Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 марта 2024
«У каждого была своя война…»

«У каждого была своя война…»

Вышла в свет книга писем-исповедей, почти полвека пылившихся на архивных полках
Сергей Котов, академик АПСН
07.09.2010
«У каждого была своя война…»

В этом сборнике впервые опубликованы письма, написанные 45 лет назад читателями газеты «Комсомольской правды»: накануне 20-летия Победы редакция попросила прислать свои воспоминания о самом памятном дне Великой Отечественной.

Появление этой книги («Самый памятный день войны. Письма-исповеди»; составители - Н.К.Петрова и Е.М.Болтунова; Вече, 2010, 599 с.) не случайно.

Как пишет в предисловии доктор исторических наук Н.К. Петрова, стремление каждого поколения взглянуть на историю Отечества с высоты новых знаний – желание естественное, потому что переосмысление прошлого приводит к более глубокому его постижению, приближению к истине.

Но случается и так, что вольное толкование прошлого не только не проясняет исторической истины, но и искажает ее.

В год знаменательной даты – 65-летия Великой Победы над фашистской Германией – и в специализированных журналах, и в СМИ, особенно электронных, появилось немало статей, действительно искажающих события 1941-1945 годов. Их авторы настойчиво уверяли и читателей, и телезрителей в том, что Победа была завоевана только потому, что «безжалостный тиран бросал в кровавую бойню миллионы и миллионы». Утверждали, что освобождение Европы от фашизма – не результат героического подвига советского солдата, а всего лишь следствие «огромной помощи, полученной СССР от США и Великобритании – поставками вооружений, техники и продовольствия».

За рамками статей этих авторов оставались свидетельства миллионов бойцов и офицеров Красной Армии, которые видели весь путь к Победе, что называется, «изнутри». И, к счастью для нас, и для наших потомков, и для приближения исторического знания к истине бывшие фронтовики оставили не только солидные мемуары, но и короткие письма-исповеди, бережно сохраненные историками-архивистами Российского государственного архива социально-политической истории.

Письма - важный источник не только для реконструкции истории повседневности любой эпохи, но и для формирования знаний о таких крупных исторических событиях как войны. Великая Отечественная – в их числе. Вот и эти письма в «Комсомольскую правду» (из них были опубликованы единицы, остальные хранятся в архиве газеты) – своего рода необыкновенное полотно, на котором разворачивается картина всенародного подвига во имя Победы.

За скупыми строками писем, отправленных в свое время в газету, открывается такой огромный мир искореженной народной жизни, такой безбрежный океан человеческого горя, такая поразительная картина всеобщей ненависти к тем, кто «с мечом к нам пришел», - что истоки нашей великой Победы становятся ясны как никогда.

Тем, кто прочитает публикуемые в сборнике письма-исповеди, станет ясно, что подобное утверждение – не пафосное литературное клише, а – суть духовной жизни народа в 1941 – 1945 годах.

Вот – короткое письмо харьковчанина А.А. Батищева. Он пишет: «Это было весной 1943 года. Наши войска были выбиты из села Шебелинка. Один боец шел с перевязанной правой рукой, но вместо бинта руку перевязывала шкура с вербы. Он шел, истекая кровью, но все время отстреливался. Но вот силы его покинули. Он умер на ходу. Его схоронили жители близлежащего хутора. Через два года на холмике появилась вербочка. Сейчас она стоит одна среди полей украинских. Она достигает пяти метров. И многие проходят и не знают, наверное, историю этой вербочки. А, по-моему, надо на этом месте поставить хотя бы обелиск, доску, где будет сказано, как появилась здесь вербочка и кто этот боец…».

Я не знаю, появился ли на этом месте обелиск, о котором мечтал А.А. Батищев. Но я уверен, что в Шебелинке кто-то обязательно прочитает это письмо из 1965 года и, может быть, эта стела и появится на окраине села...

А подполковник запаса С.Н. Макаров рассказал о том, как ему пришлось первый раз увидеть зверства фашистов. «До войны, - писал в «Комсомолку» фронтовик, - я работал директором неполной средней школы в с. Ново-Александровке Бузумского района. Весть о вероломном нападении фашисткой Германии на Советский Союз пришла в село в 11 часов дня. На второй день я уже был в райвоенкомате. После соответствующей подготовки был отправлен на Сталинградский фронт.

Однажды в октябре 1942 года при обстреле села (точное название не помню, кажется, Ерзовка) фашистским снарядом было убито трое ребят школьного возраста. Я положил их рядом у разбитого домика. Стали подходить солдаты и офицеры, склонять головы над погибшими.

У всех на глазах стояли слезы. В это время из домика выходил взвод автоматчиков… Стихийно возник митинг. Мы поклялись, не щадя жизни, отомстить врагу за смерть невинных детей.

После Сталинграда – Украина, Румыния, Болгария, Венгрия… Много было памятных дней войны, но они почему-то забываются. А описанный мною день я всегда помню и никогда не забуду, потому что каждый день вижу детей…».

А вот отрывок из письма З. Рябцевой из Москвы: «…Лето 1944 года. Наша часть перебазировалась к новому месту назначения. Путь проходил через Остров, Пушкинские Горы – места, где несколько дней назад шли бои. Еще дымились деревни, еще свежими ранами зияла земля, еще всюду были минные поля. Но узенькая тропинка уже вела к могиле великого поэта. Множество скромных солдатских букетиков из полевых цветов украшали ее.

Как-то особенно остро, до боли, до слез, чувствовалось величие души людей, с боями прошедших через эти места, их огромная любовь и благодарность поэту. Поистине «к нему не зарастет народная тропа…»!

«Утопающая в цветах могила поэта на холме и израненная земля вокруг – это воспринималось как символ вечно живого и непобедимого народа, многострадальной и так горячо любимой поэтом России».

В сборнике – письма фронтовиков из разных республик бывшего СССР: России и Казахстана, Белоруссии и Украины, Армении и Грузии… И опубликованное – лишь часть того, что хранится в архивном фонде - для всех не хватило бы и второго тома. Но и те, что увидели свет, возвращают нашу память к одной из самых героических страниц истории Отечества, тогда еще единого, мощного, за будущее которого сложили головы миллионы и миллионы его сынов и дочерей.

А те, что выжили, уцелели в боях с врагом, остались в живых, сочли своим долгом рассказать о подвигах тех, кто был рядом, в первую очередь – о тех, кто остался на полях сражений. Это о них писала Маргарита Алигер: «У каждого была своя война,/ Свой путь вперед, свои участки боя,/И каждый был во всем самим собою,/И только цель была у всех одна…»

…Подумалось: если бы именно такие книги были рекомендованы Министерством образования и науки как книги для внеклассного чтения в школах, многие бы наши сегодняшние школьники совсем по-другому воспринимали события Великой Отечественной войны и лучше бы понимали величие нашей Победы.

Но, увы, почему-то никто из ведомства г-на Фурсенко не бросился в издательство с просьбой выполнить государственный заказ и обеспечить каждую школу этим томиком с поразительными письмами-исповедями.

А ведь без таких книг память народа угасает.

Котов Сергей Андреевич – заместитель директора Российского государственного архива социально-политической истории.

Специально для Столетия


Эксклюзив
18.03.2024
Максим Столетов
Запад поставляет Киеву тысячи ударных дронов
Фоторепортаж
13.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Ярославле открылся музей СВО


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..