Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 октября 2020
Террористы в Третьяковке

Террористы в Третьяковке

Странные произведения выставляются нынче в государственных музеях России
Владимир Малышев
14.09.2020
Террористы в Третьяковке

Бурный скандал вспыхнул вокруг выставленной в стенах нового здания Третьяковской галереи на Крымском валу картины художника Алексея Каллимы «Между случайностью и необходимостью» (на фото). Коллекцию Новой Третьяковки этот холст пополнил в рамках программы «Поколение 21».

На полотне изображены… чеченские боевики. Один из них мирно отдыхает, отложив в сторону автомат, а второй совершает молитву. Это те самые головорезы, которые творили чудовищные зверства, убивали, насиловали, воевали против российской армии, организовывали теракты в городах России, в которых погибли сотни мирных жителей, убивали детей в Беслане. И вот сегодня нам предлагают любоваться на этих бандитов… в российском музее.

Особенно возмутительно, что эта картина выставлена в галерее в сентябре, когда исполнилась очередная годовщина событий сентября 1991 года, когда дудаевцы разогнали Верховный Совет ЧИАССР и убили, выбросив из окна, председателя грозненского городского совета Виталия Куценко. Именно с этого преступления в республике начался настоящий геноцид русских.

Более 300 тысяч человек стали беженцами или были убиты. И вот теперь Третьяковская галерея выставляет работу с изображением этих «отдыхающих» головорезов.


Явная провокация

Понятно, что появление такой кощунственной картины в главной художественной галерее страны вызвало бурное возмущение. Первый зампред Общественной палаты России по вопросам демографической и семейной политики Павел Пожигайло заявил Радио КП: «Первое, что Зельфире Исмаиловне (Трегуловой, директору Третьяковки — В.М.) нужно сделать срочно — это извинится. Если это не прозвучит, значит, это позиция. Что это за позиция? Эта позиция абсолютно созвучна истории с болезнью Навального, с «майданом» в Белоруссии, потому что это один из атрибутов разжигания очень серьезных проблем в сфере государственной безопасности. Это явная провокация. Я бы рассматривал это, как сознательное разжигание национальной розни».

Политический обозреватель ВГТРК Андрей Медведев в свою очередь отметил: «История даже не в том, что сегодня выставили Каллиму. Он в «романтизированной манере» боевиков и прочую мразь изображал и десять лет назад, и пятнадцать. Когда было первое Биеннале в Москве, он и тогда выставлял свою работу. Вопрос не в том, что кто-то что-то рисует, вопрос в поддержке и чествовании вот этого странно направленного искусства: а) на государственные деньги, б) в государственных галереях, при кураторстве больших государственных чинов или людей, которым государство платит зарплату. И всех это устраивает», — негодует обозреватель.

«У него нет мозгов», — возмущается картиной Каллимы Игорь Мальцев, журналист и писатель, который считает, что главная вина лежит на организаторах выставки. Он считает, что те, кто используют его, продают его, публикуют, просто «занимаются экстремизмом».

А потому вопрос, прежде всего, к организаторам выставки и к директору Третьяковки. Понимают ли они, что творят? Что они оскорбляют память тысяч невинных жертв террористов, а, по сути, занимаются реабилитацией терроризма?

Как видно, нет. Вот как сами кураторы выставки объясняют в сопроводительном тексте содержание этой картины: «Каллима разрабатывает многосерийное повествование сродни эпосу, героями которого становятся боевики-горцы, узнаваемые по таким атрибутам, как бороды, кроссовки и костюмы Adidas. Изображены они в романтизированной манере».

Получается, что для руководителей главного государственного музея страны ваххабиты – не головорезы, а «боевики-горцы», а те кровавые преступления, которые они совершали, «сродни эпосу»? По их мнению, речь идет о некоем «романтизированном» произведении? Ведь в аннотации явно просматривается сочувственное отношение к бандитам.

И это, конечно, не случайно. Ведь точно так же в 90-е годы описывали преступления чеченских боевиков западные СМИ, да и наши либеральные журналисты, изображавшие из ваххабитов «борцов за свободу». Либералы, постоянно талдыча о «демократии», на самом деле не могут скрыть своего тайного восхищения террористами.

Когда озверевшие бандеровцы сожгли в Одессе людей в Доме профсоюзов, либеральный публицист Павел Шехтман с восторгом написал: «Конечно, произошедшее в Доме профсоюзов неприятно, в том смысле, что было много излишней жестокости. Но вообще — какое же радостное чувство освобождения!».

А его единомышленник политолог Александр Сытин назвал случившееся «ликвидацией малоценного человеческого материала в Одессе 2 мая 2014 года».

И понятно, почему они в таком восторге. Либералы поддерживают все, что направлено против России. Даже Гитлера они готовы назвать «освободителем», как это сделал недавно писатель Дмитрий Быков.

Но Третьяковка — не частная лавочка, вроде галереи печальной памяти Марата Гельмана, который постоянно выставлял у себя подобные провокационные «шедевры», а государственное культурное учреждение.

Его политика организации выставок должна соответствовать интересам нашей страны, а не воспевать ее врагов и военных преступников.


Боевики как «инсталляция»

Почему вообще в Третьяковке решили обратиться к Алексею Каллиме? Не знали, кто он такой? Конечно, знали. Сам о себе он говорит так: «Я не чеченец, я не пережил двух войн, не бегал с автоматом. Я уехал раньше, чем начались бои, из предвоенного Грозного, где тогда были беспредел и массовая истерия. Войну видел только по телевизору. Я уехал потому, что хотел быть свободным человеком и заниматься искусством….»

Оказавшись в Москве, Каллима делал поначалу инсталляции из одноразовых стаканчиков, ложек и вилок, клеил объекты из сигаретных пачек. Смена «эстетики» произошла после знакомства с галеристом-русофобом Маратом Гельманом. На полотнах Каллимы появилась тема драматических событий в Чечне, но в довольно странной для России трактовке. В интервью журналу «Артгид» он сам в этом открыто признался: «Меня вдохновляли герои, которыми для меня были боевики, чеченцы — смелые, отчаянные парни, которые ничего не боялись…»

Но понимает ли он, что для России это звучит примерно так же, как если бы кто-нибудь сказал: «Меня вдохновляют эсэсовцы, эти отчаянные и смелые парни, которые ничего не боялись»?

Засветился Каллима и в другого рода странных акциях. В частности, акцией в ЦДХ в начале двухтысячных, когда он вместе с единомышленниками «переоделись в боевиков» и уселись на корточках в зале музея, изображая таким образом некую «инсталляцию». После этого Каллиму стали повсюду приглашать, в Москве он стал модным художником, приобрел известность и на Западе. И вот теперь его работы уже в Государственной Третьяковской галерее…


Героизация терроризма

И либералы, конечно, в полном восторге. Вот как описывает его творчество одно из либеральных изданий. «Его героями стали одетые в костюмы Adidas бородатые чеченцы с автоматами и огнеглазые гурии, подобно германским валькириям носящиеся над полем боя в поисках душ павших воинов. В 2005 году Каллима создал один из главных хитов 1-й Московской биеннале — фреску, на которой чеченец собирался прирезать молоденького федерала» (читай, русского солдата).

«Что дальше? — недоумевает в связи с появлением провокационной картины Каллимы в главной галерее страны журналист Станислав Смагин. — Сусальное изображение захвата боевиками больницы в Будённовске или школы в Беслане? Приторная скорбь по мужественным «шахидам» и женственным «шахидкам», павшим на Дубровке?»

Попыткой героизации терроризма назвал происходящее в Третьяковке учредитель канала «Царьград» Константин Малофеев. На своей странице в соцсети он подчеркнул, что самое удивительное — это не сама работа художника, «а то, что полотно выставила у себя уважаемая Государственная Третьяковская галерея».

Так что дело тут вовсе не только в отдельно взятом Каллиме, а в том, кто у нас сегодня покровительствует и пиарит таких «новаторов», а также руководит российскими государственными музеями. Ведь если они считают возможным размещать картины такого содержания в государственных галереях в России, когда у нас только что отмечалось 30-летие трагедии Беслана, то это значит, что и они относятся к изображенным на них «героям» с таким же сочувствием, как и сам художник. Так что получается, что проводимая этими музейщиками политика в области культуры с интересами государства явно расходится.

Несколько лет назад английский художник Бэнкси за пятьдесят долларов купил картину с горным пейзажем и пририсовал сидящего на скамейке отдыхающего эсэсовца. Полотно получило название «Банальность банального зла» и было продано на аукционе за 615 тысяч долларов. На Западе такая «мягкая» реабилитация «мирового зла» и попытки переписать историю начались уже давно. Но у нас?! Таков ныне критерий оценки произведений искусства и у руководителей главной художественной галереи России?


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 30 найденных.
татьяна
21.09.2020 23:14
Ленинградец:
"И действительно, хочется узнать: кто - лично! - "кpышyeт" экспозиционную политику?"
Как это кто? Лично министр культуры. А также зам. министра Алла Манилова. А также бывший министр культуры г-н Швыдкой, который и нынче при кресле.
валерий
21.09.2020 20:49
Оооооччень большой вопрос появляется к властьимущим в стольном граде, да и в державе нашей многострадальной - почему вражьи силы так вольно живут у нас? Это противоречит словам гаранта.
С.М.
20.09.2020 10:07
Показали гюльчинар по ящику. Улыбка, понимание в искусстве, обращение в виде демагогии к обывателю что за кадром. Что от такой можно ожидать? Постмодерн? Затюканный обыватель, замордованный жизнью, разве сумел бы в этой даме увидеть ту, которая не на страже настоящего искусства?
А настоящий посмел бы вывесить картину, подобную этой, где упыри делают то, что невозможно нормальному просто сформулировать умом? Или упыри сидят выше и дают зеленый свет тем, от лицезрения картин которых кровь в жилах стынет?
Ну бьете здесь дубинкой гнева, дальше что?
Был Гельман, был тот, кто прибивал яйца.
Дозволено рядиться в любую одежду, что приносит прибыль. слопает все пипляк, покуда такие "культурные" просветители стоят во главе всех, одаривая подобной эстетикой в виде революционного авангарда. Неужели непонятно кроящееся за этим? Подобные перфомансы навязывают исподволь не зря. Их желание связать воедино с народом и кровь - только потом будет уже страшно.
Пока что благодаря Воспитателю выжили русские в этой кромешной мгле.
Тузик
17.09.2020 21:46
"В 2005 году Каллима создал один из главных хитов 1-й Московской биеннале — фреску, на которой чеченец собирался прирезать молоденького федерала» (читай, русского солдата)." 15 лет, как минимум, дядя делает то, что делает, а возмущение вызвала выставка сегодняшнего дня? И в самом ли деле его работы и позиция галереи расходятся с политикой нашего государства, в таком случае? Если бы действительно расходились, он уже конкретно бы присел или зарабатывал, расписывал общественные туалеты на "благословенном Западе". Либеральные СМИ, говорите? Сытин упомянутый не вылезает из ток-шоу на центральных федеральных каналах. И очень хорошо там себя чувствует.
Фагелов
17.09.2020 19:44
"Директора" Третьяковки немедленно отправить в отставку. Оправданий не принимать, Извинений не надо.
Ленинградец
17.09.2020 10:07
Кстати, про "идею увольнения". Буквально вчера на "Культуре" выступала Главная хранительница фондов. Естественно, о "картине" - ни слова. Зато было много слов о героической борьбе с протекающей крышей...
И действительно, хочется узнать: кто - лично! - "кpышyeт" экспозиционную политику? И почему ТАМ ничего не "протекает"?
Вольтерьянец
17.09.2020 9:50
Это безобразие будет продолжаться, пока либерасты руководят культурой. Лозунг абсолютной свободы творчества привёл на практике к абсолютной моральной вседозволенности для "творцов". От воспевания сексуальных извращений до воспевания терроризма, а там до фашизма и национал-социализма недалеко.
Ленинградец
17.09.2020 9:11
Татьяна, про блокаду я немного в курсе. Перечитайте Ремарка "Чёрный обелиск" - и Вам станет очевидно, на КАКОЙ почве расцвёл национальный "социализм". В 90-е мы с Вами балансировали на этой же грани.
"Там, где царит серость, к власти приходят чёрные". Или - "чёрненькие".
Хмурый
17.09.2020 3:38
Татьяна
16.09.2020 18:40

Та блоха из-за кордона прискакала, с ней дело было очень сложно. Но вот внутри страны таких блох нужно и можно беспощадно давить. Но включите радио или компьютер, найдите Венедиктова или Свободу. Вещают, ведут подрывную работу в полный рост, Венедиктов - на наши деньги. А власть мило им улыбается и блох давить не спешит.
Акмур
16.09.2020 20:53
С нами воевать не надо: сами себя победим. Никогда в России не было золотой середины: 10 лет давали за анекдот,а теперь два года условно за воровство двух миллиардов,а бомжу за батон колбасы дают пять лет. Где надо стоять на ногах мы стоим на голове, и что перед глазами ? Встаньте на голову,все поймете, а если нет,то клинический случай!
?
Отображены комментарии с 1 по 10 из 30 найденных.

Эксклюзив
Фоторепортаж
19.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В России открыт новый туристический маршрут.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».