Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 августа 2019
Тайна Штирлица

Тайна Штирлица

О III Международном кинофестивале «17 мгновений весны…» имени Вячеслава Тихонова
Вера Демидова
15.02.2019
Тайна Штирлица

Внимание участников и гостей фестиваля, который проходит в Павловском Посаде, было сосредоточено в этом году на двух моментах – открытии в августе прошлого года Музея Вячеслава Тихонова (8.02.1928-4.12.2009) и 45-летии фильма «17 мгновений весны». Церемония открытия полностью была посвящена этой картине. «Нас всех объединяет любовь к творчеству народного артиста СССР Вячеслава Васильевича Тихонова, – сказала, открывая фестиваль, министр культуры Московской области Нармин Ширалиева. – Артист родился в Подмосковье, на павловопосадской земле. И в этом году мы отмечаем юбилей великого кино – «17 мгновений весны». Думаю, что и дальше будем развивать наш фестиваль». С приветственным словом выступили также глава городского округа Павловский Посад Олег Соковиков и президент фестиваля, актриса и продюсер Анна Тихонова.

Интерьер комнаты Тихоновых.jpg

Но перед этим участники побывали в Музее Вячеслава Тихонова на улице его имени, бывшей Володарской, неподалеку от железнодорожного вокзала. Дед артиста был железнодорожником, а бабушка домохозяйкой, отец работал на ткацкой фабрике, а мать – воспитателем в детском саду. Бабушка происходила из рода состоятельных крестьян Мироновых, державших в Павловском Посаде мастерскую готового мужского платья. Деревянный дом, в котором жила семья Тихоновых, обветшал и был разобран, бревна использовали при возведении нового здания. Сохранился сад со старыми деревьями, где принялись и новые саженцы. Возле дома устроены прогулочные дорожки со скамейками, которые, как рассказывают, не пустуют в теплое время года.

Музей актуально оформлен, его экспозиции позволяют во всей полноте составить представление о жизни и творчестве удивительного актера. Вы увидите личные вещи Вячеслава Васильевича, письма, архивные фотографии, костюмы, в которых он снимался в своих знаменитых фильмах, раритетный сценарий «Войны и мира» с его пометками, государственные награды. В зале «Детство и ранняя юность В.В. Тихонова» познакомитесь с подлинным интерьером комнаты (на фото), где жила семья, узнаете о детстве актера и школьных годах. В небольшом кинозале со скамейками военного времени вам покажут фрагменты фильмов с участием Николая Черкасова, Петра Алейникова, Бориса Андреева, Николая Крючкова, Марка Бернеса, которые очаровывали когда-то мальчишку в кинотеатре «Вулкан».

В следующих двух залах, с помощью интерактивных экранов можно изучать фильмографию Тихонова, начиная с «Молодой гвардии»: «Дело было в Пенькове», «Мичман Панин», «Война и мир», «Доживем до понедельника», «17 мгновений весны», «Они сражались за Родину», «ТАСС уполномочен заявить», «Сочинение ко Дню Победы», «Андерсен».

Впечатляют огромное фотопанно Тихонова в образе Штирлица рядом с его автомобилем и лесной уголок, где присели отдохнуть Белый Бим и его хозяин. Музей воссоздает атмосферу лучших фильмов Вячеслава Тихонова, с успехом игравшего гуманистов, убежденных в победе добра над злом. В противовес распространенному мнению, что образы отрицательных героев куда более выигрышные.

Образу Штирлица, созданному Вячеславом Васильевичем, на фестивале воздали сполна. И прежде всего, коллеги, снимавшиеся вместе с актером в «17 мгновениях весны». Василий Лановой – генерал Вольф, Элеонора Шашкова – жена Исаева, Ольга Сошникова – Барбара, за Бормана – Татьяна и Варвара Визборы, за Микаэла Таривердиева, автора музыки, – Вера Таривердиева. С экрана им помогали дочь Юлиана Семенова – Ольга и недавно ушедший Иосиф Кобзон. Жаль, что не приехали радистка Кэт – Екатерина Градова, Габи – Светлана Светличная и Айсман – Леонид Куравлев. Все вспоминали о необыкновенной атмосфере съемок, которую задавала Татьяна Лиознова, четко знавшая, как нужно снимать это кино, а главное – работать с актерами. Вспомнили, часто с юмором, всех: и Мюллера – Броневого, и Шелленберга – Табакова, и пастора Шлага – Плятта, и Плейшнера – Евстигнеева. И у каждого нашлась история о том, как фильм продолжает жить в зрителях разных поколений и порой даже помогает потомкам в разборках, к примеру, с гаишниками, несмотря на то, что скоро ему стукнет полвека. Вел церемонию спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству и худрук Московского театра мюзикла Михаил Швыдкой.

А что же сам Штирлиц? Мне в интервью 1999 года на вопрос, чем он сам объясняет обвальный успех фильма, Вячеслав Васильевич ответил: «Этого не знает никто, потому что существует тайна искусства. Знаем, сколько хороших картин с прекрасными актерами выходит на экран и тут же забываются.

На успех «Мгновений» работало все – и время, в которое фильм вышел, и уникальная личность Юлиана Семенова, и актерский ансамбль, с такой точностью подобранный Татьяной Михайловной Лиозновой. Многое привносилось актерами, и Лиознова была очень внимательна к нашему видению героического времени.

«Не надо» произносила только в крайних случаях, а чаще молчала, выслушивая наши предложения. И это означало – годится. Татьяна Михайловна очень бережно, я бы сказал, по-матерински относилась ко всем ролям в фильме – отчасти разгадка формулы успеха в этом». 

Если судить по цитатнику в интернете, нельзя сказать, чтобы Тихонов очень любил эту роль: «Анекдоты о Штирлице не коллекционирую – даже тема эта мне неприятна. Максим Максимович Исаев – я так его называю. Скажу сразу: после этой картины мне было трудно жить. Куда бы ни приходил, говорили: "Смотрите, Штирлиц пришел". Мне и пишут нередко по адресу: "Мосфильм", Штирлицу". Объяснял: "Как ни странно, но в роли я искал такие места, где Исаев не разведчик, где он как бы приоткрывается на миг, чтобы в следующую секунду снова оказаться на самом переднем крае войны. Мне надо было убрать из-под Штирлица пьедестал, суперменство, которые так и лезли изо всех фильмов про разведчиков"».

И здесь в унисон с Штирлицем-Тихоновым прозвучал на вечере голос генерала Вольфа-Ланового: «Татьяна Михайловна Лиознова, приглашая меня на эту роль, говорила – «Не надо играть фашиста таким, какими их изображают у нас в журнале «Крокодил». Сыграй идеологического противника, могучего, умного, мудрого, но – противника». Помните сцену на аэродроме, когда Шелленберг спасает Вольфа от антифашистов, вот таким четким, жестким, волевым и достаточно умным надо было его сыграть». И еще одно признание Тихонова – «Если бы рядом со мной не было столь хитрого и вроде бы добренького врага Мюллера, может быть, не так прозвучала бы роль Штирлица». Ну и быль-анекдот о бутылке коньяка, переданной реальным толстяком Вольфом «худому и непохожему» Лановому через Юлиана Семенова, не стареет. Она вновь прозвучала на вечере.

На фестивале по традиции было два конкурса – 10 полнометражных фильмов из семи стран и 10 киносериалов, поскольку известно, что 12-серийный телефильм «17 мгновений весны», удостоенный Госпремии России, был первым советским сериалом, признанным в качестве эталона. Конкурсы судило жюри под председательством народного артиста РСФСР Сергея Никоненко, ему помогали музыковед, президент Благотворительного фонда Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева, актер Мартиньш Вилсонс (Латвия), заслуженная артистка РСФСР Наталья Варлей, кинокритик и телеведущий Андрей Смирнов. Лучшими признаны фильм Константина Фамма «Свидетели» (Россия/Беларусь/Чехия/Франция/Польша/Израиль) и киносериал Алены Званцовой «Частица Вселенной».

Все основные призы, исключая итальянский фильм «Закону тут не место» – диплом «За яркое воплощение актуальной сатиры» Сальво Фикарре и Валентино Пиконе, получили российские фильмы. Призами за лучший игровой фильм и лучшую режиссуру награжден Александр Котт («Спитак»).

Лучшими сценаристами признаны – Авдотья Смирнова, Анна Пармас, Павел Басинский («История одного назначения» Авдотьи Смирновой), лучшим оператором - Андрей Дейнеко («Варавва» Евгения Емелина), лучшим композитором – Серж Танкян («Спитак» Александра Котта). Призы за лучшую мужскую и женскую роли получили: Павел Крайнов («Варавва» Евгения Емелина) и Оксана Фандера («Свидетели» Константина Фамма).

20190207_165334.jpgВ конкурсе киносериалов призы - за лучшую режиссуру вручен Александру Котту и Константину Статскому («Троцкий»), за лучший сценарий – Кириллу Журенкову, Надежде Воробьевой, Ануш Варданян, Эдуарду Володарскому, Владимиру Хотиненко, Марине Денисевич («Демон революции» Владимира Хотиненко). Призы за лучшую мужскую и женскую роли – Алексею Макарову («Частица Вселенной» Алены Званцовой) и Юлии Снигирь («Кровавая барыня» Егора Анашкина). Дипломом за лучший комедийный сериал награжден – Петр Буслов («Домашний арест»).

В программе прокатных хитов приз президента фестиваля Анны Тихоновой вручен фильму «Движение вверх» Антона Мегердичева. В церемонии закрытия приняли участие известные кинематографисты, лауреаты фестиваля, а также актеры театра и кино и музыкальные исполнители, среди которых Евгений Дятлов, Иван Колесников, Екатерина Семенова, Татьяна Владимирова, Павел Крайнов. Вели церемонию закрытия Анна Тихонова и актер Гела Месхи.

Кинопоказы в ДК «Павлово-Покровский» и Доме культуры «Октябрь» были бесплатны. Помимо конкурсов, зрители увидели внеконкурсные программы и ретроспективы: прокатные хиты и фильмы с участием Вячеслава Тихонова, спецпоказы «Спасти Ленинград» и «Не чужие» Веры Глаголевой, документальные и итальянские короткометражные ленты. Посмотрели спектакль «Клев» с участием актеров из Латвии Мартиньша Вилсонса и Арниса Лицитиса и моноспектакль Максима Аверина «Все начинается с любви. Продолжение». Павловопосадцы познакомились с фотовыставкой, посвященной творчеству Тихонова, приняли участие в мастер-классах по мультипликации и актерскому мастерству.

Фестиваль прошел при поддержке Минкульта РФ, Минкульта и губернатора Московской области, Союза кинематографистов России, а также президента фестиваля «Амурская осень» Сергея Новожилова.

Яркое впечатление осталось у участников от посещения Музейно-выставочного комплекса «Княжий Двор» в поселке Большие дворы. Экспозиции, рассказывающие о традициях охоты Куньей волости, историческом бое при реке Вохна в 1812 году, об истории Павлово-Посадских текстильных предприятий, литературном Павловском Посаде и истории кинематографии Московской области, многое объясняют в характерах, натурах и одаренности современных павловопосадцев, прославивших родной край. Ярчайшей звездой среди них блистает имя Вячеслава Тихонова.


Фото автора

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Панджшер
21.02.2019 5:53
Как говорил один персонаж "Кавказской пленницы", "плохо мы еще воспитываем нашу молодежь". И вот результат - антифашистов отыскали аж в гестапо. Нехорошо.
stan
16.02.2019 20:51
"когда Шелленберг спасает Вольфа от антифашистов"
- чего?
Вольф на аэродроме был спасён не от антифашистов - а от агентов гестапо (4-е управление РСХА, тайная политическая полиция).
Шелленберг возглавлял СД (6-е управление, внешняя разведка)

Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».