Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 декабря 2020
Вселенная Свиридова

Вселенная Свиридова

16 декабря – 100 лет со дня рождения великого композитора
Михаил Захарчук
15.12.2015
Вселенная Свиридова

Выдающийся творец ХХ века Георгий Свиридов – очень русский композитор. Возможно даже самый русский по духу изо всех советских сочинителей серьёзной музыки. Так его ещё при жизни благодарно воспринимали и общество, и власть.

Георгий Васильевич был народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда, имел Ленинскую и четыре Государственных премии. Его четырежды награждали орденами Ленина, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, многими медалями. У Свиридова с добрый десяток различных иностранных наград. Он носил звание почётного гражданина Москвы и Курска. А главное: его музыка была и остаётся любимой в народе. Она, эта музыка, велика и вечна, ибо вдохновенно создана.

Георгий Свиридов родился в маленьком городке Фатеже Курской губернии. Отец служил на почте, мать – учительствовала. В начале революции Василий Сергеевич вступил в партию большевиков и в 1919 году погиб на Гражданской войне. Маленькому Юре (так его звали в детстве) на то время исполнилось четыре года, а сестра Тамара только на свет появилась. Елизавета Ивановна одна растила детей и трудилась поэтому не покладая рук. Однажды за хорошую работу в качестве премии ей предложили на выбор: корову или рояль «Беккер» «из реквизиционного фонда». Корова в те голодные времена была бы, конечно, исключительным подспорьем для вдовы. Однако, поразмыслив, Елизавета Ивановна выбрала всё же рояль. Сама знатная певунья (пела на клиросе), она каким-то материнским наитием почувствовала в сынишке необыкновенную музыкальность.

«В церковь, – вспоминал Георгий Васильевич, – я ходил вместе с бабушкой, которая была очень религиозна. Помню, что особенно любил службу Чистого Четверга. А ходили мы в церковь Флора и Лавра – в маленькую, уютную, с хорошим хором. Вообще я часто я вспоминаю свою Родину - Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края - особенно. Теперь уже так не поют. Жизнь - неумолима! Радио и особенно телевидение вытесняют эту музыку», - вспоминал Свиридов.

С девяти лет (семья как раз переехала в Курск) Юра начал учиться игре на рояле. Но вскоре увлёкся балалайкой. Да так виртуозно освоил инструмент, что скрипач Иоффе, руководивший самодеятельным оркестром русских народных инструментов, пригласил мальца в свой коллектив.

Он же помог затем юному воспитаннику поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик сыграл марш собственного сочинения. И члены комиссии пришли в восторг! В музыкальной школе Свиридов стал учеником Веры Уфимцевой, жены известного русского изобретателя-самоучки Анатолия Уфимцева. Общение с этим чутким и талантливым педагогом заложило основы творческой личности Свиридова. Он научился профессионально играть на рояле, сильно увлёкся литературой. Именно Вера Владимировна сумела внушить теперь уже Георгию императивную мысль: всю свою жизнь без остатка он должен, обязан посвятить музыке.

В 1932 году Георгий поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля к профессору И. Браудо. Жил в общежитии. Чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино, в ресторанах, на свадьбах. И при этом фантастически быстро совершенствовал исполнительскую технику, став лидером на курсе.

Однако Исайя Александрович, между прочим, великолепный органист-исполнитель, что называется, наступив на горло собственной песне, добился, чтобы его талантливейшего ученика перевели на композиторское отделение. «У Свиридова – врождённый дар композиции, – говорил Браудо руководству техникума. – Исполнителей мы подготовим, сколько потребуется. А такого сочинителя найти более невозможно. Поэтому я с лёгким сердцем отдаю его в руки Гавриила Яковлевича Юдина, прекрасного педагога и дирижёра». В классе Юдина Свиридов занимался почти три года. Всего за два месяца написал первую курсовую работу – вариации для фортепиано. Они, к слову, до сих пор известны среди музыкантов и используются как блестящий учебный материал. Под руководством Юдина были написаны и другие сочинения.

Но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Все они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.

Имя молодого композитора приобрело стремительную известность в музыкальном сообществе тогдашнего Советского Союза. Это тем более примечательно, что в техникуме занималось тогда много талантливой молодёжи. Здесь учились Никита Богословский и Василий Соловьев-Седой. Вообще по основным параметрам музыкального обучения это среднее учебное заведение успешно конкурировало с Ленинградской консерваторией. Свиридов блестяще, другого слова не подберешь, занимался по всем предметам. И, тем не менее, учёбу ему пришлось прервать. Сколь щедрой была Природа на его музыкальное дарование, столь скаредной оказалась на здоровье. Тщедушный, вечно голодный юноша, с упоением занимающийся композиционными премудростями, то и дело терял сознание, переболел всем, чем только можно было болеть. Пришлось вернуться в Курск под материнскую опеку. И мать свершила чудо. За год с небольшим сумела поставить сына на ноги, да так, что он сумел блестяще поступить в Ленинградскую консерваторию.

В консерватории педагогом Свиридова на четыре года стал Д. Шостакович. Под руководством выдающегося наставника юноша написал свой первый фортепианный концерт. Премьера состоялась во время декады советской музыки, посвященной 20-летию революции. Одновременно с Пятой симфонией Шостаковича. Такой чести не удостаивался более ни один студент консерватории. Выпускной работой молодого композитора была Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Столь успешное окончание консерватории (никто кроме Свиридова не написал таких масштабных опусов) сулило ему блестящие перспективы. Однако поначалу грандиозность замыслов порушила война. На второй день Великой Отечественной Георгий Васильевич был мобилизован и направлен в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). В конце августа 1941 года училище перебазировалось в город Бирск Башкирской АССР. Там рядовой Свиридов до начала 1942 года постигал суровую военную науку. Потом его комиссовали по состоянию здоровья. До 1944 года Георгий Васильевич жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Писал военные песни. Самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Сочинял музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров.

Все годы войны необыкновенной популярностью пользовалась его оперетта «Раскинулось море широко», рассказывающая о жизни и борьбе балтийских моряков в осаждённом Ленинграде.

Это произведение явилось первым и единственным музыкально-драматическим произведением, посвящённым войне. Долгое время оно не сходило со сцен отечественных театров. А в 1960 году по мотивам этой оперетты на Центральном телевидении создан музыкальный фильм.

Пройдут годы и, словно бы итожа пережитые военные невзгоды, блокаду, смерти товарищей, гибели друзей на фронте и личную невозможность с оружием в руках воевать против врага, Свиридов напишет: «Новый фашизм родил новый тип войны. Война-истребление, война-мясорубка, война-бойня почти без всякого риска для фашистской стороны, на основе материального, технического превосходства, когда нападающая сторона агрессоров теряет 200 человек, а нация-жертва обречена на заклание. Воскрешение древних дохристианских идей – религиозного истребления целых народов, приносимых в жертву новым мiровым владыкам, злодеям, которых ещё не знал мiр. По сравнению с Бушем или Шароном – и Троцкий, и Сталин, при всей своей беспощадности, кажутся мальчишками, играющими в оловянных солдат».

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград и долго работал в любимом городе на Неве. Его сочинение той поры «Петербург» предстаёт перед нами произведением, в котором с поразительной простотой, силой и ни с чем не сравнимой самобытностью повествуется о страдальческой судьбе России, о трагедии Города, Мира и человека в их органической взаимосвязи. Эта вокальная поэма как бы венчает почти трёхсотлетнюю «петербургскую» традицию русского искусства. Лишь когда Георгия Васильевича избирают членом правления Союза композиторов СССР, секретарём, а затем и первым секретарём правления Союза композиторов России – он весьма нехотя перебирается в столицу. Здесь, как депутат Верховного Совета РСФСР трёх созывов занимается масштабной общественной деятельностью. Что, к счастью, никоим образом не сказывается на его творчестве.

Свиридов создаёт десятки симфоний, концертов, ораторий, кантат, песен и романсов, становится автором музыки к тринадцати фильмам.

Он переводит в блестящий вокальный исполнительский ряд стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, У. Шекспира, А. Исаакяна, Р. Бёрнса, С. Есенина, В. Маяковского, Б. Пастернака, Р. Рождественского. И все это – с потрясающей творческой самобытностью.

В 1964 году Георгий Васильевич обнародует хоровой цикл «Курские песни», слова народные (Государственная премия 1968 года). Это произведение определило целое направление в русской музыке, которое получило название «новая фольклорная волна». Уже много позже в русле той волны весьма плодотворно работали такие известные композиторы-«шестидесятники» как В. Гаврилин, Р. Щедрин, Н. Сидельников, С. Слонимский и многие другие.

Как известно, Пушкиным Свиридов увлёкся ещё на студенческой скамье и потом всю жизнь периодически обращался к творчеству гения. Имею в виду шесть романсов на стихи Пушкина, оратории «Декабристы», «Пушкинский венок». При этом вдумчивые музыковеды всегда говорили об особой эквилинеарности, буквально равнострочности, свиридовской музыки пушкинским сочинениям. Постичь глубокомысленность подобных рассуждений простым, как мне, слушателям, было трудно до тех пор, покуда мы впервые не услышали музыку к фильму «Метель» - «музыкальные иллюстрации к повести Пушкина», как скромно называл сочинение сам Георгий Васильевич. И сразу всем стало ясно: рождён исключительной силы воздействия шедевр. Аура «музыкальной иллюстрации» оказалась настолько осязаема, что, кажется, будто ты не только слышишь её звуки, но и видишь воочию то, о чём написано Пушкиным: картины природы, жанровые сценки начала ХIХ века, бал, разворачивающийся на фоне дивных вальсовых вариаций. Через девять лет Свиридов вновь вернулся к своей фантастической музыке, сведя разбросанные по фильму иллюстративные фрагменты в единое целое – симфонию-сюиту. Если хотите, был создан некий новый симфонический жанр.

До тех пор мы имели лишь один пример музыкального постижения гения Пушкина – оперу П. Чайковского «Евгений Онегин». Теперь можно было смело говорить о том, что и музыка к «Метели» стоит в том же ряду.

Кстати, вы никогда не задумывались, почему всю западную литературу, включая Данте Алигьери, Сервантеса, Шекспира, Лопе де Вега, Мольера, Гёте, Гюго и прочих великих сочинителей мы знаем очень прилично? В то время, как наш Пушкин на том же Западе недостаточно известен. А вся причина – в великолепной отечественной школе перевода. Михаил Лозинский и Борис Пастернак перевели для нас всего Шекспира не просто «адекватно, изоморфно и эквивалентно», как сказали бы специалисты, но, порой, в их переводе он звучит даже лучше оригинала. К Пушкину, однако, никто в мире даже приблизиться не в состоянии, не говоря уже о его глубинном познании. Так вот Чайковский и Свиридов музыкально постигли «Наше всё» настолько, насколько это возможно людям из плоти и крови – дальше уже идёт Божественное…

Кроме всего прочего, Свиридов обладал редчайшей, удивительной способностью – занимаясь прикладной киномузыкой, создавать настоящие шедевры. Так, музыкальным сопровождением фильма Михаила Швейцера «Время, вперёд!» стала сюита, состоящая из шести частей: «Уральский напев», «Частушка», «Марш», «Маленький фокстрот», «Ночь». Последняя часть представляет собой музыкальное воплощение безостановочно бегущего времени. Эта исключительно яркая находка композитора снискала себе самую широкую известность не только в нашей стране, но и во всём мире, как ярчайший символ бурного ХХ века.

В советские времена эта музыка использовалась во многих кинофильмах, теле- и радиопередачах. В наше – её включили в постановку церемонии открытия ХХП Зимних Олимпийских игр в Сочи. Долгие годы финальная часть сюиты являлась позывным телепрограммы «Время».

В начале «лихих ельцинских лет» её сняли как олицетворяющую застой, но потом восстановили в аранжировке на Первом канале. И правильно сделали. В мире просто не существует музыки, которая бы столь полно воплощала в себе суть самой субстанции времени. Лишь гений Свиридова сумел её выхватить из Космоса.

…У Георгия Васильевича Свиридова был сын Юрий. От отца он унаследовал колоссальную работоспособность, но и отцовское же слабое здоровье. Образованнейший, один из лучших в стране японоведов, он в последнее время жил и работал в Токио. Болел неизлечимо. И когда трагическое известие о его смерти дошло до Москвы, жена Эльза Густавовна не решилась сказать мужу о случившемся. Оно и понятно: Георгий Васильевич проходил реабилитацию после обширного инфаркта. А вскоре, не ведая об этом, последовал за сыном, перешагнув порог вечности в ночь под Рождество 1998 года…

Из высказываний Георгия Свиридова:

…Я устал от беспочвенных воплей и сетований по поводу «нецивилизованности» России, нецивилизованности русских, главным образом. Странно слышать, когда так говорят соотечественники Лобачевского, Менделеева, Гоголя, Лермонтова, Тютчева, Есенина, Достоевского, Чайковского. Правда, я говорю о культуре, а не о цивилизации, о «Слове о полку Игореве», а не о позолоченном унитазе.

***

Искусство – не только искусство. Оно есть часть религиозного (духовного) сознания народа. Когда искусство перестаёт быть этим сознанием, оно становится «эстетическим» развлечением. Люди, которым не близко это духовное сознание народа, не понимают сущности искусства, его сакраментального смысла.

Величие художника – это величие души (величие духа) художника. Величие Мусоргского и Бородина – это величие христианина.

Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным.

Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа.

Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть - вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне - есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории.

***

Я ведь недаром люблю литературу, поэзию, слово. Всё дело в том, что музыка сегодня не та, что была в прошлые века. Религиозный дух оставляет её, отделяется от неё, она как бы эмансипируется. И сегодня она может жить только в союзе со словом. А это ведь - совместная жизнь слова и музыки - издавна присуще русской культуре. Наша народная музыка - это пение, как для русских, так и для белорусов с украинцами. Наши народные песни, целый пласт! Наши былины были немыслимы без мелодического исполнения. Я пытался создать в современной музыкальной жизни своеобразную антологию русской песни, но музыкальная среда, верхушечно-чиновничья композиторская братия отвергла эту мысль.

***

Музыка Русского православия истребляется, унижается, третируется в последнее время. Подобно тому, как церковная роспись католических храмов объявлена бесценным сокровищем, а Русская иконопись почти полностью уничтожена и продолжает уничтожаться.

P.S. Осенью 2005 года в Курске был открыт первый памятник композитору. На нём – слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться». В родном городе Фатеже работает мемориальный дом-музей композитора. В Санкт-Петербурге, Тольятти и Балашихе открыты школы искусств его имени. В Москве несколько детских музыкальных школ носят его имя. Такая же школа есть и в Петрозаводске. Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие» имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры. Астроном Крымской астрофизической обсерватории Л. Карачкина назвала астероид N 4075 в честь Свиридова (4075 Sviridov). Астероид N 5093, открытый в ту же ночь, был назван ею 5093 Svirelia в честь жены композитора Эльзы Густавовны Свиридовой-Клазер. Имя «Георгий Свиридов» носит Airbus A320 Аэрофлота. И всегда с нами его музыка.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 32 найденных.
Олег
20.12.2015 23:31
Игорь. Ну ясно,что из маленького городка.Ну это Ус назвал его "гениальным русским деревенским парнем". Не вижу ничего унизительного в этом.
ВЕРА
20.12.2015 17:53
" прадед его по материнской линии Егор Чаплыгин, член приходского совета Богоявленского собора (где и крестили Свиридова) внес  немалый  вклад в дело сохранения храма,  был награжден золотой медалью «За усердие» на ленте ордена св. Станислава. Он состоял и попечителем церковно-приходских школ, а сын его Иван служил наставником одной из школ Фатежского уезда, тетка Свиридова Валентина Чаплыгина тоже преподавала в фатежских школах, как и мать композитора Елизавета Ивановна (1894-1973); отец его, Василий Григорьевич Свиридов, директор почтового ведомства, погиб в 1919 г. в Гражданскую. " - Н.Масленникова

Вот свиридовские корни откуда идут...

"Красовался на всю округу Богоявленский собор (1795), сооруженный по проекту Б. Растрелли. Величественный храм хорошо просматривался с расстояния более 10-ти верст — это был монументальный ансамбль, церковь о пяти престолах с 48-ю окнами по фасаду,  колокольня, церковные дома и приходское кладбище с  солидной каменной оградой (взорван во время войны).
А всего было в городке в ту пору пять церквей, звон колоколов которых с младенческих лет пробуждал тонкий слух отрока Георгия, невольно воспитывая вкус к подлинной красоте звука, своеобразной гармонии переливающихся серебряными голосами  колокольных мелодий. Традиционный уклад русского быта с неизменным посещением храма, молитва, красота церквей — «одна красивей другой и ни одна не похожа на другую», русская песня да соловьиные трели, дивная природа — все питало и обустраивало юную душу будущего композитора. Сам он вспоминал, что «сильное впечатление производила [на него] вся церковная служба, храм, всегдашняя чистота его, запах воска… и ладана, благовоние кадила, которым батюшка помахивал в сторону толпы, всем кланяясь одновременно, а толпа крестилась, картины на стенах, высота храма, лики святых. Пение хора входило составной частью в службу, довершая необычность обстановки, возвышенность и значительность происходящего. <…> Особенно я любил службу Чистого четверга…
Замечательный образ Свиридова пианиста запечатлел поэт Владимир Костров (стихи «Свиридов»):
.
Он приручить сумел гулящий нотный рой,
Как угли ворошил классические гаммы,
И то, как он играл, нельзя назвать игрой —
Он заставлял звучать свои кардиограммы.
.
Смеялся фа-диез и плакал си-бемоль,
Или бежал пассаж, как ручеек проворный,
Иль колокол гудел — во всем таилась боль
По Родине святой, минорной и покорной." - Н.Масленникова
Игорь_
19.12.2015 15:19
Олег, "деревенского парня" в Свиридове никак отыскать не получится. Фатеж, где он родился, хоть и маленький, но получил статус города аж в 1779 году. То есть на момент рождения Свиридова он именовался городом 136 лет. А когда ему было 9 лет, его семья переехала в Курск. Его отец - почтовый служащий, а мать - учительница. И где тут деревня и деревенский парень? Подумать, что это о Свиридове, я никак не мог.
Олег
18.12.2015 23:35
Игорь. Как вы читаете? Ус пишет;"Но мне очень понравилось,что гениальные евреи всегда и во всём помогали Гениальному деревенскому,русскому парню.".И где вы увидели здесь фразу о "еврействе" Свиридова? Гениальный деревенский, русский парень-это и есть Свиридов. А заметил его талант гениальный еврей Шостакович. Будьте внимательны когда читаете текст.
asad
17.12.2015 17:33
Благодарю Вас за статью.
Вера Россия
17.12.2015 12:26
Очень хорошо, что есть материалы про светлых и великих людей. Не каждое издание этим "грешит". На фоне той грязи, что я только что прочитала на ряде популярных интернет-сайтов, как-то даже на душе светлее стало. И музыка его в голове закрутилась. Спасибо "Столетию", хорошие у вас авторы, берегите их!
Эмилия
17.12.2015 11:25
Статья замечательная! Михаил, преподнёс столько нового о жизни великого Свиридова, читать безумно интересно, спасибо!!!
Александр Ушар
17.12.2015 5:27
Нестандартность философии музыки и мировосприятия Георгия Васильевича просто поражают: он и мыслил также, как сочинял, - самобытно и гармонично. В этом, кстати, одна из особенностей подлинного Творца: он не думает, в какую школу он вписался своим творчеством, ибо он сам - Школа. И эту составляющую настоящего Мастера автор очерка очень тонко и ненавязчиво подчеркнул, за что ему спасибо!
Наталья
17.12.2015 4:28
Предлагаю желающим познакомиться с моей статьей о Свиридове. Она как раз дополняет некоторые лакуны этой в целом хорошей бодро написанной статьи, а кое-что у меня отсутствует.
Так что сложится некий объем
http://webkamerton.ru/2015/12/muzyka-nesyot-dushu-mira/
Автор
16.12.2015 21:36
Игорь, я помню ваше письмо. Скажу вам откровенно: пришлось мне (из-за размера, он в "Ст-ии" строго ограничен) пожертвовать двумя с моей точки зрения не самыми второстепенными моментами. Первый: его отношения со Щедриным. Георгий Васильевич ведь уступил место руководителя муз. союзом России Родиону Константиновичу. И второй: отношения Свиридова и Шостаковича делятся на несколько этапов. И не все они безоблачны. Но вы же понимаете, что даже бегло обо всём это рассказать - ещё, как минимум две статьи нужны. Добра вам. МАЗ.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 32 найденных.

Эксклюзив
01.12.2020
Елена Бондарева
Поэзия русской Сербии. К 100-летию Русского исхода.
Фоторепортаж
03.12.2020
Подготовила Мария Максимова
В Эрмитаже проходит выставка изделий фирмы Карла Фаберже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».