Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Теленеделя: Мы перестаем стесняться своей душевности

Теленеделя: Мы перестаем стесняться своей душевности

Кто мы, какие мы в зеркале ТВ
Татьяна Корсакова
16.05.2007

Внимательный телезритель наверняка заметил, что прошедшая теленеделя ознаменовалась для нас неким политико-морально-религиозным поиском себя как народа...

Особенно ярко, в буквальном смысле слова, выглядело это в "Воскресном времени" Первого канала, запечатлевшего Таллин 9 мая: такого озера цветов город – в общем-то, цветочный, фиалковый, вряд ли когда-либо видел. Все мы, естественно, волновались, как там всё будет после известных событий? А было так. Защитники Бронзового Солдата скупили все цветы в городе, кто не успел – тот ждал до трех часов дня подвоза новой партии. Люди приходили на площадь Тыннисмяги и украшали ими сетку, которой эстонские власти обнесли бывшую святыню, затем пешком шли полтора километра до кладбища, где теперь стоит Бронзовый Солдат, становились на колени, протыкали землю и вставляли в образовавшиеся "лунки" розы, гвоздики, герберы… И стоял солдат, и смотрел на расцветшую перед ним прекрасную поляну.

#comm#Но для нас с вами интересно и другое, а именно слова комментатора о том, что эстонцы… не поняли, зачем украшать сетку цветами.#/comm#

Значит, мы все-таки люди разных цивилизаций… Хотя, вроде бы, одной христианской матери церкви.

На этой же неделе произошло другое событие, также неожиданно обозначившее религиозные корни восточно-европейских народов… Финал конкурса "Евровидение". После ликований в студии Андрея Малахова состоялось бурное обсуждение результатов. Оставим на совести Андрея Данилко (сколотившего себе имя и состояние на просторах России) его немужские метания по принципу "нашим-вашим", мне уже как-то неинтересно, спела Верка Сердючка "Раша, гудбай" или не принадлежащее ни к какому языку "Лаша тумбай": имеет значение попытка, а не конечный результат. Да и наше "Серебро", наверное, не осмелилось бы спеть свою песенку на русском языке, разве что с заметной стилистической правкой… Главное – не это. Главным был радостный крик присутствовавшего в студии депутата Госдумы А. Хинштейна о том, что "в тройку сильнейших вошли представители православных стран, то есть нашей культуры!" Александр, конечно, прав, но итог еще круче. В десятку лучших вошли посланцы семи стран, где большинство граждан – православного вероисповедания: Сербии, Украины, России, Болгарии, Белоруссии, Греции, Молдавии, а также армяне – представители одной из древнейших христианских церквей, очень близкой в православию.

#comm#Что-то все-таки происходит. Мы как будто перестаем стесняться своей душевности, искренности, внутренней мягкости – и в то же время стойкости в какие-то принципиальные моменты, то есть тех качеств, которые ненароком внушали нам в детстве наши православные бабушки, тех качеств, которые воспитывала в нас великая русская культура. #/comm#

Все это неожиданно проявилось и в передаче, посвященной одной из острейших проблем современной цивилизации – биомедицине, пересадке органов, и дебатам о возможности принятия у нас закона об эвтаназии. Это был очередной выпуск авторской передачи Киры Прошутинской – ток-шоу "Народ хочет знать" (ТВ Центр).

Должна ли подлинная демократия уважать свободу личности, в том числе, и в использовании достижений биомедицины? Так, несколько завуалированно, звучал первый вопрос ток-шоу. "Подлинная демократия, прежде всего, должна создавать условия для полноценной жизни человека, а значит, прежде всего, охранять его естественную жизнь, в том числе, начало и конец", - ответила одна из участниц дебатов доктор исторических наук, депутат Госдумы РФ Наталия Нарочницкая. С ней не согласился ее оппонент – врач Александр Этингер: "Подлинная демократия должна уважать свободу выбора, в том числе, - выбора, как умирать; к сожалению, этот выбор иногда встает".

Мне эта передача показалась и по теме, и по подбору участников, и по выводам, которые последовали в конце, - одной из самых глубоких, осмысленных из тех, что я видела в последнее время на телевидении. Дискуссия оказалась значительно серьезнее, чем, видимо, предполагали и сами ее организаторы.

#comm#Как, в самом деле, разрешить неразрешимую моральную проблему ожидания неизлечимым больным донорской почки или сердца? Ведь это означает только одно: он с надеждой ждет гибели молодого здорового человека в ДТП. #/comm#

Ведь продлить жизнь больному можно, лишь пересадив ему жизненно необходимый орган от погибшего. И вот оно, православное воспитание: жалко ведь всех их, сердешных… А, может быть, так и стоит расценивать волю Божью – Он допускает гибель одного ради спасения другого?..

Что касается проблем собственно эвтаназии, то ситуацию на передаче (о которой, кстати, сейчас очень много говорят в Москве) перевернула Вера Миллионщикова, создатель первого в нашей стране хосписа: "Я двадцать лет в онкологии, и за это время ни один (!) больной не просил его умертвить – все хотят жить до последнего, все имеют надежду". Она подчеркнула, что вместо того, чтобы обдумывать закон о добровольной смерти больного (самоубийстве, между прочим, со стороны больного и убийстве со стороны врача!), государство должно было бы озаботиться улучшением качества жизни больных в больницах, состоянием самих больниц, качеством подготовки врачей и т.д. Ее энергично поддержали доктор медицинских наук, зам. главного врача по науке Бакулевского центра Юрий Бузиашвили, священник о. Аркадий Шатов и другие.

В передаче ни разу не прозвучало слово "грех", но именно это понятие имелось в виду, когда большинство присутствующих отказали сторонникам эвтаназии в понимании и принятии их позиции.

Чрезвычайно важен был ответ Наталии Нарочницкой еще на один вопрос ведущей: "Считаете ли вы Россию страной особой духовности, для которой и в области медицинской этики существует особый путь?" Ответ определил ее четкую нравственную позицию, основанную на православных ценностях жизни: "Я не вижу здесь особого пути – мы просто дольше задержались от разложения… А путь у человечества вообще один – почитайте Евангелие".

"Дольше задержались от разложения". Эти резкие слова стоит запомнить. Они многое объясняют в нашей жизни и еще больше - предупреждают. Я даже вот о чем подумала. В последнее время иногда приходится слышать о случаях перехода представителей христианских конфессий в ислам. Не стоит сразу возмущаться – полезнее подумать. Ислам – это религия очень четких и очень определенных правил, и вполне возможно, что мятущиеся души хотят для себя и семьи этих правил, хотят ограничений. Хотят, возможно, и спасения от разложения, которое в избытке предлагает избыточно свободная западная цивилизация. Разве нет?

Но дело-то в том, что и православная цивилизация, и православные правила жизни при всей их внешней мягкости имеют жесткий внутренний каркас. Не нужен нам берег турецкий, как давным-давно пели в песне. Но свои берега, свои правила знать надо. Они спасут, уверена, от многих бурь.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..