Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 октября 2019
Вопиющая попса

Вопиющая попса

«ДОстояние РЕспублики»: игра на понижение?
Олег Пухнавцев
10.06.2010
Вопиющая попса

Рождённый в СССР с камертоном в голове требователен и заводится с пол-оборота. И не удивительно - на пике «застоя» выпускалось около 120 000 фортепиано в год (и был дефицит!) теперь 2000. Чтобы примирить с действительностью этих поседевших меломанов, Первый канал и придумал программу «ДОстояние РЕспублики».

Выбираем «лучшую песню страны» методом, себя зарекомендовавшим. На бескрайнем поле советской песни смешиваются породистые и второразрядные культуры, чтобы явить миру новый суржик – музыкальный. Компания «Красный квадрат» производит «ДОстояние РЕспублики», руководит компанией Лариса Синельникова, она же является супругой Константина Эрнста, она же была генеральным продюсером «Фабрики», стоит ли удивляться, что «фабриканты» здесь частые гости? Слушая советские песни в их исполнении, перестаёшь жалеть о распаде СССР, именно этот эффект является сверхзадачей проекта?

Исполнение советской классики – лакмус, определяющий творческую состоятельность певца.

«Фабрикантов» пиарят на Первом всеми способами. Они – фигуристы «Ледникового периода», эксперты «Пусть говорят», акробаты «Цирка со звёздами». Путь к корпоративам тернист и полон опасностей, главная из которых – испытание советской песней. Продюсеры как будто не понимают, что беспомощность их подопечных в этой ипостаси обернётся потерей денег. Ведь на корпоративах подвыпивший средний класс ждёт артистов с голосом и сердцем, а всё это появляется у «фабрикантов», когда они поют по-английски с навязчивым вибрато.

Советские песни превращаются для них в пытку, а потому возникает мысль: не наказывают ли продюсеры этой повинностью проштрафившихся? Вот Марк Тишман с Викторией Дайнеко, держась за ручки, строят из себя пионеров, исполняют «Александру» Сергея Никитина, отчего у зрителей-диабетиков повышается сахар, а сладкая парочка чуть не «раскалывается» на фразе «ясень с видом деревенским приобщился к вальсам венским», и только настоящий профессионализм позволяет им не заржать от понимания собственной неуместности на этом празднике песни.
Виктору Николаевичу Белану поручено петь «Дорогие мои москвичи». Трудно сказать, как бы отнёсся к этой затее Исаак Дунаевский, скорее всего, воспрепятствовал. Манерный победитель Евровидения не может удержаться, чтобы не пометить чужую территорию своими индивидуальными признаками, принимает характерные позы, следит по всей сцене, чтоб знали: здесь был Дима. Оператор выхватывает лица зрителей, отлично усвоивших инструкцию квакеру, – дежурно улыбаться, даже если подташнивает.
Однако нельзя сказать, что проблема исключительно в возрасте исполнителя. Иной убелённый сединой даст фору молодёжи своей оригинальной трактовкой классики. Когда Александр Ф. Скляр натужно хрипит что-то похожее на песню Бориса Мокроусова из «Весны на Заречной улице», музыка эта рождает не воспоминания, а бессильную злобу к олигархам – канадским, британским, российским, украинским, всем, которые делят между собой Запорожсталь – гордость советской металлургии, чья заводская проходная вывела в люди героя Николая Рыбникова.

Нужны ли ТВ настоящие голоса и народные таланты? Нет, они бы выявили настоящую цену доминирующих в эфире послушных, гламурных «фабрикантов». И потому идёт игра на понижение.

Да, рокерам хочется присоседиться к советской песне. После того как страна исчезла, рок-культура стала казаться ещё большей туфтой, чем комсомольские агитки. То, что когда-то привлекало в «русском роке», сегодня воспринимается трезво: исповедальность – болезненной зацикленностью на себе, искренность – инфантилизмом, непосредственность – отсутствием культуры звукоизвлечения. Выяснилось: эстетические принципы осмеянных поэтов-песенников долговечнее рокерской небрежности, маскирующей лень и неталантливость. Стало понятно, что консерваторский диплом советских композиторов – это билет в будущее, что художнику нужно нечто большее, чем упоение протестом. В «ДОстоянии РЕспублики» произведение Бориса Гребенщикова «Этот поезд в огне» исполнила группа «Мобильные блондинки», однако песня успеха не имела, потому что нарочито социальна.
Последнее предложение предыдущего абзаца является вымыслом, мечтой: очень хотелось бы посмотреть такой номер. Создатели «ДОстояния РЕспублики», к сожалению, упустили возможность оценить рок-культуру в контексте нетленности. Так только – промелькнул «Монгол Шуудан» – группа одной, но великой песни да ещё «Ногу свело». Невнятные рокерские высказывания 80-х подытожил Макс Покровский самой честной песней русского рока «Рамамба Хару Мамбуру». Перевод приблизительно такой: «Нам нечего сказать миру, мы только имитировали смыслы, мы на самом деле как бы бесчувственные, мы не думали о последствиях, мы больше не хотим работать дворниками и сторожами, дайте денег, а чекету чейси фари ю».

Определяя «лучшую песню страны», создатели «ДОстояния РЕспублики» попробовали присобачить к советской эпохе и то, что за ней последовало: постыдную болезнь «Ласковым маем», нэпманский разгул алибасовщины, обезоруживающие откровения «Комбинации», о которой член жюри Дарья Донцова сказала так: «Это история нашей музыки. Мы не можем эту историю забыть и вычеркнуть».

Забыть действительно трудно, тут писательница права, но вот почему бы всё-таки не вычеркнуть? Что, собственно, мешает? Ностальгия по 90-м? Требования политкорректности?

Ответ подсказал Леонид Дербенёв: «Есть только миг между прошлым и будущим». Именно эта, безусловно выдающаяся, вещь была объявлена победительницей конкурса.
Умышленность такого выбора кажется очевидной: чтобы оправдать символику эмблемы «ДОстояния РЕспублики» – гибрид герба СССР и двуглавого орла, – лучше всего подошла именно эта песня. Неуклюжая закольцованность сюжета долженствовала, по всей видимости, показать преемственность, убедить мимоходом, что 90-е являются не пропастью безвременья, а только мигом между прошлым и будущим. Потому что зритель, увлечённый безобидной музыкальной передачей, задумается, чего доброго, об украденном прошлом, начнёт судить ушедшую эпоху по её музыкальной атмосфере, что в корне противоречит концепции всепоглощающего тоталитаризма.
В 90-е вычеркнуть советскую песню из памяти народа не удалось, она прошла испытание бойкотом и рейтингом, доказала свою живучесть и этим по-настоящему опасна. Она является железобетонным аргументом в споре. Вам стало жалко 40 млрд. долларов за Севастополь? Посмотрите, как в «ДОстоянии РЕспублики» Людмила Гурченко исполняет «Заветный камень». Вы считаете Советский Союз мрачным царством идеологии и номенклатуры? Вот вам «Ландыши», «Я шагаю по Москве», «Песня про зайцев». Вы полагаете, что главной заботой советского человека была очередь за колбасой? Посмотрите на Александра Градского, который поёт «Как молоды мы были».

Новая, современная угроза советской песне в другом – в её бездарной, часто провокативной эксплуатации.

«Широка страна моя родная» не нуждается в массовке из школы танцевальной акробатики «Спорт гёрлз», которая пародийно строит живые пирамиды, вышагивает по сцене с голубыми флагами Первого канала. Ещё хорошо бы уберечь классику от комментариев отдельных персонажей, ведь не зря же человечество придумало монтаж. Стоит ли занимать дорогой эфир мнением молодой дамы о песне «Катюша»? «Типичная попытка манипуляции сознанием и патриотическими чувствами бойца через сексуальный подтекст – били по самому больному».
Вынырнув из холодной проруби гламурного психоанализа, отметим, что советские песни требуют вдумчивого подбора исполнителей, и, кстати, этот принцип почти сумели реализовать в передаче к Дню Победы. Было заметно, что к празднику тщательно готовились, искали не противоречащие теме голоса, продумывали режиссуру. Алина Покровская, Василий Лановой, Людмила Гурченко, Александр Михайлов, Михаил Ножкин пели по праву старшего поколения, и то, что у них появилась такая возможность, оправдывает многие недостатки «ДОстояния РЕспублики». Были органичны и те, кто приходится участникам войны внуками. Елена Ваенга решилась спеть «Синий платочек», подтвердив, что кроме Кобзона и Градского есть исполнители, обладающие утраченной способностью – просто хорошо петь, легко, мощно и точно. Неожиданно проявила себя Анжелика Варум – блестяще исполнила «До свидания, мальчики» Окуджавы, как будто опомнившись, открестившись от навязанного шоу-бизнесом прошлого. Испытание искренностью ожидало Ивана Урганта, оказавшегося без привычной маски на фоне кадров из «Белорусского вокзала», однако с помощью бабушки, которая помогала ему с экрана, всё удалось – зритель поверил, что это по-настоящему серьёзно.
Пожалуй, единственной откровенно фальшивой нотой прозвучали Марк Тишман и Алексей Воробьёв. Не повезло песне «Как, скажи, тебя зовут». «Фабриканты» нелепо жестикулировали, не знали, куда себя деть, размахивали красным флагом на манер футбольных болельщиков.

Однако даже эта вопиющая попса не смогла испортить выпуск программы «Песни Победы», которую скомпоновали гораздо лучше финального шоу, на котором, собственно, и объявили победителя.

Конечно, сомнения в справедливости выбора могут показаться наивными: речь, мол, идёт не о Нобелевской премии. Действительно, спор с «менеджментом телевизионного контента» смешон – создатели «ДОстояния РЕспублики» просто покрутят у виска, обозначив неуместность серьёзного отношения к их ни на что не претендующему продукту. И всё же сделаем вид, что ошиблись дверью, ввалимся шумно, напористо, спросим в лоб: почему не Пахмутова? Почему победила выдающаяся стилизация, вошедшая в ресторанный репертуар, а не искреннее высказывание, само по себе являющееся стилем?
По версии «ДОстояния РЕспублики», шедевры – «Нежность», «Как молоды мы были» – заняли второе и третье места. Вне списка осталось поэтическое предвидение Николая Добронравова, которое с музыкой Александры Пахмутовой приобрело масштаб мистической грусти:

Здесь, забытый давно,
наш родительский кров.
И, услышав порой
голос предков зовущий,
Серой птицей лесной
из далёких веков
Я к тебе прилетаю,
Беловежская Пуща...



По материалам «Литературной газеты»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.
Старый учитель истории
29.06.2010 9:32
Спасибо Вам, Олег Пухнавцев, за хорошую статью... Сердце болит, глядя на всю эту телепакость... И еще спасибо за статью "МИмикрия ФАльши"// Лит. газета. - 2010. - № 23 (278). - 9 - 15 июня. - С.10. Господи, как же надоела эта гламурная пошлость везде и во всем...
Александр
16.06.2010 19:48
Какова в государстве нацеленность на сохранение и преумножение истинных культурных ценностей, в том числе русских песен, советского периода,такова и методология,(вроде бы не частного канала) донести с помощью "изделий" с "фабрик", до широкой аудитории музыкальные произведения, которые для нас являлись правдой жизни и восторгом души.Надо создателям этого шоу научиться уважать  авторов песен,снискавших любовь и признание многих поколений слушателей,собиравших у экранов ТВ аудитории гораздо большие, чем сегодняшние "проекты самолюбования".    
Руслан
16.06.2010 10:17
России сильной духовно и нравственно очень боятся в Америкосии,Англии и прочих европах,потому и проплачивают свою убогую культурешку,везде все или почти все амеровское-пустое,злобное или лицемерное,обильно политое соусом компьютерных эффектов,на которые,как папуасы на пестрые бусы,кидается наша молодежь...вся эта попса-инструмент уничтожения русской ,национальной культуры и превращения русского народа в стадо скота,потенциальных рабов амеровских господ...Тьфу!
Владивосток - автору
14.06.2010 17:30
Статья очень нужная, правильная, долгожданная. Больше бы таких статей! И авторов!Огромное спасибо Вам, дорогой Олег! То, что Вы пишите, очень актуально. Чувствуется, что Вы пишите о кризисе музыкальной культуры со знанием дела и, конечно, с большой душевной болью. А Сергей, как минимум, не справедлив в оценке статьи. Сергей! Разве Вас не убивает засилье попсы на телевидении? Раньше мы не только по ТВ, но и по радио могли слушать прекрасную музыку. А сейчас и радио забито теми, кого тащит ТВ. ШОУ - бизнес отторгает культуру вообще, а музыку, в частности. Такого же мнения, как автор, придерживается и Денис Мацуев, и Николай Петров. А Вы считаете такое положение нормальным?
Людмила
14.06.2010 15:46
Статья отражает принцип распределения культуры. И к слову: манипуляция сознанием присуща "Битлз" и пр.
А вот официальная точка зрения:
"В целом люди должны быть счастливы от культуры вне зависимости от состояния экономики". - Министр культуры РФ
А. Авдеев.
Влад
14.06.2010 7:26
Министерство культуры самоупразднилось от темы культурного развития народов России,отдав на откуп частникам этот болезненный вопрос.В итоге мы имеем полное отсутствие того,что некогда называлось советской эстрадой.Вместе с водой выплеснули и ребенка:откзавшись от всего "советского",отказались от настоящей,умной,душевной песни с осмысленным,трогающим за душу текстом,хорошей музыкой,профессиональным исполнением,что вкупе и делало песнь по-настоящему народной.Сегодня дошло до того,что бандитские песни проталкивают на ТВ , как "народные". Дожили! "Владимирский централ", "Мурка" стали народными!...Попса "замылила"уши и мозги,теперь насаждается псевдокультура воров и бандитов.Проплаченные из Америкосии враги народа ,став пятой колонной,активно разрушают всеми доступными средствами остатки русской культуры.Фурсенко-расстрелять,ввести цензуру!!!
Story13
14.06.2010 3:38
... А кто такой Марк Тишман? =)
Dess
13.06.2010 22:34
Очень сильная статья из Литературки, за 1989г. "Куда ты денешься без небольшого распутства". Скачайте, не пожалеете.
Сергей
12.06.2010 20:46
У автора этой статьи какая то "любовь" к Марку Тишману.Может ревнует!А может у автора комплекс неполноценности!Одно скажу,что журналист и писака из вас нулевой!Из вас с маленькой буквы!!!
Владивосток
12.06.2010 15:04
Наш многомиллионный народ так богат талантами! Но …. ау! ау! Где они? Их не видно и не слышно. Пропуском на целые каналы для музыкантов - мужчин являются накладные груди, накрашенные губы, наклеенные ресницы, но никак не музыкальные данные! Нормальные тексты и мелодии в песнях отсутствуют. Русский язык заменён примитивным жаргоном. Голос у певцов тоже отменили. Казалось бы, обязательным качеством для певца, показателем профпригодности, должно быть наличие голоса.  Верди говорил: «музыка – это мелодия и голос».
Объявили лучшей певицей года Кристину Орбакайте! Приехали…. Ну, Бог с ней, с внешностью – в конце концов, хоть не до такой степени, но и Мария Каллас тоже красавицей не была. Но как быть с тем, что у «лучшей певицы» совсем нет голоса? Это же надо такое придумать, профессионально непригодного человека объявить лучшим по профессии! Если так пойдёт дальше, то лучшими  танцорами года будут назначать только безногих.
Слышно и видно только тех, у кого папа торгует нефтью или муж заправляет шоу – бизнесом. Были бы у этих «звёзд» вокальные данные, не стали бы они на сцене скакать в нижнем белье или ползать вокруг палки, тем более, снимать лифчики.  Не давать смотреть детям или переключиться на другой канал? Бесполезно! Зверев, Ксюша Собчак тусуются часами на всех каналах, как не переключай.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.

Эксклюзив
15.10.2019
Матвей Славко
На кончину легендарного космонавта Алексея Леонова.
Фоторепортаж
16.10.2019
Подготовила Мария Максимова
По всей стране проходит фестиваль «Наука 0 +».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».