Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 октября 2020
Ты в мире молнией промчишься…

Ты в мире молнией промчишься…

26 сентября – 215 лет со дня рождения поэта Дмитрия Веневитинова
Николай Головкин
26.09.2020
Ты в мире молнией промчишься…

Имя поэта Пушкинской поры Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805-1827), прожившего короткую, но яркую жизнь, связано не только с русской поэзией, но и с историей русской философской мысли. Он был также известен как одаренный переводчик, художник, музыкант, литературный и музыкальный критик. Современники описывали Веневитинова как тихого, задумчивого и изящного молодого человека, с естественной, как будто врожденной, учтивостью.

Авторитетом для Веневитинова был Александр Сергеевич Пушкин, в чём он и признаётся в стихотворении «К Пушкину» (1826):

Известно мне: доступен гений
Для гласа искренних сердец.
К тебе, возвышенный певец,
Взываю с жаром песнопений.
Рассей на миг восторг святой,
Раздумье творческого духа,
И снисходительного слуха
Младую музу удостой...

Из антологии «Десять веков русской поэзии» Евгения Евтушенко, которому после Великой Отечественной войны довелось жить в московском особняке Веневитиновых:

«…С Пушкиным, своим четвероюродным братом, Веневитинов был знаком с детства. Но когда Пушкина отправили в ссылку, Веневитинову шёл всего пятнадцатый год. После вызова поэта из ссылки, осенью 1826 года, их общение возобновилось.

Ещё в Михайловском Пушкин обратил внимание на заметки Веневитинова о «Евгении Онегине» (считается, что именно он стал для Александра Сергеевича прообразом Владимира Ленского –Н.Г.). и, едва оказавшись в Москве, объявил Сергею Соболевскому, у которого на время поселился: «Это единственная статья… которую я прочёл с любовью и вниманием. Всё остальное - или брань, или переслащённая дичь».

Уже 10 сентября, на третий день пребывания в Москве, Пушкин через Соболевского зовёт Веневитинова слушать «Бориса Годунова». А 25 сентября и 12 октября читает его в доме у Веневитиновых на изгибе Кривоколенного переулка. Первый раз в кругу только близких знакомых, второй – для товарищей Веневитинова по архиву иностранных дел, приятелей-любомудров, сотрудников журналов и альманахов».

«Какое действие произвело на всех нас это чтение – передать невозможно, – вспоминал Михаил Погодин. – До сих пор ещё кровь приходит в движение при одном воспоминании…

Первые явления выслушаны тихо и спокойно, или, лучше сказать, в каком-то недоумении. Но чем дальше, тем ощущения усиливались. Сцена летописателя с Григорием ошеломила… А когда Пушкин дошёл до рассказа Пимена о посещении Кириллова монастыря Иоанном Грозным, о молитве иноков «Да ниспошлёт Господь любовь и мир Его душе страдающей и бурной», мы просто все как будто обеспамятели. Кого бросало в жар, кого – в озноб. Волосы поднимались дыбом».

…О значительном событии тех далёких лет ныне напоминает нам мемориальная доска на особняке в Кривоколенном переулке (дом, увы, в плачевном состоянии!): «Здесь у поэта Веневитинова А.С.Пушкин читал трагедию «Борис Годунов».

В своих произведениях Веневитинов выражал вольнолюбивые идеи и настроения, о чём свидетельствуют стихотворения: «Смерть Байрона», «Песнь грека», «Новгород».

Он написал около 50 стихотворений. Многие из них, особенно последние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта. По безупречности формы, по эмоциональному наполнению стихи Веневитинова сравнивали с пушкинскими.

Центральная тема последних стихотворений Веневитинова – судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью. Он писал о самом себе, о своих мыслях, посвящал стихи близким и друзьям, в особенности своей возлюбленной княгине Зинаиде Волконской.

Ряд стихотворений Веневитинова 1826-1827 годов, написанных за несколько месяцев до его смерти («Завещание», «К моему перстню», «Поэт и друг» и другие) можно с полным правом назвать пророческими. В них поэт словно предвидел свою раннюю кончину.

…Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе всё чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься...
(Элегия «Поэт и друг», 1827).

Когда готовилось посмертное издание, друг Веневитинова князь Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».

***

Дмитрий Владимирович Венивитинов родился 14 (26) сентября 1805 года в Москве в Кривоколенном переулке .

Его отец, отставной прапорщик Семёновского полка Владимир Петрович Веневитинов (1777-1814), происходил из богатой воронежской дворянской семьи. Мать, Анна Николаевна, происходила из княжеского рода Оболенских-Белых. Через неё Дмитрий Веневитинов был, как уже говорилось, в дальнем родстве (четвероюродным братом) с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Дмитрий получил классическое домашнее образование, которым руководила мать, о которой современники отзывались как об умной и образованной женщине. Он изучил французский, немецкий, латынь и греческий. Русскую словесность будущему поэту преподавал профессор Московского университета Алексей Мерзляков.

С 17 лет в качестве вольнослушателя Дмитрий посещал лекции в Московском университете. Увлекался историей, философией, теорией словесности, математикой и анатомией.

…В 1825 году Веневитинов, намереваясь нести службу во внешнеполитическом ведомстве, поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел: «архивны юноши» – так иронически назвал служащих этого архива Пушкин в своем романе «Евгений Онегин».

***

Веневитинов был одним из организаторов тайного философского «Общества любомудрия». В него входили известные мыслители – Алексей Хомяков, Степан Шевырев, братья Иван и Петр Киреевские, Владимир Одоевский, Михаил Погодин.

«Общество любомудрия» ставило своей целью популяризацию философских идей в стихотворной форме. Дмитрию, которого современники называли «поэтом мысли», это было под силу: поэтическое вдохновение и философское мышление его находились в органической связи.

Высшей целью человека и человечества Веневитинов считал самопознание, являющееся основой гармонии мироздания и личности.

Увлеченный немецкой классической философией и особенно Шеллингом, Веневитинов, тем не менее, выступал за самостоятельность русской философии:«Россия, – считал поэт-философ, – найдёт своё основание, свой залог самобытности и своей нравственной свободы в философии».

После декабрьского восстания 1825 года собираться вместе стало опасно, и Общество самораспустилось, прекратив регулярные встречи в доме Одоевского и уничтожив все протоколы и уставы.

***

В ноябре 1826 года Веневитинов перебрался из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел.

При въезде в Петербург поэт был арестован по подозрению в причастности к заговору декабристов. Он провёл трое суток под арестом в сыром и холодном помещении. Пребывание в неотапливаемом помещении и сильный стресс, который испытал Веневитинов, привели к пневмонии.

Болезнь лёгких обострилась через полгода. А в марте1827 года, возвращаясь лёгко одетым с бала, Веневитинов сильно простудился.

***

Поэт умер 15 (27) марта 1827 года в Петербурге, не дожив до 22 лет. В минуту агонии его друг, Фёдор Хомяков, брат поэта Алексея Хомякова, надел на палец умирающего перстень.

Этот перстень, найденный в 1706 году во время раскопок античного города Геркуланума, засыпанного вулканическим пеплом при извержении Везувия, подарила Веневитинову перед отъездом в Петербург княгиня Зинаида Волконская, которая по случаю приобрела его в Италии.

Дочь мецената А. Белосельского-Белозерского, княгиня и сама не только живо интересовалась всеми жанрами искусства, но и выступала на европейских театральных подмостках. Она интересовалась также науками – историей, археологией, этнографией.

«Царица муз и красоты», она была блестящей хозяйкой салона в особняке на Тверской. Ей салон был известен как средоточие культурной жизни Москвы. Здесь– и Пушкин, и Вяземский, и Баратынский. Завсегдатаем салона был и Веневитинов.

Княгиня, которая была старше поэта на шестнадцать лет, подарила перстень безнадёжно влюблённому в неё поэту как «залог сострадания», но не любви. Веневитинов носил романтичный подарок княгини на брелке часов. Он заявлял, что наденет перстень на палец только в одном из двух случаев: на смертном одре или во время венчания с любимой княгиней.

… Отпели поэта в церкви Николы Морского в Петербурге. И вот гроб с его телом был отправлен в Москву.

Похоронили Веневитинова 2 апреля 1827 года на кладбище Симонова монастыря в Москве. На похоронах был Пушкин. Он с болью, по воспоминаниям современников, воспринял внезапную смерть поэта-философа.

***

В конце 1930-х годов из закрытого Симонова монастыря прах Веневитинова решили перенести на Новодевичье кладбище, где он и покоится ныне рядом с Гоголем, Аксаковыми, Чеховым и другими светочами русской литературы.

…При вскрытии могилы поэта был обнаружен перстень Веневитинова – тот самый подарок княгини Волконской. Об этом дорогом сердцу поэта подарке стихотворение «К моему перстню»:

Ты был отрыт в могиле пыльной,
Любви глашатай вековой,
И снова пыли ты могильной
Завещан будешь, перстень мой.
Но не любовь теперь тобой
Благословила пламень вечный
И над тобой, в тоске сердечной,
Святой обет произнесла…
Нет! дружба в горький час прощанья
Любви рыдающей дала
Тебя залогом состраданья.
О, будь мой верный талисман!
Храни меня от тяжких ран,
И света, и толпы ничтожной,
От едкой жажды славы ложной,
От обольстительной мечты
И от душевной пустоты.
В часы холодного сомненья
Надеждой сердце оживи,
И если в скорбях заточенья,
Вдали от ангела любви,
Оно замыслит преступленье, –
Ты дивной силой укроти
Порывы страсти безнадежной
И от груди моей мятежной
Свинец безумства отврати.
Когда же я в час смерти буду
Прощаться с тем, что здесь люблю,
Тебя в прощанье не забуду:
Тогда я друга умолю,
Чтоб он с моей руки холодной
Тебя, мой перстень, не снимал,
Чтоб нас и гроб не разлучал.
И просьба будет не бесплодна:
Он подтвердит обет мне свой
Словами клятвы роковой.
Века промчатся, и быть может,
Что кто-нибудь мой прах встревожит
И в нём тебя отроет вновь;
И снова робкая любовь
Тебе прошепчет суеверно
Слова мучительных страстей,
И вновь ты другом будешь ей,
Как был и мне, мой перстень верный.

<1826 или 1827>

Пророческие строки поэта сбылись. Теперь перстень в Литературном музее в Москве.

***

У Веневитиновых была усадьба в селе Новоживотинном Воронежской губернии. В детстве Дмитрий вместе с родителями, а затем в августе –сентябре 1824 года вместе с младшим братом Алексеем (это ярко отразилось в его письмах!) гостил в «родовом гнезде».

«Мне, – писал поэт любимой сестре Софье из отцовского имения, – хотелось бы изобразить природу такой радостной и такой прекрасной, какой вы до сих пор ещё не видели».

…С 1994 года здесь работает Музей-усадьба Д. В. Веневитинова, одна из немногих сохранившихся в России дворянских усадеб XVIII века. В экспозиции музея-усадьбы - убранство залов знатной дворянской усадьбы XIX века и всё, связанное с родом Веневитиновых.

Музей – памятник истории и архитектуры федерального значения – включает в себя двухэтажный особняк (1760-1770), флигель (1887), парковую зону с системой аллей, плодовым садом и прудом. А центральная аллея, как и раньше, ведет к берегу Дона. Здесь же есть небольшая беседка-ротонда. В 2005 году в честь 200-й годовщины Дмитрия Веневитинова на территории усадьбы был открыт памятник поэту.

Это место – поистине удивительное, которое стало притягивать молодожёнов. Они приезжают сюда не только для фотосессии, но многие и для проведения свадебной церемонии.

В вестибюле музея стену украшает рукописная цитата поэта и философа: «... Скажу вам откровенно, я такой любитель деревни, что скоро забываю все неприятности, чтобы спокойно отдаться наслаждению, а здесь есть чем наслаждаться...».

И кажется, что сам поэт-философ незримо присутствует здесь, радушно принимает гостей в своём родовом имении:

Души невидимый хранитель,
Услышь моление мое!
Благослови мою обитель
И стражем стань у врат её,
Да через мой порог смиренный
Не прешагнёт, как тать ночной,
Ни обольститель ухищренный,
Ни лень с убитою душой,
Ни зависть с глазом ядовитым,
Ни ложный друг с коварством скрытым…

(«Моя молитва», 1826)


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Елена
27.09.2020 8:37
Спасибо огромное за статью, за память о яркой звезде Веневитинова! Мне довелось быть в воронежской усадьбе - музее! Незабываемые впечатления! Вдали от шума городского удалось создать очень богатую, выразительную экспозицию. Таких достойных литературных музеев не так уж и много. Особенно потрясли люди, которые там работают. Сколько знания и тонкого понимания поэзии, эпохи, горячей любви к русской культуре. Эта поездка стала одним из сильнейших впечатлений! А Судьба Веневитинова с детства была романтической печалью сердца
Денис
26.09.2020 15:52
Дар предвидения поэта интересен. Избранный Создателем. Один из немногих.
ус
26.09.2020 14:53
Спасибо автору за короткую,но очень яркую,живую статью,посредством которой понимаешь оригинальность и масштаб талантливой личности.Россия Богата талантами,Россия обогащает таланты,создает их.В этом и есть Главная Сила России

Эксклюзив
Фоторепортаж
28.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В Музее имени Андрея Рублева открылась выставка, посвященная 70-летию его реставрационной мастерской.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».