Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 февраля 2020
Свет православных святынь

Свет православных святынь

В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Православные иконы России, Украины, Беларуси»
Олеся Коваль
27.06.2008
Свет православных святынь

В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Православные иконы России, Украины, Беларуси». Этот совместный проект трёх ведущих музеев – Государственной Третьяковской галереи, Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника и Национального художественного музея Республики Беларусь осуществляется в рамках Дней празднования памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.  

 

На пресс-конференции, предшествовавшей открытию выставки, директор Государственной Третьяковской галереи Валентин Родионов отметил, что это самая ответственная выставка года, и подготовлена она была на высшем уровне. «Мы обращаемся к нашим общим истокам, к православной вере и её самому яркому воплощению в творчестве, художественному воплощению – к иконам», – отметила заместитель директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева.  

С древнейших времён изображения Христа Спасителя, Божией Матери, ангельских чинов и святых пользовались глубочайшим почитанием у верующих. Иконы стали вершиной не только церковного искусства, они пополнили сокровищницу мировой культуры. Икона – это целый мир, объединяющий православные народы. Развиваясь в разных исторических условиях, русская, украинская и белорусская иконопись обрела национальное своеобразие и стала явлением в культуре каждой из стран. В иконе раскрывается душа народа, в ней находят отражение традиции, нравы, быт, своими корнями уходящие в глубину веков. На протяжении столетий именно икона и приверженность к православной вере являлись объединяющим началом, поддерживающим стремление народа отстоять своё национальное самосознание, язык, культуру.  

Среди экспонатов выставки – иконы святых, общечтимых для трёх народов: «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Одигитрия», «Богоматерь Ильинская Черниговская», «Успение»; такие памятники, как семифигурный новгородский «Деисусный чин» XVI века, сложная подробная композиция «Рождество Христово» второй половины XVII века, «Иконостас» XIX века, где изображена алтарная преграда храма, состоящая из семи ярусов и отражающая своеобразие русской иконописи (высокий иконостас зародился на Руси в XIV веке и позднее появился во всех остальных православных храмах).  

Нынешняя экспозиция представляет более восьмидесяти икон с изображением ликов самых почитаемых в православии святых.

 

В разделе ранних икон – иконы, сохранившиеся в собрании Третьяковской галереи. По этим древним памятникам можно судить о многообразии искусства древнерусских художественных центров – Ярославля, Суздаля, Великого Новгорода, Пскова, Москвы в XIV–XVI веках. Так, самая древняя икона «Никола» датируется первой половиной XIV века, а её особые качества (использование колорита, основанного на сочетании сближенных тонов, стремление к мягкости и лиричности образа) позволяют считать местом её возникновения ростовско-ярославский регион. На выставке представлены иконы первых канонизированных русских святых – князей Бориса и Глеба, киевского князя Владимира Красно Солнышко, митрополита Ростовского Димитрия, автора-составителя широко известного труда «Четьи Минеи».  

Один из самых ценных памятников – икона XV века «Успение Богоматери», или, как её ещё называют, «Голубое Успение» – за необыкновенно чистый голубой цвет, который редко встречается в русской иконе. По устному преданию, эту икону Успения Богоматери обнаружили на колокольне в Минске.  

Киево-Печерский заповедник и Национальный художественный музей Республики Беларусь привезли в Москву настоящие жемчужины своих коллекций, многие из которых в России ещё не видели.

 

Включённые в экспозицию выставки памятники украинской иконописи знакомят с её разнообразием и самобытностью, а также предоставляют возможность проследить пути развития иконописи на протяжении XVI–XIX веков от поствизантийского периода до эпохи барокко – времени расцвета украинской национальной культуры. Киево-Печерский историко-культурный заповедник представляет иконы из различных регионов – Волыни, Галиции, Киева и Киевщины, Черниговщины, которые являлись ведущими художественными центрами на разных этапах эволюции национальной школы иконописи.  

Представленные на выставке памятники из Национального художественного музея Республики Беларусь – только небольшая часть сохранившегося до наших дней духовного художественного наследия белорусского народа. Географическое положение страны между католическим Западом и православным Востоком обусловило особый путь развития местной иконописи, отличающейся яркими национальными чертами. Особенности белорусской иконы, её национальный характер ярко выявились в памятниках XVI–XVIII веков. Несмотря на нестабильную политическую ситуацию, проблемы с государственным статусом, поликонфессиональный характер культуры Беларуси, иконопись этого времени свидетельствует о высоком уровне творчества белорусских мастеров от эпохи Ренессанса до века Просвещения. Сохранившиеся экспонаты демонстрируют разнообразие стилей и направлений национальной иконы – от памятников, наследующих византийские традиции, до произведений периода барокко и классицизма. Под влиянием западноевропейского искусства в белорусской иконописи XVI века наблюдается поиск новых выразительных средств на пути к созданию более «жизненной» трактовки изображений святых. В стилевом отношении эти самобытные памятники сочетают черты позднего Ренессанса и раннего барокко. Представленные иконы отражают демократическое мировоззрение мастеров, адресную направленность слоям мелкой и средней шляхты. Многие из белорусских иконописцев – выходцы из народной среды.  

Самое раннее из известных в Беларуси изображений «Рождество Богоматери» относится к XVI веку. Это икона из Николаевской церкви в селе Ляховцы Брестской области. Она представляет собой соединение сюжетов: традиционного варианта иконографии с фигурой праведной Анны, дев с дарами и сценой омовения новорождённой Марии и сцену «Ласкание Богоматери», известную по русским иконам XV–XVI веков.  

Пресвятая Богородица – один из самых почитаемых образов в мировом искусстве. В Беларуси наибольшее распространение получили иконы «Богоматерь Одигитрия» как воплощение идеи заступничества и милосердия. Пинская «Одигитрия», например, по стилистической близости приписывается мастеру Георгиусу, отличается лиризмом и мягкой женственностью образа Богоматери. Плавные линии силуэта, утончённая живопись красного, синего, голубого, охристого тонов в сочетании с золотым фоном создают праздничный образ. Икона является парной к иконе «Спас Вседержитель».  

В Третьяковской галерее выставка будет открыта до 13 июля, с 28 июля по 14 сентября её представят в Киево-Печерской лавре, а с 29 сентября по 9 ноября – в Национальном художественном музее Минска.  

К выставке издан каталог, открывающийся приветствиями Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, а также приветствиями директоров трёх музеев. В каждой из стран каталог будет издан на государственном языке. 



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
18.02.2020
Валерий Панов
75 лет тому назад погиб один из лучших полководцев Красной армии.
Фоторепортаж
21.02.2020
Подготовила Мария Максимова
На выставке в Музее Международного нумизматического клуба представлено 234 экспоната.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».