целоваться с муляжом? Право, какой-то извращённо безопасный секс.

Сыграть Высоцкого невозможно, говорят продюсеры Первого канала (Брежнева, Фурцеву, Олега Ефремова почему-то не возбраняется), потому моделируется силиконовый гомункул, который ввиду отсутствия естественной жестикуляции и мимики актёрски проигрывает всем.

Впрочем, Высоцкий в фильме не главный герой. Главнее или ярче полковники КГБ (Андрей Смоляков и Владимир Ильин), администратор Фридман (Дмитрий Астрахан) и «друзья» в исполнении Андрея Панина, Ивана Урганта и Максима Леонидова. И только потому, что они какие-никакие, но живые. Удивительно также, что из богатой приключениями жизни Владимира Семёновича выбран эпизод, может быть, самый драматичный (исключая последние страшные недели), но препарирован он так, как будто умер не только Высоцкий, но и все, кто знал его.

От себя

Я «врубился» в Высоцкого лет в 12, поначалу только в его песни, которые мне дал послушать старший брат, потом в фильмы и спектакли – после «Вертикали» огромное впечатление произвели его поручик Бруснецов, фон Корен, в театре – Хлопуша, Галилей… На «Гамлета» стоял ночь, и удалось вырвать два билета, несмотря на происки билетных жуков, которые тогда во главе с будущим олигархом Фридманом «держали» очередь (звонкая фамилия узбекскому администратору в фильме дана, видимо, неспроста). Главное впечатление от спектакля – не режиссура Любимова и сценография Боровского, а эффект присутствия… Высоцкого.

После поступления в Школу-студию МХАТ довелось познакомиться и увидеть Владимира Семёновича близко, он приходил к нам на курс. Наш мастер Виктор Карлович Монюков, «гений набора», когда-то в юном, невысоком, некрасивом абитуриенте разглядел Артиста… Впечатление от первой встречи с ним было радостным и светлым – дело не столько в обаянии таланта, в Школе-студии мы ежедневно видели актёров не менее тогда знаменитых (Евстигнеева, Ефремова, Мягкова…), но тут кроме юмора и изумительного дара товарищеского общения были песни. Хоть один раз услышав их живьём, какие угодно изощрённые исполнения эпигонами воспринимаешь как пошлость.

Через два года он приехал на юбилей Школы-студии… Его долго ждали, наконец, по взрыву аплодисментов у входа в студию стало понятно, что приехал. Уже выступавшим перед всем студенческо-преподавательским составом именитым выпускникам пришлось остановиться. Сопровождаемый большой свитой друзей и растущим, несколько угрожающим гулом восторга студентов он преодолел длинный переход от вестибюля студии до кинозала…

Впечатление было совсем другим – страшным. Высоцкий начал со слов благодарности педагогам студии, всех вспомнил поимённо, по имени-отчеству.

Говорил замечательно, нежно, но лицо – какое-то незнакомое, пепельное, отгоревшее. Пел он на последней грани отчаяния, с таким «гибельным восторгом», что стало понятно – совсем недалеко до «полной гибели всерьёз».

Вскоре прошелестели слухи об обострении «болезни» (про то, что он с 75-го года сидел на игле, тогда почти никто не знал), а потом – известие о смерти и – первая многотысячная несанкционированная демонстрация в Москве в день похорон на Таганской площади…

Интрига

Понятно, что не обойтись без вымысла в интерпретации реальной бухарской истории, однако в том, что придумали сценаристы, столько маленьких неправд и большой спекуляции…

Жульничество рядовых администраторов, организующих концерты тогдашних звёзд (Магомаева, Хазанова, Толкуновой…), расследовали высшие чины КГБ? Бред. Подобные правонарушения в СССР – епархия ОБХСС, милиции, но не КГБ, с которым у Высоцкого проблем давно не было. Много ездили за рубеж Козаков, Миронов и другие, про которых известно, что они «сотрудничали» (но кто бросит в них камень?). А у Высоцкого был открытый загранпаспорт (жена – иностранка, мировая звезда, член компартии Франции, друг СССР), к тому же такой сумасшедший уровень любви на всех уровнях в стране, что вербовать его, шантажируя (тем более любимой девушкой) – глупость. Однако на ней построен сюжет фильма.

Итак, «кровавое узбекское КГБ» на самом высшем уровне «разрабатывает» мелких жуликов, которые продают билетов гораздо больше, чем показывают (излишки-корешки жгут), и потому могут приглашать звёзд-первачей на «чёс» (обычно на неделю по пять концертов в день), платить им по 200 и более рублей за одно выступление и «зарабатывать» самим.

У Высоцкого, точнее, у его администраторов были проблемы с милицией после поездки в Ижевск 1978 года, однако никого из своих друзей он в обиду не дал. Но сценаристы перенесли криминал в Бухару и придумали бесчеловечно завербованного кровавой гэбнёй администратора Фридмана.

Он согласился «сдать» любого гастролёра, а им совершенно случайно становится Высоцкий. Чему сатрапы очень обрадовались. Ещё больше тому, что к нему в Бухару из Москвы возлюбленная повезла «лекарство», коробку с ампулами наркотиков. Следующий фальшивый поворот «триллера»: ей удалось в Москве сесть на военный самолёт (!), лубянские ищейки потеряли её и нашли только тогда, когда по дороге в Бухару героиню пытается насиловать похотливый узбек-таксист… Кстати, удивительно, почему другой узбек (врач «скорой») не дал (продал) ампулу «заболевшему» артисту? Вообще в смысле наркоты и коррупции Узбекистан был самой «продвинутой» республикой СССР, наркотики там были более чем доступны. Но для «интриги» нужна наркокурьерша из Москвы, везущая «лекарство» великому барду, гонимому тоталитарным режимом.

Друзья, «друзья»…

Отдельный вред фильма заключается в том, что врагами Высоцкого представлены кто угодно: корыстные «друзья», коварные спецслужбы, но не его в прямом смысле пагубная страсть к наркотикам. В фильме это – на полном серьёзе спасительное лекарство, которого несчастного больного лишают вурдалаки КГБ. В советское время проблема наркотиков возникла только после Афганистана, наркозависимостью при Высоцком страдали единицы, большей частью «заразившиеся» ею за рубежом.

Создателям фильма не важно, почему Высоцкий с алкоголя пересел на иглу, как боролся с этой убийственной зависимостью, почему не победил её, какую роль в борьбе играли верные друзья и «друзья», «делавшие бабки» на нём…

У бухарской истории ведь есть реальные прототипы. Сева, персонаж Ивана Урганта (сколько он ни снимается в кино, но выйти из образа лучезарного гламурного телепофигиста никак не удаётся), в парике и с усами внешне наиболее похож на администратора Таганки Валерия Янкловича (запомнился как исполнитель роли администратора Большого театра в «Месте встречи»), который был в этой поездке, и на известного режиссёра Ивана Дыховичного, которого там не было. Но реальный прототип Севы – покойный актёр Всеволод Абдулов, так же, как Янклович, и «личный врач» Высоцкого Анатолий Федотов жизнью доказали, что они ему были верными друзьями. Абдулова я хорошо знал (в 75-м он помогал мне готовиться к поступлению в Школу-студию МХАТ). Сцена, в которой Сева (Ургант) пытается на концерте подменить заболевшего Высоцкого, либо недоиграна, либо неправильно срежиссирована, реальный Сева не слезу бы пускал по поводу того, что его начал освистывать зал, не себя бы жалел, а продолжал бы до последнего прикрывать друга. В Бухаре его удалось спасти именно потому, что рядом были друзья.

В фильме же – друзья в кавычках. А настоящий друг-победитель – Иуда-администратор, который (чувствуя перемену ситуации) вдруг признаётся Володе в предательстве, на глазах сотрудников КГБ демонстративно сжигает вещественные доказательства и отважно хамит полковнику.

После чего злокозненный персонаж Смолякова тоже внезапно перевоспитывается, отпускает возлюбленную Высоцкого, а потом рвёт весь компромат на глазах куратора из Москвы – ну надо же как-то выпутываться из нагромождений сценарного креатива. К тому же в таком финале чувствуется актуальный бонус для показа фильма правительству – среди кагэбэшников тоже были приличные люди.

На поверхности незамысловатый итог трагического испытания заглавного героя – вышел из комы благодаря тому, что в последний момент вспомнил своих сыновей, потом выручил друзей и спас души окружающих людей, даже подонка-администратора и прожжённого гэбиста. И как награда за пережитое в самолёте на коленке рождаются стихи…

Подмена

Продюсерам важнее сохранить тайну, раздуть интригу из того, кто играл роль Высоцкого, чем приблизиться к пониманию тайны его самого. Катастрофы последнего года…

Пик славы, нервная перегрузка – закончились съёмки «Места встречи» и «Маленьких трагедий»; к старым надрывам-обидам прибавились новые; всё более удручало отсутствие официального признания, неприятие «настоящими поэтами» и лютая зависть коллег по театру; разрывали противоречия, любовная драма (любил, хотел даже венчаться с Оксаной, но Марину Влади оставить не мог); но главное: совсем измучили ломки, надо лечиться, уйти из театра, но тут гастроли в Польшу – не смог отказать Любимову; попытка заняться кинорежиссурой («Зелёный фургон») провалилась; долги, долги, потому последние концерты из последних сил; песни для «Кинопанорамы» записал, а на запись самой программы, посвящённой «Месту встречи», приехать уже не смог; вместе с почти бухарской жарой в Москву пришла Олимпиада, контроль за «лекарствами» усилился, «помогать» «друзьям» стало крайне трудно, перманентная ломка непереносима, пришлось вернуться к алкоголю – ещё хуже; соседи, ранее боготворившие Высоцкого, жаловались на его беспрестанные крики, метания, стоны, слышные даже на улице; судьбы свершался приговор… «Не помогли мне ни Верка, ни водка… лечь бы на дно, как подводная лодка… нет, ребята, всё не так… пропадаю, пропадаю… в гости к Богу не бывает опозданий… так что ж там ангелы поют такими злыми голосами…»

Сломался сильный человек, мужик, символ 60–70-х… Вскрытия не делали, так что до конца непонятно, от чего конкретно умер Высоцкий.

Близкое окружение восприняло его уход с облегчением – так ужасно он мучился и мучил других в последние дни…

Страшно перечитывать хронику ухода

Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» основан на подменах, настоящие конфликты замещены фальшивыми, настоящие страсти – муляжами страстей, что особенно заметно на фоне некоторых сердечных сцен, которые в фильме всё же есть. Нет главного – правды. Продюсеры Первого канала воспользовались Высоцким, как когда-то бессовестно им пользовались некоторые «друзья».

И убили его ещё раз.

По материалам «Литературной газеты»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 29 найденных.
Петр Петрович
15.05.2012 19:19
Фильм не смотрел, но, честное слово, обязательно посмотрю.

Высоцкий был неудобный для советской власти человек. Народ слушал его песни! Как же так! Не состоит ни в союзе композиторов, ни союзе писателей. Да как он смеет! Это же нарушение всех правил. Популярность мешала власти СССР надеть на актера, поэта и певца узду. Так может наркотики не такое уж случайное событие в жизни Высоцкого? Пила актерская братия, порой сильно. Но вот наркотики это уже не столь обычно для них в то время. Может Высоцкому помогли подсесть на наркотики? Удобно-то как, ни тюрьмы, ни дурдома, а человек гарантированно угасает и деградирует.

Эх, жалко мало снимался Высоцкий в кино! Вернее сказать, жалко, что власти СССР делали все, чтобы Высоцкий снимался как можно реже. Какие образы он создавал, какие типажи! Талант!

Stranger
02.04.2012 3:02
На просмотр фильма пришёл с опаской - неужели умалится осквернится память о человеке, которого всегда уважал и творчество которого любил.С опаской, потому что вопреки правилу - вначале смотреть фильм и читать книгу и только лишь затем читать критику, поступил наоборот. Фильм удался без двух мнений!
Полностью согласен с Тамарой - тактично и бережно поступили создатели фильма,
представив зрителю именно того Высоцкого, который остался в людской памяти. Кто бы его не сыграл(пусть даже это останется тайной), сделал это фантастически, невероятно правдоподобно.
Потрясающе сыграли Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Андрей Панин.
Получился живой, ещё какой живой Владимир Высоцкий! И по-прежнему любимый.
тамара
27.03.2012 19:20
Фильм"Высоцкий.Спасибо,что живой"смотрела  на большом экране в кинотеатре и действительно на одном дыхании.Фильм понравился вопреки всему, что говорят о нем "знатоки от искусства". Мне понятно  почему выбраны эти 3 дня из жизни замечательного и любимого поэта,актера,певца.
Хорошо,что было внешнее сходство,ибо мое поколение помнит лицо живого Высоцкого.Мне понятно ,что детей показали вовсе не потому ,что выходящий из клинической смерти человек "вспомнил о детях" ,а как знак возвращения к жизни. Как добрый вещий сон.
  Молодец Никита Высоцкий,что написал сценарий первого  художественного фильма о любимом всеми певце. Высоцкий Владимир Семенович-ЛИЧНОСТЬ.Пусть будет много фильмов и о его красивейшей истории любви  и о его работе и борьбе и о жизни ...Пусть память о Высоцком живет.
Разве можно винить художника ,что он именно так видел картину? Читая отзывы понимаешь-сколько разных представлений и невольно вспоминаешь детский стих о слоне-художнике:

Слон-живописец написал пейзаж,
Но раньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно:
Что, если вдруг не удалось оно?
Вниманием гостей художник наш польщен!
Какую критику сейчас услышит он?
Не будет ли жесток звериный суд?
Низвергнут? Или вознесут?
Ценители пришли. Картину Слон открыл,
Кто дальше встал, кто подошел поближе.
"Ну, что же,- начал Крокодил,-
Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу..."
"Что Нила нет, в том нет большой беды!-
Сказал Тюлень.- Но где снега? Где льды?"
"Позвольте!- удивился Крот.-
Есть кое-что важней, чем лед!
Забыл художник огород".
"Хрю-хрю,- заметила Свинья,-
Картина удалась, друзья!
Но с точки зренья нас, Свиней,
Должны быть желуди на ней".
Все пожеланья принял Слон.
Опять за краски взялся он
И всем друзьям по мере сил
Слоновьей кистью угодил,
Изобразив снега, и лед,
И Нил, и дуб, и огород,
И даже мед!
(На случай, если вдруг Медведь
Придет картину посмотреть...)
Картина у Слона готова,
Друзей созвал художник снова.
Взглянули гости на пейзаж
И прошептали: "Ералаш!"

Мой друг! не будь таким слоном:
Советам следуй, но с умом!
На всех друзей не угодишь,
Себе же только навредишь.
А всем создателям фильма СПАСИБО!
Yonanna
09.03.2012 2:29
"Спасибо вам, мои корреспонденты, что вы неверно поняли меня"

В. С. Высоцкий
Ирина
21.02.2012 1:10
А мне фильм понравился.Здесь показан Высоцский таким каким он был на самом деле.Считается,что человек подсевший на наркотики становится тряпкой,теряет нравственность и волю.До конца жизни Высоцкий сохранил порядочность ,разум и чувство долга.Об этом прекрасно пишет Золотухин в своих дневниках.Это целая серия книг о Таганке ,о артистах много там и Высоцком.Личность Высоцкого,каким показал его Золотухин меня очень удивила.Прежде я считала ,что Высоцкий некий трибун и бунтарь -по типу Маяковского.Так вот ничего подобного.Человек -совершенно не пафосный,готовый многое прощать,особенно друзьям.Мэтры поэзии его часто обижали- и он ни разу не ответил им хамством.Отвечал обычно-"жаль,что Вам не нравится,а мне Ваши стихи нравятся".Иногда он из-за пьянок срывал спектакли.Но его прощали за талант и популярность у народа.Он не страдал гордыней.Деньги любил очень.Да.Но он видел жизнь на Западе и хотел доказать Марине,что он может зарабатывать.Эти его качества прекрасно показаны в фильме.Зритель видит правдивый образ,а не расхожее представление о нем.Насчет наркозависимости.Читала,что его подсадили медики,когда выводили из частых запоев.Обычные снотворные уже не действовали.А пить он начал с 14 лет.Кто в этом виноват? Он рано сдружился с богемой.Совершенно правильно тут пишут,что оллимпиада сократила его жизнь.Началась очередная  кампания за правильную жизнь: достать морфий- а он уже крепко на нем сидел- было негде-жизнь стала мучением.
Фильм как-раз и показывает пагубность такого пути.Но он показывает и силу характера поэта,не утерявшего человеческих качеств.Сын ,написавший сценарий,прекрасно знал отца и показал его правдиво,предостерегая Безрукова от пафоса и героизации образа.Тем ,кто фильм не видел,очень советую посмотреть.
Мила
29.01.2012 17:34
Высоцкий (его песни)мог бы стать той самой идеей, которая бы объединила страну. Все чисто, все честно и духовно. Какие вибрации космические. Ведь нет национальной идеи в стране и никто не может ее придумать, нет стержня. Кончился 20 лет назад поход к коммунизму и все.....
Светлана
17.01.2012 0:52
Ирине Харьков. Вам нужно понять, что сын жил не со стихами и песнями, а с отцом, который в каждодневной жизни был самым настоящим наркоманом (представьте себе хоть на минуту весь ужас детей, близких, друзей), как не хотелось бы это многим принимать...видимо и фильм такой, что видел своими глазами, что пережил, то и нам показал...
Ирина Харьков
15.01.2012 12:16
Очень люблю Высоцкого, уже несколько десятилетий, - как в литературе для меня существует вся мировая литература И ДОСТОЕВСКИЙ - ОТДЕЛЬНО, так в области сплава поэзии и музыки - ВЫСОЦКИЙ ОТДЕЛЬНО ОТ ВСЕХ ДРУГИХ. И именно поэтому я просто не смогла досмотреть фильм до конца. ЭТО НЕ ВЫСОЦКИЙ. Удивительно, что такое мог сварганить его сын...
Светлана Strangerу
29.12.2011 6:47
В своем пристрастии свалили все в кучу...и, как оказалось, читать даже не умеете, т.е. смысла прочитанного не понимаете. И бедный Маяковский, попало ему от Вас, он-то чем перед Вами провинился? И Вы меня так позабавили, такие песенки наизусть знаете, просто браво, наверное, не раз отплясывали под них...А смысл-то и вправду глубокий, без всякого юмора...это уж точно лучше, чем колоться... А если серьезно, то "Правда -вещь дорогая, и не у каждого в словах ее найдешь. Узнай истинность слов из образа жизни" Старец Иосиф Исихаст. И еще, "...И снова дух, он дышет нынче в каждом, кто не торгует честью и страной, чье сердце высоту духовной жажды не растворяет в низости земной. Ах, Родина! Среди бесовских оргий, так много чистых, но поникших душ...."
Stranger-Светлане
20.12.2011 7:43
Владимир Высоцкий огромен. Как поэт, как певец, как артист он был целым явлением в советской, в русской культуре. За какую бы тему в своих песнях он не брался, получалось талантливо и находило отклик в сердцах миллионов, которые слушали его. В каждой из нескольких сотен его песен-
и глубина, и боль, и юмор, и зоркий взгляд художника. Без капельки фальши,  всегда искренне, со всем жаром души, жаром, который не давал заснуть нашим душам…Десятки тысяч людей пришли проститься с ним, пришли по внутреннему зову, это были настоящие народные похороны...
...Высоцкий для Вас –“клоака“, и, судя по Вашим взглядам, видимо, такая же
“клоака“ для Вас и Владимир Маяковский. Тоже ведь “раскис и впал в уныние, забыв, что он-Человек, и у него есть ответственность и обязательства”...
Но, в конце концов, любит или не любит человек Высоцкого или Маяковского – это вопрос вкуса, восприимчивости к поэзии, к искусству. О вкусах не спорят.
Думаю, что Вам, без всякого юмора, ближе всего вот такие строки:
        ...Чтоб не пил, не курил,
            И цветы всегда дарил,
         Всю зарплату отдавал,
         Тёщу б мамой называл,
        Был к футболу равнодушен,
        И в компании не скушен,
                     И к тому же чтобы он и красив был и умён.
И это хорошо. У Вас очень хорошая здоровая сердцевина, “защищённая“ от тлетворного влияния Высоцкого, Маяковского и т.д.
Поэтому, следуя исконной русской традиции – говорить правду и говорить её до конца, скажите честно самой себе: “Высоцкий – это не моё!“ И не пачкайте Высоцкого – ни языком, ни как-либо по-другому.
        
Отображены комментарии с 1 по 10 из 29 найденных.

Эксклюзив
Фоторепортаж
19.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В России открыт новый туристический маршрут.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».