Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 мая 2018
Вячеслав Тихонов: а простят ли нас предки?!

Вячеслав Тихонов: а простят ли нас предки?!

На родине знаменитого артиста прошел посвященный ему кинофестиваль
Нина Катаева
12.02.2018
Вячеслав Тихонов: а простят ли нас предки?!

С 7 по 11 февраля в Павловском Посаде Московской области проходил второй Международный кинофестиваль «17 мгновений» имени Вячеслава Тихонова. В этом городе родился и вырос народный артист СССР, которому 8 февраля исполнилось бы 90 лет.

За те несколько лет, которые мне довелось прожить в Павловском Посаде, не раз сталкивалась с тем, что к землячеству со знаменитым актером, несмотря на обязательные баннеры к юбилеям, павловопосадцы относятся горделиво-буднично. «Штирлиц – да, он из наших мест, и что ж такого?!» Каждый покажет его двухэтажный деревянный дом на улице Володарского и скажет – «Здесь много таких». Но когда в прошлом году в гости к ним приехали известные кинематографисты, коллеги Вячеслава Васильевича, у всех было впечатление, что в городе давно были готовы к этому событию, ждали и ничуть не удивились.

На первом фестивале побывало около 4 тысяч человек, в этом году зрители также активны: конкурсов, как и в прошлом году, два – полнометражных фильмов и киносериалов, все помнят, что именно сериал «Семнадцать мгновений весны», удостоенный Госпремии СССР и принесший широкую известность их земляку, один из первых удачнейших образцов в этом жанре. Никто не забыл, как в августе 1973 года пустели улицы в городах и селах, когда по ТВ в первый раз демонстрировали шедевр Татьяны Лиозновой.

Когда в интервью я спросила Тихонова, чем объясняется невероятный успех сериала, он ответил, что этого не знает никто, потому что существует тайна искусства. Сказал, что на успех «Мгновений» работало все – и время, когда фильм вышел, и уникальная личность Юлиана Семенова, и актерский ансамбль, с точностью подобранный Лиозновой. Припомнил, что многое привносилось в фильм актерами, и режиссер внимательно всех выслушивала: у каждого было свое видение героического времени. «Не надо» произносилось только в крайних случаях. Татьяна Михайловна очень бережно, «по-матерински», относилась ко всем ролям в фильме – отчасти разгадка формулы успеха в этом, сказал актер,

1973 год был триумфальным в карьере Тихонова. Вместе со съёмочной группой он побывал во многих странах мира, хотя гонорар за роль Штирлица составил всего 5500 советских рублей, без последующих выплат – в «Молодой гвардии» столько платили за 400-страничную иллюстрированную книгу на мелованной бумаге.

Забавно, что сам актер довольно прохладно относился к звездной роли, на восклицания зрителей нередко отшучивался, говорил, что его с кем-то перепутали и т.п.

Но когда в мае 2009 года стали рекламировать раскрашенную версию «Семнадцати мгновений весны», Штирлиц-Тихонов отреагировал резко отрицательно.

Фестиваль «17 мгновений» создан по инициативе Фонда Тихонова по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.
– Имя Вячеслава Тихонова неразрывно связано с всенародно любимым сериалом «Семнадцать мгновений весны», и главную задачу видим в том, чтобы вдохновить кинематографистов на создание новых многосерийных лент, а также фильмов для детско-юношеской аудитории и семейного просмотра, – сказала президент фонда и фестиваля, продюсер Анна Тихонова, дочь актера. – Критерии отбора – те постулаты, которыми руководствовался сам актер: профессионализм, психологизм, нравственность. Не менее важно открытие новых имен – будем вручать премию «Первое мгновение».

Работы конкурсантов оценивало жюри под председательством режиссера фильма «ТАСС уполномочен заявить», народного артиста России Владимира Фокина. В конкурсе из 10 картин, рекомендованных для семейного просмотра, безусловным фаворитом стал фильм Вячеслава Росса «Сын» (главный приз, награды президента фестиваля и Марии Мироновой за лучшую женскую роль). Лучший сериал – «Анна Каренина. История Вронского» Карена Шахназарова, отмечены также сценарий – соавтор режиссера Алексей Бузин и музыка Юрия Потеенко. Лучшими режиссерами названы Александр Касаткин («Три дня до весны» – картина поднимает проблемы ювенальной юстиции) и Константин Худяков за сериал «Хождение по мукам». За лучшую мужскую роль награжден тандем Федора Добронравова и Романа Мадянова в фильме о стариках «Жили были» Эдуарда Парри, у картины и приз зрительских симпатий. Лучшими актерами сериала стали Александр Яцко («Большие деньги» Марка Горобца) и Ваина Джоканте («Мата Хари Джулиуса Берга). Приз кинопрессы получил громкий фильм Бакыта Мукула и Дастана Жапар уулу «Завещание отца» (Киргизия) – о драмах, связанных с проблемой мигрантов в республике. Лучший сценарист – режиссер фильма «Парень на мосту» Петрос Чараламбус (Кипр). В двух конкурсах участвовали кинематографисты семи стран. Региональное кино России представили Якутия и Башкортостан.

Сенсацией стала премьера внеконкурсной китайской картины Гу Ронга «Красный лебедь», в которой Тихонов снялся четверть века назад, но фильм никогда не видел. Лента рассказывает о трагических событиях времен «культурной революции».

В центре сюжета – взаимоотношения балерин, впервые занятых в постановке «Лебединого озера» под руководством советского балетмейстера. Зрители увидят сцены из самого популярного современного балета в Китае «Красный отряд женщин» и эмоционально снятый танец-полет лебедей под музыку Чайковского. По словам министра культуры Московской области Оксаны Косаревой и главы города Олега Соковикова, фестиваль станет основным мероприятием Года Тихонова в Подмосковье. В августе в Павловском Посаде предполагают открыть Дом-музей актера, поставить ему памятник, а также назвать его именем одну из центральных улиц города.

Помимо основных, на фестивале прошли внеконкурсные показы, мастер-классы композитора Максима Дунаевского, кинорежиссера Дмитрия Астрахана, концерт Нонны Гришаевой и других деятелей культуры. Зрители увидели выставку, посвященную творчеству Юлиана Семенова, которую привезла из Парижа его дочь. На церемонию открытия приезжали актрисы Светлана Дружинина, Ольга Остроумова, Ирина Печерникова, Светлана Светличная, Лариса Лужина. Фестиваль прошел при поддержке Минкульта РФ, Минкульта и губернатора Московской области, Союза кинематографистов России, а также президента фестиваля «Амурская осень» Сергея Новожилова.

***

В детстве-отрочестве Вячеслава Тихонова ничто не предвещало блестящей кинокарьеры. Жил себе с родителями, отец на ткацкой фабрике, мать – воспитатель в детском саду, и с бабушкой-дедушкой в деревянном доме, учился в школе по соседству, потом в училище. Ходил с пацанами район на район, дрался, научился курить, собирать чинарики, сделал наколку – того требовали неписаные законы.

Рассказывал, как крепко держались мальчишки друг за друга внутри своего сообщества: если тебя предали, обязан был воздать за предательство, а предал ты, тоже получал сполна. Такие четкие нравственные устои были у ребят, которые взрослыми, сожалел артист, часто утрачиваются.

Так и сказал, что в той стране не было подхалимства, взяток – царили здоровые отношения, какие и должны быть между людьми. Самым страшным считалось, если тебя выбрасывали из компании, и ты становился одиноким. Так что детство запомнилось актеру добрыми людьми, и были это простые рабочие и их дети.

К родному городу Тихонов относился нежно, хотя и не осталось здесь у него родни. Приезжал – навещал родные могилы. Руководители Павловского Посада к актеру были внимательны, поздравляли со всеми праздниками, помогали, если в чем-то нуждался.

В 1945-м Вячеслав Тихонов поступил во ВГИК, на курс Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. И вряд ли это было неожиданностью. С той самой компанией, конечно, ходил в кино. В кинотеатр «Вулкан». Поскольку телевидения еще не было, окошком в мир прекрасного стал для мальчишек кинематограф. По нескольку раз ходили на одни и те же фильмы, наблюдали великолепную игру Петра Алейникова, Марка Бернеса, Бориса Андреева, Николая Крючкова. Их фильмы уводили в иной мир, и подростки совершенно забывали, что это сыграно, и жили той жизнью, которая бурлила на экране. А фильмы тех времен рождали добрые чувства людей друг к другу, так что это замечательные наши актеры, признался любимец миллионов, позвали его в сказочный мир кино.

Из семи десятков фильмов Тихонова чуть ли не треть посвящены военной теме, он и дебютировал ролью Володи Осьмухина в герасимовской «Молодой гвардии». Снялся в ролях военных в «Майских звездах» и «На семи ветрах» у Станислава Ростоцкого. А начиная, с «Жажды» Евгения Ташкова примерился к роли советского разведчика, заброшенного в тыл врага. В 1973-ем грандиозный успех «Семнадцати мгновений весны», на волне которого не замеченной зрителем осталась роль офицера НКВД Млынского в трилогии о партизанах и военных разведчиках («Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта», «Фронт в тылу врага» Игоря Гостева). И точку в этой теме Тихонов поставил в телесериале «ТАСС уполномочен заявить» (1984) также по роману Юлиана Семёнова, сыграв руководящего сотрудника советских спецслужб.

А разве забудешь его рядового Николая Стрельцова из военной драмы Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», сбежавшего из медсанбата к своим, несмотря на контузию и глухоту?

А фронтовика Левку Моргулиса из «Сочинения ко Дню Победы» Сергея Урсуляка, отмеченного призом «Кинотавра» (1999)? В этом фильме Вячеслав Тихонов, Михаил Ульянов и Олег Ефремов играют летчиков-асов, бывших фронтовиков, для которых гримасы современной жизни оборачиваются ситуацией, требующей серьезного боя за свою честь…

Вячеслава Тихонова не нужно было спрашивать, как он готовился к съемкам в военных драмах. Он рассказал, что когда началась война, мальчишки поначалу восприняли этот факт не очень серьезно, на их памяти уже были две войны – финская и на Халхин-Голе. Думали, что и эта пройдет где-то там. Но когда увидели, как отнеслись к этому известию их отцы, а особенно когда они стали один за другим уходить на фронт, поняли – все очень серьезно. Уходя, отцы говорили сыновьям одно: «Береги мать». И они оставались за старших. В 41-м Славе Тихонову было 13 лет.

Говоря о постулатах Вячеслава Васильевича, достаточно вспомнить великих его гуманистов из фильмов Станислава Ростоцкого - учителя Мельникова («Доживем до понедельника», Госпремия СССР) или писателя Ивана Ивановича («Белый Бим Черное ухо», Ленинская премия, номинация на Оскар), оставивших в сердцах зрителей ощутимый след. А был еще князь Болконский из «Войны и мира», Всеволод Константинович из «Утомленных солнцем», тракторист Матвей Морозов из «Дело было в Пенькове», подаривший актеру первое признание зрителей, архиерей Тихон в «Бесах» и Человек с нимбом в «Андерсене». Роли в фильмах Бондарчука, Михалкова, Ростоцкого, Таланкина, Рязанова. Актер стал настоящим талисманом для Станислава Ростоцкого, снявшись в пяти его картинах. С режиссером они крепко дружили, а с его сыном Андреем часто ездили на рыбалку.

Времена перестройки Вячеславу Васильевичу дались нелегко – отказывался от ролей всевозможных шулеров, потерявших лицо депутатов и генералов, не стал вести курс во ВГИКе.

Полюбил уединение, и много времени проводил на даче на Николиной Горе, некоторые даже называли его отшельником. Личная жизнь, как у всех, складывалась по-разному. Был дважды женат, у актера четверо внуков – двое взрослых от сына Владимира и подростки Слава и Гоша – дети Анны. Вместе с родителями мальчишки приезжали на фестиваль. Но, по сути актер был большим оптимистом: неслучайно он завершил то свое интервью словами о том, что нам всем предстоит долгий путь борьбы, но если не верить в счастливый исход, можно потерять сам смысл жизни. И задал важный вопрос: а простят ли нам это предки?! 

На церемонии закрытия второго фестиваля «17 мгновений» в Павловском Посаде в каждом выступлении звучало пожелание окрепнуть и стать одним из крупнейших. Имя земляка того требует. Уверена – так и будет.


Павловский Посад – Москва

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Дитя Арбата++
05.05.2018 23:54
Комментаторы "Столетия" почему-то не задержались на теме "предков и потомков", а бездумно последовали за "мудростью века", упомянутой Аполлоном Майковым как в его оригинальной "Саванаролле" (1851), так и в "Саванороле" (1851), поправленной самим автором, опубликовавшим при жизни оба варианта в одном трёхтомнике. На меня произвёл впечатление лишь первый, отразивший серьёзные юридические исследования, а второй, похоже, явился результатом учёта необоснованных замечаний выдумщиков. Поэтому, вспомнив тёплые слова о братьях Майковых своего отца, неожиданно вставшего перед закрытой дверью их потомков, я представил теперь, что сказала бы она, бескорыстно помогавшая до самой кончины не только мне. Она ведь всегда стремилась быть там, где оказалась бы нужнее, а не там, где было выгоднее. И никто бы, в свою очередь, не беспокоил потомков позоривших покойную предков, беззастенчиво пользуясь её добротой и оставивших за собой неоплатный долг. Не пугайтесь: для выплаты долга достаточно почтить память тёти словесно тем, кто понял о ком шла речь.
Дитя Арбата++
03.05.2018 21:11
Римский мотив, едва затронутый Аполлоном Майковым в "Играх" (1846), далее получил развитие в поэме "Саваноролла" (1851), явно незавершённой. Вряд ли имеет смысл цитировать поэму, хотя фрагмент её, показывающий направление мыслей автора, мог бы заинтересовать комментаторов "Столетия":
Монах учил, как древле жили
Общины первых христиан,
«А вы», сказал: «вы воскресили
Разбитый ими истукан!
Забыли в шуме сатурналий
Молчанье строгое постов!
Святую библию отцов
На мудрость века променяли;
Пустынной манне предпочли
Пиры египетской земли!
До знаний жадны, верой скупы,
Понять вы тщитесь бытиё,
Анатомируете трупы
А сердце знаете-ль своё?..
О, Матерь Божия! Тебя ли,
Моё прибежище в печали,
В чертах блудницы вижу я!
С блудниц художник маловерный
Чертит, исполнен всякой скверны,
И выдает нам за тебя!..»
Галина И...
02.05.2018 14:14
«Послание пятое»

Вчера играло солнце
И море голубело,
И дух тянулся к солнцу,
И радовалось тело.

И люди были лучше,
И мысли были сладки -
Вчера шальное солнце

Пекло во все лопатки.

Сегодня дождь и сырость...
Дрожат кусты от ветра,
И дух мой вниз катится
Быстрее баромЕтра.

Сегодня люди – гады,
Надежда спит сегодня –
Усталая надежда,
Накрашенная сводня.

Из веры, книг, и жизни,
Из мрака и сомненья
Мы строим год за годом
Свое мировоззренье…

Зачем вчера при солнце
Я выгнал вон усталость,
Заигрывал с надеждой
И верил в небывалость?

Горит закат сквозь тучи
Чахоточным румянцем.
Стою у злого моря
Циничным оборванцем.

Все тучи, тучи, тучи...
Ругаться или плакать?
О, если б чаще солнце!
О, если б реже слякоть!

Саша Чёрный, 1908 г.

Дитя Арбата++
02.05.2018 3:26
Интересно, что Алексис де Токвиль, говоря о демократии в Швейцарии, сумел ясно показать различие между формами демократии (см. комментарий 22.04.2018 21:44 к сообщению http://www.stoletie.ru/lenta/lavrov_iskluchil_vojnu_mezhdu_rossijej_i_ssha_887.htm), заметное и в стихах Аполлона Майкова, пожившего в Европе и неплохо знакомого с превращением представительной демократии в рабство:
И г р ы
„Хлеба и зрелищ!"
Кипит народом цирк. Дрожащие рабы
В арене с ужасом плачевной ждут борьбы.
А тигр меж тем ревел, и прыгал барс игривый,
Голодный лев рычал, железо клетки грыз,
И кровью, как огнём, глаза его зажглись.
Отворено: взревел, взмахнув хвостом и гривой,
На жертву кинулся... Народ рукоплескал...
В толпе, окутанный льняною, грубой тогой,
С нахмуренным челом седой старик стоял,
И лик его сиял, торжественный и строгий.
С угрюмой радостью, казалось, он взирал,
Спокоен, холоден, на страшные забавы,
Как кровожадный тигр добычу раздирал,
И злился в клетке барс, почуя дух кровавый.
Близ старца юноша, смущённый шумом игр,  0
Восклинул: „Проклят будь, о Рим, о лютый тигр!
О, проклят будь народ без чувства, без любови,
Ты, рукоплещущий, как зверь, при виде крови!"
- „Кто ты?" спросил старик. - „Афинянин! Привык
Рукоплескать одним я стройньм лиры звукам,
Одним жрецам искусств, не воплям и не мукам..."
- „Ребёнок, ты не прав", ответствовал старик.
- „Злодейство хладное душе невыносимо!"
- „А я благодарю богов-пенатов Рима".
- „Чему же ты так рад?"- „Я рад тому, что есть
Ещё в сердцах толпы свободы голос - честь:
Бросаются рабы у нас на растерзанье -
Рабам смерть рабская! Собачья смерть рабам!
Что толку в жизни их - привыкнувших к цепям?
Достойны их они, достойны поруганья!"
1846.
Галина И...
18.03.2018 22:13
Вячеслав Тихонов был настоящей кинозвездой. Даже через роль чувствовалось, что в общении он держит дистанцию. Мужественная красота, благородство, снисходительная мягкость - таким он останется в памяти. Сегодня уже нет артистов такого уровня. Увы, работают внешностью.
Дитя Арбата++
01.03.2018 17:57
Послевоенная история, случившаяся со мной в коммуналке, где жила тётя, имела небезынтересное продолжение. Перейдя на "нелегальное положение", но не прекратив навещать её, я стал больше проводить время в небольшом садике, примыкавшем к дому, где привлёк внимание иногда появлявшейся там девочки, также приходившей в гости к родственникам. Мы познакомились и стали играть вместе, не опекаемые взрослыми, хотя не без их присмотра со второго этажа.
Поведав новой знакомой через некоторое время о своих проблемах в общении с прежней владелицей тётиной коммуналки, я встретил её сочувствие и желание помочь, так как та была и её родственницой. Оказалось, что мы не только живём в одном районе, но и наши родители прекрасно осведомлены друг о друге и дружили в детстве. Девочка пригласила меня в гости к себе домой, куда мы собрались вместе с отцом, но на мой неоднократный звонок в дверь никто не открыл. С той девочкой потом я несколько лет проучился вместе в одном классе, но ни разу у нас не возникло желания возобновить былую дружбу.
Гевара
27.02.2018 21:03
Трудно простить,если вообще это возможно.
Дитя Арбата++
16.02.2018 1:40
Наверное, надо бы добавить, что воспитанный (по причине болтливости, опасной в то время) в почти полном неведении о прошлом своей семьи, я не мог понять причину осторожности и уступчивости тёти. Мудрая, она, думаю, понимала, что родителям, занимавшим часть комнаты в большой коммуналке, когда-то принадлежавшей целиком нашей семье, было бы трудно её приютить. Хотя у нас и сохранилась старинная кровать, лишнего места на ней не было.
Читать я тогда не умел, но любил листать книгу П.А. Кропоткина, что была снабжена картинками, покрытыми папиросной бумагой. Знал, что был он нашим родственником (по-моему, по линии его матери), сидевшим в какой-то крепости, откуда сначала сбежал, а потом написал об этом книгу, нарисовал картинки и умер. Не понимая всего, я задавал много вопросов, на которые взрослые мне терпеливо отвечали. К стыду своему, книгу ту я не сохранил, хотя помню свою симпатию к безобидному старичку с бородой Деда-мороза, который что-то знал про нигилизм и именем которого называлась соседняя улица.
А иначе воспитанный княжич, посчитавший своими былые привилегии, до сих пор остался террористом в моих глазах, так как первым извиняться, по-моему, должен был он, поскольку титулов до XIII века не существовало, старая московская знать презирала титулы, жалованные Романовыми, а в репродукторах на улицах и в квартирах послевоенной Москвы звучала песня "Широка страна моя родная", слова которой мне нравились.
Дитя Арбата++
15.02.2018 19:42
Всё зависит от нравов предков. По этому поводу вспоминается послевоенное детство. Было мне тогда лет пять. Моя тётя как-то предложила познакомить меня с тоже не ходившим в детсад сверстником, чью маму знала девочкой соседки по квартире и звала просто "Лялей", хотя та уже выросла, жила отдельно и работала редактором передач на радио. Кроме тёти, в небольшой коммуналке умещались ещё две вдовы родовитых семейств. Тётя тоже была одинокой и отзывчиво помогала соседкам: жених её не вернулся с войны, а она верно ждала, не веря в его гибель.
Прежде знакомства с мальчиком, приходившим в гости в соседнюю комнату, я был представлен его бабушке. После интервью за чаем, она разрешила мне покачаться в кресле, какого я ранее не видывал. В следующее посещение знакомство состоялось ко взаимному удовольствию.
Знакомство это прекратилось, когда однажды мальчик назвал себя князем, а меня - племянником женщины, живущей в комнате прислуги, и на этом основании потребовал моего подчинения. Удивлённый, я ощутил обиду и сильно толкнул его. Тот заплакал. Вбежала его бабушка. Объяснив, что внук её обидел мою тётю, я отказался извиняться. Мне возразили, что драться нехорошо, но я так и не извинился, частично признав разумность возражения. Явившаяся на шум тётя увела меня к себе, не осуждала, а потом и не вспоминала случившееся вслух.
Но я понял, что она на моей стороне, хотя и стала приглашать меня на свою территорию, полученную за участие в строительстве первой линии метрополитена, реже, пока я не научился избегать звонить в дверной колокольчик и посещать места общего пользования. Такая таинственная игра длилась несколько лет, пока бабушка мальчика, оказавшаяся бывшей хозяйкой коммуналки, не скончалась.
ort
13.02.2018 13:49
Ни предки, ни , в особенности- потомки- конечно не простят.
И правильно сделают.

Зато здесь многие сами себя с большим воодушевлением прощают..... Кто отвечает за судьбу России ? Много таких- НО ни в коем случае- не русский народ. Он у нас "как бы страдалец по определению". Посему и спроса быть не может.

Эксклюзив
16.05.2018
Михаил Колесник
В Латвии арестованы активисты, выступающие против закрытия русских школ.
Фоторепортаж
26.04.2018
Подготовила Мария Максимова
В Париже проходит мультимедийная выставка «Новомученики и исповедники Церкви Русской».