Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Теленеделя: в ожидании "рядового Райана"

Теленеделя: в ожидании "рядового Райана"

Праздник «под копирку» почему-то не получается
Александр Горбунов
10.05.2006

"Разоблачительные" сериалы на тему войны прошли по экранам словно агитационные поезда. Зверствующие "особисты" – неотъемлимая часть любого из них – от "Курсантов" до "Последнего боя майора Пугачева".

После их просмотра у молодого человека может сложиться своеобразная картина происходившего. Хорошие русские, подумает он, воевали с плохими русскими, а гитлеровцы всё это время были где-то сбоку. Мы только и были заняты взаимной враждой и даже если шли в бой, то всё равно люто ненавидели друг друга. А Победа свалилась вроде бы сама собой.

Торжество 9 мая сопровождали и дебаты вокруг итогов войны, в которой мы победили. Теперь те, кто был побежден и от ужаса содеянного долго не смел открывать рот, алчно и нагло требуют "вернуть" трофеи. Например, Бременскую коллекцию – набор рисунков, оказавшихся величайшим раритетом. Здесь у германцев есть верная прислуга. В "Воскресном вечере" на НТВ Савва Ямщиков сразился и с успехом победил одну из особей отряда энтузиастов скорейшей реституции. Некто Гениева заведует Библиотекой иностранной литературы и гордится тем, что ее великовозрастная дочь "хочет поскорее забыть все, связанное с этой войной" (можно подумать, что она лично воевала, и эту войну помнит). Подобная "степень реституции" и не снилась несчастным, занятым в профессии с однозвучным названием. Ямщиков же выявил в лице Гениевой такую степень распада, которую наше общество еще не скоро сможет изжить даже при самом благоприятном развитии событий.

Итак, по всем каналам поток фильмов, снятых якобы про войну. Понять, а тем более почувствовать титанические усилия тех, кто жил в ту эпоху, по лилипутским сериалам, сентиментально-обывательским "Своим" и "Кукушкам" невозможно. "Под ливнем пуль" – еще один свежий пример конъюнктурного телефильма. "Главный канал" видимо взялся каждый год производить такую продукцию по единому шаблону "сериал-ко-дню-победы". Под него, кстати, всегда можно получить и государственное финансирование. Шаблон определяет: во-первых, идиотизм, пародийность происходящего, во-вторых зверства "особистов – НКВД – режима" по отношению к своим же несчастным солдатам. Жуть тоталитаризма. В прошлом сезоне был "Диверсант", теперь его продолжение.

Стыдно говорить, но единственной лентой хоть как-то относящейся к людям Победы, оказалось лихое, затертое до дыр "Место встречи изменить нельзя" на НТВ, где актер сыграл так почитаемого им фронтовика, пусть и в мирной жизни. Плюс к этому ещё два-три старых фильма в день праздника.

""Не считать же адекватным телепрограммный изыск, проанонсированный громким, как грохот тележки дачника, каламбуром "9 Мая – 9 рота". Какое отношение имеет "рабочий" и отнюдь не выдающийся фильм Федора Бондарчука про Афганистан к Великой Отечественной войне, неизвестно. Большие начальники робко складывают в американский сундук сотни миллиардов и который уж год не могут выделить средства на современный фильм о войне. Ну, вот вам тогда, дорогие зрители, образ проспиртованного "афганца" Хохла да парочка хрестоматийных хохм из учебки. При этом "9 Рота" имеет существенную ущербную черту – в ней нет центрального героя. Страдающего, преодолевающего, а главное, побеждающего. Нет личности. И здесь не вина режиссера, мироощущение которого сложилось в безликие дни.

#comm#Что за каша сварится в головах молодежи в результате подобной программной политики, можно только догадываться. Тем временем Америка снимает отличные фильмы уровня "Рядового Райана".#/comm#

Увы, не оправдал ожиданий и длиннейший документальный фильм Правдюка на ТВЦ "Вторая мировая. Русская версия". Ошибка, которую допустил автор, все та же. Его скрупулезно-педантичное копание в частностях баталий несоразмерно мифу о Великой войне. Дело в том, что она не может быть подвергнута стандартному анализу. Героизация, выделение сути, красоты жертвы и подвига – вот что главное. Зрителю сейчас не нужно участливое изучение действий "союзников" или галерея портретов неординарных личностей со стороны врага. Тем более, ему не нужны бесконечные ремарки об ошибках командования, о том, что "Жуков ошибся и не пошел в феврале на Берлин, тогда потери были бы меньше". Мы ведь знаем и о потерях, и о жестоких решениях. Но знание о них не для всеобщего обозрения, а тем более не для постылого самобичевания.

И Великая Отечественная для нас никакая не "Вторая мировая". Карликовым (в ее масштабе) африканским битвам англичан или итальянским успехам американцев в фильме отведено едва ли не столько же места, сколько боям за Сталинград. Так по всем эпизодам. Не хочу ставить Правдюка на одну доску с теми, кто переписывает учебники по истории, но он подошел к ним очень близко. Потому и огромная проделанная работа останется в рамках еще одного частного и спорного исследования, претендующего на объективную "голую правду". А ведь взгляд был заявлен русский. Русский здесь означает субъективно-победительный.

#comm#Нытье, придирки и апелляции – всегда удел проигравших, чем они и были заняты все послевоенные годы.#/comm#

Впрочем, глядя на то, как трагедию армянского лайнера сделали единственной новостью многих дней, понимаешь, что если и есть где-то желание жить и побеждать, то уж точно не на нашем телевидении.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.