Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 октября 2019
Теленеделя: Мы перестаем стесняться своей душевности

Теленеделя: Мы перестаем стесняться своей душевности

Кто мы, какие мы в зеркале ТВ
Татьяна Корсакова
16.05.2007

Внимательный телезритель наверняка заметил, что прошедшая теленеделя ознаменовалась для нас неким политико-морально-религиозным поиском себя как народа...

Особенно ярко, в буквальном смысле слова, выглядело это в "Воскресном времени" Первого канала, запечатлевшего Таллин 9 мая: такого озера цветов город – в общем-то, цветочный, фиалковый, вряд ли когда-либо видел. Все мы, естественно, волновались, как там всё будет после известных событий? А было так. Защитники Бронзового Солдата скупили все цветы в городе, кто не успел – тот ждал до трех часов дня подвоза новой партии. Люди приходили на площадь Тыннисмяги и украшали ими сетку, которой эстонские власти обнесли бывшую святыню, затем пешком шли полтора километра до кладбища, где теперь стоит Бронзовый Солдат, становились на колени, протыкали землю и вставляли в образовавшиеся "лунки" розы, гвоздики, герберы… И стоял солдат, и смотрел на расцветшую перед ним прекрасную поляну.

#comm#Но для нас с вами интересно и другое, а именно слова комментатора о том, что эстонцы… не поняли, зачем украшать сетку цветами.#/comm#

Значит, мы все-таки люди разных цивилизаций… Хотя, вроде бы, одной христианской матери церкви.

На этой же неделе произошло другое событие, также неожиданно обозначившее религиозные корни восточно-европейских народов… Финал конкурса "Евровидение". После ликований в студии Андрея Малахова состоялось бурное обсуждение результатов. Оставим на совести Андрея Данилко (сколотившего себе имя и состояние на просторах России) его немужские метания по принципу "нашим-вашим", мне уже как-то неинтересно, спела Верка Сердючка "Раша, гудбай" или не принадлежащее ни к какому языку "Лаша тумбай": имеет значение попытка, а не конечный результат. Да и наше "Серебро", наверное, не осмелилось бы спеть свою песенку на русском языке, разве что с заметной стилистической правкой… Главное – не это. Главным был радостный крик присутствовавшего в студии депутата Госдумы А. Хинштейна о том, что "в тройку сильнейших вошли представители православных стран, то есть нашей культуры!" Александр, конечно, прав, но итог еще круче. В десятку лучших вошли посланцы семи стран, где большинство граждан – православного вероисповедания: Сербии, Украины, России, Болгарии, Белоруссии, Греции, Молдавии, а также армяне – представители одной из древнейших христианских церквей, очень близкой в православию.

#comm#Что-то все-таки происходит. Мы как будто перестаем стесняться своей душевности, искренности, внутренней мягкости – и в то же время стойкости в какие-то принципиальные моменты, то есть тех качеств, которые ненароком внушали нам в детстве наши православные бабушки, тех качеств, которые воспитывала в нас великая русская культура. #/comm#

Все это неожиданно проявилось и в передаче, посвященной одной из острейших проблем современной цивилизации – биомедицине, пересадке органов, и дебатам о возможности принятия у нас закона об эвтаназии. Это был очередной выпуск авторской передачи Киры Прошутинской – ток-шоу "Народ хочет знать" (ТВ Центр).

Должна ли подлинная демократия уважать свободу личности, в том числе, и в использовании достижений биомедицины? Так, несколько завуалированно, звучал первый вопрос ток-шоу. "Подлинная демократия, прежде всего, должна создавать условия для полноценной жизни человека, а значит, прежде всего, охранять его естественную жизнь, в том числе, начало и конец", - ответила одна из участниц дебатов доктор исторических наук, депутат Госдумы РФ Наталия Нарочницкая. С ней не согласился ее оппонент – врач Александр Этингер: "Подлинная демократия должна уважать свободу выбора, в том числе, - выбора, как умирать; к сожалению, этот выбор иногда встает".

Мне эта передача показалась и по теме, и по подбору участников, и по выводам, которые последовали в конце, - одной из самых глубоких, осмысленных из тех, что я видела в последнее время на телевидении. Дискуссия оказалась значительно серьезнее, чем, видимо, предполагали и сами ее организаторы.

#comm#Как, в самом деле, разрешить неразрешимую моральную проблему ожидания неизлечимым больным донорской почки или сердца? Ведь это означает только одно: он с надеждой ждет гибели молодого здорового человека в ДТП. #/comm#

Ведь продлить жизнь больному можно, лишь пересадив ему жизненно необходимый орган от погибшего. И вот оно, православное воспитание: жалко ведь всех их, сердешных… А, может быть, так и стоит расценивать волю Божью – Он допускает гибель одного ради спасения другого?..

Что касается проблем собственно эвтаназии, то ситуацию на передаче (о которой, кстати, сейчас очень много говорят в Москве) перевернула Вера Миллионщикова, создатель первого в нашей стране хосписа: "Я двадцать лет в онкологии, и за это время ни один (!) больной не просил его умертвить – все хотят жить до последнего, все имеют надежду". Она подчеркнула, что вместо того, чтобы обдумывать закон о добровольной смерти больного (самоубийстве, между прочим, со стороны больного и убийстве со стороны врача!), государство должно было бы озаботиться улучшением качества жизни больных в больницах, состоянием самих больниц, качеством подготовки врачей и т.д. Ее энергично поддержали доктор медицинских наук, зам. главного врача по науке Бакулевского центра Юрий Бузиашвили, священник о. Аркадий Шатов и другие.

В передаче ни разу не прозвучало слово "грех", но именно это понятие имелось в виду, когда большинство присутствующих отказали сторонникам эвтаназии в понимании и принятии их позиции.

Чрезвычайно важен был ответ Наталии Нарочницкой еще на один вопрос ведущей: "Считаете ли вы Россию страной особой духовности, для которой и в области медицинской этики существует особый путь?" Ответ определил ее четкую нравственную позицию, основанную на православных ценностях жизни: "Я не вижу здесь особого пути – мы просто дольше задержались от разложения… А путь у человечества вообще один – почитайте Евангелие".

"Дольше задержались от разложения". Эти резкие слова стоит запомнить. Они многое объясняют в нашей жизни и еще больше - предупреждают. Я даже вот о чем подумала. В последнее время иногда приходится слышать о случаях перехода представителей христианских конфессий в ислам. Не стоит сразу возмущаться – полезнее подумать. Ислам – это религия очень четких и очень определенных правил, и вполне возможно, что мятущиеся души хотят для себя и семьи этих правил, хотят ограничений. Хотят, возможно, и спасения от разложения, которое в избытке предлагает избыточно свободная западная цивилизация. Разве нет?

Но дело-то в том, что и православная цивилизация, и православные правила жизни при всей их внешней мягкости имеют жесткий внутренний каркас. Не нужен нам берег турецкий, как давным-давно пели в песне. Но свои берега, свои правила знать надо. Они спасут, уверена, от многих бурь.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
15.10.2019
Матвей Славко
На кончину легендарного космонавта Алексея Леонова.
Фоторепортаж
16.10.2019
Подготовила Мария Максимова
По всей стране проходит фестиваль «Наука 0 +».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».