Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 января 2021
Вопиющие голоса

Вопиющие голоса

Сетку телевещания центральных каналов плотно оккупировал шоу-бизнес
Сергей Морозов
05.03.2015
Вопиющие голоса

Раньше была музыка, а теперь шоу. Вместо оригинальных исполнителей – суррогат и уроки пения. Вместо новых оте­чественных хороших песен – перепевки наследия 90-х и невероятное засилье зарубежного репертуара, исполненного с диким акцентом…

Теленеделя стала традиционно заканчиваться двумя парами изнурительных по своей продолжительности, конкурирующих между собой клонов – «Один в один» и «Точь-в-точь», «Голос» (вместе со спином «Голос. Дети») и «Главная сцена» (российский аналог зарубежного The X Factor).

Первая пара, до сих пор выясняющая, кому принадлежит право на первородство, кто более законен и лицензионен, полностью ориентирована на форму кавер-исполнения (от костюма и до буквального воспроизведения манеры), вторая работает в этом режиме завуалированно, будто бы лишь осуществляя в процессе исполнения известных песен поиск новых имён и молодых артистов.

В «Один в один», как и в «Точь-в-точь», по устоявшейся в последние годы телевизионной традиции толкутся уже примелькавшиеся персоны, это такой закрытый клуб – пение со звёздами, как раньше, до этого, был цирк, танцы, бокс и всё остальное.

Притом в нём, как и в соперничающем собрате, идущем по Первому каналу, не скрывается ставка на развлекательность, на бессмысленное времяпрепровождение у теле­экрана с пёстрой красочной картинкой и формальное проставление оценок – это только повод для долгих спичей и мемуарных анекдотов из жизни «уважаемых людей» в судейской коллегии. «Один в один», «Точь-в-точь» ориентируются на тех, кто социальным статусом пониже, вкусами попроще, для тех, кто возрастом уже «за» и не претендует на что-то большее, чем созерцание музыкального костюмированного бала с привычным «Маска, назови своё имя».

В «Голосе» и в «Главной сцене на первый взгляд всё более серьёзно. Здесь главная фишка не в костюмированном шоу, а в борьбе, взлётах и падениях, слезах и криках радости. По легенде в «Голос» и на «Главную сцену» попадают почти простые смертные, люди «с улицы», те, у кого, вроде как у Гусева из «Приключений Электроника», тоже голос. Их участники – молодые люди, которые считают, что выход на сцену в программе, а уж тем более продвижение дальше в рамках организованного состязания, решит их жизненную судьбу и предопределит будущую музыкальную карьеру. Присутствие продюсеров (Владимир Дробыш, Игорь Матвиенко, Константин Меладзе, Максим Фадеев) и известных представителей музыкальной сцены (Юрий Антонов, Жанна Рождественская, Сергей Чиграков – в «Главной сцене», Дима Билан, Александр Градский, Леонид Агутин, Пелагея – в «Голосе») придаёт всему этому особую остроту. Наличие же в рядах участников новой программы «Главная сцена», идущей по «России 1», американского продюсера Уолтера Афанасьеффа, долголетнего партнёра популярного саксофониста Кенни Джи, человека, работавшего с Селин Дион и Мэрайей Кэрри, добавляет жару. Здесь ставки ещё выше: не просто прогреметь, но и, чем чёрт не шутит, попасть в Америку.

Справедливости ради стоит отметить, что присутствие Афанасьеффа не даёт «Главной сцене» превратиться в столь привычный зрителям междусобойчик.

Антагонизм прагматичного, профессионального подхода к артисту и эмоциональной вкусовщины, время от времени возникающее противостояние мерок мирового шоу-бизнеса и нашего российского аршина – несколько приподнимает уровень «Главной сцены». «Это ресторан, это comedy, это караоке. Публике нравится, но мне – нет», – обычная реакция Афанасьеффа на хорошо знакомый нам российский стандарт исполнения, чего, согласитесь, трудно ожидать от отечественного жюри. С другой стороны, время от времени в программе возникают коллизии, напоминающие знаменитый диалог из «Осеннего марафона» («Вот у вас в Дании на улицу такие куртки выкидывают?» – «Нет, это дорого. Это же чистый хлопок»), когда Уолтер Афанасьефф видит исполнителя, представляющего интерес для западной публики и совершенно не соответствующего российским представлениям о поп-музыке. Отличный повод поразмыслить, чем отличается русская, российская и американская музыкальные традиции.

И всё же на «Главной сцене», так же как и в «Голосе», перед нами своего рода «Голодные игры», цель которых – будоражить воображение зрителя и держать его в напряжении. «Главная сцена», кстати говоря, услужливо и откровенно об этом напоминает: «Шоу-бизнес – это бизнес по доставке эмоций».

Выглядит всё это и впрямь эффектно. Закадровые вопли зашедшейся в экстазе публики подстёгивают зрителя даже в те моменты, когда ничего значительного на сцене вроде бы не происходит. Копиисты из «Один в один» поражают искусством мимикрии. Участники «Голоса» и «Сцены» дышат обаянием молодости и обещаниями таланта. Каждое действо сопровождается шутками и прибаутками, исходящими от присутствующих в составе жюри и ведущих представителей юмористического жанра.

Неудивительно, что в какой-то момент сидящие у телевизора утрачивают адекватное восприятие происходящего. Наивный зритель прилипает к телеэкрану, сопереживая и сочувствуя тому или иному участнику шоу, заворожённый искусственно нагнетаемой интригой: треснет по большой красной кнопке Пелагея или Максим Фадеев или нет?

И при этом забывает о том, что перед ним не «А ну-ка, девушки!» и не «Когда поют солдаты», а всего лишь очередная богато украшенная, бездушная и по-прежнему безжалостная молотилка шоу-бизнеса, в которой ловкие теленапёрсточники играют эмоциями зрителей и осёдлывают наивные мечты участников.

Последнее, в частности, относится к паре «Голос» – «Главная сцена», которые, если отбросить весь внешний лоск, представляют собой не что иное, как состязание карабасов-барабасов отечественного разлива, устраивающих бесплатный кастинг будущих «поющих трусов» перед всей Россией. При этом здесь вряд ли можно упрекнуть самих участников голосовых шоу. Кандидаты в будущие поп-кумиры подпрыгивают, карабкаются, взмывают ввысь, прилагая все мыслимые и немыслимые усилия. Для них эти шоу – узкая тропка из безвестности на вершину успеха и славы. Осуждать их невозможно. Зная, как у нас обстоит дело с культурой и искусством, с ними даже поначалу начинаешь соглашаться: похоже, иного пути нет.

Но поразмыслив, приходишь к выводу, что это путь в никуда. Сколько было на нашей памяти этих «Фабрик звёзд», «Артистов» и ещё многих-многих из года в год идущих программ, бахвалившихся тем, что они ищут таланты? Всех и не упомнишь. Как и не упомнишь всего того невероятного количества подававшей надежды молодёжи. Где теперь все эти дерзкие, голосистые носители нового, покорители теле- и радиоэфира? Многие сгинули в безвестности. Сомнительные счастливчики растворились в сточных водах российской эстрады. Некоторые до сих пор перескакивают из одного музыкального шоу в другое, кажется, поняв, что иного, кроме телесудьбы, просто не дано. «Много их, куда их гонят?» Шоу продолжается ради самого шоу. Глядя на разноцветный мир наших телевизионных околомузыкальных программ, думаешь, что шоу на голосах, вопиющих в российской музыкальной пустыне, будет продолжаться до бесконечности. Так проще, так удобнее, так прибыльнее. Рейтинги большие, и публике, опять же, очень нравится.

По материалам «Литературной газеты»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 16 найденных.
Виктор
07.11.2015 12:20
С моей музыкой руководство Московской государственной филармонии знакомо не было.У устроителя концерта председателя нашего объединения Андрея Микиты они потребовали не ноты, а текст поэмы. И на основании прочтения стихов последовал этот вопиющий политический запрет.
Александр
23.04.2015 14:37
ТВ на перепутье стремления к коммерческому успеху и несения разумного, доброго и вечного, к чему и должна быть призвана культура.
Увы побеждает первое... Полезные, познавательные и воспитательные программы  загнаны за полночь (отсюда и рейтинг у нуля): Нет пользы, только затраты на производство.
Коммерческие шоу могли бы и воспитывать, не будь столько пошлости, отстоя, киркоровщины и забугорности. Где еще, кроме интернета, доступны чудесные, патриотичные и талантливешие спектакли Пелагеи?
А тупое многоканальное тиражирование заграничного и пошло-попсового тошнотного шоу едва столь коммерчески выгодно: конкурировать пошлостью терять и зрителя и доход.    
Тамара
17.03.2015 7:00
"Голос" и "Голос дети" - преподносятся. как конкурс исполнителей. Так ли? По сути - соревнуются между собой продюсеры. Они набирают себе не просто талантливых конкурсантов, но тех, кто им ПОДХОДИТ, о чём они и говорят откровенно между собой. Неоднократно они мило так и непосредственно оправдывались перед конкурсантами:"Вы молодец, но ваш голос нам не подходит..." Например: интереснее тенор, чем бас. Бас там совсем не котируется. Не потому что плох, а потому что "ни с кем другим в пару не поставить". Так и говорят. С милой гримасой сочувствия. В финале побеждает не исполнитель. а продюсер. Отдельно надо сказать о кривлянии. Раскрепощённость - хорошо, даже здорово, но до определённых пределов.
Александр
13.03.2015 8:54
Я вообще удивлен, кто все это смотрит?нАШЕ ТВ просто полный отстой.Мне вообще не понятно, зачем столько каналов, которые показывают одно и то же! Мне не понятно, зачем такое количество зажравшихся рож? Именно рож,потому что по другому, их ни как не назовешь! Зачем столько новостных передачь, если везде говорят об одном и том же!
Полная деградация средств массовой информайии налицо. Разгонять всю эту шушеру надо и побыстрее!!!!!
леонид
09.03.2015 11:59
Пир во время чумы или пляски на костях наших предков.Нет пищи для ума-ни души ни сердца.
СССР
08.03.2015 17:53
СМИ и ТВ с 1985 года в СССР,а после его гибели в РФ - это инструмент насаждения бездуховности,равнодушия,стяжательства и прочей духовной мерзости американского образа жизни..
СССР
07.03.2015 20:46
Телевидение с апреля 1985 года служит только одному,навязывая людям огорчения,оно как бы открывает им глаза(мол мы только зеркало общества)но,делает самое страшное закрвает им сердца.Реальный результат  ТВ,бойня на Украине.Ответьте на вопрос,вот сетка ТВ прграмм,она может быть составленна психически нормальным человеком?Ну хотя бы ТНТ,дом 2,Универ? Реальные пацаны"Фильмы "Сволочи"Сталинград "Левиафан и другие не менее пошлые теле.мерзости.Вы пустите к себе в дом Собчачку или Малахова воспитывать детей?А кто владеет каналами ,которые нам навязывают эту антисоветчину?А кто из нас в нашей "свободной" стране станет депутатом,президентом,если СМИ не начнут голосить и пиарить ваш рейтинг?А за так или за гроши?А куда Васильева делась?А вместо неё сахалинского губернатора СМИ мочить стали,сами по себе или заказ?Заказывает тот,кто имеет средства на заказ,а мы? Мы жрем все,что подготовит "невидимый"повар в основном духовное  дерьмо,да еще глубокомысленно обсуждает вкус дерьма.Откройте телепрограмму на любой день и прочтите меню.
Москвич с Курбатовского пер.
07.03.2015 18:31
Мне "классика" и барды милее, чем попса, поэтому был удивлён самому себе, когда "прильнул" к "Главной сцене". На это было несколько причин:там не было Пугачевой , Лолиты, Фили и прочих замызганных исполнителей, оккупировавших все исполнительские площадки России. Господин Афанасьев большой профессионал и новое лицо среди жюри российских конкурсов. Третье, и самое важное, - новые мощные оперные голоса, бардовские (очаровательная молодая исполнительница своей песни с Дальнего востока), джазовые. А из всяких "Точь-в-точь" оставил бы Хазанова - он хороший рассказчик баек.
Татьяна П.
07.03.2015 9:06
Есть такие места в наших необъятных просторах, где нет концертных залов, художественных галерей, а есть только телевидение. Причём, во времена самодельных антенн с трудом мелькали полтора канала. А радио уже не было. Так выбора нет. Чем смотреть насилие и злобу, бездушие и жестокость, лучше «Поле чудес», оно объёдиняет людей, там можно коснуться и культуры,  и доброго отношения между людьми.
Да, у «Голоса» есть недостатки. И закулисная сторона нам не известна. Но прорывается свежесть необыкновенная, ощущаешь, как талантлив наш народ, вообще человек. И слёзы именно это вызывает. Чистое и искреннее объединяет людей.
Не понять только мне, почему так модно петь на английском языке?
Не надо забывать об огромной воспитывающей и направляющей власти телевидения.
И, как старатель, телезритель намоет в свой лодок те крупицы духовного золота, которые ему нужны. А сколько песка сыплется пустого….
антон
06.03.2015 13:19
говорят что всё русское продвигать нада а музыка вся от америки на этих шой,  послушайте что в торговых центрах слушают-и где она -РУССКАЯ -очень дорошо говорят . Раньше эти лицедеи и лицемеры за людей не считались а сейчас мы у них под мпятой и быдло а дерут нас как сидоровых -а мы и рады. Всё за наши кровные и ещё кичатся!
Отображены комментарии с 1 по 10 из 16 найденных.

Эксклюзив
14.01.2021
Наталия Нарочницкая
Выступление на Международных Рождественских образовательных чтениях в Калининграде.
Фоторепортаж
13.01.2021
Подготовила Мария Максимова
В Москве возродили производство ватных елочных игрушек.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».