Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 января 2020
Владимир Есинов: «Что делать, если государство не хочет помогать?!»

Владимир Есинов: «Что делать, если государство не хочет помогать?!»

О современном детском кинематографе размышляет известный кинопродюсер
23.09.2013
Владимир Есинов: «Что делать, если государство не хочет помогать?!»

С продюсером В.Г. Есиновым мы встретились на Всероссийском фестивале визуальных искусств в «Орленке», где его фильм получил Гран-при фестиваля – Хрустального пингвина.

Ему как-то особенно везет, или у него какое-то свое, особое чутье на сценаристов и режиссеров, несмотря на то, что он всегда берет в работу молодых и почти всегда неизвестных или малоизвестных. Но, тем не менее, многие продюсированные им фильмы получают в конечном итоге призы и награды. В его послужном списке более двух десятков фильмов, продюсером которых он был, среди них: «Волшебник Изумрудного города», «Тайный знак», «О чём молчат мужчины», «Конец света», «Рябиновый вальс», «Господа Головлевы», «Тайна Егора», «Частное пионерское» и многие другие. Вышедший недавно фильм «Частное пионерское» режиссера А. Карпиловского, побывал на многих российских и международных фестивалях и успел получить уже не один десяток самых престижных призов и наград.

- Владимир Георгиевич, фильм «Частное пионерское» имел большой успех. Впрочем, он всё ещё продолжает свое победное шествие по новым кинофестивалям. Чем объясняется такое к нему повышенное внимание?

- Всё началось с идеи и горячего желания снять кино о подростках, живших в Советском Союзе, показать ту эпоху, жизнь ребят, которая была не хуже, чем сейчас, а в чем-то даже лучше. Дети, они всегда дети, в любой стране, при любой политической системе – они послушные и непослушные, добрые и злые, умные и не очень, отличники и двоечники, и т.д. И всё же то, ушедшее время, та атмосфера жизни, которая была в СССР, во многом отличалась от нашей сегодняшней – методами воспитания, приоритетами, взаимоотношениями между людьми… Как бы то ни было, дети там все были сыты, не было бездомных, не было такого материального расслоения среди людей, какое наблюдается сегодня. Да и приоритеты их нынче кардинально поменялись…

И успех картины, в немалой степени, объясняется ностальгией зрителя по прошлому.

- Сами-то ностальгируете по тем временам?

- В чём-то, да. Это не значит, что мне всё безоговорочно хотелось бы вернуть в сегодняшнюю жизнь. Но много хорошего было тогда, что сегодня, к большому сожалению, уже утрачено. Вот об этом мне и хотелось рассказать в нашем фильме. И еще напомнить старшему поколению об их детстве-отрочестве, а детям рассказать о том, как жили их родители, когда они были в таком же возрасте.

- Картина действительно вызывает ностальгические чувства и буквально погружает в то время, она вся пропитана той эпохой семидесятых...

- Это общая заслуга всей нашей съемочной команды: сценаристов, оператора, режиссера, наших замечательных артистов и, конечно же, всех вспомогательных работников, принимавших участие в создании этого фильма. Все внесли свой посильный вклад в него.

- К сожалению, на сегодняшний день детских фильмов такого уровня совсем немного. Почему так сложилось, как вы думаете? Каким вы видите сегодняшний детский кинематограф?

- К сожалению, положение его мне видится сегодня отнюдь не в радужном свете. Наш кинематограф, который по существу обладает широкими возможностями, выпускает, к сожалению, множество низкопробных фильмов. Низкий уровень игры современных, даже популярных, актеров, низкая эстетика кинематографа, пропаганда насилия в кино, заполонившие наше телевидение бесконечные сериалы-однодневки с примитивными сюжетами... Список можно продолжать. Увы, это реалии сегодняшнего дня. И еще одна причина. Полностью разрушена госструктура кинематографа. Всё заполонило американское кино. Я уж не говорю о его зачастую низком качестве. Но, как, например, можно фильм о Гарри Потере, который стоит несколько сот миллионов долларов, привозить в нашу страну без всякого налогообложения! Во Франции, например, с каждого билета на американскую картину снимается приличный процент и он пускается на отечественное кино. А у нас? Почему мы так не делаем? И еще, хочу сказать, мы полезли не туда, куда надо. Мы никогда не снимем блокбастеры такого уровня, как в Америке, поэтому и не надо браться за это, зря тратить деньги, а снимать нужно свое, российское кино.

Что же касается детского кинематографа, то его практически нет, за исключением редких «звездочек», появляющихся на наших экранах.

- А в чем вы видите причины такого его упадка?

- Как было раньше? Какое значение наше правительство придавало детскому кинематографу! В городах устраивались специальные киносеансы для детей, где показывали экранизации классической литературы, народных сказок и содержательные мультфильмы. Была организована сеть воскресных абонементов для детей на показ детских фильмов в кинотеатрах. Отечественная киноиндустрия регулярно выпускала десятки детских фильмов, среди которых встречались настоящие шедевры, на которых воспитывались наши бабушки, дедушки, мамы и папы. Словом, страна заботилась о будущем наших детей - кем они вырастут, какими станут? Что же случилось потом? Отечественная индустрия детского кино, когда-то крупнейшая в мире, сегодня фактически перестала существовать как самостоятельная отрасль искусства. Нет ни разветвленной и отлаженной системы детских киностудий, ни профессионального кластера детско-юношеского кинопроизводства, как Студия им. Горького. Детские фильмы попросту перестали выпускать, детское кино практически исчезло из сетки показа кинотеатров, где всё встало на финансовые рельсы. Детское кино для них стало нерентабельно, оно не приносило прибыли. А потому сегодня мало кто готов снимать детское кино. И если государство иногда и принимает участие в финансировании какого-то детского фильма, то уж его продвижением в прокат - извините…

А ведь кино, и особенно детское, это не только и не просто развлечение, кино – это важнейший источник формирования мировоззрения ребенка, дающий детской душе представление о добре и зле, чести и бесчестии, порядочности и подлости, воспитывающий уважение и ответственность за порученное дело. Справедливости ради нужно отметить, что с мультипликацией, дела обстоят несколько лучше. Благодаря огромным усилиям и огромному энтузиазму многих мультипликаторов, выпускаются интересные, значительные и даже коммерчески рентабельные проекты. Но это, скорее, не правило в нашей киноиндустрии, а исключение из него.

- И какой вы видите выход из создавшейся ситуации?

- Я думаю, здесь нужна консолидация всех сил, мы должны объединить усилия всего общества по созданию инфраструктуры для детского кино, создании профессиональных детских киношкол, студий, нужна четко проработанная долгосрочная программа, в которой могут принять участие и педагоги, и психологи, и профессионалы кино. Но, самое главное, необходима государственная поддержка, без нее все усилия будут напрасны. Нынешнюю политику нашего государства в сфере культуры я считаю, извините, вредоносной. Расходная статья бюджета на культуру, если мы хотим вырастить достойное будущее нашей страны, должна быть в разы больше, как во многих европейских странах. Нужно коренным образом менять культурную политику в России, делать ее стопроцентно государственной.

- Какими, на ваш взгляд должны быть детские фильмы?

- Такими, как наш фильм «Частное пионерское» (улыбается). Ну, а если серьезно, то детские фильмы должны ненавязчивым киноязыком учить детей добру, состраданию, честности, открытости, порядочности, патриотизму, любви к своему Отечеству, к своей земле, к своим родителям. Детские фильмы должны быть добрыми и занимательными, носить воспитывающий характер, но без излишней назидательности, которую дети не выносят.

На тот жеВсероссийский фестиваль визуальных искусств в ВДЦ «Орленок» я возлагаю в этом смысле большие надежды, так как он не только популяризирует идеи возрождения детского кино, но и реально пропагандирует лучшие детские фильмы, он формирует вкусы детей, воспитывает их на лучших традициях. Особенность этого замечательного фестиваля заключается в том, что дети сами принимают участие в жюри, сами выносят вердикт понравившимся фильмам. Их оценки бывают удивительно точны, а потому особенно ценны. Дети искренни, неподкупны и очень чутко реагируют на всякую фальшь. Их нельзя «убедить» дать положительную оценку тому или иному фильму, если он им не понравился. И еще хочется отметить удивительный дух этого фестиваля. В нем всё проникнуто духом детства. Здесь буквально заряжаешься его энергией, оптимизмом, задором. Как хорошо однажды сказал о фестивале его президент Дмитрий Харатьян, что, приезжая сюда, дети здесь становятся взрослыми, а взрослые становятся детьми.

- Вы говорили, что собираетесь делать продолжение фильма «Частное пионерское», о чем оно будет?

- Это будет фильм, который мы пока условно назвали «Частное комсомольское». В нем мы хотим показать жизнь наших ребят два года спустя. Как они вступают в комсомол, какие приключения с ними случаются в жизни, какие проблемы у них возникают, и многое другое. У нас есть уже классный, на мой взгляд, сценарий. Я подал заявку на финансирование в Министерство культуры и в Фонд кино. Однако они отфутболили ее, сказали, что эта тема сейчас не актуальна и не представляет интереса. На экспертном совете, в котором принимало участие 45 человек, многие хвалили фильм, благодарили за него, столько прозвучало дифирамбов в его адрес, а потом выяснилось, что, оказывается, это «неактуально», и в результате нам отказали, денег не дали. А между тем, фильм «Частное пионерское» купили Италия, Бельгия, Канада, Армения, Китай, Германия, и еще несколько стран. Значит, для них это и актуально, и интересно. А для нашей страны это «неактуально».

- Да, обидно, особенно после такого триумфа. И ведь удивительно, в фильме участвуют в основном дебютанты: и сценаристы, и режиссер, и оператор, и молодые актеры-школьники. И столько разных наград на российских и международных кинофестивалях. Даже президент Белоруссии Лукашенко собственноручно вручил вам приз «За гуманизм и духовность в кино», не так ли?

- Да, всё было именно так, и, тем не менее, отказали. Но я написал сейчас письмо министру культуры В.Р. Мединскому, вот жду, что он ответит. Каким бы ни был ответ, я всё равно, во что бы то ни стало, сниму этот фильм. Я готов даже ради этого продать свою квартиру. И еще у меня есть одна идея, если, конечно, получится – снять народное кино, на народные деньги. В свое время так сделал известный актер и режиссер Евгений Матвеев. Он пригласил народ поучаствовать в производстве фильма «Любить по-русски», «Любить по-русски-2», снял продолжение на народные пожертвования. Вот и я хочу попробовать это сделать. Люди, принявшие участие, будут как бы сопродюсерами. Кто сколько сможет даст, кто один рубль, кто десять внесет, что называется, с миру по нитке… Просто объявим сбор по всему свету. Что делать, если государство не хочет помогать?! На днях наш фильм был показан в Доме кино, где имел большой успех. Перед началом сеанса я объявил зрителям об этой своей идее, и что теперь всё в их руках. После показа фильма мы раздали анкеты, где попросили ответить на вопросы, понравилось ли им кино, и, если да, готовы ли они принять участие в коллективном создании его продолжения. Ответы были потрясающие. Ни одного отрицательного, буквально все были - «за». Даже если эта идея не осуществится, такие отзывы дорогого стоят. Они вдохновляют и еще больше укрепляют нашу веру в победу добра.

- Да, это впечатляет. Ну, а как все же насчет широкого проката вашего фильма? Сможем ли мы все его увидеть?

- Да, к счастью, нам удалось добиться широкого проката. С удовольствием хочу сообщить, что фильм наш вышел в широкий прокат по всей России с 19-го сентября, чему мы очень рады. Так что, приглашаю всех кинозрителей на премьеру.

Беседовала Фаина Зименкова

На фото кадры из фильма «Частное пионерское» 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Дмитрий
26.07.2016 11:37
29.07 состоится питчинг. Если вновь откажут ЧП-3, то вынуждены создавать петицию об отставке министра культуры. Так как детское кино требует срочного вмешательства. Нашим детям необходимо достойное кино
Петр Петрович
26.09.2013 2:50
Появление детского кино, равно как и детских театров, массовой детской литературы вещь в СССР не случайная и свершившаяся не по воле отдельного большого начальника. Главная задача для большевиков была - воспитание нового человека. Человек - главная ценность государства и его основа. Все остальное большевиками совершенное было только поддержкой , обеспечивающей выполнение этой сверхзадачи - воспитания новых людей. Знаете, а ведь во многих странах, выпускающих огромное количество фильмов, детских фильмов нет вообще. Нет задачи воспитывать молодежь, нет и инструментов воспитания.
Уповать на нашу власть в деле воспитания подрастающего поколения, извините, просто нелепо. У этой власти каждый год 100 тыс. молодых людей умирают от наркотиков, а власти и дела до этого нет.
С детским кино надо сделать так, как сделал Евгений Матвеев, но немного иначе. Владимир Есинов имеет имя и обладает определенным авторитетом. Надо создать народное акционерное общество, имя же Владимира Есинова будет для акционеров гарантией, что деньги пойдут на благое дело. Акции должны быть небольшого номинала, чтобы каждый мог поучаствовать в финансировании столь благородного предприятия. Кто-то купит одну акцию, кто-то 10, а кто-то и 1000. Пусть будет небольшая прибыль на каждую акцию, а если даже ее не будет, то осознание того, что ты поучаствовал в финансировании детского кино будет лучше всяких прибылей. Рекламу народного предприятия можно встроить в его же продукцию. Думаю, что и у бизнеса можно будет найти определенную поддержку народному предприятию, несущему юному поколению "доброе и вечное".
Айвенго
24.09.2013 22:58
Нельзя так уж делить взрослое и детское, это неправильно. Есть то что вообще все разделяют и в чем есть сила и вечное мужское, чистое, серьезное, что весь народ собирает, раскрепощает. В этом плане попытки делать в детском кино что такое «серьезное взрослое» может оказаться в пустоту полную. Как и делать воровские фильмы для взрослых с грязью проститутками это тоже пустое дело.
И не все то что нравилось кому-то в детском кино СССР могло нравиться тебе, ты был явно не в восторге, не от Ералашей, не от всей этой клоунады с Абвгдейками, и всяких Кортиков, Бронзовых птиц, Тимуров и команд, Приключений Петровых и Васечкиных, ты в этом словно какую-то пустоту и грязь чувствовал и ты не ошибался, эти Гайдыровцы пионеры сразу поменяли свои вывески пионеро-партийные… Вот даже взять такой фильм тоже «их наверное режиссуры» Трактир на Пятницкой тоже с  чуть ли не с постельной сценой, это тоже не может привлечь человека как и любая грязь, там нету мужского. Даже те же Балабановские браты из-за одних только постельных сцен не могли хоть как-то расположить к себе их героя, это не русское кино.
Мужское он ищет где именно походы испытания, всякие Жуль Верны, таинственные острова, полеты на воздушных шарах, публицистику. Где есть воинское настоящее. В этом плане что такое Доброе было в творчестве Сталинского времени и мультипликации, сказках или в переводах иностранных сказок, в брежневское время тоже в этом плане делалось даже наш Леопольд добрый сражающий с мышами, тоже были ответами Америки с иным все таки сознанием сатанинским. То наш Чудо богатырь лупит злого Картауса. Да и тот же Говорухин много чего дал именно по мужской теме, тот же Том Сойер, Капитан Грант. Или те же приключения принцев с Олегом Далем и сказки про дурачков тоже с чудом.
Ты ждал вовсе не холода утренних почт с какими николаевыми, не муз обозов с очками черными, не до 16 и старше ведь оттуда из этого дерь… и холода пид… и вышло мертвое, что скорее ты желал прижечь чем огненным. А скорее - В гостях у сказки. Там где есть огонь настоящее это твое все. А их – где все это слякотное холодное мелочное сложное хитрое, воры и проститутки. Да совершая грязь молодой не повзрослеет. А вот перегородить этому дорогу, честь сохранить другое дело, остаться, а не бросить, не податься на грязь и всегда отделять добро от зла, а не путать это как адвокат.
Да в тех же детских Макарах следопытах и Мстителях неуловимых тоже было что-то такое ненастоящее, слащавое, тоже не твое и пустое что прижигалось более настоящим, серьезным и мужественным как «Два капитана» Каверина. И тот же «Тихий Дон» Бондарчука.
А твой народ и государство было в силе максимальной и уважении когда был «Мировой парень» картины брежневского времени именно мировым, это давало воинское и серьезное народу и было вовсе не пустым, чувство ответственности.
Да и тот же фильм «Верные друзья» его любой мужчина в любом возрасте оценит максимально, значит мужское оно безвозрастное - вечное.
Никодим
24.09.2013 22:32
Высокотехнологичная эстетика блокбастера подминает и старается подменить выработанную десятилетиями эстетику советского кино. Нынешние власти не знают, и не понимают, да и не могут понять (припоминается беседа, тогда еще президента, Медведева с кинодеятелями), что техника(прием) в искусстве в большей части и определяет стиль произведения. А стиль, как известно, и есть идеология.
Так что, блокбастер - это самое разрушительное для России и культуры России оружие.    
Георгий
24.09.2013 11:00
страшно не равнодушие власти к теме детского кино, а как раз внимание этой власти к этой теме. потому что в результате этого внимание родятся такие монстры, что мало не покажется ни детям ни нам

Эксклюзив
17.01.2020
Андрей Соколов
Почему оппозиция так переполошилась после Послания Путина?
Фоторепортаж
16.01.2020
Подготовила Мария Максимова
Дары, которые получали представители нескольких поколений семьи Романовых, сегодня можно видеть на выставке.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».