Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Война глазами немцев

Война глазами немцев

Телефильм «Наши матери, наши отцы» (Германия) по количеству просмотров побил все рекорды
Сергей Николаев
12.07.2013
Война глазами немцев

Рейтинги трехсерийного телевизионного фильма «Наши матери, наши отцы» (Unsere Muetter, unsere Faetter), показанного немецким общественным телеканалом ZDF, приближались к показателям некоторых матчей чемпионата мира по футболу или Лиги чемпионов. Всего этот фильм посмотрели более семи миллионов немцев, и это впечатляющие результаты. Многие в Германии справедливо называют телефильм «Наши матери, наши отцы» телевизионным событием года.

Фильм «Наши матери, наши отцы» преподносится в Германии как событие огромной важности. Его создатели хотели попытаться заставить заговорить о войне представителей старшего поколения, которые были непосредственными участниками тех событий или их свидетелями. Точнее сказать, они хотели попытаться заставить их начать разговор о войне, поскольку до этого подобного рода темы во многих семьях вообще не обсуждалась и не затрагивалась. Нередко это приводило к серьезному конфликту между представителями отцов и детей, а студенческие волнения в Германии в 1968 году были в основном направлены против молчания представителей военного поколения.

Сами немцы признают, что в большинстве семей тема Второй мировой войны не обсуждается и умышленно замалчивается.

С подобными проблемами в своей семье столкнулся и нынешний председатель СДПГ Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel). Его отец умер в прошлом году, он до последних дней своей жизни оставался убежденным нацистом и поэтому мало общался со своим сыном. Отец Габриэля, как и некоторые другие представители его поколения, считал, что концентрационные лагеря или лагеря уничтожения были всего лишь «выдумками американцев». Габриэль младший случайно узнал о политических взглядах своего отца, увидев у него на книжной полке целый набор нацистской литературы. Он пытался заговорить с отцом об этом, однако тот отказался, объяснив свой отказ тем, что его сын является «продуктом американского образования». И таких случаев на самом деле было немало, и конфликты в семьях часто бывали значительно более драматичными по своим последствиям.

Обыкновенные немцы становились преступниками

Фильм «Наши матери, наши отцы» рассказывает историю пяти молодых людей – Шарлотты, Греты, братьев Фридхельма и Вильгельма, а также еврея по национальности Виктора. Всех их война затягивает в свой гибельный водоворот. Мечтательный и романтически настроенный Фридхельм превращается на фронте в преступника, способного убивать гражданских жителей и даже детей на оккупированной территории России. В конечном итоге он погибает. В расстрелах гражданского населения принимает участие и его старший брат Вильгельм, который становится затем дезертиром и «пораженцем». Грету расстреливают в тюрьме по приказу ее бывшего любовника из службы безопасности. Шарлотту спасает (или не спасает) от изнасилования красноармейцами советская женщина-лейтенант. Сама Шарлотта, работая в военном госпитале, доносит на свою коллегу и сообщает руководству о том, что она еврейка. Она полагает, что таким образом выполняет свой патриотический долг.

И Фридхельм, и Вильгельм, оказавшись на фронте, очень быстро понимают, что они участвуют в войне, которую они совершенно иначе себе представляли. «Это новая война, - говорит Вильгельм своему младшему брату, - это война фюрера».

Первоначально создатели фильма исходили из того, что еврей Виктор, один из главных героев, спасаясь от нацистов, отправится в Соединенные Штаты и уже оттуда как американский солдат вернется на свою родину.

Но денег на такой вариант не хватило, и в самый последний момент было решено, что Виктор будет направлен вместе с другими евреями в концентрационный лагерь на территории оккупированной Польши, а по пути он совершит побег и примкнет к членам Армии Крайовой.

Поляки чувствуют себя оскорбленными

Польская Армия Крайова, а также большинство поляков в этом многосерийном фильме представлены так, как будто они в своем диком антимсемитизме почти ничем не отличаются от немецких нацистов, а в своих поступках руководствуются только алчностью, что и приводит их к совершению самых страшных преступлений.

Проблема заключается в том, что в польском национальном самосознании Армия Крайова символизирует собой несгибаемость в борьбе против нацистской Германии. После войны многие ее участники подвергались преследованиям со стороны коммунистической власти. Еще и поэтому поляки, в отличие от немцев, гордятся своими матерями и отцами, сражавшимися в рядах Армии Крайовой. Тем не менее антисемитизм был распространен среди ее членов во время Второй мировой войны, и этого не могут отрицать даже самые рьяные критики немецкого телесериала.

Польские средства массовой информации обвиняют создателей фильма в том, что они отказались от дифференцированного подхода и, пойдя на поводу у своей публики, представили польских партизан как кровожадных антисемитов.

По мнению многих поляков, немцы попытались минимизировать в фильме вину своих отцов и огульно обвинить других, то есть в первую очередь поляков.

Даже министр иностранных дел Польши вынужден был вмешаться в обсуждение немецкого фильма и в своем посте посоветовал всем направить письма руководству телеканала ZDF с выражением своего возмущения. Одним из первых отреагировал посол Польши в Германии Ежи Марганский.

«Как польский дипломат я, к сожалению, не могу присоединиться к позитивной критике, - написал он в своем письме руководству телеканала ZDF. - Дело в том, что образы Польши и польского сопротивления немецкой оккупации, представленные в этом фильме, большинство людей в Польше считают исключительно несправедливыми и оскорбительными. Меня это тоже шокировало». Польский посол утверждает, что Армия Крайова не принимала участия в уничтожении евреев на оккупированной немцами территории Польши. Марганский отмечает, что, выставляя поляков в фильме как антисемитов, его создатели пытаются переложить ответственность за уничтожение евреев на другие народы.

Польский посол в Германии считает, что немецкая публика, не имеющая представления об Армии Крайовой, получает таким образом совершенно искаженное представление о событиях тех лет. По его мнению, после просмотра этого фильма может сложиться впечатление, что и другие народы также принимали участие в холокосте. Одна из крупных немецких газет именно так все это уже сформулировала, сославшись на фильм «Наши матери, наши отцы», подчеркнул польский посол. Марганский полагает, что подобного рода «толкование истории» вряд ли сможет внести позитивный вклад в немецко-польский диалог.

С ним согласен Йенс Бойзен из варшавского Исторического института, а самая крупная газета в Польше Gazeta Wyborcza, известная своими симпатиями по отношению к немцам, задает вопрос: «А кто объяснит немцам, что польская подпольная АК – это не СС?».

Столь же возмущенное письмо направил в адрес ZDF руководитель польского телеканала TVP Юлиуш Браун. Его также возмутило однобокое представление в фильме поляков как антисемитов. В польских средствах массовой информации говорилось даже о намеренном искажении истории, а также о «невежестве» немцев в области культуры воспоминаний.

Считающийся одним из лучших знатоков Германии журналист Адам Кржеминский вообще сравнил фильм «Наши матери, наши отцы» с антипольскими нацистскими агитками.

Польский еженедельник Uwazam Rze, в свою очередь, обвинил создателей фильма «Наши матери, наши отцы» в искажении истории, в попытке представить немцев как жертв Второй мировой войны, и поэтому на его обложке был опубликован фотомонтаж, на котором федеральный канцлер Ангела Меркель изображена в одежде узника концентрационного лагеря за колючей проволокой.

Польская бульварная газета Super Express также вмешалась в полемику по поводу немецкого телесериала и опубликовала фотографию концентрационного лагеря под заголовком «Немцы! Холокост – это творение ваших рук».

По мнению некоторых польских историков, фильм «Наши матери, наши отцы» ориентирован на массового зрителя в Германии и на его ожидания. Они также считают, что польские партизаны показаны в фильме как «одномерные антисемиты».

Однако сценарист Штефан Кодлиц (Stefan Kodlitz), работавший над сценарием фильма «Наши матери, наши отцы» в течение восьми лет, отвергает все обвинения и считает, что создатели фильма не отошли от исторической правды. Кстати, в качестве консультантов этого фильма выступили достаточно авторитетные в Германии историки.

Так, например, Юлиус Щепс (Julius Schoeps), один из консультантов этого фильма и сотрудник Центра Моисея Мендельсона в Потсдаме считает, что случаи, подобные тем, что показаны в фильме, имели место на самом деле. Кстати, он полагает, что фильм в целом можно считать удачным.

Еще Щепс отмечает тот факт, что впервые в фильме открыто показано, что и солдаты вермахта принимали участие в преступлениях на оккупированных территориях.

Поляки настаивают на том, что в этом фильме обязательно нужно было упомянуть Варшавское восстание 1944 года, а также события в Катыни. Без этого, как они считают, фильм нельзя назвать соответствующим исторической правде. Следует отметить, что количество жертв в Катыни увеличивается с каждым годом, и сейчас на Западе в средствах массовой информации уже говорят о ликвидации 25 тысяч поляков, а не 3-4 тысяч, как считают многие эксперты. Pigiausios automobili? dalys internetu Vilniuje, Kaune - pigiausiosdalys.lt

Адам Кржеминский замечает, что полька Алина говорит в фильме с акцентом по-немецки. Это нормально, но он не может понять, почему она говорит с акцентом по-польски. Немцы, естественно, не обращают на это никакого внимания, но полякам это неприятно. Ему вообще кажется, что все польские эпизоды фильма сделаны поспешно, поскольку, как уже было сказано, Виктор должен был отправиться в Америку, а уже оттуда в качестве американского солдата вернуться в Европу. В целом Кржеминский считает, что все эпизоды с русскими или с украинцами сделаны более тщательно. Но мы вынуждены его разочаровать. И «русские» в фильме говорят с сильным акцентом, и это понятно – дали возможность заработать своим актерам. Кржеминский также упрекает продюсера Нико Хофмана (Nico Hofmann) в том, что в фильме не упоминается Варшавское восстание 1944 года, а поляки в разговорах между собой ничего не говорят о Катыни.

Вместе с тем некоторые поляки считают фильм «Наши матери, наши отцы» вполне достойным, если не принимать во внимание польские эпизоды.

Война обнажает самое плохое в каждом из нас

«Война обнажает самое плохое в каждом из нас», - говорит один из героев фильма Фридхельм. Его старший брат Вильгельм, убивает представителей гражданского населения и заложников, что, несомненно, является преступлением. Для многих немцев будет откровением тот факт, что солдаты вермахта были участниками совершенных на оккупированных территориях ужасных преступлений, и они будут готовы защищать «честь доблестных солдат вермахта».

Но не только война обнажала худшие черты в немцах. Еще в мирное время в Германии существовало многое из того, с чем «нормальному» человеку было трудно мириться. В том числе и с поражением в правах евреев. Еще в 1938 году им было запрещено появляться в общественных местах, для них действовал комендантский час, поэтому нахождение всей компании молодых людей в берлинском кафе в 1941 году было опасным не только для еврея Виктора, но и для всех остальных.

Русские изображены в традиционном для немцев виде: они убивают раненых немецких солдат, насилуют женщин и мародерствуют.

Данные об изнасилованных советскими солдатами немок и австриек с каждым годом существенно увеличиваются. В Австрии в последнее время одна из самых острых исторических проблем – судьба так называемых «русских детей» и их австрийских матерей.

Реальность такова, что в Германии мало кто даже сейчас готов назвать красноармейцев освободителями. Но, с другой стороны, нельзя и отрицать этого факта. По этому поводу один из немецких блогеров замечает, что изображение в этом фильме восточных соседей весьма напоминает геббельсовскую пропаганду. Но в фильме звучит иногда и похвала в адрес красноармейцев. Про них солдаты вермахта говорят, что они без труда с 300 метров могут попасть в монету достоинством в одну марку.

Помимо этого, в фильме советский лейтенант, женщина, спасает Шарлотту от изнасилования. Она считает, что надо дать шанс немецкой медседстре искупить свою вину. С ней не согласен другой советский офицер. Он говорит: «Их медсестры оставляли наших солдат подыхать». Но ведь с кем-то придется создавать новую Германию, резонно замечает, покуривая папиросу, его собеседница. Шарлотта, кстати, пыталась оказать помощь раненому советскому военнопленному, хотя главный врач, ссылаясь на недостаток медикаментов, ей это запретил.

Конечно, как уже отмечалось, в новом телесериале есть и такие эпизоды, которые разрушают некоторые прочно сидящие в головах немцев мифы - в том числе и о «благородных» солдатах вермахта. Многие из них принимали участие в преступных действиях на оккупированной территории Советского Союза, в том числе при выполнении так называемого «Приказа о комиссарах», а также в массовых расстрелах мирного населения. Даже при отступлении немцы проявляли звериную жестокость, не щадили ни стариков, ни детей. Некоторые эпизоды телефильма откровенно это показывают. Но это всего лишь небольшая часть совершенных немцами преступлений на советской земле.

Еще более страшные преступления совершались в отношении пленных советских солдат на территории самой Германии.

В течение всего нескольких месяцев в 1941 году почти три миллиона советских солдат содержались в нечеловеческих условиях практически в чистом поле под открытым небом. Почти все они были сознательно умерщвлены в этом европейском государстве.

Немецкие историки приводят эти страшные цифры, но подобного рода статистика, судя по всему, не производит особого впечатления на современных немцев.

Было бы наивно ожидать какого-то сочувствия по отношению к убитым советским солдатам и простым гражданам со стороны сегодняшних немцев. Вместе с тем они проявляют особое внимание к собственным страданиям, и поэтому постоянно возникает вопрос о судьбе изгнанных, который являются в сегодняшней Германией большой политической силой.

В одном из эпизодов фильма показано, как бывшие нацистские преступники становились чиновниками «новой Германии». Денацификация, на которую возлагали большие надежды американцы, закончилась полным провалом, что вынуждены были признать и сами ее организаторы. И вообще в этой стране существуют две историографии – одна официальная, преимущественно для политиков и научных кругов, а другая – семейная, где часто продолжается героизация солдат вермахта.

На этот счет британский журнал Economist замечает, что пять вызывающих симпатию героев телефильма, оказывающиеся в жуткой ситуации, невольно предоставляют старшему поколению очередную порцию оправданий.

Сам Нико Хофман, кстати, признался, что его матери потребовались многие годы для осознания того, что Гитлер не является отеческой фигурой, не заменяет собой религию и не может считаться миссионером.

В этой связи редактор отдела культуры журнала Der Spiegel Кристиан Бусс (Christian Buss) справедливо замечает, что история третьего рейха изучена до мельчайших особенностей любимой собаки Гитлера, в то время как «наша собственная семейная история представляет собой глубокий темный кратер».

Что касается антисемитизма, то и поляки вынуждены признать, что во время немецкой оккупации, а также сразу после ее окончания в Польше имели место еврейские погромы. И польскому президенту Александру Квасьневскому в 2001 году потребовалось немало гражданского мужества во время посещения польского города Едбавне, где местные жители под руководством немцев зверски расправились с большим количеством своих еврейских соседей. Кстати, он тогда справедливо заметил, что отрицание темных страниц прошлого неизбежно приводит к моральной деградации.

Полякам, кстати, не нравится, что в Германии постоянно называют «польскими» концентрационные лагеря, располагавшиеся во время войны на территории так называемого генерал-губернаторства. Именно поэтому они теперь настаивают на использовании названия «Аушвиц» вместо «Освенцима».

В мае 2012 года Барак Обама, награждая посмертно поляка Яна Карского, сообщившего мировой общественности об организованных немцами массовых убийствах евреев, назвал концлагеря «польскими». Последовали протесты, в том числе и со стороны министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского. Представитель администрации президента США вынужден был тогда признать, что Обама оговорился, и ему следовало бы сказать «нацистские лагеря смерти на территории оккупированной Польши».

Один из польских блогеров в связи с разгоревшейся дискуссией по поводу фильма «Наши матери, наши отцы», напоминает немцам о том, что именно они первыми напали на Польшу, они убивали и грабили ее жителей, а теперь хотят переложить всю ответственность на поляков. Наверное, заключает польский блогер, изнасилованные немцами польские женщины сами просили об этом немецких солдат.

И последняя новость: польский телеканал TVP, глава которого так резко критиковал немецкий телефильм «Наши матери, наши отцы», в понедельник 17 июня показал первую его серию. Парламентская оппозиция в Польше, назвав телесериал немецкой пропагандой, потребовала немедленно освободить от своих обязанностей генерального директора этого общественного телеканала Юлиуша Брауна. Кстати говоря, еще несколько десятков стран уже приобрели права на этот сериал.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..