Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Теленеделя: "Остров" принял "Ребенка Розмари"

Теленеделя: "Остров" принял "Ребенка Розмари"

Наш кинематограф пытается идти по пути французского, который проиграл Голливуду
Александр Ефремов
29.01.2007

Интересно, умилила ли церемония награждения "Золотым орлом" кого-нибудь из благодарной аудитории фильма "Остров"? Существуют большие опасения, что даже появление Романа Поланского в роли главного награждающего и почетно награжденного сегодня не смущает. Как не смущает небезызвестный польский режиссер и троекратно(!) лобызающегося с ним Никиту Михалкова. Да-да, это именно тот самый Поланский, который снял печально известное кино "Ребенок Розмари", ставшее культовым в среде сатанистов.

Сюжет "Ребенка Розмари" ни много ни мало повествует о появлении на свет отпрыска дьявола. Это если вкратце. Разбитные кинокритики пишут вот что: "В "Ребенке Розмари" впервые появляется нешуточная, поистине бесовская энергия, сюжет корнями врастает в психологическую реальность, а потом до основания перепахивает ее, не оставляя камня на камне". Всю изощренность экранных фантазий Поланского (Розмари беременела от дьявола и становилась "мадонной" сатанинской секты) превзошла трагедия на голливудской вилле актрисы Шэрон Тэйт (жены режиссера). Она, будучи по-настоящему "в положении", и ее гости, одурманенные наркотиками, стали жертвами ритуального убийства, совершенного сатанинской сектой.

Многие увидели в этом расплату за смакование экранных ужасов, за разгул интеллектуального демонизма. Но и последующие работы Поланского свидетельствовали о неизжитости в художественной мирооснове режиссера оккультной тайны, метафизического зла, разлитого повсюду и легко овладевающего человеческим естеством. Да и названия тех работ, с которыми Поланский завоевал известность в Европе еще до сатанинского дебюта в США, характерны: "Отвращение", "Тупик" и "Бал вампиров".

Кстати, из самого благословенного "оплота демократии", то бишь из США, почетного гостя "Золотого орла" выперли. Вернее, он сам сбежал оттуда. И вовсе не по идейным соображениям, а потому что ему было предъявлено обвинение в растлении малолетней. За что в некоторых странах, как это не удивительно, все еще существует серьезное уголовное наказание. После чего прославившийся чертоискатель осел в Лондоне и подвизался на ниве создания фильмов о Холокосте. К слову, его он сам пережил в детстве, потерял родителей. Что вполне объясняет психофизическую травму, как основу произведений.

Однако то, что на личностном уровне является объектом сострадания, никак не может оправдывать привнесение художником зла в сознание зрителя. И вот этот самый зритель (то есть телезритель), который, к счастью, никакой "Розмари" не видел, знать не знает никакого Поланского, млеет. Ему показывают маленького, незнакомого и недоумевающего человека, который сует создателям "Острова" бронзовую птицу. То есть за такой православный фильм приз вручает заграничный "консультант" с нехорошим метафизическим и скандально-сексуальным шлейфом. И все довольны. Странная-престранная православность. О своих сомнениях по поводу фильма Лунгина я уже писал, поэтому сейчас не об этом.

Поразительна несамодостаточность. Она повсюду, в том числе и на телеэкране. Летом в телерепортажах с Международного московского кинофестиваля нас потчевали неким поляком Жулавским. Теперь вот Поланский. Ну не едут к нам "звезды" первой величины из Англии, из Америки. Ну и что? Ну ведь приехал на тот же ММКФ Депардье. Его наш зритель знает и любит. А если бы и его не было? Умерли б?

Все дело в том, что нет собственных больших работ, отечественные мастера не снимают достойного кино. Нет его и на телевидении. И то, что "Золотым орлом" наградили Глеба Панфилова, лишь обозначает "рыбообразность очередного рака". Можно и дальше жить "мероприятиями" и бегать в поисках очередного Поланского, чтобы как-нибудь заманить оного для "статусности". Икрой, апартаментами, лимузинами, выплатами гонораров...

А можно начать разработку подлинного героя, своей темы, своего кино. Ведь совершенно очевидно, что на ближайшие лет 20 Голливуд останется центром международного кинематографа. По этому поводу уже давно не комплексуют индийское, иранское, японское, китайское, корейское кино – все они идут своей дорогой. "Золотой орел" - это наша премия, и она должна поощрать наших кинодеятелей. Неужели в роли вручающего гораздо хуже смотрелся бы, скажем, замечательный и глубоко верующий православный артист Заманский? Правда, мог бы и отказаться.

Так значит надо пытаться снимать безусловное, выверенное. Надо работать, искать. Вместо этого нас ожидают "Двенадцать разгневанных мужчин" все того же Никиты Михалкова. Но ведь американский фильм с таким названием уже был! Наш кинематограф идет по пути французского, который пытался было состязаться на голливудских площадках и проиграл.

И на этом фоне своего телевизионного кино у нас просто не существует. Надо обладать немалой наглостью, чтобы назвать кинопродукцией те сериалы, что теперь появляются на главных телеканалах.

Адекватный телезритель "уходит" на просмотр DVD, и все чаще при этом будет отказываться от просмотра российского кино в пользу американского. Другого выхода у него нет. И это тем более обидно, когда есть впечатляющая отечественная киноистория, начала уникальной стилистики, богатейшая идейная и литературная основа национальной культуры. Если бы мы сами представляли на наших фестивалях великое кино, к нам с радостью бы ехали лучшие мастера со всей Европы и изо всей Азии.

Облегченно вздохнув, организаторы и участники фестиваля возьмут передышку… и начнут готовиться к следующему смотру (тусовке). Их у нас, благо, не перечесть. А чтобы скрасить самосведение к роли чеховского Фирса, начнут лихорадочно вызванивать и ловить очередного иностранного "консультанта".

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.