Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Вячеслав Аблотия: «Я очень надеюсь на нашу творческую молодежь»

Вячеслав Аблотия: «Я очень надеюсь на нашу творческую молодежь»

Беседа с председателем Первого Сухумского Международного кинофестиваля
23.04.2018
Вячеслав Аблотия: «Я очень надеюсь на нашу творческую молодежь»

С патриархом абхазского кинематографа, кинорежиссером, актером, сценаристом, членом Союза кинематографистов РФ, директором и художественным руководителем киностудии «Абхазфильм», народным артистом Республики Абхазия, председателем Первого Сухумского Международного кинофестиваля, который только что прошел в республике, Вячеславом Андреевичем Аблотия (на фото справа) мы беседуем сразу по окончании фестиваля, и оба находимся еще под впечатлением от этого яркого и очень значимого для сухумцев и всей Абхазии события.

– Вячеслав Андреевич, хочу поздравить вас, во-первых, с вашим юбилеем, во-вторых, с завершившимся замечательным кинофестивалем. На мой взгляд, всё прошло чудесно! Хорошая организация, хорошие фильмы, достойное жюри, прекрасная погода, которая также способствовала поднятию настроения – всё было на очень высоком уровне. А каковы ваши впечатления?

– Спасибо за ваши поздравления! Честно говоря, я даже не ожидал, что настолько всё пройдёт хорошо. Это ведь наш первый опыт проведения такого масштабного мероприятия, и мы рады, что не ударили лицом в грязь перед зарубежными гостями. Хотелось бы верить, что Первый Сухумский Международный кинофестиваль даст импульс развитию киноиндустрии в нашей республике и действительно начнется его возрождение, которого мы все так ждем.

25397782_10215825077923733_526101325_o логотип кинофестиваля в Сухуми.jpg– Как пришла вам в голову эта идея – провести столь масштабный кинофестиваль, собрать на фестиваль кинематографистов из 16 стран, включая Абхазию, Россию, Западную Европу, страны Азии и СНГ? Ведь это не так просто, да и, прямо скажем, довольно накладно для республики.

– Это всё благодаря нашему председателю Госкомитета по молодежной политике Тимуру Квеквескири и его дружной команде. Он очень энергичный парень, всё время фонтанирует разными идеями. Он давно вынашивал такую мечту – провести в Сухуме кинофестиваль, но пока не хватало на это сил. До этого масштабного мероприятия мы провели в стране несколько маленьких региональных фестивалей. Всё там было, «по-заправдашному», как на всех кинофестивалях: красная ковровая дорожка, просмотр фильмов, жюри, премии. В общем, поиграли в Голливуд. Всем это понравилось. Еще у нас ежегодно проходит небольшой региональный фестиваль «Кунаки», это Северокавказский фестиваль документальных и телевизионных фильмов. Два года назад группа молодых кинематографистов запустила проект по созданию семи короткометражных фильмов по мотивам новелл классика абхазской прозы Михаила Лакербая. Выступивший перед началом показов один из режиссеров этого проекта Тимур Квеквескири в своем выступлении назвал происходящее эпохой Возрождения абхазского кинематографа. Вдохновившись таким успехом, решили осуществить давно задуманную идею провести Сухумский Международный кинофестиваль, пригласить молодых кинематографистов из разных стран. Для первого фестиваля решили ограничиться только короткометражным кино. Из присланных трех с половиной тысяч короткометражек отобрали 32 фильма, которые и приняли участие в конкурсе. Вот так всё начиналось.

– Одним из семи режиссеров в том проекте, я знаю, оказались и вы, снявший короткометражный фильм «Пушинка»…

– Да, я с радостью принял предложение ребят поучаствовать в этом проекте и, что называется, тряхнул стариной вместе с молодежью (улыбается).

– И очень удачно. Фильм получился глубокий, с притчевой интонацией. По всему видно, что вам была близка его тема…

Вы, старейший кинематографист, как взаимодействуете с молодежью, находите ли с ней общий язык?

– Да мы говорим на одном языке, языке кино! Мне очень нравится наша молодежь, она активная, целеустремленная, знает, чего хочет и пытается добиваться своей цели. Молодежь часто обращается ко мне за советом, касающимся съемок кино, приходит со своими сценариями, кому-то помогаю перевести их на абхазский язык, делаю замечания, подсказываю разные кинематографические ходы, нюансы и пр. Среди них есть очень талантливые, перспективные ребята, многие учатся у вас во ВГИКе. Их необходимо поддерживать, ведь это будущее нашего абхазского кинематографа.  

– Ваша киностудия «Абхазфильм», в которой, как я с удивлением узнала, всего пять штатных работников, включая вас, работает не в полную силу, редко снимает кино. Почему?

– Да, у нас малочисленный штат, но работаем не в полную силу, т.е. мало снимаем кино, вовсе не по этой причине. Конечно, хорошо, когда есть свои профессиональные режиссеры, сценаристы, актеры и т.п. Но, главная причина – в слабом финансировании. Нам не дают денег на кино. Были бы деньги, нашли бы и режиссеров, и сценаристов, и штат бы расширили и укрепили, и, главное, закупили бы современную технику, без которой невозможно что-либо приличное снять. Но, увы, нет денег. Поэтому мы сейчас в основном занимаемся дубляжем иностранных фильмов, мультяшек, и кое-как на это наскребаем финансы. В прошлом году, например, завершили дублирование диснеевского мультфильма «Холодное сердце» на абхазский язык, еще несколько картин.

Я понимаю, что в настоящее время у страны может быть недостаточно средств для развития кинематографа, в приоритете сейчас – восстановление экономики страны. Но ведь кино – это не менее важная отрасль, которая влияет на воспитание подрастающего поколения, в формировании у них традиционных ценностей, высокой нравственности, уважения к старшим, любви к своей отчизне, к родному языку, и т.д. Ведь через экран и посредством экрана можно очень многое сказать и показать людям, и в этом его огромная роль, и жаль, что наши чиновники от министерства культуры этого пока не понимают или не хотят понимать. Вспоминается знаменитая цитата нашего далекого общего «гегемона», который говорил, что из всех искусств, важнейшим является кино, и был в этом прав.

– А что вас, театрального деятеля, привело в кино? В детстве и юности вы вроде увлекались разными видами творчества: рисованием, музыкой, самодеятельным театром… Будучи в армии, руководили духовым оркестром, играли на трубе. Потом, поступив и окончив после службы Тбилисский театральный институт им. Шота Руставели, десять лет успешно работали актером в театре, сыграв множество ролей.

– Да всё верно, за исключением вашего «вдруг». Я играл в абхазском театре, но параллельно пытался снимать небольшие короткометражные фильмы. Мне всегда это было интересно. И когда представилась возможность, я решил профессионально изучить это дело и поступил на Высшие режиссерские курсы в Москве в мастерскую Георгия Данелии. Окончив их, ушел из театра и полностью занялся кино. За это время я снял несколько короткометражных фильмов и два полных метра, а также снялся сам, как актер, в нескольких фильмах: «Синие зайцы», «Чегемский детектив», «Белый башлык», «В ночь на новолуние», «Песня гор», «Серебряная улица» и др.

– Вам повезло с таким мастером, как Георгий Данелия…

– Да, это так. Моими неизменными кумирами всегда были Герасимов, Тарковский, Данелия. Они все разные режиссеры, но каждый из них – художник высокого уровня. Десятки раз я смотрел, например, «Тихий Дон» Герасимова – и не переставал восхищаться, это действительно настоящее кино. Так, как он показал жизнь донского казачества, не удалось после него никому. Все остальные попытки сделать что-то подобное становилось лишь бутафорией. Обожаю также Андрея Тарковского, считаю его великим режиссером. Мне повезло с моими учителями, которые оказали огромное влияние на мою дальнейшую жизнь в творчестве, это – Никита Михалков, Андрей Тарковский, Георгий Данелия, которые читали у нас лекции. Это было незабываемо. Все эти знания, полученные на лекциях, я синтезировал потом в своей дальнейшей режиссерской работе, пытаясь нащупать что-то свое, неповторимое. Моими однокурсниками были Александр Демьяненко, который в моем фильме «Колчерукий» читал закадровый голос дубляжа с абхазского на русский язык, Владимир Хотиненко, Юрий Мамин, Иван Дыховичный и др. У нас был очень интересный и дружный курс.

– Кстати, председатель Союза кинематографистов Абхазии Кесоу Хагба с восхищением отзывается о ваших фильмах. Вот, что он говорит: «Есть гениальные фильмы советских времен Вячеслава Аблотия. Фильмы «Колчерукий», снятый по произведению Фазиля Искандера, раскрывающий колорит местного быта, традиций и духовных ценностей, и «Сувенир» по рассказу Даура Зантария, где присутствует тема значимости природы, ее сохранения. Оба фильма пропитаны темой любви к природе, ее обожествления». И сетует: «Очень жаль, что у нашего замечательного режиссера, с таким потенциалом, который мог бы снимать хорошее кино, нет сегодня возможности делать это…»

– К сожалению, опять всё упирается в пресловутый финансовый вопрос. У меня сколько лет лежит в столе прекрасный сценарий фильма «Минное поле», но нет средств для него.

– Его тема связана с грузино-абхазской войной, судя по названию?

– Да. Главный герой – художник, после ранения оказывается в одном из госпиталей России. Его не покидают воспоминания о минном поле, где погибли его друзья. Он мечтает вернуться на родину и создать полотно с изображением абхазской Мадонны с младенцем, которая неоднократно появляется в его снах... Так получилось, что вернувшись домой, он видит, что он никому здесь не нужен…

– Жаль, что из-за отсутствия финансирования осуществить свои творческие возможности вам не получается. Но будем надеяться на лучшее.

– Да, хотелось бы еще многое сделать в кино. Тем более, обладая таким достоянием, как наша благодатная для съемок страна. Ведь Абхазия, страна фантастических локаций – это круглогодичный зеленый ландшафт, море, прекрасная растительность и десять солнечных месяцев в году. При съемках фильмов в Абхазии не нужны декорации. Абхазия –сама готовая декорация. У нас очень удобная натура, не надо зиму ждать или лета. Если в ноябре снимать, то на море у нас еще не так холодно, а в горах уже снег. Это очень удобно, никакого съемочного простоя. Здесь можно и Африку снять, и Каракумы, и ещё что хочешь. Это огромный кинематографический потенциал, который мы, к сожалению, не используем. А ведь национальное кино – это один из атрибутов национальной безопасности. Жаль, что этого не понимают там, наверху…

В советское время в Абхазию приезжали многие режиссеры, здесь активно снимались фильмы, наиболее известные из них «Спортлото-82», «Бархатный сезон», «Под куполом цирка», «Зимний вечер в Гаграх», позднее «Абхазская сказка». И в настоящее время интерес к Абхазии по-прежнему высок, режиссеры приезжают снимать отовсюду, но все это проходит мимо нас, к сожалению.

Но будем надеяться, что-то в недалеком будущем изменится в лучшую сторону. У меня большая надежда на нашу творческую молодежь. На сегодняшний день у нас есть талантливые режиссеры, которым необходимо помогать, направлять их, и наша отечественная кинематография, уверен, ещё пополнится достойными именами, а наша киностудия сможет всё же получить дотации на покупку необходимой техники для производства фильмов.

Беседу вела Фаина Зименкова

Москва Сухум

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.