Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Владимир Есинов: «Что делать, если государство не хочет помогать?!»

Владимир Есинов: «Что делать, если государство не хочет помогать?!»

О современном детском кинематографе размышляет известный кинопродюсер
23.09.2013
Владимир Есинов: «Что делать, если государство не хочет помогать?!»

С продюсером В.Г. Есиновым мы встретились на Всероссийском фестивале визуальных искусств в «Орленке», где его фильм получил Гран-при фестиваля – Хрустального пингвина.

Ему как-то особенно везет, или у него какое-то свое, особое чутье на сценаристов и режиссеров, несмотря на то, что он всегда берет в работу молодых и почти всегда неизвестных или малоизвестных. Но, тем не менее, многие продюсированные им фильмы получают в конечном итоге призы и награды. В его послужном списке более двух десятков фильмов, продюсером которых он был, среди них: «Волшебник Изумрудного города», «Тайный знак», «О чём молчат мужчины», «Конец света», «Рябиновый вальс», «Господа Головлевы», «Тайна Егора», «Частное пионерское» и многие другие. Вышедший недавно фильм «Частное пионерское» режиссера А. Карпиловского, побывал на многих российских и международных фестивалях и успел получить уже не один десяток самых престижных призов и наград.

- Владимир Георгиевич, фильм «Частное пионерское» имел большой успех. Впрочем, он всё ещё продолжает свое победное шествие по новым кинофестивалям. Чем объясняется такое к нему повышенное внимание?

- Всё началось с идеи и горячего желания снять кино о подростках, живших в Советском Союзе, показать ту эпоху, жизнь ребят, которая была не хуже, чем сейчас, а в чем-то даже лучше. Дети, они всегда дети, в любой стране, при любой политической системе – они послушные и непослушные, добрые и злые, умные и не очень, отличники и двоечники, и т.д. И всё же то, ушедшее время, та атмосфера жизни, которая была в СССР, во многом отличалась от нашей сегодняшней – методами воспитания, приоритетами, взаимоотношениями между людьми… Как бы то ни было, дети там все были сыты, не было бездомных, не было такого материального расслоения среди людей, какое наблюдается сегодня. Да и приоритеты их нынче кардинально поменялись…

И успех картины, в немалой степени, объясняется ностальгией зрителя по прошлому.

- Сами-то ностальгируете по тем временам?

- В чём-то, да. Это не значит, что мне всё безоговорочно хотелось бы вернуть в сегодняшнюю жизнь. Но много хорошего было тогда, что сегодня, к большому сожалению, уже утрачено. Вот об этом мне и хотелось рассказать в нашем фильме. И еще напомнить старшему поколению об их детстве-отрочестве, а детям рассказать о том, как жили их родители, когда они были в таком же возрасте.

- Картина действительно вызывает ностальгические чувства и буквально погружает в то время, она вся пропитана той эпохой семидесятых...

- Это общая заслуга всей нашей съемочной команды: сценаристов, оператора, режиссера, наших замечательных артистов и, конечно же, всех вспомогательных работников, принимавших участие в создании этого фильма. Все внесли свой посильный вклад в него.

- К сожалению, на сегодняшний день детских фильмов такого уровня совсем немного. Почему так сложилось, как вы думаете? Каким вы видите сегодняшний детский кинематограф?

- К сожалению, положение его мне видится сегодня отнюдь не в радужном свете. Наш кинематограф, который по существу обладает широкими возможностями, выпускает, к сожалению, множество низкопробных фильмов. Низкий уровень игры современных, даже популярных, актеров, низкая эстетика кинематографа, пропаганда насилия в кино, заполонившие наше телевидение бесконечные сериалы-однодневки с примитивными сюжетами... Список можно продолжать. Увы, это реалии сегодняшнего дня. И еще одна причина. Полностью разрушена госструктура кинематографа. Всё заполонило американское кино. Я уж не говорю о его зачастую низком качестве. Но, как, например, можно фильм о Гарри Потере, который стоит несколько сот миллионов долларов, привозить в нашу страну без всякого налогообложения! Во Франции, например, с каждого билета на американскую картину снимается приличный процент и он пускается на отечественное кино. А у нас? Почему мы так не делаем? И еще, хочу сказать, мы полезли не туда, куда надо. Мы никогда не снимем блокбастеры такого уровня, как в Америке, поэтому и не надо браться за это, зря тратить деньги, а снимать нужно свое, российское кино.

Что же касается детского кинематографа, то его практически нет, за исключением редких «звездочек», появляющихся на наших экранах.

- А в чем вы видите причины такого его упадка?

- Как было раньше? Какое значение наше правительство придавало детскому кинематографу! В городах устраивались специальные киносеансы для детей, где показывали экранизации классической литературы, народных сказок и содержательные мультфильмы. Была организована сеть воскресных абонементов для детей на показ детских фильмов в кинотеатрах. Отечественная киноиндустрия регулярно выпускала десятки детских фильмов, среди которых встречались настоящие шедевры, на которых воспитывались наши бабушки, дедушки, мамы и папы. Словом, страна заботилась о будущем наших детей - кем они вырастут, какими станут? Что же случилось потом? Отечественная индустрия детского кино, когда-то крупнейшая в мире, сегодня фактически перестала существовать как самостоятельная отрасль искусства. Нет ни разветвленной и отлаженной системы детских киностудий, ни профессионального кластера детско-юношеского кинопроизводства, как Студия им. Горького. Детские фильмы попросту перестали выпускать, детское кино практически исчезло из сетки показа кинотеатров, где всё встало на финансовые рельсы. Детское кино для них стало нерентабельно, оно не приносило прибыли. А потому сегодня мало кто готов снимать детское кино. И если государство иногда и принимает участие в финансировании какого-то детского фильма, то уж его продвижением в прокат - извините…

А ведь кино, и особенно детское, это не только и не просто развлечение, кино – это важнейший источник формирования мировоззрения ребенка, дающий детской душе представление о добре и зле, чести и бесчестии, порядочности и подлости, воспитывающий уважение и ответственность за порученное дело. Справедливости ради нужно отметить, что с мультипликацией, дела обстоят несколько лучше. Благодаря огромным усилиям и огромному энтузиазму многих мультипликаторов, выпускаются интересные, значительные и даже коммерчески рентабельные проекты. Но это, скорее, не правило в нашей киноиндустрии, а исключение из него.

- И какой вы видите выход из создавшейся ситуации?

- Я думаю, здесь нужна консолидация всех сил, мы должны объединить усилия всего общества по созданию инфраструктуры для детского кино, создании профессиональных детских киношкол, студий, нужна четко проработанная долгосрочная программа, в которой могут принять участие и педагоги, и психологи, и профессионалы кино. Но, самое главное, необходима государственная поддержка, без нее все усилия будут напрасны. Нынешнюю политику нашего государства в сфере культуры я считаю, извините, вредоносной. Расходная статья бюджета на культуру, если мы хотим вырастить достойное будущее нашей страны, должна быть в разы больше, как во многих европейских странах. Нужно коренным образом менять культурную политику в России, делать ее стопроцентно государственной.

- Какими, на ваш взгляд должны быть детские фильмы?

- Такими, как наш фильм «Частное пионерское» (улыбается). Ну, а если серьезно, то детские фильмы должны ненавязчивым киноязыком учить детей добру, состраданию, честности, открытости, порядочности, патриотизму, любви к своему Отечеству, к своей земле, к своим родителям. Детские фильмы должны быть добрыми и занимательными, носить воспитывающий характер, но без излишней назидательности, которую дети не выносят.

На тот жеВсероссийский фестиваль визуальных искусств в ВДЦ «Орленок» я возлагаю в этом смысле большие надежды, так как он не только популяризирует идеи возрождения детского кино, но и реально пропагандирует лучшие детские фильмы, он формирует вкусы детей, воспитывает их на лучших традициях. Особенность этого замечательного фестиваля заключается в том, что дети сами принимают участие в жюри, сами выносят вердикт понравившимся фильмам. Их оценки бывают удивительно точны, а потому особенно ценны. Дети искренни, неподкупны и очень чутко реагируют на всякую фальшь. Их нельзя «убедить» дать положительную оценку тому или иному фильму, если он им не понравился. И еще хочется отметить удивительный дух этого фестиваля. В нем всё проникнуто духом детства. Здесь буквально заряжаешься его энергией, оптимизмом, задором. Как хорошо однажды сказал о фестивале его президент Дмитрий Харатьян, что, приезжая сюда, дети здесь становятся взрослыми, а взрослые становятся детьми.

- Вы говорили, что собираетесь делать продолжение фильма «Частное пионерское», о чем оно будет?

- Это будет фильм, который мы пока условно назвали «Частное комсомольское». В нем мы хотим показать жизнь наших ребят два года спустя. Как они вступают в комсомол, какие приключения с ними случаются в жизни, какие проблемы у них возникают, и многое другое. У нас есть уже классный, на мой взгляд, сценарий. Я подал заявку на финансирование в Министерство культуры и в Фонд кино. Однако они отфутболили ее, сказали, что эта тема сейчас не актуальна и не представляет интереса. На экспертном совете, в котором принимало участие 45 человек, многие хвалили фильм, благодарили за него, столько прозвучало дифирамбов в его адрес, а потом выяснилось, что, оказывается, это «неактуально», и в результате нам отказали, денег не дали. А между тем, фильм «Частное пионерское» купили Италия, Бельгия, Канада, Армения, Китай, Германия, и еще несколько стран. Значит, для них это и актуально, и интересно. А для нашей страны это «неактуально».

- Да, обидно, особенно после такого триумфа. И ведь удивительно, в фильме участвуют в основном дебютанты: и сценаристы, и режиссер, и оператор, и молодые актеры-школьники. И столько разных наград на российских и международных кинофестивалях. Даже президент Белоруссии Лукашенко собственноручно вручил вам приз «За гуманизм и духовность в кино», не так ли?

- Да, всё было именно так, и, тем не менее, отказали. Но я написал сейчас письмо министру культуры В.Р. Мединскому, вот жду, что он ответит. Каким бы ни был ответ, я всё равно, во что бы то ни стало, сниму этот фильм. Я готов даже ради этого продать свою квартиру. И еще у меня есть одна идея, если, конечно, получится – снять народное кино, на народные деньги. В свое время так сделал известный актер и режиссер Евгений Матвеев. Он пригласил народ поучаствовать в производстве фильма «Любить по-русски», «Любить по-русски-2», снял продолжение на народные пожертвования. Вот и я хочу попробовать это сделать. Люди, принявшие участие, будут как бы сопродюсерами. Кто сколько сможет даст, кто один рубль, кто десять внесет, что называется, с миру по нитке… Просто объявим сбор по всему свету. Что делать, если государство не хочет помогать?! На днях наш фильм был показан в Доме кино, где имел большой успех. Перед началом сеанса я объявил зрителям об этой своей идее, и что теперь всё в их руках. После показа фильма мы раздали анкеты, где попросили ответить на вопросы, понравилось ли им кино, и, если да, готовы ли они принять участие в коллективном создании его продолжения. Ответы были потрясающие. Ни одного отрицательного, буквально все были - «за». Даже если эта идея не осуществится, такие отзывы дорогого стоят. Они вдохновляют и еще больше укрепляют нашу веру в победу добра.

- Да, это впечатляет. Ну, а как все же насчет широкого проката вашего фильма? Сможем ли мы все его увидеть?

- Да, к счастью, нам удалось добиться широкого проката. С удовольствием хочу сообщить, что фильм наш вышел в широкий прокат по всей России с 19-го сентября, чему мы очень рады. Так что, приглашаю всех кинозрителей на премьеру.

Беседовала Фаина Зименкова

На фото кадры из фильма «Частное пионерское» 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..