Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 ноября 2019
Спасибо террористке

Спасибо террористке

Размышления после премьеры телефильма «Террористка Иванова»
А. К.
22.10.2009
Спасибо террористке

Эта премьера была долгожданной не потому, что зрителей долго и беспощадно терроризировали анонсами сериала, а потому, что заявленная в них тема со времён легендарного говорухинского фильма продолжает оставаться насущной и всенародно чаемой.

Тема попранной справедливости и справедливого возмездия! Нет доверия ни чиновникам, ни судам, ни милиции, нет неотвратимости наказания, нет уверенности в завтра и защищённости сегодня, нет нравственных констант, позволено всё – во всех слоях жизни нагло побеждает рыночная мораль, когда за деньги можно «отмазать» любого вора, педофила и убийцу. И потому то там, то здесь нынешние «ворошиловские стрелки» разного возраста и пола, доведённые до отчаяния, приводят свои приговоры в исполнение…
Анонсировалась и другая насущная тема – тема любви, да, да, любви, которая, смею думать, в жизни всё ещё есть, а вот на экране её, не только большой и чистой, но и самой обыкновенной, страстной, первой, верной, бестолковой, но настоящей, – днём с огнём. Хомячки из «Дома-2» строят её, строят и, кажется, окончательно «построили», превратив главное человеческое чувство в хамскую случку.
Привлекало и имя сценариста: Эдуард Володарский – замечательный, прославленный. И Мария Шукшина, Алексей Серебряков, Анатолий Журавлёв, Юрий Назаров тоже привлекали – артисты хорошие, нынешние телебудни покуда не стёрли их лица в сериальную пыль.

Вот эта фора и заставила смотреть многосерийный фильм с взыскательным интересом. В нём не было халтуры, были серьёзные художественные намерения, превосходно сыгранные сцены, выстроенные кадры.

Но на всех стадиях воплощения, к сожалению, мешали некоторые нестыковки и натяжки:
1) в сценарии:
я, например, так и не понял: почему героиня мстит следователю, а не подонку-собачнику? Почему она вершит свой самоубийственный суд, наплевав, в общем, на единственное, что у неё осталось от горячо любимого мужа, – сына, к тому же инвалида? В сценарии всё это как-то объясняется, но не вытекает из логики развития заявленных характеров. Присутствие же в сериале криминальной линии с торговцем нитроглицерином (его, кстати, хорошо играет Николай Добрынин) я тоже не понял. Для рейтингового блезиру – у нас, мол, как у взрослых, не только любовь до гроба, но и мочат круче, чем в «Крёстном отце»? А то, что герой этот присутствует в качестве ложного любовного следа, становится ясно тотчас после появления в кадре «настоящего героя-любовника» – Серебрякова. В сравнении, скажем, с близкими по теме «Палачом» (с Ириной Метлицкой в главной роли) и тем же «Ворошиловским стрелком» (с Михаилом Ульяновым), где все поступки героев безукоризненно мотивированны, здесь налицо некоторое навязывание психологически неоправданных сюжетных ходов, более необходимых, видимо, для метража, чем для существа дела. Хотя попытка продолжить тему возмездия и выйти на новые обобщения – повторяю, долгожданная.

2) в режиссуре:
сцены с бандитами в последней серии такие супер-пупер по-голливудски гангстерские, что следующие, семейно-любовные, смотрятся несколько странно. Вообще сгущённость мелодраматических деталей на лирическом направлении входит в противоречие с беспощадной жёсткостью криминальной линии. Режиссёр Влад Фурман, снимавший до того сериалы «Агент национальной безопасности» и «Бандитский Петербург», в жанре триллера проявляет себя гораздо изобретательнее, чем в психологической драме. Им не решены (или решены формально) главные сцены, из которых мы должны понять, что между героями Шукшиной и Журавлёва сумасшедшая любовь – они смотрят друг на друга, как надо, говорят про любовь, как надо, но я, скорее, понимаю сценарную задумку, чем верю ей.

3) в актёрской игре:

артисты стараются, к ним претензий нет, но обидно то, что это старание в оправдывании предлагаемых обстоятельств иногда уж очень заметно.

Убедительнее всех, на мой взгляд, герой Серебрякова… Но вот переключился я в рекламной паузе на канал «Россия», где шёл «Штрафбат» по сценарию того же Володарского, и увидел точно такого же Серебрякова, такого же хорошего, жертвенного, убитого жизнью доходягу.
Не будем сейчас останавливаться на причудах яростной конкурентной войны между двумя первыми кнопками (она называется контрпрограммированием).

Но мифологизированная неправда «Штрафбата» с малохольными зэками (блатными и политическими), которые символизируют у авторов армию-победительницу, очень уж перекликается с мифологизацией современности в «Террористке Ивановой», когда по воле создателей сериала практически шахидкой становится тётка из химчистки.

А если всерьёз опираться на реальность, давно ждут кинематографического осмысления настоящие, а не выдуманные коллизии русского терроризма – например, покушение на Анатолия Чубайса, взрывы на Черкизовском рынке и другие чисто русские теракты.

Однако, в заключение, тем не менее, скажем «Террористке Ивановой» спасибо, так как в отличие от множества других сериалов, где ни идей, ни сценария, ни режиссуры, ни исполнения ролей, достойных профессионального анализа просто нет, она заставила размышлять и судить о себе по гамбургскому счёту.

По материалам «Литературной газеты»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

dixi
12.11.2009 23:07
Владимир Иванович, вот именно, не надо заниматься борзописанием. Оказывается зеки победили! Что же тогда большинство народа делало? Смотрели как там зеки рубятся и мародерничают! А по теме могу сказать, относитесь поспокойней к разухабистой халтурке.
Владимир Иванович
30.10.2009 1:28
"Но мифологизированная неправда «Штрафбата» с малохольными зэками (блатными и политическими), которые символизируют у авторов армию-победительницу.."

Прообразы этих "малахольных" не только кровь пролили, но и в большинстве своём жизнь положили на алтарь Отечества. И то, что они зэки, не даёт права современным писакам так пренебрежительно-презрительно о них отзываться. В фильме только малая часть пережитого ими. А сколько же было на самом деле? Того, чего не расскажешь, да и никакая книга не вместит. Жизнь посложнее борзописаний.
Владимир Иванович
29.10.2009 0:08
для "guess
24.10.2009 12:08""
Не надо грязную пену принимать за морскую волну.
guess
24.10.2009 12:08
Не суть важно кто и как там сыграл. Фильм о беспеределе человеческих взаимоотношений в России. Да их и человеческими-то можно назвать с натяжкой. Народ оскотинел. Всё продаётся, даже самое дорогое и родное, что есть у россиян. Никакой морали и стыда. Полная распущенность нравов. Нравственный разврат человеческого бытия и почти полное отсутствие цивильности. Таковы реалии сегодняшнего российского социума. Мозги у россиян на бекрень, как говорится.
Так что нечего пережёвывать и пенять на зеркало.
одесситка
23.10.2009 6:06
Сериалы не смотрю, надоел этот суррогат. И "Террористку Иванову" смотреть не собиралась. Случайно переключила на Первый, и увидела Машу Шукшину в роли. Поразилась её игре. Всё-таки, она талантлива, и не было  неприятно за халтуру, и героине веришь и сочувствуешь. Только из-за Маши досмотрела фильм до конца.  А  Серебряков разочаровал: совершенно "деревянный"голос, абсолютно "плоский"герой. "Не верю!" Больше этот сериал смотреть не буду (при повторах), не интересно, в нём всё ,кажется, не крепко сшито, а только наживлено, да ещё белыми нитками.
Теймур
23.10.2009 0:14
Да, Володарский хааароший сценарист, в смысле честный по отношению к исторической правде и большой народолюб. Этого "замечательного" и "прославленного" замечательно ославил Бушин. И ныне его опус "Штрафбат" отравляет мозги юнцов на РТР. И Влад Фурман хорош. Кто не видел его Леху Николаева, - агента скуловорота и кота?
Прошу не считать меня коммунистом - эта издевательская фраза, вложенная в уста Лехи - прекрасный образчик патриотизма Фурмана и его продюсеров. Да, "Террористка" куда правдивее. Но эта черта есть побочный результат в реализации главной идеи - покорства бунтарки (пролетарки Ивановой) перед носителем власти - следователем артиста Серебрякова.

Эксклюзив
21.11.2019
Сенсационный фильм «Цареубийство. Следствие длиною в век» покажет телеканал «Россия 1».
Фоторепортаж
20.11.2019
Подготовила Мария Максимова
Выставка в «Коломенском» рассказывает о том, как воспитывали и учили детей Николая II.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».