Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 октября 2019
Теленеделя: "Кавказ невежества не прощает"

Теленеделя: "Кавказ невежества не прощает"

«Герой нашего времени» - как предупреждение классика
Татьяна Корсакова
13.06.2007

Режиссер Александр Котт экранизировал беспощадный роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" и обязан был оказаться готовым к беспощадной критике своего произведения "по мотивам романа" (именно так значится в титрах). И она появилась незамедлительно, сразу же после демонстрации сериала "Печорин" по Первому каналу.

Ну что: конечно, жаль, что понятное, привычное, прозрачное расположение глав в одном из главных романов русской литературы заменено в телефильме последовательным развитием сюжета – зато никто не упрекнет режиссера в хрестоматийности и пунктуальном следовании тексту.

Конечно, непонятно, почему вместо одной из гениальных пожилых актрис был взят на роль сердитой старухи Игорь Ясулович; теперь он запомнится зрителям немыслимым разнообразием своих персонажей: то голый на лестнице, то ангел в казахском фильме, то "таманский ведьм"…

Конечно, "Бэла" рассказана скороговоркой…

Конечно, странно, что Печорин в исполнении славного парня Игоря Петренко оказался проще, человечнее, словом, лучше своего литературного собрата, десятки миллионов раз обсужденного и осужденного в беспомощных, зато правильных, с точки зрения педагогического литературоведения, школьных сочинениях. Где, в самом деле, чайльдгарольдов плащ, где "тоски язвительная сила", где шокирующие мысли циника, где презрительный взгляд? Но... может, и не было этого вовсе? Может, привыкнув называть вечно 27-летнего поэта уважительно "Михаил Юрьевич", мы забываем, что роман из пяти сцепленных между собой рассказов писал не "мачо", но мальчик – гениальный, начитанный, много в жизни испытавший мальчик Мишенька?

Дотрагиваясь в тарханском подвале до металлического гроба поэта, я вспомнила и об определении Светланы Алексиевич, данном ею солдатам, которых вернули Родине в металлических гробах грузом-200: "цинковые мальчики". Вот такие ассоциации…

#comm#Петренко с головой выдает своего героя, далекого от элементарного цинизма, по меньшей мере, в трех случаях. #/comm#

Когда до последнего не хочет стрелять в подловатого и наивного дурака Грушницкого, когда загоняет любимого коня до смерти, прочитав прощальное письмо Веры, когда с неистовой нежностью называет "джанечкой" умирающую Бэлу. Эти эпизоды ярко прописаны и в романе (дело режиссера сделать их более выпуклыми, более зримыми или не делать этого), но нас ведь нацеливали в свое время лишь на избалованность "лишнего человека", к тому же бретёра, на его неоправданную, антиреволюционную (!) аполитичность и безразличие…

Боевой офицер, служащий на Кавказе, - "лишний человек"?! Однако…

Хочется пристальней вглядеться в фильм не с точки зрения "чистого искусства", а попытаться экстраполировать его дух и смысл на события и стиль нашего времени. Режиссер Александр Котт – родом из современности. Он знает современных людей и современную мораль. Он не специально осовременивает своего героя, но синтез, тем не менее, получается впечатляющим.

В наши дни никого уже не удивляют печоринские полупрезрительные сентенции по отношению к женщине. Это стало общим местом в отношениях полов. Вопреки утверждениям сексологов выбирает он, мужчина, и выбор у него стал богаче. Развитие общества в том, что касается любви между мужчиной и женщиной, пошло по пути, гениально предусмотренному Лермонтовым. Особенно это заметно сейчас, когда половина мужчин в России со времен Гайдара-мл. навсегда впала в отчаяние. Их объективно стало меньше. Они по-прежнему гибнут в войнах и на дуэлях, называемых ныне разборками. Да, мы слишком невнимательно прочли гения. Там было предупреждение.

#comm#Фильм снят очень по-русски, со всем многоцветьем природы Кавказа, который мы едва не потеряли.#/comm#

И это еще один из важных аспектов сериала. В нем чувствуется мощное напряжение между не очень-то покорными горцами и простыми русскими солдатами, охраняющими границы великого государства. Казбич и Азамат - великолепны: один неподкупен в своей вере и гордости, другой покупается и продается за шоколадки и коня. В сегодняшнем варианте читай: за энное количество лошадиных сил в иномарке.

Классика ценна для нас своей незастылостью! Это действительно магический кристалл, который в каждую отдельно взятую эпоху поворачивается к читателю другой гранью. Лермонтов писал странный, обескураживающий характер – а для современных читателей, возможно, главнее всего сейчас, после ужасной, обескуражившей всех и вся войны на Кавказе, стали острые отношения русских с другими нациями, с другой культурой, казалось бы, вполне породнившейся с остальной Россией на протяжении полуторавекового замирения… Но современная Чечня оказалась Бэлой, некогда вступавшей в любовные отношения с белокурым русским господином, но вырвавшейся из его объятий и вновь ставшей непокорной.

Около двенадцати лет назад мне пришлось принимать участие в одной московской телепередаче. Известная ведущая спросила, как я отношусь к войне в Чечне (а это было еще до самого катастрофического, в честь дня рождения Павла Грачева, штурма Грозного и долгих сражений в этом некогда, уж поверьте вечной путешественнице, богатом и цветущем городе). Я ответила: "Люди, начавшие эту войну, никогда не читали Лермонтова и Льва Толстого".

И вот чем обернулось.

#comm#"Печорин" еще раз предупреждает об особом чувстве Кавказа, которым должны обладать русские, об особой щепетильности и осторожности по отношению к кавказским нациям, о потребности изучать богатый опыт терского и кубанского казачества, умевших с помощью таких народных "методов", как куначество и аталычество, уживаться с соседями. #/comm#

Фильм предупреждает о необходимости много знать и понимать, прежде чем лезть на кавказские вершины. Кавказ невежества не прощает.

Своеобразным, очень своеобразным дополнением к художественному сериалу стал показанный по ТВЦ документальный фильм "Неопубликованный список Хлебникова". Пол Хлебников, напомню, был блестяще образованным потомком русских эмигрантов, великолепным журналистом и бесстрашным человеком. Был… Потому что убит за нероссийскую смелость на простой московской улице. Он начал развязывать другой кавказский узел...

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
15.10.2019
Матвей Славко
На кончину легендарного космонавта Алексея Леонова.
Фоторепортаж
16.10.2019
Подготовила Мария Максимова
По всей стране проходит фестиваль «Наука 0 +».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».