Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 декабря 2019
Возвращение к корням

Возвращение к корням

Сразу три фильма из России стали лауреатами международного кинофестиваля на Сардинии
Владимир Малышев
22.07.2018
Возвращение к корням

По узким улочкам древнего итальянского городка Сассари, что на острове Сардиния, растерянно бродят под палящим солнцем стайки людей с черными, как уголь, лицами. Другие стоят на перекрестках с пластмассовыми стаканчиками в руках и на ломаном итальянском робко просят: «Мистер, подайте что-нибудь! Я давно не ел…».

Это беглецы из Африки и стран Ближнего Востока, которые сегодня наводнили улицы многих итальянских городов. Cардиния – остров, а потому он стал одним из «форпостов» Европы, осаждаемых беглецами. Чуть ли не каждый день, как рассказывает местное телевидение, к итальянским берегам то и дело причаливают огромные лодки или даже целые корабли, битком набитые оборванными и голодными беженцами. Многие тонут, трупы несчастных волны выбрасывают на итальянский берег, других спасают. Созданные для них лагеря переполнены, люди бунтуют, происходят стычки с полицией. Терпению итальянцев, которые поначалу относились к ним с состраданием, уже подходит конец. Новый вице-премьер и министр внутренних дел Маттео Сальвини заявил, что его страна больше не станет принимать нелегальных мигрантов. Политик подчеркнул, что готов к угрозам со стороны несогласных, однако он принимает такие решения как министр и как отец для общего блага и отдал приказ морякам закрыть для них итальянские порты. А вот президент Италии потребовал, чтобы их высадку разрешили. Вспыхнул ожесточенный спор, который грозит поставить под вопрос существование только что созданной правительственной коалиции…

На таком фоне в кипящей политическими страстями Италии в городе Сассари на Сардинии прошел традиционный, уже 13-й по счету кинофестиваль короткометражного кино. Любопытно, что сразу три приза на нем в разных номинациях получили фильмы из России. Это фильмы «Озеро» Ольги Блохиной (документальные фильмы), «Переход» Дениса Кураева (экспериментальное кино), а автор фильма «Обед» Наталья Кончаловская была отмечена призом, как лучший молодой кинорежиссер.

Победителем конкурса художественных короткометражек стал фильм испанского режиссера Гаго Альваро «Ла Матрия», посвященный тяжелой судьбе женщины, работающей на фабрике и ежедневно ведущей изнурительную борьбу за существование себя и своей семьи.

Этому фильму был вручен главный приз президента Итальянской республики.

На кинофоруме побывал известный мэтр российского кинематографа Андрей Кончаловский, который провел в киноклубе Сассари мастер-класс и выступил перед журналистами на пресс-конференции. Для местных кинематографистов и любителей кино такая встреча была настоящим подарком, и они задавали Кончаловскому множество вопросов, связанных с его творчеством и новыми тенденциями в современном кино. Свой мастер-класс провел на Сардинии в рамках фестиваля также другой известный кинематографист из России Александр Петров, автор получивших международное признание мультфильмов.

Автору этих строк довелось побывать в Сассари в качестве члена международного жюри фестиваля. Пришлось поэтому просмотреть десятки представленных на конкурс картин режиссеров из самых разных стран. А всего на него, как сообщил директор кинофестиваля Анджело Тантари, их поступило более тысячи! Так что организаторам из Киноклуба Сассари пришлось немало потрудиться, чтобы отобрать из этого моря работ все самое лучшее, что потом и было представлено в конкурсной программе. Эти фильмы демонстрировали не только в Сассари, но и в других городах Сардинии: Алгеро, Вилла Нуова Монтелеоне, Стинтино…

На этом информацию о фестивале для российского читателя можно было бы и закончить – таких фестивалей кино сегодня во всем мире проводится немало.

Однако, как мне кажется после просмотра нескольких десятков картин, на нем проявилась любопытная тенденция. Практически все присланные фильмы созданы в жанре реализма, и, как сказали бы наши критики во времена СССР, несут в себе «положительный социальный заряд», пронизаны заботой о нуждах и судьбах простых людей, их печалях и заботах.

Разительный контраст по сравнению с тем, что сегодня нам показывают на первых каналах нашего ТВ, где правят бал или фильмы из серии «богатые тоже плачут» или пустые любовные мелодрамы! Во многих случаях впечатление такое, словно эти фильмы сделаны режиссерами не из капиталистических стран, а из бывшего СССР!

Это совсем другое кино на фоне не только того, что мы видим сегодня на нашем телеэкране, но и торжества в нынешней России тенденций постмодернизма в живописи и скульптуре. Такие выставки у нас сегодня скорее напоминают мусорные свалки, где выставляют то старые унитазы или груды искореженного металла, с умным видом называя все это «современным искусством». Не говоря уже о театре, где сегодня, если актер выходит на сцену одетым и по ходу действия не снимает штаны, а актриса не остается на публике в чем мать родила, то это уже выглядит как моветон.

Но вот на фестивале на Сардинии ничего подобного в представленных там фильмах не было. Мало того, возникло ощущение, что авторы представленных картин, по крайней мере, самых лучших из них, отмеченных критикой, возвращаются к великим традициям итальянского неореализма, когда зачастую актерами становились не профессионалы, а простые люди с улицы. Впрочем, такая тенденция просматривается сегодня и в творчестве уже давно утвердившихся мастеров. Как, например, упомянутого Андрея Кончаловского, снявшего недавно фильм «Дни и ночи почтальона Алексея Тряпицына», который в иностранном прокате назван «Белые ночи». Однако на фестивале в Сассари эта тенденция, на мой взгляд, проявилась особенно ярко, особенно в фильмах молодых режиссеров. И со мной согласились другие члены международного жюри – Анжелика Мюллер, организатор кинофестивалей на Мальте, и Филип Штадельмайер, живущий в Вене немецкий кинематографист, кинокритик и писатель.

Об этом говорил и Анджело Тантаро. Мы, считает он, хотим защитить оригинальное кино, выходящее за рамки коммерческой логики, которое открывает новые горизонты. Мы, присоединился к нему художественный директор фестиваля Карло Десси, хотим продвигать вперед наши ценности независимого кинематографа, чтобы содействовать молодежи, которая решила заниматься режиссурой и открыть для Сардинии «сияющее окно мирового кинематографа». И действительно, подавляющее большинство лауреатов этого фестиваля, в том числе и из нашей страны, совсем молодые режиссеры.

Много говорилось на кинофестивале в Сассари и о взаимном влиянии и взаимопроникновении кино Италии и России.

Так, его лауреат Денис Кураев в своем записанном на пленку послании фестивалю отметил, что у нашего изобразительного искусства общие корни, а получивший на нем премию его фильм «Переход» был создан под влиянием эпизодов плодотворного киносотрудничества дуэта Андрея Тарковского и Тонино Гуэрры.

Любопытно в этой связи, что Сардиния была родиной замечательной итальянского писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе Грации Деледды. Именно она, а также такие итальянские писатели, как Джованни Верга, Луиджи Капуана и другие, провозгласили необходимость перехода в области романа от сенсационности и сентиментализма к «социальной летописи», лишенной всякого субъективного элемента, изображающей жизнь с беспощадной правдивостью, такой, как она есть, без всяких прикрас. Это течение было названо «веризмом» от итальянского слова «vero», т.е. «правдивый», «истинный». А сами веристы стали художниками «униженных и оскорбленных» по преимуществу, сами называя себя приверженцами творчества Федора Достоевского.

Как считают многие критики, именно из этих традиций веризма и возник потом итальянский неореализм – замечательное течение в мировом кино, прославленное именами таких легендарных мастеров, как Витторио Де Сика, Роберто Росселини, Лукино Висконти, Джузеппе де Сантис и других. Конечно, в последнее время итальянский кинематограф переживает далеко не лучшие времена. Но, как свидетельствует кинофестиваль на Сардинии, у него есть огромный творческий потенциал из числа молодых режиссеров, которые показали на нем свои первые картины, пока еще короткометражные. Есть такой потенциал и у мирового кино, которое, отвергая диктат рынка и мертвящие «эксперименты» постмодернизма, ищет новые пути, вдохновляясь в этих поисках традициями великих мастеров итальянского неореализма, возвращаясь к национальным корням искусства.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Woldemars
23.07.2018 22:19
Анд.Кончаловский конечно же мэтр, но если посмотреть на его фильмы "неореализма", не скажешь что , например его фильм Курочка ряба, это именно та жизнь, которой мы с вами живём, будучи в России. То же касается, даже в большей степени фильмов Анд.Звягинцева, после которых не только жить не хочется, а и наложить на себя руки появляется мысль.
Далеко ли ушли хвалимые Владимиром Малышевым фильмы?
Одна надежда на аниматора Александра Петрова, да тех, кто не исказил мыслей Достоевского.
Сила РФ к Многонационалии
22.07.2018 16:14
Возвращаться к корням надо. К нашим азиатским корням.
суржик
22.07.2018 10:14
И чё? За инфу оценка три.

Эксклюзив
06.12.2019
Валерий Мацевич
Будут ли страны Прибалтики проситься обратно в российскую «оккупацию»?
Фоторепортаж
28.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее открылась выставка, посвященная графу А.А. Аракчееву.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».